НАСТАВЛЕНИЯ
К оглавлению Слово 111
Поучения говорятся, чтоб вы, слушая их, исправлялись, а вы все такими же остаетесь:
перестаньте же быть так мало внимательны, и деятельны.
Спрашиваю вас, для чего говорится поучение? Для того ли, чтоб
оно только прочитано было в определенный час и почесало слухи ваши, или для того,
чтоб вы похвалили меня, или так без определенной цели? Ни для чего такого; но
для того, чтоб вы вникли в говоримое, всею душою прияли силу слова и плод принесли
благодатью Христовою, при споспешествовании вам и молитвы отца моего и вашего.
- Таково мое намерение и долг; но что я вижу? - Вижу, что как только кончится
поучение, тотчас исчезает у вас из памяти все, не оставляя следа, как будто ничего
и говорено не было. Оттого, как только выйдем вон, по окончании службы, тотчас
впадаем в те же погрешения, как обычно. Один начинает безвременно разговаривать,
другой роптать, тот пересуды сплетать, этот прячется в угол, чтоб соснуть и просыпает
рукодельный час, а когда является, руки у него оказываются немощными
и колена разслабленными (Сирах.25,26). Оставляю говорить о прочем. Не так,
чада мои, не так следует сему быть; чтоб иначе не услышать вам: люди сии устами
благословляют меня, сердце же их далеко отстоит от меня. Но когда услышите спасительное
слово, из поучения ли моего, или из Божественного Писания, которое читалось, как
только случится, да породится в сердце вашем движение страха Божия, искра любви
к Нему, желание преуспеяния, намерение исполнять верно святые заповеди Его, да
сподобимся Царствия Его.
Слово 112
1) Духовный у нас бег: кто зрители? На что должно быть обращено внимание бегущих?
Кто образцово бежит?
2) Не должно завидовать обычным отличиям монастырским; неразумно все, что в таких
случаях говорят недовольные: исправьтесь же, за кем это водится.
1) Вы скороходы Владыки Бога, и бег ваш не по земле, но от земли
до неба; зрители не люди, а сонмы Ангелов и Святых; раздаятель венцов - Сам Господь,
и венцы неувядаемы. Блаженны вы, что вступили в сие поприще состязания, приняв
схиму. Но тут вами положено только начало; - венцы же даются только совершившим
бег. Да смотрит же каждый из вас добре, как течет; да замечает знаки на поприще,
определяющие успех бега, т.е. преуспеяние в добродетелях; зорко да смотрит на
препятствия, - и напрягается преодолеть их, - т.е. на искушения плоти, мира и
диавола, приемля силу на то от Духа Святого; никто не смотри по сторонам, а на
одну точку вперив взор, где конец бега, туда да устремляет все силы свои. Бег
еще не кончен. Доселе текли вы добре; теките и отселе не с меньшим рвением и напряжением,
соревнуя друг другу, и друг другу вспомоществуя. Кто перегнать может всех? Кто
смиреннейшим паче всех будет. Кто образцово бежит? Кто бывает послушнейшим, благоговейнейшим,
безропотливейшим, псалмопевнейшим, безмолвнейшим, трудолюбивейшим, молитвеннейшим,
откровеннейшим, бездерзостнейшим, незлобивейшим, независтливейшим, вернейшим,
отцелюбивейшим и всяким другим, чем обнаруживается действо совершенной добродетели
и по душе, и по телу. Вот в чем да будет бег ваш, и вот чем восходим мы от силы
в силу, и от мира на небеса.
2) Любовь да будет отличительною чертою вашею, характеризующею
вас, как учеников Господних. Пребывая же в любви, любовно принимайте всякое отличие
братий, их предпочтение и повышение в служениях, рукоделиях, местах стояния и
в рядах. Да отступит зависть, рвение, гнев. Благоприятное братиям принимай каждый,
как благоприятное себе самому, и радуйся успехам их. Так благоугождается Бог и
стяжевается полная над всем победа. Любовь есть венец добродетелей. А огорчаться
тем, что тот-то предпочтен в таком-то деле и в таком-то служении, есть дело гнилое
и вредное и признак противоположной стороны. Не так, чада мои, не так. Не справедливо
говорить: меня бы следовало успокоить паче того-то, или: я старее такого-то, -
мне и высшее место. Бегайте, молю вас, таких сетей диавольских. Но что добро,
что честно, что подобает святым, елика братолюбна, елика смиренномудра, елика
последнейша, сия помышляйте, сия гоните, сия стяжать пекитесь, действуя во всем
детски, незлобиво, искренно, как избранный народ Господень, ничего кроме повеленного
не допуская. Если же и случится какое посколзновение, спешите исправить то и загладить
понесением епитимии, да в день воздаяния услышите оный превожделенный глас: приидите
благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира
(Mф.25,34).
Слово 113
1) Доброе положили вы намерение; но это не избавляет вас от искушений врага, кои
и испытываете. Но будьте верны обету своему, и Бог поможет устоять.
2) Отбросьте же дела тьмы и преуспевайте в делах света: ибо первые привлекают
гнев Божий, а вторые - благословение.
3) Ныне много у нас больных: здоровые - послужим болящим; болящие - будьте терпеливы
и всем довольны. У нас нет слуг: братия служат по любви и послушанию. Воодушевитесь
трудящиеся: Бог все видит.
1) По благоволение Божию, все вы в числе спасаемых есте, все
вступили на путь спасения, и у всех вас нет другого искания, кроме как улучить
спасение; но как есть диавол, противник всякому добру, то многие из нас подвергаются
от него искушениям, не желаемым: одних разжигает он сластями похотными, принимая
в пособие себе вожделения юности, - других низлагает любоначалием, из-за которого
и сам низпал с неба, а иных разслабляет нерадением, вяжет унынием, и ведет, как
хочет и куда хочет, расстраивает неверием и, пленив своенравием, научает неуместным
делам. И что одно за другим перечислять все, чем он преткнуть нас покушается каждодневно,
на этом одном стоя и выжидая лишь, когда мы дозволим себе послабления и вдадимся
в распущенность? Но да запретить ему Господь Бог, сказавший морю: молчи, престани
(Мк.4,39), и да отженет его от нас подальше куда-нибудь. Это и бывает, когда мы
в самих себе сосредоточиваемся и непрестанно имеем во внимании первую цель нашего
в обитель вступления: ибо мы, пред свидетелем Богом, обещали переносить всякую
скорбь и тесноту даже до смерти.
2) Потому отбросьте все все, противное исканию спасения: малодушествующие
малодушие, любоначальствующие любоначалие, ленящиесяленость, сластолюбствующие
сластолюбие, гордящиеся гордость, тщеславящиеся тщеславие, дерзостные дерзость,
безчинствующие безчиние, многословящие многословие, миролюбивые миролюбие, плотолюбивые
плотолюбие, печалящиеся неразумную печаль; кто завидует зависть, кто задорничает
задорность, кто бранчив бранчивость, кто празднолюбив празднолюбие. Таковы дела
тьмы и виды зла - изобретения и внушения лукавого! Богу же благому угодны - мир,
кротость, смирение, послушание, независтность, трудолюбие тщание, бодренность,
любовь, надежда, благочиние, молитва. Таковы дела света, таковы оружия правды
и доблести святых! Умоляю вас, любви ради к Господу, пробудитесь усыпленные страстями,
восприимите бодренность дремлющие под обаянием прелести вражьей. Если желаем жить
доброю жизнью и если любим видеть дни благие, послушаемся того, кто говорить:
уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и (Пс.33,15). Где
очи Господни благоволительные? Очи Господни на праведные и боящыяся Его
(Пс.32,18). А где лице Господне разгневанное? Лице же Господне - на творящыя
злая, еже потребити от земли память их (Пс.33,14). И все следующие слова псалма
сего представляют прекрасные внушения, если пожелаем вникнуть.
3) Во дни сии много у нас больных братий: время такое нездоровое.
Здоровые, - поможем болящим. Болящие, примем сие наказание Господне, как спасительное,
и, благодушно перенося болезнь, будем благодарны за все, подаемое нам. Когда же
избавимся от болезни, не будем носиться попусту туда и сюда, но приступим опять
к делам своим. Ибо у нас нет наемных рабов, на одно то определенных, чтобы прислуживать,
- как это бывает у мирских людей; но мы сами себе и рабы и господа, услуживающие
и приемлющие услуги, - при чем каждый смотреть должен, чтоб больше услуживать,
чем принимать услуги безвременно. Бог видит каждого из вас и дело его, и служение;
видит, чем был прежде и чем стал теперь, как жил в мире и как живет в обители,
как нудит себя и все терпит, во что одевается и обувается, и какой труд подъемлет
при исполнении дел своих; - и в свое время каждому воздаст по делам его. Итак,
никто не малодушествуй. Богу мы явлены, и предстанем пред страшным судилищем Его,
когда дав отчет о прожитой жизни, получим должное.
Слово 114
1) Будем возделывать души свои, делая в духовном смысле все, что делает земледелец,
возделывая поле свое.
2) Как воины держат себя и воюют, так будем воевать и держать себя и мы; как воины,
на войне все терпят в чаянии наград, так будем все терпеть в послушаниях наших
и мы, царства ради небесного.
1) Земледелец, обрабатывая поле свое, на тяжесть труда не смотрит,
чтоб рук не опустить, не разлениться, но будущие выгоды имеет в виду и ради их
предает себя на труды и поты и на утомительные лишения. Поелику и из нас каждый,
как поле какое, получил душу свою для возделания в веке сем; то надлежит и нам
возделывать в ней делания духовные; и в этом в день суда потребует у нас отчета,
создавший нас, Бог. Почему прошу вас и молю, будем все обще усердно возделывать
поля душ своих, обновим их по законам благочестия, чтоб не сеять в терниях страстей;
но очистив наперед пашни свои от всяких сорных зарослей греха, бросим в них семена,
оросим их потом, дождями духовными Богосокрушенных слез, обложим крепкими изгородями
страха Божия, чтоб не истребляли всхода мысленные звери, освятим их и согреем
солнечными лучами любви, чтоб потом наполнить умные руки наши рукоятями и собрать
множество жита дел святых по заповедям Христовым. Для сего призвал Господь Бог
всякую душу в эту жизнь, нас же особенно к Ангельскому образу жительства. Да покажет
же, прошу, каждый из вас, в добром поведении своем, поля свои цветущими, благоплодными,
издающими воню благоухания благоприятную Господу, то чрез совершенное изменение
плотских нравов и соотношений, и это чрез благопокорливое послушание и Христоподражательное
смирение, изо дня в день усовершаясь и от славы в славу преобразуясь, чрез блестящее
одеяние благими делами, всякое ослушание отревая, и всякое помышление ума пленяя
в послушание Христово, сообразуясь с общим уставом братства, всегда объемля самоукорение,
коим возможет легко многоглавого дракона гордости и своенравия попрать и умертвить.
2) На какое дело особенно призваны мы, братие? На войну и брань,
- на брань, не какую-нибудь легкую и с лицами ничтожными, но на брань жестокую
с страшными силами невидимых духов, как говорить Божественный Апостол: несть
наша брань к плоти и крови, но к началам и ко властем и к миродержителем тмы века
сего, к духовом злобы поднебесным (Еф.6,12). Итак, никто не оставайся не приготовленным
к брани, никто не выходи не вооруженным, и не чуждайся воинских знаков; но и не
дивись, когда получаешь раны и уязвления, или когда встречаешь столкновения. Все
сие и подобное неразлучно с воюющими. Умирает же при этом не тот, кто однажды
получил рану или пал под ударом, даже не тот, кто многократно или и безчисленное
множество раз подвергался сему, но тот, кто сам себя добровольно предает врагам
своим на заклание. Посему, братия и отцы, будем внимать и крепко стоять в брани,
яко воины Христовы. Всякий воин, как знаете, когда отходит в поход на брань, много
очень встречает неудобств, трудов и неприятностей, или от вара солнечного, или
от дождей, а то и от холода, - не изнеженную проводит он там жизнь, иной же раз
желал бы съесть хлеба кусок, иди стакан холодной воды выпить, и того нет; весь
день, или и ночь он в движении, в переходах с места на место, в пыли и грязи,
в утомлении и изнеможении, - для чего? чтоб угодить военачальнику, записавшему
его в воинство, чтоб не попасть в список дезертиров, чтоб во время раздачи наград
безпрекословно быть признану достойным их. - Это же бывает и у нас; только в другом
роде: у тех награды временные, и скоропреходящие, а у нас вечные и нетленные,
и даются от царствующего над всем Бога. - Почему потерпим еще и еще; будем подвизаться
и подвизаться, каждый, по лежащему на нем служению, чисто и безукоризненно работая
Господу: распоряжающийся в распоряжениях разумных и осмотрительных, а служащий
в служении безропотном и усердном. Будем переносить и мы время алчбы и жажды,
поношения и уничижения, столкновения и оскорбления; особенно изнеможения и разслабления
во время ночных псалмопений и молитв, и всякого рода неприятности, видимо и невидимо
нападающие на нас и сокрушающие каждодневно во время производства рукоделий и
исполнения других послушаний; да тако молитвами отца нашего, добрым подвигом проподвизавшись
и течение совершивши, венец правды сподобимся получить в день он, о Христе Иисусе
Господе нашем.
Слово 115
Отвергши все похотное и гневное, прилепимся к Господу, работая Ему не ложно в
делах нашего послушнического звания.
Слушая слушайте, и разумея разумейте, что говорят нам и что заповедают
св. отцы. Ибо это же самое и я, хотя недостойно, предлагаю вам в поучениях моих.
Что же именно они говорят и влагают в души наши, то в настоящий раз совмещу в
двух следующих уроках Слова Божия: один угрожает: не льстите себе, ни блудники,
ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложники,
ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы, Царствия Божия не
наследят (1Кор.6,9), - и опять в другом месте: всяка горесть, и гнев, и
ярость, и кличь, и хула да возмется от вас, со всякою злобою: бывайте же друг
ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил
есть вам (Еф.4,31.32); другой призывает: приидите поклонимся и припадем
Ему, и восплачемся пред Господом, сотворшим нас (Пс.94,6), - и еще: внидите
во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих (Пс.99,4). Итак, и угрозами
утвердившись, и призывание прияв к сердцу, приидите все вместе, покланяясь, поклонимся
Господу и восплачемся пред Ним о пройденной жизни нашей, о каждодневных прегрешениях
наших в ведении и неведении, делами, словами и помышлениями, и внидем во дворы
Его в песнях и славословиях, но не в сквернословиях, неистовствах, преслушаниях
и высокомудриях. Ропщет кто, грех ему есть: не будем же роптать, ни выходить из
себя, ни своенравничать, ни суемудренничать, ибо мы земля и пепел, пыль и прах,
особенно те, которые в неразумии думают о себе, что они славны по телесным или
духовным деланиям. Я вижу, что образ мира прешел от нас (1Кор.7,31); ибо
мы иное есмы, чем миряне, странною некоею облеченные одеждою, и странно некако
живущие: безбрачные, безименные, безнаследные, неуловимые, паче же безплотные;
ибо сущие во плоти Богу угодити не могут (Рим.8,8), - распятые миру. Поелику
же такова, взятая нами на себя, жизнь, то мы должны носить на себе явные признаки
ее, чтоб истинно, а не лжеименно быть тем, чем назвались. Почему будем послушливы,
скоры, Богобоязненны, благи, благоговейны, друг-друго-любивы, трудолюбивы, терпеливы,
благодарны за все, что ни дается нам, да добре поживше, наследницы будем вожделенного
и искомого нами Царствия Небесного.
Слово 116
По случаю убежания некиих: стойте и совершенствуйтесь, всячески опасаясь действовать
по своей воле, даже и в добром.
(Убегли некие из обители: изъяснив жаление об этом, святый Отец
прибавляет…) Вы же уцеломудритесь примером их и познайте, что удивил на вас милость
свою Господь в том, что вы не увлеклись кознями диавола и твердостью веры вашей
устояли неподвижными и не отступили от преданной вам святой заповеди послушания.
Не уподобьтесь же им, прошу вас, и будучи сынами Света, не сделайтесь чадами тьмы
и непокоривости, и блаженных трудов ваших многих не расточите всуе, предав вместе
с тем и души ваши на вечное осуждение. Ибо сказано: отвергся кто закона Моисеева,
без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает; колико мните горшия сподобятся
муки (Евр.10,28.29) - поправшие обеты, исповедания и заветы святого звания
нашего и посмеявшиеся над таинством нашего совершенства. Почему внимайте себе,
прошу, и право шествуйте путем Божиим, молясь, да дано будет и тем возникнуть
и возвратиться от душетленной и смертоносной прелести диавольской. Впрочем, известно,
что каждый из вас показывает, чем он имеет быть, из сущего в нем настроения, сосудом
ли избрания, или сосудом погибели. Ибо когда не но общему уставу, и не для общей
пользы, и не по повелению настоятеля, бывает что из бывающего у вас, или в чтении,
или в псалмопении, или в воздержании, или в бдении, или в другом чем, кажущемся
добрым и подобающим, но по самочинной воле действующего, - отчего и во всем братстве
обычно происходить смущение: - то явно, что таковый есть орган злого врага, разрывает
узы подчинения и послушания и шествует во тьме в след похотений своих. Опять и
то надо иметь во внимании, что праведным судом отлучаются нечестивые от благочестивых,
подложные от настоящих, криводушные от праводушных, лукавые от искренно благоговейных,
злонравные от благонравных. Ибо кое общение свету ко тме? Кое же согласие Христови
с велиаром? (2Кор.6,14.15). - Так что когда мы, по снисхождению и ожиданию
исправления, не отсекаем таковых, они сами себя отсекают и отлучают своим бегством.
Если хочет кто, припомни и то, что написано в Герондике, что, "место само изгоняет
тех, кои не делают дел места".
Слово 117
1) Опять убежавшие. Как избежать такого падения? Надо не внимать внушениям врага
и речам соблазненных им.
2) Иные вечером в безпорядке требуют хлеба и вина: я сделаю об этом общее распоряжение;
перестаньте своевольничать.
3) Иные самовольно переходят с послушания на послушание: чтоб этого не было; своя
воля пагуба.
(Опять по поводу убегших). 1) Как избавиться от подобного падения?
- Не надо принимать совета змия, и змия самого укрывать в сердце своем, но надо
поскорее обличить его, - и он убежит, как от огня. Если б наши беглецы соблюли
сии правила, то не доведены были бы до того, что пострадали. Но вы, чада мои,
блюдитесь, и соблюдайте сие. Будучи овцами стада Христова, не отдавайтесь самоохотно
в добычу диаволу. Будучи введены в рай заповедей Христовых, не обольщайтесь приманками
змия злого, ни по коему же образу, да не будете низвержены в мрачную тьму греха.
Живя Ангельски, не допустите, чтоб вас покрыл мрак самочинного бегства; но терпя
терпите, и исполняя исполняйте заповеди. Никто не общись с сонмом лукавнующих
и с нечестивыми не садись (Пс.25,5). Нечестив и лукав, кто связывается с кем и
сговаривается о бегстве, иди об удовлетворении другой какой страсти, на пагубу
свою и того, кто согласится последовать ему. Итак, когда отлучит тебя от других
таковый и начнет вливать в тебя яд зла с языка своего, отскочи и стань подальше
от него; заткни уши свои, чтоб спасти и себя, и его. Даже когда он увидит тебя
опечалившимся от случившегося искушения, ты не принимай его, лукаво подступающего
снова к тебе, праведно печалящемуся и негодующему: ибо это змий, ухитряющийся
привлечь тебя на свою сторону. Когда начнет он осуждать рай твой, т.е. общежитие,
иди обвинять живущих с тобою, кои суть братия твои, говоря, - что тот-то такой,
а этот вот какой, или то-то у нас нехорошо, и это худо, оттолкни его и обличи,
как следует, чтоб и его уцеломудрить и себя спасти. - Но что же говорят такие?
- "Разойдемся с здешними: ИГумен тяжел; начальник над мастерствами несострадателен;
каллиграф безразсуден; работы много, а содержание ничтожное; все повелевают, все
приказывают; сил нет переносить тяготу труда, и спастися тут нет возможности.
Убежим отсюда. - Куда? Куда глаза глядят; лишь бы только выйти". - И если б кому-либо
из здравомыслящих можно было увидеть таковых, каковы они по душе, - то увидел
бы их мрачными, ужасными, демонскими, не имеющими ничего здравого - ни воли, ни
ума, туда и сюда вращающимися, как овцы заблудшие. - И не думайте, что я говорю
так, желая только их посрамить. Нет, - нет: напротив, у них еще гораздо больше
худого, - столько, что и пересказать нельзя. Впрочем молитесь, молитесь всеусердно,
чтоб они нашлись и возвратились, или сами собою, или нашими руками. - Наше же
с вами дело, - да будете тверды, избегая причин подобного падения, добрым подвигом
подвизаясь, для увенчания небесного. - Но дошел до меня слух, что никоторые из
вас неосторожно защищают ускользнувших, между тем, как они не только защиты, но
и поминания простого недостойны. Вам уместно одно простое поименование их с сожалением.
Ибо вот и Апостолы предателя не называют уже апостолом, но только Иудою, предателем,
татем.
2) Слышу, что у вас опять бывают нестроения в вечерние часы:
требуют кто хлеба, кто вина, - и это в дни Четыредесятницы. Вам известно, что
вошедши в град сей, мы уже немного изменили наш образ жизни, какой держали вне
его, говорю об употреблении елея, вина и варева в дни Четыредесятницы, а также
и по средам и пятницам. - И довольно бы. - Но как я состражду вам, и по моей собственной
немощи, и по трудности воздержания в городе; то определяю, чтоб отныне, в показанные
выше дни, вечером, все желающие получали по чаше вина и ломтю хлеба. И да не будет,
наконец, отнюдь ни нестроений, ни задоров, - ни таких вздорных речей: "я бы должен
был получить то и то: я больше других потрудился". Нарушители порядков не избегут
должных епитимий и отлучений. Возьмите предосторожности и вы, смотрящие за мастерствами,
блюстители порядка, домостроители с прочими начальниками других частей, чтоб не
пострадать опять того же.
3) Напомяну и еще об одном. - Некоторые не остаются на тех послушаниях,
к каким приставлены, но переходят с одного на другое без толку, по одному легкомыслию
и непостоянству; от чего бывают и сами себе во вред и тем, кои держатся порядка;
да и самым смотрителям за мастерскими и рукодельнями причиняют излишнее безпокойство
и труд. - И этого да не будет впредь. - Но всякой будь терпелив на том, к чему
приставлен, и как установлено, так пусть и работает. Потому что самому себе придумывать
занятия и свои прихоти исполнить домогаться есть признак безпорядочности, невежества
и непослушности. Теперь как такое зло указано и запрещено, никто больше так не
поступай, чтоб не подпасть под епитимию за безчиние. Не знаете разве, что говорить
св. Дорофей? Что достигший отсечения воли своей достиг полной меры внутреннего
покоя. Почему, кто хочет насладиться внутренним покоем, тот для достижения сего
пусть держится сего пути, т.е. отсечения своей воли; и получит покой и на время
пребывания здесь, и на вечные веки в будущем. - Бог же и Отец Господа нашего Иисуса
Христа да даст вам всем тожде мудрствовать и в одном всем согласоваться, - чтоб
терпеливо выдерживать всяческие подвижнические борения в напутствие к жизни вечной
и в наследие Царства Небесного.
Слово 118
Подвиги кратки, но влага за них вечны; сласти греховные мимолетны, но муки за
них безконечны: их не миновать нерадивым.
Настоящая жизнь есть время подвигов, время скорбей и потов, -
не таких подвигов, скорбей и потов, которые назвал бы кто часовыми и вообще кратковременными,
а денно-ночных, долговременных и до конца жизни не престающих. Но не будем забывать,
что не из-за каких-либо ничтожных, последнейших и человеческих целей идет этот
у нас бой, но Божественных ради и небесных благ. Ибо если мы, постоянным терпением
и всеусиленным хранением святых заповедей, будем иметь успех в нем, то наследуем
царствие небесное, блаженство нескончаемое и неизреченных, неслышанных и недомыслимых
вечных благ вкушение. Если же, - чего да не будет, по нерадению и лености, по
пристрастию и люблению тлетворных удовольствий века сего, не будем иметь в нем
успеха, то получим вечное мучение, безмерное посрамление, и стояние ошуюю, слыша
страшный оный глас: отыдите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу
и аггелам его (Мф.25,41). Но да не будет нам услышать этот страшный глас и
испытать бедственнейшее оное отделение от святых и праведных, - когда они взяты
будут в радость несказанную, в свет невыразимый, к наслаждению ненасытимому, а
мы отведены будем с демонами в огнь вечный, к червю неусыпающему, на скрежет зубов,
в тартаре мрачнейшем, в узах неразрешимых, - и это не на краткое время, не на
несколько лет, не на сотни, тысячи и тьмы, но безконечно, - на всегда и все также,
по определению Господа. Где тогда, как говорят святые, брат, или отец, иди мать,
чтоб избавить и защитить? - Но брат не избавит: избавит ли человек? Не даст
человек измены за ся, и цену избавления души своея (Пс.48,8). Я же вопрошу
иначе некако: где тогда безпечность безпечных и нерадение нерадивых? Где тогда
противоречие противоречивых, непослушание непослушливых? Где тогда гордость горделивых
и дерзость своенравников? Где чревоугодие чревоугодников, предлоги лжесловесников,
отречение отрекшихся от обетов, данных пред Богом? - Кои попрали Сына Божия и
Кровь Завета вменили ни во что, подумав, что нет ни смерти, ни воскресения, -
ни суда, ни воздаяния, отторглись от братского во Святом Духе общения, лишились
самого Духа Святого и блуждают туда и сюда, по стремнинам и пропастям своих сластолюбивых
похотей.
Слово 119
Вышли мы из мира: что дивного, если страждем в мире? Но это не вред для нас, а
способствование. Будем же терпеть: время быстро течет, и скоро всему конец; Господь
же все видит, и за все воздаст.
По плоти вы стали без рода и без города. Единого все имеете Отца
Бога всяческих; один у вас город - вышний Иерусалим, и сограждане - все от века
святые. Что же дивного, что здесь мы злостраждем в подвижнических лишениях и бедствованиях,
иной раз бывая оскорбляемы и поносимы? Не смущайтесь; ибо это не препятствует,
а способствует тому, чтоб возсиявала в нас правда и множество мира, свет, живот,
радость неизреченная и Ангельское веселие. Почему прошу и молю, укрепите души
ваши в терпении, утвердите мудрования ваши в Господе, всеблагодушно перенося и
переживая все в чаянии получения великих уповаемых благ. Время быстро течет, и
мы приближаемся к смерти, - или не к смерти, а к жизни не стареющей: ибо над вами
смерть не будет иметь власти, когда вы умерли наперед произволением, чрез отречение
от мира. Емлемся же за дело свое со всею заботливостью, и всякой напрягайся исполнять
лежащее на нем послушание, чисто и преподобно, представляя его с доброю совестью
мздовоздаятелю Богу. Ибо видя видит Господь Каждого, и дело его, и усердие его,
или леность и оттягивание. Все назирает Он и всем воздаст, по достоинству, в Царствии
Небесном.
Слово 120
В жизни нашей духовной будем отображать черты жизни Господа на земле во плоти.
Что воздадим Господу о всех, яже воздаде нам (Пс.115,3),
кроме как памятовать о том и благодарить. Ибо смотрите, что было? С какой высоты
и в какую меру унижения ради нас низвел Он себя? Будучи Бог и Владыка всего, зрак
раба приял, носим был во чреве Пресвятыя Богородицы, и родившись, приял пеленами
повитие, как младенец, и положен в яслях; был отдоен, как дитя, мало помалу рос
и из дитяти стал мальчиком, потом отроком, затем мужем совершенным, когда благоволил
приять крещение, источая нам баню пакибытия; наконец совершил служение Свое, прошедши
предательство, животворные страдания, распятие, смерть, тридневное воскресение.
Все это нас ради было, чтоб и мы духовно проходили тот же путь. Поелику Он, безтелесно
от Отца прежде век рожденный, ради нас потом родился телесно от Пресвятыя Девы;
то и мы, рожденные сначала телесно, рождаемся потом духовно, обще все во святом
Крещении, особенно же некако, - монашествующие чрез св. схиму? Почему мы должны
младенчествовать, особенно недавно приявшие схиму, и подражать простоте детей,
чтоб, когда кто оскорбит и обидит, не раздражаться, подобно диким зверям, но будто
не замечать, как бывает у детей. Христос Господь повиновался во всем родителям
своим, и нам должно повиноваться духовным родителям своим, - отцам. Христос Господь,
когда выступил на дело Свое, был поносим и оскорбляем, слыша от неистовых книжников
и фарисеев: беса имаши (Ин.8,48), - о веельзевуле князе бесовском изгоняеши
бесы (Мф.9,34), - не сей ли есть сын тектона (Мф.13,55), и другие подобные
укорные слова; потом терпел оплевания, заушения, бичевание. И ни слова не испустил
против, а только благодарил и молился: Отче, остави им, не ведят бо, что творят
(Лк.23,34). Сему да подражают желающие спастись и быть сонаследниками святых.
Внимайте же себе все, от первых до последних; ничего да не будет у вас, по рвению,
или своенравию, или непокорности; но все во всем Божественно и тепло совершайте
дело свое, да благоугождается и славится Христос. Да даст вам Господь силу и крепость
паче и паче очищаться, совершенствоваться и просвещаться, да сияете, яко светила
в мире.
|