Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

АНТОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЫСЛИ

К оглавлению

Иоханн Таулер

Johannes Tauler

(1300-1361)

 О подлинном созерцании. - Отвержение Я. - О "не-Я". - Жить духом. - Блаженство союза с Богом. - О действии Божием в нас. - О вкушении Тела Христова. - О духовном вкушении Бога. - О божественной глубине. - Подготовка рождения Бога в нас. - О Вознесении. - Возврат в Бога. - Семь даров Духа Святого. - Праздник вечной жизни. - О божественном созревании. - Пятикраткое пленение. - Глубина душевная и глубина божественная. - Божественная Троица в глубине души.

Иоханн Таулер родился около 1300 г. в семье богатого купца Николауса Таулера. Рано обратившись к внутренней духовной жизни и отказавшись от отцовского наследства, в 15лет он вступил в доминиканский монастырь в Страсбурге. Таулер получил хорошее образование, учась сначала в своем монастыре, вероятней всего у Иоханна фон Штернгассена, а затем в Generalstudium в Кельне, где стал духовным учеником Мастера Экхарта, что определило всю его дальнейшую жизнь. Затем, не поехав в Париж для получения магистерского звания, чего от него все ожидали в силу его необыкновенной одаренности и образованности, он вернулся в свой монастырь в Страсбург, где, за исключением коротких отлучек, он и провел всю свою жизнь. Там он и умер 13 июня 1361г., и там же погребен.

Внешне не богатая событиями, жизнь Таулера была чрезвычайно насыщенной. Он совершенно сознательно отказался от получения степеней и построения карьеры внутри ордена, на что имел полное право, будучи дипломированным учителем Священного Писания.

В Таулере очень рано проснулся дар проповедника, но проповедника особого рода. Он был учителем, а не начетчиком, «lebemeister», а не «lesemeister». Его проповеди в соборах, на площадях и в многочисленных женских монастырях были настолько мощны по глубине мыслей и чувств, так близки к жизни и так отвечали настроениям слушателей, что очень быстро Таулер стал одним из самых известных проповедников своего времени. Сам Таулер никогда не записывал свои проповеди, это делали его слушатели, записывая их на самые разные диалекты немецкого языка, которым он вслед за Мастером Экхартом заговорил со своей паствой. Его проповеди построены по обычному принципу: фраза из Библии и ее толкование. Но выбор этих фраз у Таулера абсолютно свободен и не подчинен циклу церковных чтений, цитирует он, передавая не букву, а дух, поэтому цитаты у него очень редко бывают дословно точны и почти никогда не имеют ссылок.

Самым главным учителем и бесспорным авторитетом для Таулера был Мастер Экхарт. Разделяя его взгляды по существу, он всегда старался смягчить их, чтобы оградить опального учителя от лишних нападок. Поэтому долгое время многие проповеди Экхарта приписывались Таулеру, поскольку слушатели не замечали различия в их взглядах, не говоря уж о последующих переписчиках.

Главным в мистическом учении Таулера было глубокое внутреннее убеждение, основанное как на знании Священного Писания и учении отцов Церкви, так и на собственном опыте религиозной жизни: «Царствие Божие - внутри нас» (Лк. 17, 21). Как представитель практической мистики и живого деятельного христианства Таулер был далек от какого-либо фанатизма. Монашескому бегству от мира он противопоставил задачу преодоления мирского в себе. Он учил, что Царствие Божие следует искать там, где оно спрятано, - в глубине души, хотя это и требует от человека огромных усилий и самоограничения: твори внешнюю жизнь силой внутренней, чтобы внешнее и внутреннее стали едины и чтобы Царствие Божие стало внешней и внутренней реальностью. Центральный пункт мистики Таулера - глубина души, которая одна может стать глубиной божественной и трудами самого человека предуготованной к рождению в ней Бога.

Следующий важнейший момент - необходимость самоограничения или умение оставлять: оставлять все привязанности и ценности, все собственные желания, земные или духовные, всякое знание и все образы. Неизмеримое блаженство заключено не в деятельности, а в предоставлении себя воле Божьей. Стань бездеятельным и безмолвным, оставь себя, не полагайся на разум, сделайся абсолютно пустым - и тогда Бог заполнит эту пустоту.

Однако в мистике Таулера, в отличие от его учителя Экхарта, меньше умозрительных спекуляций и больше душеспасительных мотивов. Гражданские доблести он делал одним из непременных, хотя и не главных, условий достижения Царствия Божия. И в этом разгадка его особой популярности в последующие времена. Сам же Таулер всегда оставался правоверным католиком, для которого следование церковным правилам было непременным условием жизни христианина.

В настоящее время известны 84 подлинные проповеди Таулера, сохранившиеся более чем в сотне рукописей. Проповеди были в основном записаны монахинями, рукописи многократно переписывались и имели широкое хождение в Рейнской области и Нидерландах, некоторые из них стали известны еще до смерти Таулера. Не исключено, что он сам их просматривал и, может быть, даже редактировал. Во всяком случае, они отличаются гораздо большей точностью и грамотностью текстов, чем записи проповедей Экхарта. К сожалению, не сохранились письма, которые Таулер писал своим духовным дочерям. А о том, что таких писем было много, свидетельствует лишь единственное сохранившееся его письмо с упоминанием об этом.

Печатное издание проповедей Таулера появилось довольно рано - в Лейпциге, в 1498 г. Затем в течение двух следующих веков труды Таулера издавались в разных городах Германии, Швейцарии и Нидерландов с частотой раз в 30-40 лет. Примечательно, что был издан даже перевод на латинский язык, и это значительно расширило круг его читателей, прибавив к ним почти всю Европу. После такого издательского бума следует перерыв до середины XIX в., когда с подачи Карла Розенкранца возникает понятие «немецкая мистика», возобновляется интерес к ней и начинается более или менее серьезное изучение сочинений мистиков вообще и Иоханна Таулера в частности.

Проповеди Таулера поражают своей глубиной, ясностью, энергией и необыкновенной эмоциональностью языка, по-современному точного и экономного в выражениях. И хотя главные темы проповедей Таулера - глубинная жизнь души, внутренний человек, его победы и поражения, наряду с этим он большое внимание уделял повседневной жизни человека в миру - необходимости добросовестно и неукоснительно следовать своему земному предназначению, трудиться, заботиться о семье и детях. Таулер в гораздо большей степени, чем Экхарт и Сузо может рассматриваться как предтеча протестантизма. Неудивительно, что именно на него ссылался Лютер, реформируя Церковь. И главное, чему он учил, - обретение Бога в себе - задача, которая рано или поздно может встать перед всеми и каждым, независимо от конфессиональной принадлежности, и потому помощь в этом такого учителя, как Таулер, бесценна во все времена.

И. М. Прохорова

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова