Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.
X - XI века
К оглавлению
Проповеди
Об удивительном рождестве Предтечи Господня Иоанна Крестителя Празднуя происхождение Предтечи Господня, братия возлюбленные, подобает нам верной преданностью обсудить, каковые хвалы с благодарением Богу по причине его воспоминания мы должны воздать. Чтобы прогнать и обратить в бегство густейшие и отвратительные потемки смерти и невежества, которые творец мрака пустил на землю, следовало прийти Свету, Просвещающему весь мир. Потому логически вытекало, что Этому Свету предшествовало несказанное и вечное многообразие и временных, и разумных светочей. Назову отцов древнего благочестия, добродетелями, примерами и словами которых верные народы были просвещены и научены, и, так как туман вечной слепоты был если не полностью, то отчасти рассеян, могу признать, что этому помог Тот несказанный Свет. Как мы сказали, были светочи не от себя, не с какой-то другой стороны, но от Того Вышнего Просвещающего Света, почитатели небесных повелений, одни до закона, другие под законом, одни во времена судей, царей и пророков, возвещающие тайны Господня Рождества, страдания, Воскресения, Вознесения. После них просиял Господень Предтеча, Иоанн, который, словно бы ясным светом, довел до людей всех патриархов хвалы и вещие речи пророков. Ибо этот муж святой был не только праведен, но еще и происходил от праведных родителей. Он был праведен в проповеди, праведен во всем житии, праведен в страдании. Его рождение, праведность, святость и все святые дела возвестил архангел Гавриил, полностью описало Евангельское перо. Весьма достойно было, чтобы отрок, наделенный таким достоинством, звался таковым именем. Ибо, как свидетельствует ручательство и опыт наших старейшин, Иоанн толкуется как "Благодать Божия" или "тот, в ком есть благодать". Человеческое знание не может выразить в речи, даром какой святости, какой небесной благодати был обогащен Господень Предтеча. И хотя человеческое знание не имеет силы рассказать о нем, не должно обходить молчанием то, что сказано о нем и ему. Что даруется таковому человеку, когда о нем говорит столь незначительный человек? Какую силу для этого имеет ничтожность человеческая, когда о нем говорит Вышняя и Невыразимая Троица? Говорит о нем Бог
585
Отец в псалме, говорит снова в Евангелии. В псалме: "Поставлю светильник помазаннику Моему" [Пс 131:17]. О нем сказал евангелист: "Он был светильник, горящий и светящий" [Ин 5:35]. В Евангелии: "На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего ..., тот есть крестящий" [Ин 1:33]. Небесное учительство и кафолический образ мыслей извещает, что прилично отнести и к Предтече Его некоторые свидетельства, которые Святой Дух особо возглашает чрез Исайю и Иеремию громовым голосом о Лице Господа Спасителя. Как рассказывает Евангелие, еще более открыто Иоанну предоставил свидетельство Дух Святой, Которого исполнившись, он, к приходу Родительницы Господней все еще заключенный в утробу матери, удивительным образом возрадовался, не с помощью природы, но с согласия благодати. Ибо Сам Господь Христос, Которому он предоставил свидетельство, говоря: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" [Ин 1:29], во время Своей проповеди сказал о нем: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" [Мф 11:11]. И о Иоанне, кого Господь назвал величайшим из рожденных женами, Он ясно дал понять, что тот не имел порока легкомыслия и страсти к чувственным наслаждениям, признал, что он пророк и более, чем пророк, и что он тот, кого Он Сам властью Своей Божественности почтил преимущественными правами столь великих добродетелей и милостей, чтобы он превзошел заслуги всех смертных, открыто показал, что он Ангел, призванный от Бога и посланный перед Ним, чтобы приготовить путь спасения, как передает вещая речь пророка Малахии. Ибо, если ангелом он называется по-гречески, по-латыни он зовется вестник; по праву так нарекается блаженный Иоанн, который возвестил своим рождением от бесплодной матери Имеющего Родиться от Девы Матери, проповедью возвестил Грядущего на проповедь, крещением Крещающего, терпением мук Того, Кто понесет страдание и Своим страданием искупит человеческий род, Того, Который живет и царствует с Богом Отцом и Святым Духом во все веки веков.
О Святом Кресте
После единственной и удивительной и во всем мире достохвальной и спасительной победы Господня страдания, Его же Воскресения и священнейшего праздника Пасхи, в высшей степени достойно и прилично снова поразмышлять над этим славнейшим днем, когда были найдены орудия Господня Страдания к чести и славе Имени Божия и для спасения человечества, а именно, Крест, на котором висел Создатель нашего Спасения и гвозди, Которыми было прикреплено Святейшее Тело, Которое Сын Божий изволил принять от Непорочной Девы, несказанным образом рожденный прежде всех времен мира от Самого Бога Отца. По праву верная семья всей Церкви вновь весьма торжественно почитает в различные времена года нахождение и воздвижение Спасительного Креста, ибо посредством Креста мы узнали, что власть смерти уничтожена, посредством Креста размышляем о том, что мы избежали вечной смерти, и посредством Креста радуемся, что обрели помощь
586
вечной жизни. Ибо когда празднуется обретение победительного Креста Господня, весьма явно вспоминается Воскресение Распятого Господа, и когда почитается воздвижение этого же Креста, в этом празднике распознается, что Распятый Иисус Христос возносится на небо. Для подтверждения чудес этого деяния в Писании можно найти некие парные возвещения, чтобы ни у кого не осталось неверия к тому, что говорится о Боге, когда сходное соединяется со сходным. Жена, обманутая змеиной ложью, подала смерть мужу, более того, еще всему роду человеческому; смиренная преданность святых жен апостольскому собранию возвестила, что Господь воскрес, ибо в этом их уверила правдивая речь ангела. Вы слышали, что непослушный человек чрез вкушение от древа был изгнан из Рая; вы слышали, что разбойник, исповедавший Христа Господом, чрез смиренное исповедание был введен в Рай. Распущенная жена, посоветовав злое разногласие, проложила путь в преисподнюю, Непорочная Дева направила истинный путь в горняя. Развратная женщина принесла своему потомству смерть, Целомудренная Дева подала человеческому роду вечную жизнь. Мария Магдалина, некогда грешница, принесла радостное известие о Господнем Воскресении, императрица Елена явила присутствующим и имеющим прийти в будущем христианским народам радость и ликование об обретении Креста и прочих орудий Господня страдания. Мария, Родительница Господня стояла пред крестом в то время, когда страдал Единородный Сын Ее, Господь, и благочестивыми очами, как пишет кафолический учитель Амвросий, надеялась не на смерть Жертвы, но на спасение мира; о Марии Магдалине тот муж, поэт Седулий, переложивший Евангелие стихами, утверждает, что Она, заботясь о Его погребении, прежде прочих женщин была у гробницы Господа, а Елена, государыня Римской Империи, чтобы разыскать и найти орудия мучений Тела Господня и знаки нашего спасения, занялась этим умно и усердно, и, настроенная благочестиво и действующая непритворно, она трудилась выполнить все обеты, чтобы найти, что искала, и сильно желала почтить найденное к чести и славе Господа. Для исполнения этого трудного дела был у нее усерднейший помощник, ее сын, властитель Римской империи Константин, который первым среди властителей мира по совету матери, вышеназванной и часто поминаемой Елены, и благодаря ее усердию, даровал Римской Церкви свободу и привилегии. Затем для общественной пользы началась проповедь христианства, с согласия Господня, деянием этого властителя при отсутствии всяческого противодействия, честь и сила Христа, вера и победа Господа Распятого были возвещены по всему пространству мира, до какого места простиралась власть Римского государства. Я не скажу, "до пределов Римского государства", но "до какого места" было проповедано величие Божественного и Воплощенного Слова и Спасительное ручательство миру Святого Евангелия, которое живым и свободным голосом возглашает честь и славу Креста и деяния и чудеса Распятого Господа. Что мы, несчастные, пытаемся сказать в похвалу Кресту, и что, неученые, пытаемся говорить, мы, узнающие ежедневно таковые
587
и столь великие речения от старших и лучших, чем мы, и что и известное и ангелам, и людям, и всех верных надежное благоразумие проповедовал, что (в это) верят и (об этом) помышляют. Сын Божий милосердно изволил принять человеческую плоть от Девы, сделавшись Человеком, пожелал явиться людям, и чрез того самого Человека, которого воспринял, пожелал освободить человеческий род от гибели вечной смерти и привести из мрака к свету, из смерти к жизни. Он знал так же, как Он все знает, что дерзость первороди-телей не может быть исправлена, если бы Божественное Достоинство не приняло нашу человеческую природу, но в мире всегда царствовало бы, как мы сказали, гордое безрассудство Первородителей, и не была бы отпущена вина, которая возникла в мире чрез беззаконное внушение от древа, если бы Христос, повиснув на Крестном древе, не уничтожил рукописание смертного установления Своей Кровью. Необходимо, братия возлюбленные, чтобы тот, кто радуется, что он искуплен драгоценной Кровью Христовой, постарался ограждать себя знамением Господня Креста, и, как повелевает блаженный Иероним, пусть в начале всякого дела, против всякого нападения, против всякой опасности рука изображает крест, как делают все, искренне посвящающие себя Богу через Таинство Креста. И в другом месте этот же красноречивый оратор прекрасно и подробно излагает во хвалу Креста, что хоругви воинов, и пурпур царей, и диадемы кесарей изящно украшает изображение спасительного орудия казни. Каждый, кто положил пострадать или умереть за Христа со времени Господня страдания, желал прийти ко Христу чрез Крестные муки. Потому Христос таковым предсказал, что они должны будут достигнуть Небесного Царства: "Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь" (Ин 21:18). В распротирании рук Господь обозначил, что Петр примет, как желал, перекладину креста. Андрей верно проповедовал Таинство Креста, и чрез крестную муку достиг победы. А Павел, если и не был распят плотью, с двойной любовью нес сердцем и телом Крест Господень, как учит блаженный папа Григорий, говоря: " А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа" [Гал 6:14]. Св.Григорий радовался еще и потому, что он достиг вершины знания и премудрости, хотя гордился тем, что он ничего не знает, кроме Иисуса Христа и его Распятия. Ибо что бы ни претерпел кто-либо за Христа по примеру Господнего страдания, это страдание по причине чести и славы называется распятием. Та женщина из книги Царств, которая постаралась сложить два куска дерева во образ Креста, когда пророчествовал Илия, как полагают толкователи Божественных Письмен, предвосхитила образ Церкви. Ибо, как мы сказали, два куска дерева, сложенные уже упомянутой женщиной во образ креста, понимаются Отцами в духовном смысле. Выбранное изречение Апостола Павла касательно того, чтобы священные тайны сего Креста понимались в духовном смысле, обращено к тем людям и, будучи обращено, увещает тех, кому, как и прежде, так и ныне присущи любовь и старание, и честь,
588
и слава пребывания у него в учении, и кто желает получить его спасительные увещания: "Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина и высота" [Ефес 3:16-18]. Согласно речению Апостола, мы верим, что тайна касается Креста. Протяженность Креста от оконечности одной до оконечности другой поперечной перекладины, как полагаю, мы можем представить это упрощенно. Ибо высотой Креста мы зовем расстояние от его основания до положенного поперек древа, согласно верному свидетельству старших и больших; а глубина есть крайняя часть Креста, которая, телесным зрением не может быть увидена, ибо она воткнута в землю. Мы верим, что высота есть превосходство главной и высшей добродетели, каковая есть вера в Бога и о Боге, без искренности и честности, каковой невозможно Ему угодить. Иначе мы можем понять под высотой добрые дела любви, под длиной стойкость вплоть до конца, под протяженностью надежду на небесное воздаяние, под глубиной непостижимые суды Божий, как передает надежный и полный многих мнений рассказ Отцов. Во времена Елены34 Августы с августейшим ее сыном Констатином проповедуется обретенный Крест, и в Него уверовали; а когда правил Ираклий35, весьма победоносный царь и христианнейший властитель, поклоняются и чтят победное и славное воздвижение этого же Креста Господня. Что суть мы, дерзающие сказать нечто, хотя бы немногое, для хвалы Кресту несведущим пониманием, неученой премудростью, картавым языком? Сколько и сколь многие, и каковы были те, кто смогли сказать возвышенно о столь великом деле? Чтобы рассказать об их заслугах и усердии, недостаточно бездействия нашей скудости, и бедность нашей памяти не может полностью даже воспринять многочисленность их знаменитых речений, которые они произносят, ибо этому противостоит наше незнание. Все кафолические учителя Церкви постарались объявить о Таинстве Креста и Страдания Господня, насколько тогда было необходимо, один более скрытым образом, другие более открыто, третьи более пространно. Среди них Иоанн Златоуст говорил гораздо более изобильно, чем прочие. Чрез многое время после него просиял некий монах, из монаха ставший епископом города Могунтинского, по имени Храбан36, достаточно просвещенный мирской премудростью, известный кафолической верой, в совершенстве обученный особым знаниям. Он начал и сложил столь прекрасное сочинение о похвале Креста, и, складывая его, довел его до совершенства, так что ни сейчас, ни в будущем нельзя найти сочинения, более великолепного для взора, более доставляющего удовольствие при чтении, более приятного для хранения у себя, более нетрудного для списывания. Нам было угодно речение блаженного Иоанна, по прозвищу Златоуста, славнейшего патриарха царского града, о похвале Кресту вставить целиком, без перерыва в эту небольшую речь, чтобы то, что не смогла достойно рассказать наша необразованность, прославило его безыскусное и возвышенное
589
ручательство. Ибо некогда уже сказанный муж написал речение о Кресте Господнем, в котором он обращается к некому своему другу, говоря среди прочего: "И если ты желаешь знать, возлюбленный, силу Креста, и сколь велика, как могу к славе Его сказать, слушай: Крест есть надежда христиан, Крест - воскресение мертвых, крест - вождь слепых, крест - дорога отчаявшихся, крест - хромым посох, крест - опровержение гордых, крест - утешение бедняков, крест - обуздание богатых, крест - мука живущих дурно, крест -победа над демонами, крест - одоление диавола, крест - отроков наставник, крест - опора нуждающихся, крест - надежда отчаявшихся, крест - кормчий моряков, крест - гавань для терпящих бедствие, крест - жителей стена, крест -отец сирот, крест - защитник вдов, крест - советник праведных, крест - страждущих покой, крест - страж младенцев, крест - глава мужей, крест - конец старцев, крест - свет для сидящих во мраке, крест - величие царей, крест -щит вечный, крест - премудрость разумных, крест - свобода рабов, крест -философия императоров, крест - закон для нечестивых, крест - пророков провозглашение, крест - апостолов возвещение, крест - мучеников прославление, крест - монахов воздержание, крест - дев целомудрие, крест - радость священников, крест - Церкви основание, крест - ручательство круга земного, крест - разрушение капищ, крест - поражение идолов, крест - соблазн иудеям, крест - погибель нечестивцам, крест - сила бессильных, крест - болящих врач, крест - очищение прокаженных, крест - покой паралитиков, крест - голодающих, хлеб, крест - жаждущих источник, крест - нагих защита"37. Да будет нам Путь, Жизнь, Спасение Христос Распятый, Который нас всегда спасает, Который все времена управляет. Да будет Крест нам всем сила и прибежище, с помощью Того, Кто ради спасения людей понес крестную муку, который с Отцом и Святым Духом живет и царствует во вся веки веков. Аминь.
Послание к Фульберту3*, епископу Карнотенскому
Господину и досточтимому и благочестивому возлюбленному брату и со-пресвитеру Фульберту брат Одилон желает спасения в Господе.
Возлюбленный муж, что означает вопрошение, переданное нам неким нашим верным клириком; как он сам признался, Вашему Отечеству было угодно, чтобы я, хотя и недостойный, сделался судьей Вашей жизни. Вы поручили мне, чтобы на письме я описал Вам, что мне видится о Вашем, насколько можно сказать, безупречном образе жизни. Но глаза, покрытые мраком темноты, не могут ясно увидеть великолепие небесной тверди и сферы небесных звезд. Назову тебя великолепием тверди и звездой; буду еще звать тебя звездой утренней, пользуясь свидетельством пророка Даниила: "И разумные будут сиять, как светила на тверди" [Дан 12:3]. И кто многих научает праведности, если не звезды в непрерывной вечности! Каким же суждением должны оцениваться Вы, кто есть таков и столь велик, о котором не могу я достойно помыслить? Ибо мы, угнетенные тьмой невежества, не можем распознать самих себя, и никоим образом не можем оценить жизнь праведных своим
590
судом. Всякий человек считает Вас по заслугам достойным хвалы настолько, что более желательно удивляться Вам, чем можно было бы что-то сказать. Понимание нашей малости отяготилось бы бременем Вашего вопрошения, если бы не была наготове память о Божественных речениях. Ибо Творец жизни и спасения дал пример верным, как Вы и сами лучше знаете, а именно: Муж во всем евангельский, придя в пределы Цезареи Филипповой, спрашивал своих учеников: "За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? " [Мф 16:13]. И спустя немного времени: " а вы за кого почитаете Меня? "[Мф 16:15]. Не потому спросил Тот, Который все знает и ничего от него не скрыто, как если бы Он не знал, но чтобы подать прелатам Церкви пример в том, как о себе спрашивать. И потому всякий предстоятель Церкви должен спрашивать у подданных, каково о нем мнение, какова о нем слава, и если что-либо о себе услышал, да воздаст благодарение Богу, от Которого имеет все, что есть доброго, чтобы с Его помощью благоприятным ходом возрастать из силы в силу до тех пор, пока не сможет узреть Бога богов в Сионе; если же дурное что-нибудь о себе услышит, пусть покается и в остальном весьма постарается заботливо исправиться. Но если по примеру учителей и Вас побуждает Ваше положение спрашивать о себе, должно провозгласить нам ясность Вашей мудрости, чистоту Вашей веры и доброжелательность Вашего трудолюбия; конечно, истина вообще не нуждается в хранении тайны, но не может прославляться человек, Богом возлюбленный и в мире ненавидимый, человеком неученым и некнижным. Ныне я, не обманутый каким-либо обманом грубой лести, не желающий какого-либо дара, хвалы или денег, сообщил о Вас это и другое в общей беседе, но не отказываюсь и еще сказать, и не откажусь от того, чему я правдиво верю, и столь много желаю, чтобы так сделалось. Если же Вы посчитали бы меня льстецом, послушайте Писание: "Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся" [Притч 1:10]. Ибо не подлежит обвинению, если мы похвалим тех, которые, как мы верим, достойны хвалы, как говорит Писание "Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои" [Притч 27:2]. Если же кто-нибудь захочет противопоставить этому то, что Писание говорит: "Прежде смерти не называй никого блаженным" [Сир 11:28], и я соглашусь, ибо полагаю, что Вы, слышащий от Апостола: "Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" [Кол 3:3], мертвы для смертной жизни. И Вы говорите вместе с ним и словами и делами "Живем ли - для Господа живем, умираем ли -для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, - всегда Господни" [Рим 14:8]. О прочем, возлюбленный муж, что некий Мудрец сказал: "Всего может избежать человек, кроме своего сердца"39. Ибо никто не может уйти от себя. Ибо куда бы он ни пошел, его не оставляет его совесть. И апостол Павел говорит: " Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?" [1 Кор 2:11]. Я сказал бы нечто ради увещания, но как должен учить неученый того, кого духовное помазание учит обо всем? Но о том умолчу из Евангелия: "Еще одного не достает тебе" [Лк 18:22]. Что это могло бы быть, ты сам лучше знаешь. Будь здоров.
597
Исповедание веры Одилона
Поклоняюсь, восхваляю, славлю и благословляю Вечное и неописуемое Единство Высшего Божества, как святые Ангелы и Архангелы и все святые поклоняются Ему на небесах. Верую и исповедаю Отца и Сына и святого Духа, Трех в Лицах, Единого в Божестве и по сущности, как предсказали святые патриархи и пророки, как изложил Ангел Гавриил, посланный с небес к Деве, как объявили святые Апостолы, как благовествовали евангелисты, как проповедали мученики, как учили исповедники и исповедали святые девы. Верую и исповедаю то Слово, Которое было в начале, и было у Бога, и было Бог; во времени рожденное и произведенное на свет за мое и всего мира освобождение и искупление от священнейшей и нескверной Девы Марии в истине нашей плоти, без человеческого похотения, по закону Моисееву в восьмой день с наречением имени Иисус обрезанного и в сороковой день в храм Матерью с жертвами принесенного, волхвами возвещенного, Иоанном крещенного, в пустынях диаволом искушенного, но не побежденного; после многих и бесчисленных чудес и исцелений, дарованных благодеяний и проповедания Евангелия в установленное и предназначенное время собственным учеником преданного, иудеями схваченного, связанного, бичеванного, оплеванного, терновым венцом увенчанного, уксусом напоенного, распятого, умершего и погребенного; в третий день, победив диавола и лишив ад его добычи, из мертвых собственной силой Воскресшего, через сорок дней апостолам в Той Плоти, в Которой распят был, явленного, в сороковой день на глазах у этих же апостолов и многих других верных на небо вознесшегося, потом имеющего прийти, чтобы живых, и мертвых, и мир судить огнем. Еще верую во Святого Духа, на Того же Господа нашего в виде голубя и на святых Апостолов в огненных языках сошедшего и им знание всех языков подавшего, и непобедимую против всякого гонения врагов стойкость даровавшего. Верую во Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь. Исповедаю одно крещение во отпущение грехов, ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.
Молитва при поклонении Св. Кресту
Во Чье Имя всякое колено преклоняется, небесных, земных и преисподних, пред Ним преклоняю колени и исповедую прегрешения Отцу светов, Владыке всех духов, повелевающему как земными, так и небесными; и тебе, враг рода человеческого, ищущий вокруг, кого пожрать, приказываю: отврати от меня свои уловки и скрытые козни; ибо со мною есть Крест Господень, Который я всегда почитаю. Крест мне прибежище, крест непобедимое знамение, крест неодолимое оружие. Крест прогоняет всякое зло. Крест рассеивает мрак. Чрез этот Божественный Крест начну путь. Крест есть мне жизнь; тебе, враже, смерть. Крест Господа нашего есть мое возвышение, Кровь Его
592
да пребудет мне истинным искуплением. Воскресение Его да будет мне твердая вера и неизменная надежда на воскресение праведников, и Его славное вознесение к небесам да будет мне ежедневным преуспеянием к желанию Небесных, и излияние Святого Духа в сердцах наших да будет во отпущение всех наших прежних грехов. Аминь.
1 См. «Фульберт Шаритрский» в наст. изд.
2 Св. Майоль Клюнийский (ок. 906-994) - настоятель монастыря с 956 г.
3 Св. Бенедикт Нурсийский (ок. 480-ок. 550) - отец западного монашества, автор бенедиктин
ского устава, основатель и первый настоятель монастырей Субъяко и Монте-Кассино.
4 Св. Григорий Великий (ок. 540-604) - папа Римский, в книге "Беседы, или диалоги, о жизни
и чудесах италийских отцов" написавший житие св. Бенедикта.
5 Св. Мавр (VI в.) - первый ученик св. Бенедикта Нурсийского, прославившийся своим послу
шанием. В "Житии св. Мавра", составленном в IX в., говорилось, что из галльской области Ле
Манн к св. Бенедикту прибыли посланцы от тамошнего епископа с просьбой прислать им кого-
нибудь из учеников святого, чтобы наладить в Галлии монашескую жизнь по бенедиктинскому
уставу. Согласно этому житию, выбор пал на св. Мавра. Одилон пересказывает этот факт.
6 Гильом 1 (ум. в 918), по прозванию Благочестивый - граф Овернский с 886 г. и герцог
Аквитанский с 893 г. Основал множество монастырей, самым важным и значительным из
которых был Клюни (910).
7 Берном из Бом (ок. 850-925) - первый настоятель Клюни, положивший начало знаменитой
бенедиктинской реформе X века.
8 Ныне г.Макон.
9 См. «Одон Клюнийский» в наст. изд.
10 Св. Мартин Турский (ок. 316-397) - один из наиболее почитаемых святых Средневековья.
Он был похоронен в Туре, и этот город стал центром его почитания.
11 Хеймард (942-964) - настоятель Клюни с 948 г., с 954 по 956 г. управлял монастырем вмес
те со св. Майолем.
12 Хильдебранн - пресвитер и канцелярий Клюни в правление Хеймарда.
13 Алкуин (ок. 735—804) - англосакс, богослов, педагог, церковный деятель, возглавивший по
приглашению Карла Великого придворную школу, называвшуюся Академией, в последние
годы жизни был настоятелем монастыря св. Мартина в Туре и составил на основе более ран
него жития этого святого, написанного Сульпицием Севером, более краткое житие, читав
шееся на праздник св. Мартина за службой.
14 Опубликовано в антологии "Памятники средневековой латинской литературы.УПМХ ве
ка". М., 2006.
15 Сульпиций Север (363—410/429) - церковный писатель, был близок к св. Мартину Турскому,
составил его подробное житие.
16 Ср. Ин 22:16.
17 Св. Григорий Великий. Гомилии на Евангелия ("Homiliarum in Evangelia libri duo"). Lectio
S.Evangelii secundum Ioannem, XX, 19-31. PL. V. 76. Col. 1197.
18 По-латыни и по-гречески.
19 Св. Дионисий Ареопагит (I в. н.э.) - первый епископ Афин. По православной традиции,
первый епископ Парижский, убитый там язычниками. Автор четырех книг, одна из кото
рых "О небесной иерархии", в которой излагается христианское учение о мире ангельском.
Ангельская (или небесная) иерархия состоит из 9 ангельских чинов: Серафимы, Херуви
мы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Цель Богоучреж-
денной ангельской иерархии - восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение
и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного
593
Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.
20 Оттон I Великий (912-973) - император Священной Римской империи с 962 г.
21 Адельгейда, Аделаида (931/932-999) - см. с. 354. примеч. 66.
22 Оттон II (955-983) - император Священной Римской империи с 973 г.
23 Конрад Миролюбивый (ок. 925-993) - король Бургундии с 937 г.; его жена Матильда - дочь
Людовика IV Французского и Герберги Саксонской.
24 Одон-Генрих (946-1002) - герцог Бургундский с 965 г.
25 Ламберт I Лувенский (950-1015).
26 Вильгельм IV (937-993/995 г.), по прозвищу Железная Рука - герцог Аквитанский и граф
Пуату с 963 г. по 990 г.
27 Рикард I Бесстрашный - правитель норманнов, потом герцог Нормандский, с 942 по
996 гг.
28 Гилъом I (ок. 950-993), по прозвищу Освободитель, изгнавший сарацинов из Прованса -
граф Прованса с 968 г. Пожертвовал Клюни земельные угодья, в старости принял монаше
ство, умер в Авиньоне.
29 Монастырь Совиньи.
30 Гуго Капет (ок. 940-996) - основатель династии Капетингов, король Франции с 987 г.
31 11 мая.
32 Прованс.
33 Веспасиан (Тит Флавий Веспасиан Старший) (9-79) - император с 20 г., восстановил поря
док в расстроенной гражданской войной империи, подавил восстание батавов, начал Иудей
скую войну, которую завершил его сын Тит, значительно расширил границы империи. Тит
(Тит Флавий Веспасиан Младший) (император с 79 по 81 г.) - сын и наследник Веспасиана,
подавил восстание иудеев, захватил и разрушил Иерусалим.
34 Се. царица Елена (ок. 250-330) - ставшая христианкой в преклонном возрасте (ок. 312 г.),
совершила паломничество в Святую Землю, где обрела Крест Господень; мать св. Констан
тина, первого императора-христианина.
35 Ираклий (575-641)- византийский император (610-641), основатель Ираклейской динас
тии, талантливый военачальник, победитель персов. Вернул в Иерусалим Св. Крест, похи
щенный персидским царем Хосровом.
36 Храбан Мавр (ок.780-856) - просветитель Германии, архиепископ Майнцский, автор мно
жества богословских и педагогических трудов. Ниже упоминается его сочинение "О похва
ле Св. Кресту", написанное стихами и прозой.
37 Цитата из гомилии "In Venerabilem Crucem sermo", приписывавшейся св. Иоанну Златоусту.
PG, 50. Ccol. 815-820. Col.819.
38 См. «Фульберт Шартрский» в наст. изд.
39 Св. Исидор Севилъский. Три Книги сентенций. ("Sententiarum Libri tres"). PL. V.83. С. 627.