ПУТЕШЕСТВИЕ ЗЕВУЛЬФА
В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ
1102-1103 гг.
Оп.: Православный Палестинский сборник,
вып.9, изд. Императорского Православного Палестинского Общества С.-Пб. 1885.
Cр. паломничества. Иерусалим.
12 век. Святые
места Библии.
ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
Происхождение и биография Зевульфа нам мало известны. Его издатель
Райт, предполагал, на основании имени и некоторых намеков в путешествии, что,
Зевульф был Англосаксонцем, что его звали просто Wulf (волк), а за его морские
путешествия и опасности, которым он подвергался, его прозвали Seawulf (морским
волком). Тоблер считает его купцом, впоследствии монахом в Мальмесбюри.
Другой его издатель д'Авезак весьма точно определил время его
странствования, для, чего он пользовался следующими соображениями. Зевульф упоминает
о пребывании в Палестине короля Иерусалимского Балдуина и Раймунда Тулузского,
что заставляет отнести его путешествие к эпохе первого крестового похода, точнее
ко времени между 25 Декабря 1100 г. - днем вступления на престол Балдуина и 28
Февраля 1105 г. - днем смерти Раймунда. Кроме того Зевульф рассказывает что Тортоза
принадлежала Раймунду, а Акра находилась во власти неверных. Следовательно, он
находился в Палестине, после завоевания Тортозы, т. е. 12 Марта 1102 г. и раньше
взятия Акры, т. е. 26 Мая 1104. В 1104 г. Зевульф не мог быть в Палестине, потому
что он отправился в обратный путь в Пятидесятницу, а Пятидесятница в 1104 г. приходилась
5 июня, след. после взятия Акры. Таким образом, наш путешественник мог возвратиться
домой только в Пятидесятницу 1102 или 1103 г.
По некоторым другим данным можно еще точнее приурочить путешествие
Зевульфа; он говорит, что выехал из Италии в Воскресенье, в день св. Мильдриды,
память которой чествуется 13 Июля, который приходился в Воскресенье только в 1102
г. Следовательно, Пятидесятница, в которую Зевульф отправился в обратный путь,
есть Пятидесятница 1103 г., приходившаяся действительно 17 Мая, и следовательно
путешествие Зевульфа относится к 1102-1103 гг.
Описание путешествия Зевульфа, сохранилось единственно в рукописном
сборнике ХII века? находящемся в библиотеке коллегии Corpus Christi в Кембриджском
университете под № 111 и поступившем в оную из библиотеки аpxиепископа Кембриджского
Матвея Паркера († 1572 г.). Оно издано было в первый раз в Relations des voyages
de Guillaume de Rubruk, Bernard le Sage et Saewulf, publieеs par Fr. Michel et
Th. Wright. Paris, 1839, 4°, pp. 237-274.
В том же году текст с исправленным чтением, предисловием и примечаниями
быль издан д'Авезаком (d'Avezac) в Recueil de voyages et de memoires de la Societе
de Gеographie de Paris. 1839, T. IV, pp. 817-854. Этого последнего издания имеется
отдельный оттиск, принятый нами в основание при настоящем переводе. Перевод описания
путешествия Зевульфа на английский язык помещен в Th. Wright, Early travels. pp.
31 sqq, а на немецкий - в журнале: das Heilige Land. Kцln. Jahrg. XX, pp. 121-126,
144-149, 179-183 и Jahrg. XXI, pp. 6-10.
4 Сентября 1885 г.
П. Безобразов.
ПЕРЕВОД ТЕКСТА
Начинается верное описание положения Иерусалима. Я Зевульф,
недостойный и грешник, отправился в Иерусалим, поклониться Гробу Господню, но
удручаемый отчасти тяжестью грехов, отчасти же за недостатком хорошего корабля,
я не мог следовать по прямому пути вместе с другими туда отправлявшимися и плыть
по открытому морю, а потому решил отметить только те острова, по которым я проезжал
или же одни их имена.
Одни садятся на суда в Baр, другие в Барле, третьи в Сипонте
или Трано, некоторые, наконец, переплывают море из Отренто, последней гавани в
Апулии; а мы сели на корабль в Монополи, находящемся на расстоянии дня пути от
Варо, именно в воскресение в праздник св. девы Мильдриды. На третьей миле, с нами
приключился в несчастный час такой случай, что мы все потонули бы, если бы Божественное
милосердие не защитило нас; в тот самый день, когда мы отправились из гавани и
уже находились далеко в море, мы от сильного волнения потерпели кораблекрушение,
но по милости Божией вернулись в гавань без всякого урона.
Затем мы отправились в Брандию. Мы опять сели в несчастный день
на тот же корабль, но кое-как исправленный и таким образом накануне дня св. апостола
Иакова причалили к острову в Греции, к городу, который, так же как и остров называется
Курфо. Оттуда вынужденные сильною бурею, мы пристали в первый день Августа к острову,
называемому Кафаланией; там умер Роберт Гвискар; там умерли и наши, что причинило
нам большое горе. Затем, отплыв оттуда, мы причалили к Полиполи. Потом мы прибыли
на прекрасный остров Патры и пошли в его город поклониться св. апостолу Андрею,
который там пострадал и был погребен, но впоследствии перенесен в Константинополь.
Из Патры мы накануне дня св. Лаврентия, прибыли в Коринф, город, в котором блаженный
апостол, Павел проповедовал слово Божие и жителям которого он написал послание:
там случилось с нами много неприятностей.. Оттуда мы переплыли в гавань Осту;
а оттуда кто пешком, кто на ослах добрались в два дня до Фив, города, обыкновенно
называемого Стивой. На следующий день, в канун св. апостола Варфоломея, мы прибыли
в Нигрепонт; там мы наняли другое судно. Афины же, где проповедовал апостол Павел,
находятся всего в двух днях пути в сторону от Коринфа; уроженцем этого города
был блаженный Дионисий, ученый, которого впоследствии блаженный Павел обратил
к Богу; там есть церковь блаженной Девы Марии, в ней лампада, в которой масло
постоянно горит, но никогда не уменьшается в количестве.
Затем мы прибыли к острову, который называется Петалион. Потом
к Андросу, где производят драгоценные сандалии, ткани из чистого шелка и другие
ткани, сотканные из шелка. Оттуда мы прибыли на Тинос, потом на Суру, затем на
Миконию, наконец, к Наксосу, рядом с которым находится знаменитый остров Крит.
Оттуда на Карею, Омарг, Самос, Хиос и Метелину. Затем мы прибыли на Патмос, где
блаженный апостол и евангелист Иоанн, сосланный кесарем Домицианом, написал Апокалипсис;
а Ефес находится в стороне от острова подле Смирны, на расстоянии дня от нее,
там (в Ефесе) апостол жил впоследствии и был погребен; апостол Павел также написал
послание к Ефесеям. Затем мы прибыли на острова Лерос и Калимнос, оттуда на Анхо,
где родился Галиен, медик, пользующийся большою славою у Греков. Оттуда мы прибыли
чрез гавань разрушенного города Лидо, где проповедовал Тит, ученик св. апостола
Павла.
Оттуда мы прибыли на Асум, что означает "серебряный".
Затем мы прибыли на знаменитый остров Родос, где, говорят, было
одно из семи чудес мира, идол, именно колосс, имевший в длину 125 футов, который
разрушили Персы почти со всей провинцией Романией, когда они шли в Испанию; этим
Колоссянам блаженный апостол Павел написал послание. На расстоянии дня оттуда
находится город Патера, где родился блаженный архиепископ Николай и куда мы прибыли
поздно, вследствие большой бури. Подняв паруса, рано утром мы причалили к городу
совершенно разрушенному, который называется св. Марией Могронисси, что значить
"длинный остров"; в этом городе жили христиане, которые были изгнаны турками из
Александрии, как на это указывают церкви и другие здания. Затем мы прибыли к городу
Миреев, где Святой Николай управлял архиепископией; этот город представляет гавань
Адриатического моря, подобно тому как Константинополь - гавань Эгейского моря.
Поклонившись священной гробнице Святого, мы на полных парусах причалили к острову,
называемому Ксиндакопо, что на латинском языке, значить 60 маленьких весел (ударов
веслами sexaginta remulae), название дано по причине бурного моря; рядом с этим
островом гавань, которая вместе с прилежащею к ней землею называется Финика. А
оттуда, проплыв широчайшее место Адриатического моря, мы чрез три дня прибыли
в город Пафф, который лежит на остров Кипре; в этом городе после вознесения Господня
собрались все апостолы и держали там собор об устроении дел и послали оттуда на
проповедь св. Варнаву апостола; по смерти его прибыл туда св. Петр из Иоппии и
распространял там семена слова Божия, раньше, чем он занял епископскую кафедру
в Антиохии.
Отправившись с острова Кипра, нас носила буря, и в течении семи
дней мы не могли попасть в гавань; буря была так сильна, что в одну ночь сильный
противный ветер угнал нас назад к Кипру; но по милосердию Божию, которое дается
всем, кто призывает его в правде, и которое было вымолено нами с немалым усердием,
мы вновь вернулись туда, куда желали; однако семь ночей мы подвергались такой
6уре и опасности, что мы почти все потеряли надежду на спасение; тем не менее,
рано утром, при восходе солнца, показался пред нашими глазами берег гавани Иоппии
и после уныния и отчаяния, в которое повергла нас громадная опасность, внезапное
и неожиданное зрелище, показалось нам в сто раз радостнее. Итак, ровно через тринадцать
недель после того, как мы в воскресенье сели на корабль в Монополи и постоянно
пребывали то на волнах морских, то на островах, и разрушенных хижинах и шалашах,
ибо греки не гостеприимны, мы с великою радостью и воздаянием благодарности причалили,
то же в воскресенье к гавани Иоппии.**
Умоляю нас, мои любезнейшие друзья, подняв руки кверху рукоплещите;
воскликнете Богу вместе со мною гласом радования, ибо Всемогущий оказал мне милосердие
во всем пути моем: да будет благословенно имя Его и ныне и во веки! Внимайте,
дражайшие, и узнайте милосердие, которое оказала Божественная благость мне, последнему
рабу своему, и моим. Ибо в тот самый день, в который мы причалили, некто сказал,
думаю по повелению Божию: Господин, выйди на берег, чтобы не случилась буря сегодня
ночью или на рассвете и завтра тебе нельзя было высадиться. Когда я услышал эти
слова, меня охватило внезапно желание пристать к берегу, я нанял маленький корабль
и высадился со всеми моими. В то время как я высаживался, море начало волноваться,
волнение росло, и разразилось сильной бурей, но с Божиею милостию я достиг берега
невредимым. Что дальше? Мы вошли в город, чтобы найти где-нибудь пристанище, и
измученные и утомленные продолжительным напряжением восстановили свои силы и отдохнули.
Рано утром, в то время, как мы возвращались из церкви, мы услышали шум моря, крик
народа, увидели как все сбегались и удивлялись небывалому дотоле зрелищу; и мы
побежали от испуга, вместе с другими пришли на берег. Придя туда, увидели волны,
которые были выше гор; заметили множество тел утонувших людей обоего пола, лежавших
в жалком виде! на берегу; вместе с тем мы увидели, как носило по морю корабли,
разбитые вдребезги. Ничего не было слышно кроме рева моря и треска кораблей. Шум
этот заглушал даже крик народа и вопли толпы. Наш корабль очень большой и крепкий,
и много других кораблей, нагруженных хлебом и другими товарами, а также судна,
привозившие и увозившие поклонников, кое-как еще держались на море, благодаря
якорям и канатам, но как они подбрасывались волнами! Как злые люди были как бы
уничтожены от страха! Как выбрасывался товар! Кто, смотря на это, был бы так жесток
и с таким каменным сердцем, чтобы не заплакать? Недолго смотрели мы на это зрелище,
скоро от силы волн бури якоря оборвались; канаты разорвались; а корабли, оторванные
силою волн, безо всякой надежды на спасете, то поднимались кверху, то опускались
вглубь, и мало-помалу их несло из глубины на мели или на скалы; там же они самым
жалким образом ударялись бок о бок, там вдребезги разносились бурею; сила ветра
не позволяла им вернуться невредимо в море, а высота мели не дозволяла достичь
без повреждения берега. Стоить ли рассказывать, как плачевно моряки и поклонники
хватались кто за корабли, кто за мачты, кто за лавки для гребцов, кто за реи,
и все безо всякой надежды на спасение. Что мне рассказывать дальше? Одни, пораженные
ужасом, тотчас же потонули; другие же, ухватившись за бревна собственного корабля,
ими же были убиты, что многим может показаться невероятным, но что я сам видел;
некоторые, умея плавать, сами бросались в море, и многие из них погибли; только
немногие, доверяя собственным силам, добрались целыми до берега. Итак, из тридцати
очень больших кораблей, из которых одни обыкновенно называются дормунды, другие
же гулафры, третьи катты, которые все были нагружены возвращающимися паломниками
или товарами, осталось в целости не больше семи, когда я ушел с берега. А людей
обоего пола погибло в тот день более тысячи; никто не видел большего несчастья
в один день; но от всего этого милостию своею спас меня Господь, Ему честь и слава
во веке веков, аминь.
Из Иоппии мы поднимались в город Иерусалим в течение двух дней
по гористой, очень крутой и опасной дороге; ибо сарацины, которые постоянно устраивают
засады христианам, прячутся в горных ущельях и в скалистых пещерах, бодрствуя
днем и ночью, постоянно сторожа, нельзя ли напасть на кого-нибудь, у кого нет
спутников; их видишь повсюду кругом, а вслед затем они уже нигде не попадаются,
в этом может удостовериться всякий, кто пойдет по тому пути.
Бесчисленное количество человеческих тел, совершенно растерзанных
дикими зверями, лежат на дороге и возле дороги. Может быть, будут удивляться,
что тела христиан лежат там без погребения; но это не удивительно, потому что
там совсем нет земли, а раскопать скалу нелегко; но даже если бы там была земля,
кто был бы так глуп, что покинул бы своих спутников и стал один рыть могилу товарищу,
если бы кто сделал это, то приготовил бы могилу скорее себе, чем товарищу. Действительно
на этой дороге погибают не только бедные и слабые, но даже богатые и сильные:
многие убиваются сарацинами, многие умирают от жары и жажды, многие от недостатка
питья, многие от того что пьют слишком много. Но мы со всеми спутниками дошли
без повреждений до желанного места; благословен Бог, который не отверг молитвы
моей и не отвратил от меня милости Своей, аминь.
Вход в город Иерусалим находится в западной стороне, под башнею
царя Давида, через ворота, которые называются воротами Давидовыми. Прежде всего
следует идти к церкви св. Гроба; которая называется Мартириум, и это не только
сообразуясь с расположением улиц, но также потому, что эта церковь знаменитее
всех других церквей; и по справедливости она достойна такой славы, ибо все то,
что предсказали Святые пророки всему миру и что они заранее написали о Спасителе
нашем Иисусе Христе, все это там действительно сбылось. Самую церковь по обретении
креста Господня, построил архиепископ Максим по царски и великолепно, по почину
императора Константина и матери его Елены. Посреди же этой церкви находится Гробница
Господня, окруженная очень крепкой стеной и покрытая сверху, для того, чтобы дождь
не мог падать на св. Гробницу, так как церковь не покрыта крышей.
Эта
церковь расположена на склон Сионской горы, так же, как город. Когда римские императоры
Тит и Веспасиан в отмщение Господу разрушили до основания весь город Иерусалим,
сбылось пророчество Господне, которое изрек Господь, когда приблизился к Иерусалиму
и смотря на него заплакал о нем и сказал: "О если бы и ты узнал..... ибо придут
на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и стеснят тебя отовсюду, и
разорят тебя до основания, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня
на камне" и т. д. Мы знаем, что Господь пострадал вне ворот. Но император Адриан,
называемый Элием, вновь выстроил город Иерусалим и храм Господень и распространил
город до башни Давида, которая раньше была на далеком расстоянии от города; желающий
может видеть с горы Елеонской, где были раньше крайние западные стены города и
насколько он впоследствии был расширен; император назвал город по своему имени
Элией, что значить "дом Бога". Но есть люди, которые говорят, что город был восстановлен
императором Юстинианом, а также и храм Господень в том виде, как он теперь; но
это они рассказывают по преданию, и несогласно с истиною: ибо ассиряне, предки
которых были колонистами в этой стране, начиная с первого гонения, говорят, что
после распятия Господа, Иерусалим брали и разрушали семь раз вместе со всеми церквами,
но что он не был разрушен до основания.
В атрии церкви Гроба Господня находятся святейшие места, именно
темница, в которой был заключен Господь наш Иисус Христос, после того как он был
предан, по свидетельству ассирян; затем несколько выше находится то место, где
был обретен святой крест с другими крестами и где тоже была построена большая
церковь во имя царицы Елены, но затем до основания разрушена язычниками; несколько
ниже, недалеко от темницы, находится мраморный столб, к которому был привязан
в претории Господь наш Иисус Христос и сильно бит бичами; рядом - место, где воины
снимали одежду с Господа нашего; затем место, где воины надели на Него багряницу
и возложили на голову терновый венец и делили одежды его, бросая жребий. Затем
входишь на гору Лобную, где патриарх Авраам, соорудив алтарь, хотел по приказанию
Божию принести в жертву сына своего; там же потом сын Божий, первообразом которого
был тот (Исаак), ради искупления мира, был принесен в жертву Богу Отцу; скала
на этой горе, свидетельница страдания Господня, лежащая возле ямы, в которой был
укреплен крест Господень, расселась во многих местах, потому что она, без того
чтобы не рассесться, не могла вынести смерти Создателя, как сказано в страстях:
"и камни расселись". Внизу место, называемое Голгофой, где, говорят, Адам, от
пролившегося на него потока крови Господней воскрес из мертвых, как сказано в
Евангелии страстей Господа: "и многие тела усопших святых воскресли", но в сочинениях
бл. Августина читаем, что он был погребен в Хевроне, где впоследствии были погребены
и три патриарха со своими женами: Авраам с Саррой, Исаак с Ревеккой, Иаков с Лией,
а также кости Иосифа, которые сыновья Израилевы принесли с собою из Египта. Рядом
с местом Лобным находится церковь св. Марии в том месте, где тело Господне, снятое
со креста, было намащено пред погребением и обвито полотном или плащаницей.
В главах церкви св. Гроба в стене, с внешней стороны, не далеко
от места Лобного есть место, называемое Компас, на которое Господь наш Иисус Христос
указал собственною рукою как на центр мира и которое измерил по свидетельству
псалмопевца: Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли (*Пс. 73:12*);
но другие говорят, что на этом месте в первый раз явился Господь Иисус Христос
Марии Магдалине, в то время как она плача искала его, и думала, что это садовник,
как говорит Евангелист. Эти святые места находятся в атрии Гроба Господня на восточной
стороне. По сторонам прилегают к церкви великолепные часовни с одной и другой
стороны, бывшие как бы участницами страдания Господня. На западной, стене часовни
св. Марии видна вся разрисованная икона Божией Матери, помощь которой призывала
некогда удрученная в высшей степени Мария Египетская и которая (икона) удивительным
образом чрез Духа Святого говорила и утешала ее, как об этом читаем в житии святой.
А с другой стороны церкви св. Иоанна находится великолепнейший
монастырь св. Троицы; в нем есть крестильня, к которой прилегает часовня св. апостола
Иакова, который первый получил епископскую кафедру Иерусалимскую: все эти церкви
так построены и расположены, что, стоя в последней церкви, можно ясно видеть все
пять церквей от двери до двери.
За воротами церкви св. Гроба к югу находится церковь св. Марии,
которая называется Латинскою, потому что там монахи всегда служили Господу на
латинском языке, и ассиряне говорят, что сама блаженная Матерь Божия стояла при
распятии Сына своего Господа нашего на том самом месте, где алтарь помянутой церкви.
К этой церкви прилегает церковь св. Марии, называемая Малой, где живут монахини,
благоговейно служа Ей и Сыну Ее. Рядом с ней стоит дом, в котором помещается знаменитый
странноприимный дом во имя Иоанна Крестителя.
От Гроба Господня сходишь, на расстоянии двух перелетов из метательной
машины, к храму Господню, находящемуся у восточной стороны св. Гроба; его атрий,
очень длинный и широкий, имеет много ворот, но главные ворота, которые находятся
пред. фронтом церкви называются: Красными за искусную работу и разнообразие красок;
там Петр излечил хромого, в то время как он сам и Иоанн шли вместе в храм в девятый
час молитвы, как читаем в Деяниях апостолов.
Место, где Соломон построил Храм Господень, называлось в древние
времена Бетель; туда отправился Иаков по повелению Божию, там жил он, там видел
лестницу, конец которой достигал неба, и ангелов восходящих и нисходящих и сказал:
"истинно это место свято", как читаем в книге Бытия; там воздвиг он камень в виде
памятника, соорудил алтарь и возлил на него масло. Там же впоследствии Соломон
воздвиг по Божиему повелению храм Господу прекрасной и несравненной работы, и
дивно украсил его всякими украшениями, как читаем в книге Царств; он возвышался
над всеми соседними горами и превосходил все сооружения и здания великолепием
и славою.
В середине храма видна высокая, большая и снизу выдолбленная
скала, в которой находилось Святое Святых; туда Соломон поставил ковчег завета,
содержащий манну и ветвь Аарона, которая там зацвела, зазеленела и произвела миндаль,
туда же поместил он и обе скрижали завета; там Господь наш Иисус Христос, утомленный
поношениями иудеев, обыкновенно отдыхал; там место, где ученики признали Его;
там ангел Гавриил явился священнику Захарии, говоря: "зачни сына в старости своей".
Там же между храмом и алтарем был убит Захария, сын Варахии; там был обрезан младенец
Иисус на восьмой день, и был назван Иисусом, что значит Спаситель; туда был принесен
Господь Иисус родственниками и матерью Девою Мариею в день очищения ее и встречен
старцем Симеоном; там же, когда Иисус был двенадцати лет, нашли его сидящего посреди
учителей, слушающего их и спрашивающего их, как читаем в Евангелии; оттуда позже
он выгнал волов, овец и голубей, говоря: "дом мой есть дом молитвы"(*Лк. 19:46*);
там сказал он иудеям: "разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его" (*Ин.
2:19*). Там на скале видны до сих пор следы Господа, когда он укрылся и вышел
из храма, как сказано в Евангелии, чтобы иудеи не побили его камнями, которые
схватили. Тут иудеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, чтобы найти
что-нибудь к обвинению Его.
Там же есть городские ворота в восточной части храма, называемые
Золотыми, где Иоаким, отец блаженной Марии, по повелению ангела Господня, встретил
жену свою Анну; чрез те же ворота, идя из Вифании, Господь Иисус, сидя на осле,
вошел в вербное воскресенье в город Иерусалим, в то время как мальчики восклицали:
Осанна сыну Давидову. В эти ворота вошел император Гераклий возвращаясь победителем
из Персии с крестом Господним; но камни ворот выпали и сплотились и ворота сделались
непроницаемою стеною, пока он, смиренный ангельским увещанием, не сошел с коня
и не открыл се6e таким образом входа. В атрии храма Господня на южной стороне
находится храм Соломона удивительной величины, на восточной стороне которого помещается
часовня, в которой заключается колыбель Иисуса Христа, его ванна и кровать его
матери Марии, по свидетельству ассирян.
Из храма Господня идешь на север к церкви св. Анны, матери блаженной
Марии, где она жила со своим мужем; там же она родила свою любезнейшую дочь Марию,
Спасительницу всех христиан. Там близко есть водоем, называемый по-еврейски Вифезда,
при котором пять крытых ходов, о чем читаем в Евангелии. Несколько выше находится
место, где женщина, которая двадцать лет страдала кровотечением и не могла быть
вылечена врачами, была исцелена Господом прикосновением к краю его одежды в то
время как на улице его обступила толпа.
От св. Анны чрез ворота, ведущие к долине Иосафата, приходишь
к церкви св. Марии в той же долине, где после успения она с почестью была предана
погребению апостолами; гробница ее чтится верующими с величайшею честью, как это
достойно и праведно: там монахи день и ночь служат Господу нашему Иисусу Христу
и Матери Его. Там же поток Кедрон; там же и Гефсимания, куда пришел Господь с
учениками пред часом предания с горы Сионской чрез поток Кедрон; там часовня моления,
где он отпустил Петра, Иакова и Иоанна, говоря: "побудьте здесь и бодрствуйте
со мною", и отошед пал на лице свое и молился, и пришел к ученикам и нашел их
спящими; там до сих пор видны места, где ученики заснули каждый сам по себе, Гефсимания
расположена у подошвы горы Елеонской, а поток Кедрон ниже, между горою Сионской
и горою Елеонскою, как бы разделяя горы между собою; долина между этими двумя
горами называется долиною Иосафата. Несколько выше на горе Елеонской есть часовня,
где молился Господь, как читаем в Страстях: и сам отошел от них на вержение камня,
находясь в борении, прилежнее молился и был пот Его, как капли крови, падающие
на землю. Затем Акелдемах, земля купленная ценою Господа, точно так же находится
у подошвы горы Елеонской, рядом с долиной, к югу, на расстоянии трех или четырех
перелетов из метательной машины от Гефсимании, где видно бесчисленное множество
памятников; эта земля лежит рядом с гробницами Святых отец: праведного Симеона
и Иосифа, кормильца Господня. Эти две гробницы, сделанные издревле наподобие башен,
высечены в самой подошве горы. Затем сходишь рядом с Акелдемах к источнику, называемому
купальня Силоам, где, по повелению Господню, слепорожденный умыл глаза, после
того как Господь, сделав брение из плюновения своего, брением помазал ему глаза.
Из вышеупомянутой церкви св. Марии поднимаешься по крутой дороге
почти до самой вершины горы Елеонской, по направлению к востоку, к тому месту,
где Господь наш в глазах учеников вознесся на небо. Там есть место, на котором
построена башенка и великолепно отделано и внутри над этим местом поставлен алтарь,
и оно со всем сторон окружено стеною. А в том месте, где стояли апостолы с блаженной
Марией, Его матерью, удивляясь его вознесению, там алтарь в церкви св. Марии;
там предстали им два мужа в белой одежде, и сказали: мужи Галилейские! что вы
стоите и смотрите на небо?" и т. д.
Там рядом на вержение камня, Господь наш, по свидетельству ассирян,
написал на мраморе по-еврейски собственными пальцами молитву Господню; там же
была построена великолепная церковь, но она впоследствии была совершенно разрушена
язычниками. Как все церкви находятся вне стены, так церковь Духа Святого на Сионской
горе находится вне стены, именно, на перелет стрелы к югу; там апостолы получили
обещанного отца, т. е. Утешителя Духа Святого, в день Пятидесятницы; там же они
составили Символ веры. В этой церкви есть часовня на том месте, где скончалась
блаженная Мария; на другой стороне церкви - часовня на том месте, где Господь
наш Иисус Христос по воскресении в первый раз явился апостолам, и часовня эта
называется Галилеей, как он сам сказал апостолам: когда воскресну, предварю вас
в Галилее; место это называлось Галилеей, потому что там часто пребывали апостолы,
называвшиеся Галилеянами.
Большая область Галилея находится возле горы Фаворской на расстоянии
трех дней от Иерусалима. С другой стороны горы Фаворской - город, называемый Тивериадой,
затем Капернаум и Назарет, близ моря Галилейского и моря Тивериадского, куда Петр
и другие апостолы пошли ловить рыбу после воскресения Господня и где Господь затем
явился им в море. Рядом с городом Тивериадой находится поле, где Господь Иисус
благословил пять хлебов и две рыбы и ими насытил четыре тысячи человек, как сказано
в Евангелии (*Мф. 14:14-21*). Но вернемся к началу.
В Галилее Сионской горы, где апостолы спрятались в одном покое,
стал Иисус посреди их, когда из страха пред Иудеями - двери были заперты и сказал
им: "мир вам!" и вторично явился там, когда Фома вложил перст свой в ребра Его
и в раны от гвоздей. Там возлежал Он за вечерею с учениками до страдания Своего,
и умыл их ноги; там до сих пор находится мраморный стол, за которым он возлежал.
Там св. патриарх Иоанн с почестью спрятал мощи св. Стефана, Никодима,
Гамалиила и Абибона, по обретении их; св. Стефана побили камнями вне стены, на
расстоянии двух или трех перелетов из метательной машины, там впоследствии на
северной стороне была построена великолепнейшая церковь; эта церковь совершенно
разрушена язычниками. Точно так же церковь св. Креста находится к западу от Иерусалима,
на расстоянии приблизительно миллиария в том месте, где был вырезан Святой крест,
церковь досточтимейшая и красивейшая, но язычники разорили ее, однако не вполне
разрушили, исключая зданий кругом и келий. Под стеною города извне, на склоне
Сионской горы, находится церковь св. Петра, называемая Петлоглашение, где он,
отрекшись от Господа, скрылся в очень глубокой пещере, как это можно видеть, и
горько оплакивал свою вину. К западу от церкви св. Креста, приблизительно на расстоянии
трех миллиариев находится великолепнейший и очень большой монастырь, во имя св.
Савы, одного из 72 учеников Господа нашего Иисуса Христа; там некогда жило в общежитии
больше 300 греческих монахов и служили Господу и Святому; большая часть братии
была перебита сарацинами, а часть благоговейно служит Господу в другом монастыре
того же Святого внутри городских стен, рядом с башнею Давида; а первый монастырь
покинут и совершенно опустел.
Город Вифлеем в Иудее лежит к югу от Иерусалима на расстоянии
шести миль; там сарацинами не оставлено ни одного здания, но все разорено, как
во всех других Святых местах, лежащих за стеною города Иерусалима, кроме большого
и великолепного монастыря блаженной Девы Марии, Матери Господа нашего. В той же
церкви есть под клиросом пещера, приблизительно посредине, в которой по левую
сторону видно самое место рождения Господа; а по правую сторону, несколько ниже,
рядом с местом рождества Господня, - стойло, где стояли вол и осел, пред которыми
в яслях был положен Божественный младенец, и камень, на котором возлегала в гробнице
Слава Господа нашего, и который был принесен сюда из Иерусалима св. Иеронимом
пресвитером, можно видеть в яслях. Сам святой Иероним покоится в той же церкви
под северным алтарем. Невинные младенцы, которые были там избиты Иродом за младенца
Христа, покоятся под алтарем на южной стороне церкви; там же покоятся две святейшие
женщины Павла и дочь ее дева Евстохия. Там есть мраморный стол, за которым возлежала
блаженная дева Мария с тремя волхвами, принесшими свои дары. Там в церкви есть
водоем. рядом с пещерой Рождества Господня, в который говорят упала звезда. Там
же, говорят, была купальня блаженной девы Марии.
А Вифания, где Господь воскресил из мертвых Лазаря, находится
на другом склоне горы Елеонской к востоку от города приблизительно на расстоянии
двух миллиариев; там - церковь св. Лазаря, в которой находится гроб его и многих
епископов Иерусалимских. Под алтарем то место, где Мария Магдалина обмыла слезами
ноги Господа Иисуса и отерла волосами своими и целовала ноги его и помазала миром.
Виффагия, откуда Господь послал учеников в город, находится на горе Елеонской,
но почти ни откуда не видна. Иерихон, откуда происходил Авраам, отстоит от Иерусалима
на десять лиг и лежит в стране весьма плодородной, где много деревьев, всякого
рода пальм и плодов; там источник пророка Елисея, вода которого была очень горька
на вкус и производила бесплодие, но благословив ее и бросив в нее соли, он превратил
ее в сладкую: там со всех сторон великолепнейшая равнина. Оттуда приблизительно
на расстоянии трех миллиариев восходишь на высокую гору, на то место, где Господь
постился сорок дней, и где потом искушал Его сатана.
Река Иордан находится к востоку от Иерихона на расстоянии четырех
лиг. По эту сторону Иордана вплоть до Адриатического моря, именно до гавани, называемой
Иоппией, простирается страна называемая Иудеей; а по другую сторону Иордана расположена
страна арабов, враждебная христианам и злейший враг всем почитающим Бога, в ней
находится гора, с которой Илия был похищен на небо в огненной колеснице. От Иордана
18 дней до горы Синайской, где Господь явился Моисею в огне горящей кущи и куда
впоследствии вошел Моисей, по повелению Божию и, постясь, пробыл сорок дней и
столько же ночей; там получил он от Господа две каменные скрижали, написанные
перстом Господним, чтобы научить сынов Израилевых законам и заповедям, начертанным
на этих скрижалях.
Хеврон, где покоятся святые патриархи Авраам, Исаак и Иаков со
своими женами а также покоится погребенный тут первосозданный Адам, лежит на четыре
лиги к югу от Вифлеема; там царствовал семь лет царь Давид, раньше чем он получил
от семейства царя Саула город Иерусалим. Но теперь весьма большой и прекрасный
город Хеврон опустошен сарацинами; в восточной его части памятники святых патриархов,
сооруженные в древние времена, окружены крепким замком; каждый из трех памятников
сделан наподобие большой церкви и в каждом почетно помещены внутри два саркофага,
именно мужа и жены; до сих пор все еще запах мази, и драгоценнейших ароматов,
которыми были помазаны святые тела, исходя из гробниц, весьма приятным образом
наполняет ноздри близко стоящих. А кости Иосифа, которые сыны Израилевы, как он
завещал им, принесли с собою из Египта, погребены почти на окраине, замка, ниже
остальных. А дуб, стоя под сенью которого Авраам видел трех юношей, идущих по
дороге, растет до сих пор, по свидетельству местных жителей, и зеленеет, находясь
недалеко от помянутого замка.
Назарет, город Галилейский, где блаженная дева Мария получила
от ангела благовестие о рождестве Христовом, находится от Иерусалима приблизительно
на расстоянии четырех дней; путь туда ведет чрез Сихем, город самарийский, называемый
теперь Неаполем, где св. Иоанн Креститель получил от Ирода приговор быть обезглавленным.
Там колодезь Иаковлев, Иисус, утрудившись от пути, жаждя и сев у этого колодезя,
удостоил попросить из него воды у женщины самарянской, пришедшей туда почерпнуть
воды, как написано в Евангелии. Из Сихема путь ведеть в Кесарию Палестинскую,
из Кесарии в Кайфу из Кайфы в Аккарон; от Аккарона Назарет приблизительно на 8
миллиариев к востоку. Город Назарет совершенно разорен и опустошен сарацинами;
ни тем не менее весьма прекрасный монастырь указывает на место Благовещения Господня.
А рядом с городом бьет чистейший ключ, со всех сторон окруженный до сих пор, как
и прежде, мраморными колоннами и плитами: оттуда мальчик Иисус с другими мальчиками
имел обыкновение черпать воду для Своей матери.
Приблизительно на четыре миллиария к востоку от Назарета находится
гора Фаворская, войдя на которую Господь преобразился в глазах Петра, Иоанна и
Иакова; она покрыта густою травою и цветами и настолько возвышается на совершенно
гладкой и зеленой равнине, Галилейской, что значительно превосходит высотою все,
соседние горы. Три монастыря, построенные на ее вершине в древние времена, стоят
до сих пор: один во имя Господа Нашего Иисуса Христа, другой во имя Моисея, третий
же несколько поодаль во имя Илии, согласно со словами Петра: "Наставник! хорошо
нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии.
От горы Фавора море Галилейское или Тивериадское находится на
расстоянии около шести миллиариев между востоком и севером, имея в длину 10 миллиариев,
а в ширину пять. А город Тивериада расположен на берегу моря с одной стороны,
а на другой стороне, Коросаим и Вифсаида, город Андрея и Петра. Приблизительно
на четыре милллирия к северу от города Тивериады лежит замок Генесарет, где Господь,
по свидетельству Евангелия, присутствовал при ловле рыбы учениками. Приблизительно
на два миллиария к востоку от Генисарета лежит гора, на которой Господь Иисус
насытил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами; эта гора называется местными
жителями: Столом Господним; у подножия этой горы прекрасная церковь св. Петра,
хотя она и покинута. Приблизительно на шесть миллиариев к северу от Назарета расположена
на горе Кана Галилейская, где Господь во время брака превратил воду в вино; там
ничего не осталось кроме монастыря, называемого Архитриклинием. Почти посредине
между Назаретом и Галилеей находится один замок, называемый Римом, где останавливаются
все идущие из Аккарона в Тивериаду, имея Назарет по правую руку, а Галилею по
левую.
От Тивериады на день расстояния к северу лежит гора Ливанон,
из подошвы которой вытекает река Иордан в виде двух источников, из которых один
называется Иором, а другой Даном; эти потоки по своем слиянии образуют весьма
быструю реку, называемую Иорданом; он вытекает подле Кесареи города четверовластника
Филиппа; придя в область этого города, Иисус спросил учеников своих, говоря: За
кого люди почитают Сына человеческого? Как рассказывает Евангелие.
Река Иордан быстрым течением, начинающимся с самого истока, впадает
в море Галилейское, с одной стороны, а с другой стороны, сильным напором воды
прокладывает себе русло, течет таким образом на расстоянии восьми дней пути и
впадает в Мертвое море. Вода Иордана белее всякой другой воды и всего более похожа
на молоко, поэтому его течение видно в Мертвом море на большом расстоянии.
Итак, посетив по возможности отдельные Святыни города Иерусалима
и его ближайших окрестностей и поклонившись им, мы в день Пятидесятницы сели на
корабль в Иоппии с намерением вернуться домой; но боясь сарацинского флота мы
не решились плыть по открытому морю Адриатическому как прибыли, и по этому проезжали
по приморским городам, из которых одни заняты франками, другие до сих пор во власти
сарацин; имена этих городов следующие: ближайший к Иоппии называется на народном
языке Атсуф, а по-латыни Азот. Далее Кесарея Палестинская, затем Кайфа; этими
городами владеет Балдуин, цвет королей. Далее лежит Акра, очень крепкий город,
называемый Аккароном; затем Сур и Сагете, т. е. Тир и Сидон; затем Юбелет; потом
Баруф; точно так же Тартуза, которой владеет граф Раймунд. Далее Джибель, где
горы Джельбоэ; затем Триполис и Личе. Вот города, мимо которых мы проплыли.
Но на четвертый день после Пятидесятницы, когда мы плыли между
Кайфой и Аккароном, внезапно появились пред, нашими глазами двадцать шесть сарацинских
судов, принадлежавших адмиралу городов Тира и Сидона, которые с войском направлялись
в Вавилон на помощь Халдеям для войны с королем Иерусалимским. Два корабля, которые
шли вместе с нами из Иоппии и везли паломников, бросив наш корабль, спаслись на
веслах в Кесарею, потому что они были легче нашего. А сарацины, окружив наше судно
со всех сторон и устроивши засаду на расстоянии перелета стрелы, радовались такой
хорошей добыче. Наши же, готовые умереть за Христа, схватились за оружие и, насколько
позволяли обстоятельства, укрепили крепость нашего корабля вооруженными людьми;
на нашем дромоне было около двухсот людей, которые могли защищаться. Приблизительно
через час начальник (неприятельского) войска, составив совет, приказал одному
из матросов влезть на мачту своего корабля, так как он был самый большой, для
того чтобы точно узнать таким образом наше положение; когда он узнал от матроса
о стойкости нашей защиты, они, подняв паруса, поплыли в море; так милость Господня
спасла нас в тот день от неприятеля. А наши впоследствии завладели в Иоппии тремя
из этих кораблей и обогатились их добычею.
Мы же, проплыв сколько могли по берегу Сирийской Палестины, чрез
восемь дней причалили к гавани св. Андрея на острове Кипр. Отправившись на следующий
день по направлению к Романии и пройдя мимо гавани св. Симеона и гавани св. Марии,
мы чрез много дней прибыли в Малую Антиохию. Во время этого пути на нас часто
нападали пираты; но под покровом Божественной милости мы не потерпели никакого
урона ни от нападения неприятелей, ни от бури. Затем, направляя путь по широкому
берегу Романии, пройдя чрез города блаженного Николая, Стамиру и Патры, за день
до кануна дня св. Иоанна Крестителя с трудом достигли острова Рода; ибо течение
города Саталума поглотило бы нас, если бы нас не защитило Божественное Провидение.
На Род же мы наняли корабль меньших размеров для того, чтобы
двигаться быстрее, и вновь вернулись в Романию. Затем мы прибыли в прекраснейший
город Стромло, но совершенно опустошенный турками; там мы были задержаны на много
дней сильным противным ветром. Затем мы пристали к острову Самосу и запасшись
там необходимыми съестными припасами, пристали как делали это на всех островах,
к острову Хио. Покинув и там наш корабль и спутников, мы направились в Константинополь
поклониться святыням; затем проплыв мимо большого города Смирны, мы прибыли к
острову Метелине, оттуда к Тениту: Там в земле Романии находился древнейший и
знаменитейший город Троя, развалины его зданий на пространстве многих миллиариев
видны до сих пор, по свидетельству греков.
Отправившись оттуда, мы прибыли в узкое море, называемое рукавом
св. Георгия, которое отделяет две земли, именно Романию и Македонию; проплыв чрез
него мы прибыли к святому Фемию, имея Грецию направо, а Македонию налево; город
св. Фемия епископа лежит в Македонии на одном берегу рукава, а другой город, называемый
Самфе, лежит на другом берегу в Греции, так что два или три перелета из метательной
машины могли бы попасть из города в город; их называют ключами Константинополя.
Отправившись оттуда, мы проплыли мимо Каллиполя Агиос Георгиоса,
Паниады и других прекрасных Македонских крепостей, и прибыли в город Рофостоку
на следующий день за праздником св. Михаила. Затем отправившись оттуда прибыли
в Раклею, прекрасный город, откуда, по свидетельству греков, была похищена Елена
Парисом Александром.
|