Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

Cм. у митр. Макария о зачале Печерского монастыря.

Артамонов Ю.А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского. // Средневековая Русь. Ч. 3. М.: Индрик, 2001. С. 5-81.

Выписки.

15: важно - оборот "от того пострижен" - не Антоний постриг Илариона, что абсурд, а Леонтий Ростовский. Впервые отметил такое чтение Ф.Томпсон. Просто "Леонтие" и "Илариона митроплита" слишком далеко отстоят друг от друга в неуклюжей фразе. В житии А. не было рассказа о Евстратии, а был о неизвестном Герасиме, обстоятельства жизни которого стали поводом для евреев принять христианство (и по ассоциации с Герасимом идет рассказ о Евстратии в Патерике).

Точная датировка возвращения Моисея Угрина на Русь может быть вполне условна. Смерть Болеслава в ПВ датирована ошибочно.

С. 57 - доверяет татищевским известиям по событиям 1068 года: Изяслав вернулся в Киев 2 мая 1069 г., начал репрессии, Антоний с помощью Святослава Черниговского ночью бежит в Чернигов в мае же. Тогда поставление Варлаама игуменом и удаление Антония в пещеру относятся к 1061 г., и в 1062 г. Антоний уже жил в уединении, а тогда завершили строительство монастыря. Т.е. сперва был рассказ лишь о его 8-летнем затворе. А позднее 8 переписчик заменил 40 - всю монашескую жизнь Антония.

Сомнительность имени Антипа как первоначального у Антония.

Кто пришел в мон-рь 17 лет и был пострижен Феодосиям - неизвестно, но не Нестор. Этот человек описывал погребение Феодосия, Нестор в этот рассказ вставил проповедь.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова