СКАЗАНИЕ О ЗАЧАЛЕ ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ
Приложение к
"Истории Русской Церкви" митрополита Макария.
(К прим.81)
Сказание "О зачале Печерскаго монастыря", приписываемое
преподобному Нестору, и вместе о преподобном Антонии
известно в двояком виде: кратком и обширном. Краткое сказание находится в летописных
сборниках XIII-XIV вв. (П. собр. р. лет. 1. 167 [228]; летоп. Переясл. Суздальск.
44 [174]) и в рукописных Киево-Печерских Патериках Феодосиевской и Акакиевской
реакции XV в.; обширное встречается в рукописных Патериках Кассиановской редакции
XV в. и вошло в состав Патерика печатного (Обз. редакц. Киево-Печер. Патерика
в Изв. II Отд. Ак. наук. Т. 5. 138, 148, 153 [180]). По краткому сказанию, Антоний
ходил на Афон однажды и, возвратившись оттуда в Киев при великом князе Ярославе,
поселился на Берестовском холму в 1051 г. вскоре после того, как Иларион был
возведен в сан митрополита. По сказанию обширному Антоний ходил на Афон дважды:
в первый раз еще при святом Владимире, когда, возвратившись в Киев, поселился
было в пещере Варяжской; в другой - по смерти Владимира, когда начались в России
кровопролития от Святополка. Антоний бежал от этих смут на Святую гору и возвратился
в отечество уже при Ярославе, по возведении Илариона на митрополитскую кафедру
в 1051 г. Какому из двух сказаний отдать предпочтение? Мы думаем, краткому:
во-первых, потому, что оно встречается гораздо ранее, а во-вторых, потому что
обширное сказание во всей своей первой половине, которою собственно оно и отличается
от краткого, представляет собою только очевидную и довольно неискусную приделку
к краткому сказанию. Вот эта половина:
"В княжение самодръжца Рускиа земля, благовернаго великаго князя Владимера
Святославичя благоволи Бог явити светилника Роустей земли и наставника иночествоующим,
яже о нем нам сказание. Бысть оубо некто благочестивый моуж от града Любеча, яже
в онь измлада вселися страх Божий, желаше во иноческий облещися образ. Человеколюбивый
Господь възложи семоу в сердцы в страноу ити Греческоую и тамо острищися; абие
поутномоу шествию оустремися, страньствоуа за страньвшаго Господа и троужьдшагося
нашего ради спасениа, и достиже царьствующаго града и во Святую гору доиде. И
обшед святаа монастыря, яже на Афоне, и виде монастыря соущаа тоу, яже на Святей
горе, и пребывание тех отец выше человеческаго естества, в плоти ангельское житие
подражающе, паче разжеся Христовою любовию, желаа тех отец житию поревновати,
и прииде в един монастырь от соущих тамо монастырев, и моли игоумена, дабы на
нь възложил ангельский образ иноческаго чина. Игоумин же, прозря яже в нем хотящаа
быти добродетели, послушав, постриже его, и нарече имя емоу Антоние, и наказав
и, наоучи его иноческому житию. Антоние же всем Богу оугажая и прочаа подвизаяся
в покорении и послушании, яко всем радоватися о нем. Рече же ему игумен: "Антоние,
иди паки в Русию, да тамо прочим на оуспех и оутвержение боудеши, и боуди ти благословение
Святыа горы". Антоние же отъиде в Русию, прииде в град Киев и мышляше, где
бы пребыти, и походи по монастырем, и не възлюби ни во едином же, где бы жительствовати,
Богоу не волящу; и нача ходити по дебром, и по горам, и по всем местом, и на Брестовое
прииде. И обрете печероу, и вселися в ню, юже бяше ископали варязи, и в ней пребысть
в велицем въздержании. Посих же, преставльшоуся великому князю Владимеру, и приа
власть безбожный Святополк, и, сед в Киеве, нача избивати братию свою, оуби святаго
Бориса и Глеба. Антоний же, видя таковое кровопролитие, иже съдела окаянный Святополк,
паки бежа в Святоую гору. Егда же благочестивый князь Ярослав победи Святополка
и седе в Киеве, боголюбивомоу (отселе начинается краткое сказание) князю Ярославу,
любящоу Берестово и церковь св. апостол и священники многи набдящоу, в нейже бе
прозвитер именем Иларион (здесь легко видеть, как неискусно соединена новая приделка
к старым сказаниям) моуж благочестив, Божественым писанием разоумен и постник,
и хожаше з Берестова на Днепрь печерский и тоу молитвы творяше, бе бо тамо лес
велик, и ископа печеркоу малоу 2 сажени и приходя з Берестова, псалмопение пояше,
моляшеся Богоу втайне. Посем же благоволи Бог възложити на сердце благоверномоу
князю Ярославоу и, собрав епископы в лето 6559, поставиша его митрополитом в святей
Софии, а сиа его печерка оста. Антонию же соущоу в Святей горе в монастыри, идеже
острижеся (здесь изменено краткое сказание), и бысть от Бога извещение игоуменоу:
"Поусти, рече, Антониа в Русию, яко требую его". Призвав его игумен
и рече: "Антоние, иди паки в Русию, Богоу тако хотящоу, и боуди благословение
имеа от Святыа горы, яко мнози от тебе черноризцы имоуть быти". И, благословив
его, отпоусти, и рек емоу: "Иди с миром". Антонию же пришедшоу к Киеву,
и прииде на холм, идеже бе Иларион печерку ископал, и взлюби место то, и вселися
в нем, нача молитися Богоу с слезами...", и т. д. согласно с кратким сказанием.
Впрочем, какого бы кто ни держался сказания, краткого или обширного, "О зачале
Печерскаго монастыря", важно то, что оба сказания согласно относят это начало
ко времени возведения на митрополитский престол пресвитера Илариона. Раз или два
был на Афоне преподобный Антоний, но то несомненно, что он основал знаменитую
Киево-Печерскую обитель в 1051 г. Разбор других мнений об этом предмете см. у
г. Казанского. История русск. монашества. Прилож. 1. С. 187-197. М., 1855 [142].
|