Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

X - XI века

К оглавлению

 

Одилон Клюнийский

- его житие Адельгейды, 1000. Житие Майоля; проповеди и послания.

Одилон (ок. 962-1049) происходил из древнего и богатого овернского рода. Его отец Беральд был настолько уважаем окружающими за ум и благородство, что снискал прозвище "Великий". Мать Одилона была очень благочестивой женщиной. После смерти мужа она ушла в монастырь св. Иоанна в Отэне, и монахини споминали о ней как о доброй и кроткой женщине, стремившейся помогать всем. Одилона с детства готовили к церковному служению. В раннем возрасте он поступил в монастырь св. Юлиана в Бриуде, где быстро выделился смирением, целомудрием, любовью к ближним. В одно из своих посещений этого монастыря его заметил Майоль, четвертый настоятель Клюни, побеседовал с ним, после чего Одилон решил перейти в Клюни. Одилон пришел в монастырь за четыре года до смерти Майоля, в 991 г. стал его со-настоятелем и помощником. Перед смертью Майоль назвал Одилона своим преемником (994). Став настоятелем, Одилон добился охранных грамот для Клюни с тем, чтобы никто не смел посягать на монастырские владения. При нем увеличилось число братии, что привело к увеличению числа монастырских построек. Первоначально монастырь был построен из дерева, одна лишь монастырская церковь была перестроена и украшена Майолем. Когда же Одилон осмотрел остальные здания монастыря, обнаружилось, что они ветхие. Поэтому Одилон начал большое строительство. В хорошем настроении Одилон сравнивал себя с Цезарем Августом, говоря, что он принял Клюни деревянным, а оставит мраморным. В 999 г. по просьбе Одилона и Оттона III папа Григорий V дал Клюни охранную грамоту. Оттон III и римские папы всячески одобряли и поддерживали деятельность Одилона. В его правление Клюни превратился в важнейший и известнейший монастырь Западной Европы. Фульберт Шартрский1 называл Одилона "архангелом монахов". Монастыри Бургундии, Прованса, Оверни и Пуату присоединялись к клюнийской реформе прямо или косвенно, вступая в союз с клюнийцами, особенно в Италии и Испании.Одилон был также великий строитель, и его примеру в Клюни подражали многие реформированные монастыри. Больше всего он стремился возрождать дух истинного монашества и исправлять нарушения. Здесь было чрезвычайно важно возвращение к Правилу св. Бенедикта Иурсийского. В течение своего долгого правления Одилон стремился укрепить связи между Клюни и папским престолом. Он стал также важной фигурой в политическом мире. Он был в сердечных отношениях с Генрихом III, который посетил Клюни во время правления Одилона. Он поддерживал идею pactum Dei, то есть защиту духовенства и церковной собственности во время официальных и неофициальных войн, а также Treuga Dei, т.е. прекращение военных действий с пятницы по понедельник и во время Великого и Рождественского постов. Хотя эта идея встретила большое сопротивление, она в конце концов была принята во многих провинциях Франции. В его проповедях любимой темой была Тайна Воплощения. Он много говорил о

568

роли Пресв. Богородицы в этой Тайне, и эти идеи были подхвачены и развиты Бернардом Клервосским. Одилон ввел по крайней мере одно важное литургическое новшество: праздник Поминовения Всех Душ был учрежден в его монастыре сначала как поминальная служба по усопшим братиям, потом как поминовение всех усопших христиан. Он был также знаменит своей заботой о бедняках во время голода и неурожая с 1028 по 1033 г., когда он продал или отдал в переплавку многое из монастырской сокровищницы для нужд голодающих. Возможно, его самым знаменитым высказыванием было то, что он предпочел бы, чтобы его осудили за чрезмерное милосердие, а не за чрезмерную строгость. К концу жизни Одилон тяжело болел, часто уезжал в Рим, надеясь, по обычаю того времени, умереть "у порога апостолов". Перед самой смертью (в возрасте 87 лет) он решил объехать все реформированные им монастыри, но доехал только до Совиньи, где и умер. Канонизирован в 1063 г.

Перевод сделан по изд.: PL. V. 142. Ccol. 939-962,1019-1020,1031-1036.

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова