Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.
X - XI века
К оглавлению
Житие св. Фолькуина2, епископа Тарвеннского3 в Галлии
Пролог составителя
1. Возлюбленным во Христе братиям святой Ситиенской4 киновии, исповедующим с нами одну веру, надеющимся одной надеждой, любящим од
ной любовью, грешник Фолькуин, которого называют настоятелем Лоббского монастыря5, желает высшей и особой радости в Том, Кто истинно есть, и
вечности со святыми Его.
Всегда вспоминая вас в молитвах, я думаю о вас так, ибо буду вечен, ибо после Бога должно в любви любить ближнего; я полагаю, конечно, что вы имеете влияние на мою участь, и желаю, чтобы ваши успех и процветание, как если бы мои собственные, были вечны во Христе. Признаюсь, что к этому меня впервые побудили ваши ученые занятия, когда в самом почти младенческом возрасте (как я бы сказал), когда мне препятствовало многообразное нападение забот ближних, побуждали меня к этой вашей не скажу, череде собеседников, но бескорыстному братству, чтобы я занимался разысканиями; я так привык к этому, что ныне, мне кажется, это разрушить это братство есть кощунство, отказаться от него - достойное проклятия преступление. И действительно я по достоинству сказал бы, что нарушить любовь есть святотатство, если бы Апостол не передал полнее то, Что есть Бог, когда он сказал так: "Бог есть любовь" [I Ин 4:6]. Следовательно, нарушить любовь есть отвергнуться Христа; что, как мне кажется, есть более, чем святотатство. Хотя любовь, распахнув объятия, принимает и самих недругов, однако постигает, что меру установленной любви в высшей степени обращает к слугам веры [Гал. 6:10].
2. Кроме этой любви, должной по отношению ко всем причастникам Его
веры, которая называется кафолической, то есть всеобщей, у вас для меня
неким преимуществом служит то, что наученный вами основам веры, я сде
лаюсь общником всем, учащим всему доброму, по слову апостола [Гал.
6:6]; тогда еще по причине покровителей места и залогов мощей святых,
которыми вы изобилуете более всех соседей, и покровительству которых
вы радуетесь по некому особому праву; ибо мне, хотя и падающему из-за
627
многих пороков, всегда была готова их вымоленная защита, так как после Бога я люблю этих святых с особой преданностью, и полезным мне кажется сие великое благо, и чрез их заслуги возможно мне надеяться на высшее благо. У этой любви, которая вместе со мной в знак почтения принесла начатки, и появилось то намерение, не целиком, как мне кажется, ребяческое, чтобы я подумал отдать долг восхвалению тех, которых не прославили, если кто-либо из вас был ведом за руку более древними, чтобы соответствовать всякому их празднику в неких отдельных книгах, которые греки называют "синаксари", и побудить души слушающих к хвале Божией чрез посредство любви к святым. Далее, были очевидны достаточные средства, которые, как казалось, могли удовлетворить этому намерению. Наконец, жизнь и деяния тех, чьему главенству вы радуетесь и наследственную преемственность которых вы выбрали вместе с именем (называю Аудомара6 и Бертина7), достаточно передало суждение древних, которые были настолько связаны с ними некой близостью, поскольку жили в одно время с ними, что, в то время как одного слушаешь, другого понимаешь и заранее легко узнаешь по его делам, кто он был. Когда судишь по одному из многих, и о святом Винноке8 также достаточно написано: в вашей палестре веры он был помазан благовонной мазью и научен подвигу, ведомый отеческими лаврами к той же хвале, к каковой и предшественник его спешил, и, в то время как мир восстал против него, св. Виннок украсил его добродетелью Христовой. Но - о наши времена, о нравы! - нерадивость современников до того пренебрегла святым Фолькуи-ном, достойным почтения и того, чтобы о нем было проповедано всему миру, что, как кажется, о нем у них нет никакой памяти, кроме народных слухов. 3. Я воспламенялся из-за равнодушия (или его лучше должно называть нерадивостью) и молча негодовал; наконец, в то время как во мне ребяческий стыд и неопытность глупого сердца боролись с любовью к святому, я, мучаясь этим Пизоновым пороком9, который, когда не знал, что сказать, все же не мог молчать, склонил свой дух к тому, чтобы описать жизнь св. Фоль-куина, и предоставил перо Тому, Кто делает красноречивыми языки младенцев, внезапно, словно новый Арпинат10, я появился как писатель. Истинно, я вспоминаю тот Эрисиппов софизм: если лжешь, то и, когда правду говоришь, лжешь; я, хотя и оставил без внимания многое о самих древних, не внес в свое писание ничего другого, кроме того, что я получил чрез их предание, ибо должно соглашаться с их убедительностью, так как не должно опровергать их суждение. Далее, я не предложил бы единоверцам причины, по которым можно меня обвинять, как в обычае у каких-то мальчишек; сказанное я на время вверил хранилищам молчания и берег для этого времени, когда обнаруживаются понемногу более верные, и так как есть нужда в свидетеле, чьим ручательством это дело укрепляется, я посвятил свой труд вам и, в особенности, тебе, досточтимый отец Вальтер, кому, кроме того, что у меня есть общего с прочими, я должен нечто особенное - или ради вознаграждения Бертина, или ради той любви, которая между нами возрастает.
622
и деянием, нам также можно было бы помочь. Что же до прочего, братия, обращаюсь к вам словами апостольскими: "Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами" [2 Кор 13:11]. Аминь.
Начинается житие св. Фолькуина
4. Благодетельный и Невыразимый и Всемогущий Бог, достаточный Самому Себе в Себе (ибо не извне откуда-то основывается, в то время как Он Сам есть Высшее Благо), разделил, многообразно распределяя, богатства Своей благости на тех святых, кого прежде века заранее знал и предназначил. Ибо сосуды гнева, готовые к погибели, которые Он долго терпел, Он превратил в сосуды милосердия; и, чтобы они знали, что величие благодати этой исходит от Бога, а не от них самих, то Он им посредством дара благодати дал, что сделал Свою муку для них познаваемой.
5. Блаженная Матерь-Церковь, таковыми украшенная ожерельями, подобна башне мужа Давида, построенной с ее укреплениями; на ней висят столь многие и таковые круглые медные щиты, таковое столь многих сильных мужей вооружение, которым она ограждается и украшается по заслугам, и исторгается от ужаса врат адовых (ср. Песн 4:4). Среди этих укреплений дал нам Бог один не из меньших щитов, одного покровителя и защитника епископа Фолькуина, блаженного и достойного, чтобы рассказать о нем в веках. Сжато и кратко желая возвестить его житие, постараемся не столь много рассказывать о его чудесах, зная, что мы беседуем с христианами, так как, по словам апостола, не им были даны во знамение языки, но неверующим; ибо св. Фолькуин мало известен нам чудесами, хотя при жизни своей больше, чем он, никто не скрывал весьма многие чудеса, если он и делал каковые. Но уже приближаемся к тому, чтобы нам говорить о нем, чтобы святой одобрением содействовал тому, кого особенно любил.
6. Расскажем о происхождении блаженного мужа: он получил преимущество земного высокого положения от давнего и весьма древнего знатного рода. Он процветал в правление Карла, прозванного Великим12 как по причине богатства имений, так и полной готовности к битвам, и что более, по причине исповедания веры и закона мира; мать св. Фолькуина звалась Эрхенсинда, а отец Иероним; из них первая вела происхождение из рода готов, весьма славного как рождением, так и богатством; другой, как думаю, дядя вышеназванного короля, первый среди придворных, распоряжался управлением судебных и частных дел. Были у него еще и братья, занимавшие весьма высокое положение; из них Фольраду король вручил монастырь св. Квентина и, как ниже повторим, все предки его прародителей были весьма знатны. Это мы сказали не для того, чтобы потщеславиться перед знающими, но чтобы удивить равнодушных. Люди мира сего поддерживают тех, кто влиятелен благодаря таким правам, мы же хвалим тех, кто это все презрел ради Спасителя.
624
7. Когда заботливые родители узрели, что их родовитый отпрыск в самом почти возрасте детских игр отличается священными занятиями и он вошел уже в возраст ранней юности, чтобы он мог учиться, они отдали его в церковную школу, где бы его научили Священным Писаниям; в школе, как думаю, отрок хороших дарований, поддаваясь обучению, преуспевал благодаря проницательному уму, и после того как он получил начатки первого искусства, не было ничего, что ускользнуло бы от живости его ума. О чистоте его сердца свидетельствовало размышление об иге (Христовом) и усердие к непрерывным упражнениям, когда всякое такого рода настроение уже совершенно перешло в образ мыслей. Ибо написано: "Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его" [Притч 20:11]. Таковым его образовал Господь под наставлением учителей, какового позже поставил во главе Своей Церкви. Ибо таково правило пастырское: пусть не дерзает управлять тот, кто не умеет подчиняться. Затем, когда, как говорится, гигантскими шагами он восходил из силы в силу, когда изучал Священное Писание, и Божественный закон, достиг по порядку совершенства священных степеней; и благодать Вышней Помощи снискала ему такую милость, что все почитали его с уважением, относились к нему с большой любовью.
8. Тем временем достойно было, чтобы этот камень духовный, отшлифованный многообразными умозаключениями и стремящийся к небесным украшениям, был помещен в венец Небесного Царя, чтобы он не укрывался под видом частных людей, но тот, кто настолько себе наконец помог, уже и многим помог бы; его хватают, чтобы возвысить его церковной властью, и все единогласно это одобряют. Берега Британского Океана в западных пределах Галлии населяет некое племя, не столь многочисленное, сколь сильное, у историков они зовутся Моринами, ныне же по их городу Тарвеннийскому13, некогда богатейшему, но только разрушенному и почти разграбленному, называются тарвеннийцами. Орозий, пресвитер и достоверный историограф, упомянул это племя в своем труде, который он написал для нас против язычников, и показал в высшей степени ясно, что это племя было многочисленно по причине множества воинов, так что оно подчинилось бы не всякому Римскому войску, идущему ему навстречу. Упоминает он и город Менап14, от которого ничего не осталось, кроме развалин и пустого имени. Поэтому, может быть, поэт дал этому племени имя "живущих дальше всех людей", ибо Фландрия, в которой живет часть этого народа, занимает это побережье, и не слышно было, чтобы далее жил какой-нибудь народ, ибо этому мешает Океан; здесь по обычаю поэтов использовано целое вместо части. Ибо из того края, где находятся города Бонония15 и Одраус16, есть легкая переправа в Британию. Племя это не имеет упорядоченных обычаев, прибегает более к оружию, чем совещанию, и, как сказано прежде нас, ему свойственно большое красноречие, но малая мудрость. Нелегко было бы обуздать их неукротимое варварство, всегда склонное ко злу, если бы не осмотрительность и проницательность великого церковного мужа.
625
9. Церковь этого народа была лишена пастыря; но когда обсуждали замену предстоятеля и все долго перебирали достойных, никого не нашлось лучше Фолькуина. Избирая его, и тот, и другой народ не искал ничего различного, но, изъявляя общее желание, требовал, чтобы его дали им как епископа; за этой просьбой последовало согласие военачальников и всего клира. Что больше? Этот выбор, милостью Божией, понравился императорской власти, а именно Людовику, который наследовал своему отцу Карлу; и с его согласия Фолькуин был поставлен предстоятелем Тарвеннийского града, и во всем управляла воля Господня. Получив силы от духовного благословения, св. Фолькуин усилил дела милосердия и веры, проявляя себя по отношению к другим таким, каким подобало быть рабу Божию. Действительно, так как он узнал, что будет сражаться против духовной неправды, он нес перед собой приемы и упражнения в добродетели, то есть оружие веры, и так умерял крепость учения, что никто более, чем он, имеющий строгое суждение, не был приятен народу; с другой стороны, когда он стал приятен народу, то не оставил порядка строгих суждений. Он устроил жизнь так, что ни к одному, ни к другому не был более благосклонен. Общественные блага умерялись любовью; и он не предпочитал, чтобы вверенные ему овцы действовали ошибочно, а не правильно, и не прощал дурных, чтобы добрым не пришла погибель. Поистине, он умел пользоваться железом. Св. Фолькуин старался поступать так, чтобы святой Матери Церкви быть или укреплением, или украшением: укреплением извне, украшением изнутри. В словах его и в беседе с народом не было легкомыслия, со всяким он говорил о чем-либо полезнейшем, или размышлял о том же самом везде, где бы ни оказывался. В самом начале своего епископства св. Фолькуин явил такие способности, как если бы в течение долгого времени стоял во главе Церкви, на каковое служение недавно был поставлен; в том, что Греки называют "теосебией", то есть исповеданием веры и почитанием Бога, он следовал суждению канонов и апостолов, чтобы со всеми, к кому была направлена его забота, он был един сердцем и душой; и что бы непристойное или изнеженное он ни видел в своей Церкви, истинным и духовным обрезанием весьма усердно отрезал, относя к своему ущербу все, что бы явилось негодного в его подданных; относя к своей прибыли все, что бы почитание Христа ни принесло плодоносного; об этом почитании святой муж так старался заботиться, чтобы не иметь никакой шелухи, и никакому роду порока не давал пустить корня. Он сам служил своей пастве образцом для подражания и зеркалом. Ибо он, как благочестивый купец, не для себя только одного покупал, но торгом своего труда искал спасения всех. Если кто-либо воздвигал великое что в вероисповедании, муж Божий признавал такого человека, его поддержавшего, словно бы зачисленным в центурию в Божественном войске. Он также беспокоился и о бедняках Христовых, ибо то, что, отказывая себе, раздавал от трапезы своей, прибавлял им, а не оставлял желудку, как в обычае у некоторых, ибо он не много заботился о завтрашнем дне. Трудно продолжать рассказ о том, каким себя
626
было сопротивляться настоятелю, достоинство которого от рождения было столь велико, что не было у него недостатка в военной силе; но муж Божий все это ставил ниже страха Господня; он не успокоился до тех пор, пока святые мощи, поднятые хитростью, не поставил на подобающее место, хотя и с довольно большой опасностью для жизни, и учредил праздничный день в месяце июне, когда поднимаются посевы и уже появляются колосья. И, остерегаясь на будущее, чтобы мощи святого не были унесены таким же образом или при помощи другой какой-нибудь выдумки, св. Фолькуин скрыл их в земле, где в течение многих лет погребал усопших, однако оно было открыто, когда пожелал Господь. Равным образом он перенес и перезахоронил мощи святого Бертина и постановил, чтобы у нас этот день, то есть 17 день Августовских Календ, был праздничным.
12. А после этого, когда муж Божий Фолькуин узнал, что приближается телесная старость, даже в день своего освобождения от уз плоти усердно предался трудам добрых дел, зная написанное "Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими" [Лк 12:37]. И так, ежедневно из силы в силу возрастая, он сильно желал видеть Бога богов в Сионе. Свидетели же внутренней его любви были слезы, которые выдавали тайну его совести, проливая которые он пел псалмы и говорил часто: " Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!" [Пс 41:3]. И, согласно слову апостольскому, он не поднимал умственных очей на то, что уже совершил по Христову повелению; забыв то, что было позади, он устремлялся к тому, что было впереди, все больше и больше предаваясь бдениям и посту, старался более очищенным умом воспламеняться к горнему и, препоясав чресла, с зажженными и наполненными маслом лампадами благих дел ожидал прихода Господина своего с брака, чтобы войти с Ним в небесные чертоги и царствовать в будущем в радости вечного блаженства, которое будет длиться бесконечно; и, неся заботу о стаде, ему вверенном, надежнейший раздаятель подавал ему пшеницу Слова напряжением всех сил, увещая своих пасомых обратиться, пока ныне еще есть время, чтобы в последний день они не были найдены неготовыми.
13. Утомленный долгой старостью, как думаю, св. Фолькуин совершил почти 40-й год епископского служения, когда он уже не мог в собрании совершать торжество миссы. Узнав об этом, король еще при его жизни назначил ему преемника-епископа, что было против канонов; услышав это, святой предстоятель приготовился к служению миссы по епископскому обычаю и все служение исполнил весьма бодро, а муж, готовивший его смещение, стоял рядом. И когда пришла та минута, когда должно, как это в обычае у епископов, дать епископское благословение, изменив порядок, св. Фолькуин произнес проклятие. И пришельцы, испуганные, сев на коней, пожелали вернуться восвояси; на середине пути тот, кто строил козни против епископа, упав с коня, ударился шеей и испустил дух; и все, кто с ним приезжал, в течение года испустили дух по причине различных несчастий.
628
14. Когда пришло время призвания св. Фолькуина от сей жизни, хотя он отягощался долгой старостью, он решил объехать приходы своего епископства, зная, что это принесет пользу ему, а равно его подданным, чтобы детей Церкви, если они, отклонившись от лона Матери, где-либо ошиблись, направив по установлениям канонов, привести к Ней же, увещая проповедями. И, чувствуя таковое усердие и таковую преданность, он прибыл с благочестивой заботливостью к церкви, расположенной в Мемписке и называемой Хикклесбеке18. Там-то, немного пробыв, когда он уже помышлял вернуться, святой муж начал томиться тяжелой болезнью. Тогда, созвав учеников, он поручил их Всемогущему Господу, в весьма продолжительном увещании убедил их не покидать пути истинного; наконец, подкрепив свою речь благословением, св.Фолькуин предал дух небесам, чтобы соединиться с собраниями святых. А перешел он в мир иной в год от Воплощения Господня 855, третьего индикта, когда смеркалось, в субботу; это был 15 год правления Людовика, сына славного короля Карла, а епископства этого блаженного предстоятеля 40-й, 19 день январских календ. Он, пока еще был жив, просил, чтобы тело его для погребения отнесли в монастырь Ситиу в базилику св. Бертина, где не произошел его исход из сей жизни.
15. Когда муж Божий умер, на похороны его блаженного тела люди стекались толпами отовсюду. Его клирики, сетуя на тяжесть пути, утомились и прибегли к божественной помощи. Тогда этой же ночью, когда дул южный ветер, вся эта неизмеримая глубина вод, которая окружает остров Ситиу, почти на две мили так замерзла, что вода посредством льда подала идущим твердейший путь, когда они рано утром принесли святое тело на берег. Тело св.Фолькуина было принесено в монастырь и было принято со свечами и благовонными курильницами почтеннейшим и святейшим собранием монахов, вышедшим навстречу похоронной процессии вместе с великим множеством народа; они совершили служение со всеми почестями, как требует погребение; св.Фолькуин был облачен так, как обычно он стоял перед святым алтарем, и принесен для погребения в то же место, которое сам выбрал. Он был похоронен справа от святого Бертина при величайшем плаче стоящего подле народа.
16. Рассказывают также старцы, что у того же мужа Божия был некий конь удивительного понимания. Когда св.Фолькуин собирался ехать куда-либо, смотря по тому, чего требовала необходимость, конь, согнув колени, по своей воле подставлял спину святому бремени. Рассказывают, что этого столь умного коня должны были отдать братии, и он шел впереди погребальных носилок и плакал, а потом отказывался носить любого иного человека и не желал терпеть, что после членов столь великого предстоятеля он будет служить желаниям какого-нибудь человека; через недолгое время конь умер, и когда он был предан в пищу собакам, ни одна из них не потянула его к себе, вонзив в него зубы. Ибо не подобало выброшенным трупом коня кормить собак и ворон, подкрепляя их, и проходить вниз по их пасти тому, на ком всад-
629
ник по причине сердечной преданности воссылал частую молитву ко Христу; ибо нельзя верить, что святой забавлялся пересудами. Видя это, горожане похоронили по человеческому обычаю коня, которого, как я уже сказал, бессмысленная жестокость собак почтила неким, так выражусь, изумлением.
17. Случилось через недолгое время после этого некому монаху помя
нутой Ситиенской киновии, тезке этого блаженного мужа (ибо он звался
Фолькуин) тяжело болеть в течение долгого времени, так что он мог ходить
только с двойной поддержкой посохов. Однажды угнетаемый чрезмернос
тью страдания, он решил, собравшись с какими мог силами, пойти к алтарю
святого покровителя Бертина. Он собирался помолиться о спасении души
и здравии тела, но (чтобы описать положение церкви незнающим) тем, кто
входил в церковь с юга, преграждала путь прежде расположенная гробница
вышеназванного святого отца Бертина, потому что она занимала важнейшее
место алтаря св. Мартина; и потому в правой части этого же алтаря сперва
предстает гробница блаженного Фолькуина тем, кто желает идти к уже преж
де названной гробнице. Этот же вышеупомянутый монах уже достиг гроб
ницы блаженного Фолькуина, когда внезапно, не знаю, какой сотрясенный
дрожью, после чего треснули палки, внезапно упал на святую гробницу; по
пав в такое положение, он со слезами испросил у Бога, если у Него получи
ла какую-то заслугу душа предстоятеля, именно в этом месте погребенного,
чтобы Господь возвратил ему давно потерянное и желанное здоровье чрез
заступничество святого мужа. Он немного промедлил там, лежа и молясь, и
в скором времени поднялся невредимым так, что при всеобщем изумлении
принес благодарение Богу, шествуя на собственных ступнях без чьей-либо
помощи. С того самого дня гробница блаженного мужа была окружена вели
ким почитанием; и, так как этот же исцеленный монах был обучен грамоте,
он изложил элегическим метром следующее, написав на его могиле:
В этой могиле лежат Фолькуина почтенного мощи.
Некогда в этом краю он предстоятелем был.
Сорок он лет возглавлял и воспитывал Церковь моринов,
Делом и верной душой Богу усердно служа,
И, в девятнадцатый день январских Календ опочивши,
Взятый от мира, вошел в светлый апостольский чин.
18. После этого все почитали заслуги блаженного мужа, чтобы подтверж
далась речь Спасителя, говорящего: "Нет ничего сокровенного, что не откры
лось бы, и тайного, что не было бы узнано" [Мф 10:26]. Пастырь пастырей
не пожелал, чтобы мощи Его наместника долго скрывались, положенные под
землей, но изволил открыть всем людям досточтимую славу его благодатнос-
ти. Ибо в год от Блаженнейшего Воплощения Господа нашего Иисуса Христа
928, первого индикта, во времена короля Карла, я обнаружил, что двум до
стойным внимания людям, далеко находящимся друг от друга, в тиши ноч
ной Господь явил частые видения, чтобы они пришли в славную киновию
630
Ситиу, подняв мощи предстоятеля Фолькуина, заблаговременно приготовились к служению с должным почтением. Они, исполняя приказанное радостной душой, пришли с каким могли снаряжением к уже сказанному монастырю Ситиу, поведали братиям причину своего прихода, настоятельно попросили, чтобы им было разрешено открыть гроб, в котором был сокрыт их святой соотечественник. Братия, взвешивая намерение со всех сторон, с каких могли, довели его до сведения Адолоффа Благородного, в то время графа этой местности и настоятеля монастыря, и, посоветовавшись со Стефаном, который в это же время был епископом Тарвеннской Церкви, по общей воле всех, со свечами и хором, поющим псалмы, и со всем снаряжением клириков на рассвете дня ноябрьских Ид19 пришли к могиле святого мужа. Когда члены святого тела были подняты и помещены там, на месте могилы построили алтарь, народ провел этот праздничный день с пением и радостью; и, когда служение было исполнено, восстановили силы, и каждый возвратился домой.
19. В то время как все предавались радости, мощи блаженного мужа просияли чудесами. Местные жители, страдающие лихорадкой, установили обычай посещать алтарь святого мужа с приношением свечей, по возможностям каждого, и дивились тому, что по вере просящие получали здоровье. А что касается столы его, которая до сих пор существует, мы видим, что женщины, мучающиеся тяжелыми родами, по его заслугам часто получали исцеление, так что когда видят, что они, угнетаемые трехдневными или того более родовыми муками, почти близки к смерти, вносят к ним эту столу, и женщины производят на свет детей, и им возвращается первоначальное здоровье. Господь показал и многими другими знамениями, что его святой возвеличен в небесах, так как, действуя и пребывая с избранными своими до конца века, Господь наш Иисус Христос, Совечный и Единый Отцу и Св. Духу, живет и царствует бесконечные веки веков. Аминь.