СУДНЫЕ СПИСКИ МАКСИМА ГРЕКА И ИСАКА СОБАКИ
К оглавлению
Н. Н. Покровский
Обзор списков
Сложный и противоречивый памятник, вошедший в науку под именем ''Судного списка" Максима Грека, впервые в полном виде стал известен в составе обнаруженной в Сибири в 1968 г. рукописи конца XVI в. /Сибирский список/. Судный список составляет часть комплекса, относящегося не только к Максиму Греку, но и переписчику книг Исаку Собаке. Все другие списки памятника сохранили лишь начальную часть материалов, относящихся к Максиму Греку; из них научное значение имеют лишь Погодинский и Барсовский списки, остальные являются поздними копиями либо с Погодинского списка, либо со сделанного по этому списку издания памятника.
Приводим описание Сибирского, Погодинского и Барсовского списков.
Сибирский список содержится в сборнике конца XVI в., полученном в 1968 г. археографической экспедицией Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР в с. Мульта Усть-Коксинского района Горно-Алтайской АО от Натальи Сергеевны Хомяковой. Рукопись принадлежала ранее большой часовне часовенного согласия в этом селе: здесь когда-то был один из двух центров собирания и переписки древних русских книг всей Уймонской долины. Русские поселения на р. Уймоне были основаны во второй половине XVIII в. выходцами с Бухтармы. К тому же времени относится начало создания богатых книжных коллекций Уймона, впоследствии погибших. Из них уцелело лишь несколько книг, среди которых - отрывок рукописной Псалтыри конца XV - начала XVI в., Псалтырь печати Петра Мстиславца /Вильно, 1575/, Евангелие печати Радишевского /Москва, 1606/, Соборное уложение /Москва, 1649/ и др. Все они приобретены той же экспедицией в 1968-1969 гг. Близ с. Мульта в XIX в. действовало несколько старообрядческих мастерских по переписке книг. Четьи и служебные книги переписываются в Усть-Коксинском районе и в наши дни.
Рукопись, содержащая Сибирский список, написана в лист и имеет в настоящее время 363 листа плюс 6 литерных. До реставрации, произведенной в 1969 г. в Государственном Историческом музее, в начале и конце книги было, кроме того, по несколько чистых листов XVI и XVIII вв. Рукопись написана полууставом и скорописью разных рук конца XVI в. Бумага с водяными знаками: 1/ четырехчастный гербовый щит/баденский герб/, с лигатурой LB, почти совпадает с Briquet № 1075, 1587 г. /другие варианты этой филиграни у Briquet не выходят за пределы 1580-1597 гг./; 2/ кувшин одноручный с литерами P/B почти совпадает с Briquet № 12793, 1583 г. /варианты: 1584-1599 гг./. До реставрации на одном из чистых листов в начале книги была запись скорописью второй половины XVII в.: "Книга Григорей Синаит". На чистом обороте л. 2 сохранилась запись скорописью другой руки XVII в.: "Сия книга Владимирского Рождественского монастыря церковная. На л. 3 - заставка растительного орнамента. Переплет - доски в коже, медные жуки и застежки.
Рукопись дошла до нас целиком, но пострадала во время пребывания под снегом в 30-х годах XX в., когда листы ее у левого нижнего угла слиплись в сплошной блок. Тщательная реставрация /реставратор - М. Е. Никифорова/ позволила спасти почти весь текст, утрачено лишь по несколько букв в трех-четырех нижних строках.
Рукопись, несомненно, не конволют. Помещенное на лл.1-2 оглавление полностью соответствует ее содержанию и заголовкам разделов рукописи, названных составителем главами. Последней главой как в оглавлении, так и в самом тексте является глава 40, после нее в рукописи было лишь несколько чистых листов той же бумаги XVI в. и затем бумаги XVIII в., сейчас утраченных.
Рукопись переписывалась одновременно разными писцами. Каждому из них был дан для переписки определенный текст, а потом полученные от них тетрадки были сложены вместе и пронумерованы на первом и обороте последнего листа каждой тетрадки. Поэтому в книге перед каждой сменой почерка - чистые промежутки величиною от половины страницы до нескольких листов. Смена почерков происходит на листах 3, 88, 151а, 215, 324, 356. Листы 323-355 об. написаны скорописью, все остальные - полууставом; листы 151а - 213 об. и 356-363 написаны полууставом одной руки.
Наряду с общей нумерацией всех тетрадей рукописи существует отдельная нумерация каждым писцом тетрадок своей части текста.
Один из писцов /лл. 215-322/ оставил чистым первый лист /л. 214/ первой тетрадки, написанной им; на этом листе киноварная проба пера вязью: "Житие и жизнь...", ниже характерная запись небрежной скорописью двух разных чернил и рук: "Тренкино, не правлено", "И не подписаны". Правка ошибок и подписывание пропущенных мест есть, однако, и в этой части текста, но лишь в нескольких местах, а подавляющее большинство этого текста, действительно, не исправлено.
Через всю книгу проходит единая система тщательной правки, с однотипными значками /часто - киноварными/ вставок, зачеркиваний, замен, перестановки текста. Правка эта сделана, однако, различными полууставными и скорописными почерками того же времени, что и основные почерки рукописи. Лишь в двух случаях вставки сделаны скорописью XVIII в. /л. 351/.
Согласно нашему предположению /см. ниже/, сборник этот сделан по заказу архиепископа Ионы Думина для Владимирского Рождественского монастыря, которому он подарил несколько рукописей. На одной из них1 он делает интересную запись, рассказывающую о создании этой книги в 1593 г.: "А писана сия святая книга Беседы еуаигелскыя Иоанна Богослова и еуангелиста обе половины з добрых переводов. А трудов и потов много положено, как правили сию святую книгу Беседы еуангельскыя"1. Немалых трудов, несомненно, стоила и тщательная правка найденного на Алтае сборника.
Приводим оглавление сборника /лл.1-2/, имеющее киноварный заголовок: "Главы настоящия книгы сеа". Утраченные места дописаны по заголовкам глав в тексте; нумерация глав внесена с полей оглавления в текст оглавления; в скобках указаны занимаемые каждой главой листы.
Глава 1. Григория Синаита зело полезны /лл. 3-87/.
Глава 2. Житие и подвизи святаго благовернаго князя Александра Невскаго чюдотворца /лл. 88-150/.
Глава 3. Григория Богослова к Филагрию ответно /л.151а/.
Глава 4. Того же Богослова о кесари и брате его /л. 151а/.
Глава 5. Сказание словесем Григория Богослова, от слова, еже в новую неделю /л. 151а-об./.
Глава 6. От деяний апостольских толкование /лл. 151а об.-153/.
Глава 7. Повесть душеполезна, достойна памяти подражания /лл. 153-157/.
Глава 8. Слово на потопляемых и без ума погубляемых богомерзким и гнусным содомскым грехом, в муках вечных /лл. 157-161/.
Глава 9. Предание старческо новоначальным иноком, како подобает жити у старца в послушании, и от правил указы многыя /лл. 161-176/.
Глава 10. Грамота преосвященнаго Макария, митрополита всеа России: которым праздновати новым чюдотворцом Росисскыя земля, что их Господь Бог прославил, своих угодников, многыми чюдесы и знамении /лл. 176-177/.
Глава 11. Рече святый Варсонофие /л. 177/.
Глава 12. Притча разума человеча /л. 177/.
Глава 13. Въпрос. Что есть: ходяй по пути непорочне, сей ми служаше? /л. 177-об./.
Глава 14. Иже во святых отца Иоана Златаустаго. Како не ленитись чести святыя книгы. И Исака Сирина, и от Старчества, и от Лествичника, и святого Дорофея, и похвала общеживущей братии Ефрема Сирина, слово 55 /л. 177 об.-181/.
Глава 15. Григория Синаита в конце седьмыя главы вопрос и ответ /л. 181-об./.
Глава 16. Нрави Божияго промысла /лл. 181-182/.
Глава 17. От жития святаго Пахомия, и от Лествицы, и от Исака, и от Старчества /лл. 182-183 об./.
Глава 18. Сказание от части 3 песни пророчици Анны и на звездочетцев /лл.183об.-187/.
Глава 19. Слово святаго Максима Грека Святогорска противу льстиваго списаниа Николая Немчина латынина /187-195 об./.
Глава 20. Ответы християном православным противу агарян, хулящих нашу святую православную веру христианскую /лл. 195 об.-202/.
Глава 21. Слово на армянское зловерие, вельми чюдно християном ко ответу, и како препре Севира безглавнаго новопросвешенный измаильтянин Аламундар /лл. 202-207 об./.
Глава 22. Послание преподобнаго отца нашего Кирила чюдотворца благоверному и боголюбивому великому князю Василию Димитриевичю /лл. 207 об.-209 об./.
Глава 23. Послание того же Кирила чюдотворца ко князю Юрью Дмитриевичю /лл. 209 об.-211/.
Глава 24. Послание того же Кирила чюдотворца ко князю Андрею Дмитриевичю /лл. 211-213/.
Глава 25. Грамота духовная того же Кирила чюдотворца /л. 213-об./.
Глава 26. Месяца марта 1. Память преподобнаго отца нашего Иоанна Безмолвника, иже в лавре святого Савы преже епископ /л. 215-об./.
Глава 27. Майа 24. Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Симеона, иже на Дивней горе чюдотворца /лл. 215 об.-258 об./.
Глава 28. Сказание о Феофиле, патриарсе александрыстем, и о смерти его, и какова кончина бывает уповающим на тленное богатство, и како Кирил Философ прокля Иоанна Златаустаго и книги его сожже, и паки Пречистая смири их по смерти Иоанна Златаустаго /лл. 259-260 об./.
Глава 29. Генваря 18. Житие и страдание иже во святых отца нашего Афанасия, исповедника Александрийскаго /лл. 260 об.-284/.
Глава 30. Преподобнаго отца нашего Зосимы беседы душеполезны о ярости, списаны учеником его Калистом /лл. 284 об.-300/.
Глава 31. Сказание Феофилакта, архиепископа болгарскаго, о непостижимем, беседа 5-я /лл. 300 об.-310/.
Глава 32. Того же архиепископа Феофилакта болгарского о непостижимем, беседа 6-я /лл. 310-315 об./.
Глава 33. Видение Косьмы мниха, страшно и зело полезно /лл. 316-319/.
Глава 34. Июля 3. О блаженом Афанасии чюдотворцы, иже по обители Тронанове /л. 319 об./.
Глава 35. О авве Филороме /лл. 319 об.-320/.
Глава 36. Майа 8. Память святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, еже есть наперьстение и собрание манне /лл. 320-321/.
Глава 37. Июля 4. Память, иже во святых отца нашего Андрея, архиепископа Крита Иерусалимскаго /л. 321-об./.
Глава 38. О начале месяцех весненых, сиречь что и како наричется месяц март /лл. 321 об.-322/.
Глава 39. Собор на Максима Грека Святогорска /лл. 323-355 об./.
Глава 40. Изложение совещательных глав к царю Иустиану, сложенных Агапитом, диаконом святейшая Божия церкви, их же начаток стихов сице имеет: божественейшему и благочестивейшему царю нашему Иустияну Агапит, меньший диякон /лл. 356-363/.
Главы 7, 8, 18, 19, 20, 21 являются произведениями Максима Грека; главы 3, 4 - переводы Максима Грека.
Комплекс памятников, относящихся к соборам 1525 и 1531 гг., рассматривавшим дело Максима Грека, и к собору 1549 г., осудившему Исака Собаку, составляет 39-ю главу сборника. Глава эта занимает тетради 43-46 по общей нумерации тетрадей; 43-я тетрадь начинается чистым листом 322, 46-я тетрадь кончается листом 354, что обозначено на обороте этого листа; последний, 355-й лист в общую нумерацию тетрадей не входит; 47-я тетрадь начинается листом 356. Тетради главы 39-й наряду с общей имеют также свою отдельную нумерацию тетрадей; от 1 до 5, причем 5-ю тетрадь составляет один лишь лист 355.
Глава 39-я - единственный раздел сборника, написанный скорописью3; одна лишь эта глава не имеет заголовка - данный в оглавлении заголовок "Собор на Максима Грека Святогорска" отсутствует перед текстом. Все остальные главы сборника написаны хорошим полууставом, часть - с характерными для XVI в. каллиграфическими украшениями в начале и конце строк; каждой главе предпослан киноварный заголовок, иногда главы начинаются киноварными инициалами растительного орнамента.
Будничный, деловой характер письма выделяет 39-ю главу из всего сборника; в то же время эта глава является его неотъемлемой частью. Она написана на той же бумаге с водяным знаком кувшина, что и предыдущие и последующие главы. Обозначение номера главы здесь, как и во всем сборнике, сделано на боковом поле против начала главы и сверху каждого листа тем же киноварным полууставом, что и в других главах. При этом на обороте левого листа пишется "Глава", а на правом листе - ее порядковый номер буквенной цифирью; на некоторых листах /обычно на первом листе тетради/ этот номер заменяется сокращенным названием главы /лл. 4, 11, 19, 27, 35, 43, 51, 58а, 66, 74, 82, 89, 94, 102, 110, 118, 122, 130, 138, 145, 166. 174, 197, 217, 270 об./. Подобное же сокращенное название главы имеется и на верхнем поле одного из листов 39-й главы в начале 44 тетради /л.331/: "На Максима Грека Святогорска". Надпись сделана киноварью, полууставом той же руки, что и другие подобные надписи сборника.
Правка текста главы 39-й сделана с применением тех же значков и приемов, что и в других частях сборника; справщик писал скорописью, более бледными чернилами; рука этого справщика встречается и в иных главах рукописи. Как почерк правки, так и упомянутая запись на л. 214 свидетельствуют о том, что правка всего сборника не могла быть отделена долгим промежутком времени от его написания.
Представляется весьма вероятным, что сборник этот является одной из нескольких рукописей, созданных в конце XVI-начале XVII в. по заказу вологодского архиепископа Ионы Думина для Владимирского Рождественского монастыря, где Иона был до 1588 г. архимандритом.
Центральным памятником Сибирского сборника является "Житие Александра Невского" в редакции Ионы Думина /гл. 2/4. Известно два списка "Жития Александра Невского" в составе двух рукописей Степенной книги, подаренных в это время Ионой Владимирскому Рождественскому монастырю. Один из них /1591 г./ является Степенной редакцией жития, которая /вместе с Владимирской/ легла в основу созданной в том же 1591 году Ионой Думиным собственной редакция памятника.
Второй список /1594 г./ представляет собой уже эту последнюю, Думинскую редакцию жития5. Сибирский сборник, как указывалось, также имеет запись о принадлежности Владимирскому Рождественскому монастырю.
На связь содержания сборника с Владимиром указывают не только владимирские чудеса жития, но и глава 10 сборника. Эта глава содержит соборное окружное послание митрополита Макария об установлении празднования памяти русских чудотворцев; перечисление адресатов послания в этом списке /в отличие от известных ранее списков Троице-Ссргиевой лавры, Иосифо-Волоколамского и Красногорского Пинежского монастырей/ начинается с Владимирской епархии /л. 176/.
Для владыки вологодского вполне понятен и тот большой интерес к Кириллу Белозерскому, который заметен в Сибирском сборнике, содержащем списки его посланий и завещания /гл. 22, 23, 24, 25/.
Для Ионы Думина весьма характерно, наконец, увлечение произведениями Максима Грека, усиленное, возможно, во время его пребывания в Твери6, где Максим создавал многие сборники своих сочинений. Ионе Думину принадлежит составление сборника сочинений Максима Грека особого, смешанного состава. Одна из рукописей этого сборника имеет вкладную запись Ионы Думина 1600 года во Владимирский Рождественский монастырь, которая сообщает о написании этой книги в выражениях, очень близких к упомянутой записи Ионы Думина на рукописи Бесед Иоанна Златоуста7. Н. В. Синицина относит к деятельности Ионы Думина также составление двухтомной рукописи сочинений Максима Грека, содержащей 82 главы8. В Сибирском сборнике помещены списки шести слов "святого Максима Грека Святогорска" , два его перевода и издаваемый список его судного дела.
Наконец, ряд внешних признаков позволяет сблизить Сибирский сборник с рукописями, созданными по заказу Ионы Думина. Эти рукописи имеют тщательную правку с употреблением той же системы киноварных знаков, что и в Сибирском сборнике. Совпадает также рисунок небольших киноварных инициалов растительного орнамента.
Погодинский список находится в сборнике XVII в., ГПБ, Погод., 1597, 4°, 120 листов скорописью. Датировка этого сборника вплоть до настоящего времени порождает споры и недоразумения, различные исследователи определяли ее в весьма широких пределах - от XVI в. до второй половины XVII в..9. Почерк рукописи, действительно, с трудом поддается точной датировке в узких хронологических рамках. Впервые обративший внимание на филиграни сборника С. Н. Чернов правильно, на наш взгляд, определил их временем не ранее 40-х годов XVII в. и предпочитал осторожно относить сборник ко второй половине XVII л. Н. А. Казакова, не согласившись с такой датировкой, отождествила одну из филиграней /лотарингский крест с двойным С/ со знаками, приведенными у Н. П. Лихачева под № 3062 и 3072, датированными 1602 и 1607 гг., и отнесла сборник к первой половине XVII в. Из четырех других филиграней сборника две не были обнаружены ею в альбомах, одна /шут с 5 бубенцами/ датировалась по крайне не представительному для этого типа альбому Н. П. Лихачева первой половиной XVII в., а одна не была замечена в рукописи.
Между тем филиграни сборника дают основание для более уверенной датировки. Водяной знак "крест лотарингский с двойным С", согласно справедливому мнению А. А. Гераклитова, "в письменных памятниках русского происхождения имеет довольно огражденный период обращения" - с 1643 по 1656 г.10. Знак Погодинского сборника гораздо ближе к приведенному в альбоме А. А. Гераклитова под № 368 /1649 г./, чем к филиграням 3062, 3072 начала XVII в. из альбома Н. П. Лихачева, которые к тому же попали в этот альбом из западноевропейских, а не русских документов ГПБ.
Неопознанный Н. А. Казаковой гербовый щит другой филиграни сборника содержит изображение пасхального агнца /лл. 36-37, 69/ типа Гераклитов, № 1480, 1658 г., или еще ближе - Churchill, № 456, 1657 г.11. В рукописи имеется еще одни гербовый щит /л. 118/ с изображением страсбургской лилии, близким к указанному Гераклитовым под №200, 1643 г.; знак этот не был замечен ранее исследователями.
Из двух филиграней с изображением шута одна /шут с 5 бубенцами, л. 78/ принадлежит к тому типу, несколько разновидностей которого было издано Гераклитовым под № 1182-1185 /1646-1649 гг./, а другая находит лишь отдаленную аналогию /Гераклитов, № 1418, 1663 г./.
Таким образом, наиболее ранняя датировка на основании филиграней - середина XVII в.
В состав сборника входят три произведения: "Выпись о втором браке Василия III" /лл. 2-18/, "Судный список Максима Грека" /лл. 18-24 об., 33-61 об./, "Речь Ивана IV к Яну Роките", ошибочно названная в сборнике речью Ивана IV к Максиму Греку /лл. 61 об.-120, 25-32/; из-за механической путаницы листов при переплете часть текста последнего памятника попала в текст "судного списка" /лл. 39-32/.
Барсовский список находится в сборнике XVIII в., ГИМ, Барс., 2736, 8°, 420 листов скорописью и полууставом различных рук.
|