Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

X - XI века

К оглавлению

Фолькуин Лоббский

 

О деяниях настоятелей Лоббского монастыря

Пролог

Издавна древние всесторонне обсуждали этот вопрос, и, наконец, в наших душах запечатлелось речение как философов, так и духовных отцов, которые ненарушимо предписывают нам держаться того, что мир вращается не вслед-стие случайностей, но все по воле Управляющего и Всемогущего Бога Создателя управляется чрез Промысел, по несказанному устройству и расположению Его, прежде чем что-либо обнаруживается во времени. Ибо Всемогущая Сила Божества, Которая все то, что есть, собрала, чтобы оно было, образы вещей посредством неких первоначальных материй всегда имела совершенными у Себя; Бог, когда хотел и где хотел, и каким образом хотел, делал их для нас видимыми, и никто на Него не походит, так как Он был Создатель; когда было положено, по Его устроению, начало времен, и Он Сам во времени все

637

устроил, чтобы Тот, Кто, как верят, есть по праву Творец, понимался и как Управитель. Времена же состоят из дней и чисел, и когда мы читаем или слушаем, что в тот или тот день Бог сотворил то или это, непременно подразумеваем здесь время или число. Бог есть Создатель времени, хотя Он Сам древнее времени, Создатель которого Он есть, и все создал во времени. Он сделал и сами времена несогласными между собою, противоположными по равности, но по воле Его попеременно согласовывающимися, чтобы не смешивалось то, о чем думают, как о смешанном, но скорее попеременно согласовывающиеся между собой вещи делают известным и совершенным нечто упорядоченное. Сами также стихии, в которых мы пребываем, себе поочередно противоположные, в облике одного тела согласовываются с таким приятным равновесием, чтобы несогласные стихии не противоречили друг другу, более того, если ты удалишь одну стихию от другой, вместе с ее удалением ты погубишь человека. Движению времени есть сходная причина. Ибо что более противоположно, чем ночь и день, потемки и свет? Лето также противоречит зиме, а зима - лету. Весне противостоит также осень, осени - весна. Ибо кто ожидает зимой зноя и жарких дней, или кто видит, чтобы летом снег белил поля, и реки покрывались льдом? Так также никто весной никогда не отведывал раньше молодого вина или пробовал виноградные ягоды, в то время как также различные роды трав и цветов, которыми человек украшается и увеселяется весной, бессильные, вянут в осеннее время. Времена же, приходящие по порядку и поставленные на свое место, составляют год; если же они не соединялись бы, то год скорее считался бы неким хаосом и невыносимым временем, а не годовым кругом. Неизменное правило сохраняет эту же изменчивую связь вещей; согласно этому правилу, не ново то, что нам явилось недавно и не изменяется то, что нам кажется изменчивым; так все приводится в порядок, чтобы еще то, о чем думают, как о дурном, также не было беспорядочно. Высшая и главная, более того, единственная связь вещей есть воля Господня. Потому и поем мы: "Господь творит все, что хочет" [Пс 134:6]. Ничто извне не делается, только то, что из внутреннего дворца Вышнего Императора или повелевается, или разрешается или для чьей-то пользы, или для возмездия тайного и праведного суда Своего. Ибо кто большее любит, чем тот, кто сделал? Далее, кто с большей правильностью правит, чем тот, кто любит и сделал? Не может хоть кто-либо ближе или дальше выйти, если только не по воле Господней, в то время как спасительный дар свободной воли дан людям с благодатью Бо-жией. Не много должно удивляться преемственности или падениям царств, о которых мы слышали или которым мы были свидетелями. Ибо Царство принадлежит Ему Самому, как говорит Псалмопевец, "Ибо Господне есть Царство, и Он - владыка над народами" [Пс 21:29]. И как узнал Навохудоносор, кому бы ни захотел Он дать царство, тому и даст его. Ибо когда пожелал, воздвиг царства, и когда захотел, низложил. Об этом свидетельствует древнейшее царство Ассирийцев, закончило свое существование, отданное после Мидийцам и Персам, затем Македонцам, а их многой кровью приобрел себе тот Александр Великий, которого Даниил называет или медным истуканом

632

[ср. Дан 2:31-34], или барсом в видении [Дан 7:6], это была великая пучина несчастий; наконец, когда римляне, пройдя море и землю, отличились военной силой, не без воли Божией царство его утратило власть. И так до сих пор ведется по отношению к царствам, хотя вскоре после возросло королевство франков, которое стремилось усилить себя римскими крепостями, и благоприятным преуспеянием, чтобы оно и военной силой, которой весьма изобилует из-за набора новых воинов, приобрело это положение, оно должно было быть, однако, включено в Римское государство. Ибо и этот народ подчиняется некой римской государственности; когда тот и другой народ вышли из Трои, те последовали за знаменем Энея, а эти вот отправились под началом вождя Антенора20 чрез побережье Иллирии к болотам Меотиды21, и из-за чрезвычайной неустрашимости духа они избрали себе имя франков; занимая Галлию, они устрашали прочие народы до того времени, пока не сменили идолопоклонство на начало службы в Христовом воинстве. Ибо король их Хлодовей22, приняв в крещении благодать Христову при посредстве святого Ремигия23, сделал свой народ христианским. Царь царей Христос не замедлил выдать пожалование воинских наград тем, кто за него сражался, ибо возвысил их королевствами и щедро наделил благоприятными успехами. Затем у Хлодовея, Хлотарей и Да-гобертов24 сохранялась эта блаженная наследственная преемственность. И почему бы не оставалась сия преемственность, которую Премудрость Божия, говорящая: "Мною цари царствуют" [Притч 8:15], утверждала верой, усиливала беспристрастием и справедливостью? Свидетельствуют об этом епископства или монастыри, которые росли, будучи обновлены в то время или основаны тогда. Если бы мы переписывали их по одному, нам не хватило бы страницы, особенно, когда мы обещали не это; достаточно, чтобы мы только говорили о своем монастыре; и так как должно говорить о месте, скажем о его местоположении, ведь это должно сказать сначала.

1. Есть место в крае, который древние по имени места, где суеверные язычники посвятили святилище Марсу, называли Фану-мартинским, а более недавние жители по имени протекающей там реки назвали Хайнау25. Там в Самбринской области течет река Самбра26, бегущая в приятных и красивых берегах. Равнина с там и сям возвышающимися холмами, и тень лесов, и удобство места делают эту область весьма привлекательной. В этом месте в Самбру впадает ручеек, называемый Лаубак, и полагают, что он-то и дал название сему месту. Однако есть и те, кто думает, что названное место получило имя из-за приспособления для охоты на диких зверей. Эта местность, отовсюду окруженная горами, поросшими лесом, в те времена соседствовала с Лифтинами и до сих пор называется "лесная", поскольку сохранилось ее первоначальное имя, ибо король, идя на охоту, приказал, чтобы там сделали ему навес, который называют "лобией", для того, чтобы умерить жар солнца, - отсюда речка от места, а не место от речки усвоило имя; это кажется более правдоподобным. Ибо место это на их языке называется Лобах; и "ло" называют тень лесов, а "бах" - речку; если каковые два слова складываются вместе, то производят слово: "речка тени".

633

А было это место пригодно для устройства засад и для тех, кто промышляет разбоем. Ибо, как уже сказано, оно окружено лесами и неровно по причине скал, потому и не находят виновного, когда совершено преступление. Ухватившись за таковую возможность, некий Морос27, муж, занятый того рода деятельностью и хитростями, принялся усердно разбойничать в таковом месте, в то время, когда от Хлодовея седьмым правил Лотарь. Не довольствуясь вполне маленькими преступлениями, он замышлял и исполнял большие, наконец, поскольку Господь сожалел об этом, при посредстве святого епископа Аутберта Камараценского28 - ибо этот приход находился у пределов его диоцезы, хотя до этих пределов протирается еще и Леодиценская диоцеза, -он был обращен из Мороса в Ланделина29, словно второй Павел, сделавшийся из Савла. Он положил конец порокам и посвятил это место святым занятиям, чтобы каковое запятнал пороками, освятил бы добродетелями, и где изобиловал грех, там бы преизобиловала благодать, как говорит апостол [Рим 5:20]. В этом месте он выстроил и церковь себе, сообразно со временем, и оплакал то, чем прежде увеселялся, трудом рук своих добывал себе пропитание, распущенность плоти укрощал постами и бдениями, и совершенствовался высшим напряжением духа в том, что есть Божие, так что все удивлялись, видя перемену, совершенную Десницей Всевышнего. Благодаря таковым упражнениям, он сделался зерцалом для многих, стекающихся к месту его усердия, и так стал первым основателем Лобненской обители. Но Промысел Божий, о Котором мы упомянули выше, не всем суды Свои открывающий, - "Судьбы Твои- бездна великая!", говорит Псалмопевец [Пс 35:7] - пожелал, чтобы блаженный Ланделин переселился из Лобий, чтобы место было свободно для другого, который за ним когда-нибудь последует, во всяком случае, чтобы тот не строил здания на основаниях другого и не потерпел бы ущерба, или чтобы великие заслуги двоих не ограничивались теснотой одного места. Может быть, предвидя это, блаженный Ланделин, переселившись из Лобий, устремился в Криспиний. (...)

5. Так как блаженный Урсмар30, исполненный соединения всех добродетелей, добросовестно исполнял вверенное ему служение и, благодаря королевской щедрости, построив обитель, равную древним монастырям, освободился из темницы плоти; он был введен в Рай Небесный, где ныне и присно блаженно наслаждается Боговидением, и мы просим, чтобы он нас помнил. А умер он в год 713 от Воплощения Господня, в то время как Пиппин управлял королевством, а в вечности нами правит Господь. Он, перед смертью обессиленный долгой болезнью, еще при своей жизни заменил себя своим преемником, святым Эрмином31 (711), в которого, благодаря некой особенной дружбе, он как бы перелил всего себя, как в любимого наследника и приятнейшего преемника. Заменив учителя, Эрмин начал подражать ему, так что, по повествованию эпикурейцев, можно было бы поверить в переселение душ в тела по очереди, он, как верили, в точности повторял св. Урсмара. Должно было бы отступить от нашего повествования, если бы мы хотели бы расска-

634

зать все о том, сколь усерден он был в приращении монастырских владений, сколь осмотрителен в порученном ему пастырском служении; описание его жизни повествует об этом в высшей степени изобильно. Его соработника-ми или преемниками были управители и со-настоятели этого же монастыря, в особенности, святой Авель32, родом скотт, и святой епископ Вульгис33, и господин Амульвин34, также епископ; о том, сменяли ли они друг друга по очереди или управляли монастырем вместе, когда святой Эрмин был занят духовными делами, древность не оставила ничего определенного. Однако древние не умолчали о том, что они не только держали Лобненский монастырь и управляли им, но и, сообразно с благоприятными временами, улучшали. Св. Эрмин управлял этим монастырем в царствование упомянутого владыки Пиппина три года, и при Карле, сыне этого же Пиппина, равно властителе и вожде, двадцать два года. И так, пребыв в управлении 25 лет, он приобщился славы учителя и умер в восьмой день майских календ (737).

6. После него был настоятелем Теодвин; при нем, дарением майордома Карломанна35, наша церковь удостоилась получить поместье Эонтанское, которое омывает Самбра; в грамоте этого пожалования так написано: "Сделано в Липтинах в государственном поместье, в шестой день Февраля, во второй год правлении Хильдерика"36. И в этом договоре сказано: "Подписано майордомом Карломанном, который сделал и подтвердил это пожалование". Это, конечно, Карломанн, брат Пипина37, который, оставив хлопотное управление государством, сначала сделался клириком в Риме, построил монастырь на горе Серапт; после сделался монахом у святого Бенедикта на горе Кас-сино. А о вышеупомянутом короле Хильдерике, который был королем при Пиппине, история рассказывает, что и он сам, как свидетельствуют, по повелению папы Захарии38 после был пострижен и заточен в монастырь; и потому он уступил Пиппину единовластие в королевстве, и оно было освящено архиепископом Бонифацием39.

7. Вот что мы узнаем о вышеупомянутом Авеле. Когда мы были в Реймсе и беседовали с мужем достойным и в тех краях ученейшим, с архиепископом Адальбероном40, когда мы спросили об основании этого же города и о преемственности епископов в нем, упомянули мы Деяния предстоятелей этого же города, и в то время этого было достаточно. В каковых Деяниях было найдено, что в этом же городе был епископом некий Авель, который в нем многое приобрел, или привел в порядок; каков же был его конец, составитель деяний или не знал, или пожелал вообще умолчать. Мы же, всесторонне обсудив даты, при помощи легкого подсчета доказали, что тот же Авель был и наш настоятель, и скотт, и епископ. А то, что составителю Деяний был неизвестен конец его жизни, пожалуй, произошло по причине долготы пути, и добровольного умолчания благочестивого мужа, и любви к небесной отчизне. Вышеупомянутый епископ сказал еще, доведя до своего времени обычай предшественников, что во время торжественного служения миссы в том особом поминовении умерших, которое говорится над синодиками и

635

торжественно делается в освящении Господня Тела, когда ежедневно субдиакон беззвучно прочитывает имена на ухо пресвитеру, по одиночке прочитываются записанные имена всех епископов этой кафедры, и весьма удивлялся, что в этом поминовении нет епископа Авеля. Как мы догадываемся, потому это сделано, что ему было приказано некоторое время занимать кафедру, на которой не было епископа; и ради любви к Богу он не вписал свое имя в этот перечень, уступив по своей воле. Ибо нельзя верить, что он в этом был еретиком, ибо не противостоять еретикам есть почти то же, что и покровительствовать им. Сколь многие и сколь великие мужи в то время не позволяли чему-нибудь такому потихоньку пробираться в Церковь; даже напротив, издавались государственные повеления, чтобы опровергнуть ереси, которые открыто преследовала королевская власть, ибо Господь запрещает, внушая ужас такими словами: "Проклят, кто удерживает меч Его от крови!" [Иер 48:10]. Не могло статься так, чтобы Авель не желал подражать тем, чья жизнь умом проходила на небе, назову Урсмара и Эрмина, когда они сами не могли бы его принять, если бы он не был и сам прежде испытан и не упражнялся в военных лагерях Господних. И о святом епископе Вульгисе не донесено до нас ничто, кроме немногого. Однако в наших самых старых мар-тирологиях находим, что отмечено о нем так: "Накануне Февральских Нон в Лаубаском монастыре кончина святого епископа Вульгиса". Легко увидеть и склеп, в котором он лежит похороненный.

8. Настоятеля Теодвина сменил в заботе о вышесказанном месте епископ Теодульф, частью при вышеназванном властителе Пиппине, после сделанном королем, а девять лет при Карле, после императоре; он управлял им не медлительно и прибавлял не средне. Ибо в его время многие имения были собраны для нашей церкви, которые стоило бы описать бы, если бы они не были пожертвованиями, и грамоты завещательные на них (есть), и если бы я сам не стремился бы к краткости. Он умер в год 776 от Воплощения Господня, в день праздника святого Иоанна Крестителя.

9. Его преемником в правлении стал Ансон, муж добрый и святой, только настоятель и не епископ, управлявший этим же монастырем при уже названном императоре Карле 24 года. А этот Ансон, насколько способности и дарования позволили ему, изучал науки. Существует "Книжечка о житии святого Урсмара", составленная им для предшественника его епископа Теодульфа41, а равно и другая, "Житие святого Эрмина", в которых была изложена историческая правда, насколько муж простого красноречия мог описать ее. О смешении же слов не нам судить, потому что им присуща таковая путаница, что неясно, сделал ли он это, чтобы углубиться в известное ему, пусть и менее учено, насколько он был склонен к мирским наукам, или же он по своему желанию ни во что не ставил правила искусства риторики ради превосходства описываемых деяний. Он умер при вышеназванном Карле, в тот же год, когда тот сделался императором.

636

После него в правление самого императора это же настоятельство захватил каноник Хильдрик, а после него Рамнерик. Затем при том же императоре доходит дело до господина Фольрада42, благочестивейшего настоятеля, дяди уже названного Рамнерика. Известны нам только имена, а не деяния наместников; полагаю, из-за малого числа лет их правления или потому, что не запомнилось о них что-либо полезное. Однако деяния рассказывают о том, кто был третьим из них; ибо это был муж большой знатности и родственник королю. Он был внуком дяди императора Карла по отцу, как обнаруживается на стене башни церкви Св. Квентина в Августе Виромандуев43 - ибо он также управлял и этим монастырем, - в высеченных строках такого рода:

Время свершило свой бег: десять люстров и после три года Правил отчизною Карл, Богом нам данный король. В срок, отведенный судьбой, он расстался с короной и жизнью, Но нам оставил взамен, славный Людовик, тебя. Знатностью равный тебе, начал авва Фольрад благородный Строить сей Божий чертог, сей величавый собор. Иероним был отцом, дедом Карл ему приходился, Тот, что к высотам повел франков свободный народ. Гибель врагам принося, укреплял он незыблемость мира, Чтобы наследный престол милому сыну вручить.

10. В эти дни Господь ублажил Свой светильник, который зажег оправданием, ублажив же, свидетельствовал о нем чудесами, не желая, чтобы он скрывался дольше, но коснулся сердца вышеназванного настоятеля Фольрада, чтобы для большего почитания открыть его всем людям, и побудил его к тому, чтобы тот поднял из могилы мощи святого и досточтимого Урсмара, имя которого должно произноситься со всей любовью. Это обретение мощей совершилось с повеления и разрешения того, кто был тогда Камерацен-ским44 епископом, и сделали это клирики того и другого чина при большом стечении народа. И когда мощи были подняты, этот день был проведен как праздничный, и решено было, чтобы и мы, и потомки торжественно праздновали его. Совершилось же это обретение мощей в год Господень 823, не скажу, что от кончины самого святого, но точно 110-ый год от его рождения в жизнь вечную, когда он начал жить в вечности со Христом. С этого времени молва о блаженном и славном муже стала возрастать, и, так как к его мощам стекались толпы больных, там возблистали чудеса различного рода исцелений. Чудеса эти по многому наших предшественников или нерадению, или незнанию до времени считались малоценными, и усердие к наукам было в пренебрежении; мы же ставим на свои места то, что видели или слышали, и делаем это, сохранив порядок. С помощью Божией, перейдем к тому, что нам оставило наше время.

11. Умер вышеназванный настоятель Фольрад через три года после вышеупомянутого обретения мощей (926), оставив после себя настоятелем Экгарда.

637

В его время совершено было в нашем монастыре первое рукоположение, а совершил его Камераценский предстоятель Теодерик, еще при жизни императора Людовика.

12. И когда Экгард освободился от земных дел, был призван из Корби45 (835) настоятель Харберт, муж добрый и стяжавший многую хвалу, по этой причине возвышенный уже помянутым императором на управление монастырем. Ибо он был усерден в исповедании веры и прилагал старание к тому, чтобы что-либо построить или украсить. Об этом свидетельствует весьма знаменитый колокол, сделанный по его приказанию и дарованный нашей Церкви, на котором есть стихи, сообщающие о настоятеле и создателе и о том, для чего он был сделан, словно колокол сам за себя говорит:

Харберта властью рожден, изготовлен искусством Патерна, Пусть не питомец я Муз, воспеваю приятную песню. Бодрствуя ночью и днем, прославляю Христа неустанно.

Этот настоятель попытался также подобающим повелением, прорыв кручи гор, провести из леса акведук для нужд мельниц, но не смог завершить несвоевременный и поздно начатый труд. Ибо монастырь был захвачен исполненным вражды Хукбертом, который ненавистен Богу и святым Его. Когда Хукберт захватил вышее управление делами монастыря, изгнав Харберта, возвратившегося в Корби, он тотчас распределил весь монастырь для военного дела, давая братиям для прокормления маленькие поместья и возвратив их в ничтожное состояние, как угодно было сему новому правителю монастыря.

1 См. «Ратхер Веронский» в наст. изд.

2 Св. Фолькуин - епископ Тарвеннский (817-855), дядя Карла Мартелла.

3 Земли бывшей Тарвеннской диоцезы находятся в департаменте Па-де-Кале, Франция.

4 Монастырь Сен-Бертен.

5 Монастырь Лобб в Эно, Бельгия.

6 Св. Аудомар (Омер) (ум. в 699) - епископ Тарвеннский. Начинал в монастыре (Луксовиум)
Люксей, в 637 г. был назначен королем Дагобертом в область современного Па-де-Кале как
епископ-миссионер, основал монастырь Ситиу (ныне Сент-Омер).

7 Св. Бертин (ум. в.698) - монах Луксовиума, помощник Аудомара. Настоятель Ситиу, кото
рый после его смерти стал называться Сен-Бертен, а позже Сент-Омер.

8 Св. Виннок (ум. в 717) - валлийский монах, на месте подвигов которого в Корнуолле была
построена церковь св. Винноу. Позже присоединился к братии монастыря Ситиу во время
настоятельства св. Бертина.

9 Возможно, Луций Кальпурний Пизон Фруги - автор "Анналов"; согласно Титу Ливию, он
был излишне многословен.

10 То есть Цицерон, прозвище образовано от места рождения Цицерона, г. Арпинум неподале
ку от современного г. Чивитавекки.

11 Возможно, имеется в виду Марк Порций Цензорий Катон Старший (234-149 до н.э.) - кон
сервативный римский политический деятель, основоположник латинской прозы.

12 Карл Великий (747-814)- король франков с 768 (в южной части с 771 г.), король ланго
бардов с 774 г., герцог Баварии с 788 г., римский император с 800 г., основатель династии
Каролингов.

13 Тарвенна, Теруанн, Франция, Па-де-Кале.

638

14 Замок менапов, Кессель, Нидерланды, Лимбург.

15 Булонь.

16 Возможно, Аррас.

17 Гуго (802/806-844) - сын Карла Великого, в 818 г. принял монашество в Шарру (в Централь
ной Франции), в 822/823 г. стал настоятелем монастыря св. Квентина (в Пикрадии, на се
вере Франции), с 836 г. настоятель монастыря Сен-Бертен, в 834-840 гг. канцлер Людовика
Благочестивого.

18 Эскельбек-на-Изере.

19 13 ноября.

20 Антенор - друг и советник троянского царя Приама; по одной из легенд, во главе племени
венетов переселился в Италию, что здесь и излагается.

21 В поздней античности Иллирия включала в себя дунайские провинции: Рецию, Норик, Пан-
нонию, Дакию, Далмацию, Мёзию. Обычно название "Меотида" относится к Азовскому
морю, но можно предположить, что в результате переселения народов это географическое
название было перенесено на область озера Балатон.

22 Хлодвиг, или Хлодовей I (466-511) - король салических франков с 481 по 511 г. Он считается
основателем династии Меровингов.

23 См. с. 89, примеч. 9, с. 103, примеч. 6.

24 Имена "Хлотарь" и "Дагоберт" были часты у королей династии Меровингов; имя "Хло-
тарь" носили короли в 511-524 гг. (Хлотарь I), в 584-592 гг. (Хлотарь II), в 657-673 гг.
(Хлотарь II) и в 717-719 гг. (Хлотарь IV); имя "Дагоберт" встречается в 629-632 гг. (Даго
берт I), в 676-679. (Дагоберт II) и в 711-715 гг. (Дагоберт III).

25 Эно.

26 Ныне Самбра во Фландрии.

27 Говорящее имя "Morosus" - своенравный, угрюмый.

28 Св. Аутберт (Аусберт) (652 - ок. 669/670) - епископ Арраса и Камбрэ (629/639-669/670).

29 Св. Ланделин (ум. в 686), основатель монастырей Лобб (650) и Криспин (возможно, теперь
Креспин в департаменте Норд, Франция).

30 Св. Урсмар (ум. в 713). См. "Житие св. Урсмара" в наст. изд.

31 Св. Эрмин происходил из франкского рода в окрестностях Лана, умер 25 апреля 737 г.

32 Св. Авель (ум. 5 августа 751) - известный церковный деятель, миссионер, спутник св. Вин-
фрида-Бонифация. Папа Захария назначил его Реймсским архиепископом, но некий Милон
узурпировал кафедру, и Авель удалился в монастырь Лобб, настоятелем которого он оста
вался до самой смерти.

33 Св. Вулъгис (ум. 4 февраля 760) - настоятель в одном из монастырей Эно, позже епископ
Эно.

34 Се. Амульвин - преемник св. Эрмина (ум. ок. 750).

35 Карломанн - майордом Австразии, Аламаннии и Тюрингии (741-751).

36 Хилъдерик III (743-747).

37 Пипин - майордом Нейстрии, Бургундии и Прованса (741-768), в 768 г. стал королем.

38 Захария - папа Римский с 741 по 752 г.

39 Св. Винфрид-Бонифаций (ум. в 754) - просветитель Германии, архиепископ Майнцский.

40 Адальберон (ум. в 989) - архиепископ Реймсский, канцлер Лотаря (941-986), короля Запад
ной Франкии из династии Каролингов и его сына Людовика Французского (ок. 967-987).
После смерти Людовика Адальберон и Герберт Орильякский выступили в Санли за избра
ние Гуго Капета.

41 Теодулъф - поэт, член придворной Академии Карла Великого, с 788 г. епископ Орлеанский,
ум. в 821 г.

42 Брат св. Фолькуина Теруаннского, житие которого см.выше.

43 Сен-Квентин, ныне Сен-Кантен, Франция.

44 То есть епископом Камбрэ.

45 Корби, основанный в 659/661 гг. королевой Батхильдой, находится в Пикардии (Северная
Франция).

639

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова