Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955
Список источников
«Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого» — один из наиболее ярких памятников полемической литературы, связанной с идеологической борьбой нач. XVI в. Памятник этот был издан один раз в «Древней Российской вивлиофике» (т. XVI, изд. 2-е, 1792, стр. 423), по неизвестному списку и с многочисленными погрешностями. Больше он не переиздавался.
Несмотря на то, что памятник этот уже давно введен в научную литературу, вопрос о времени и обстоятельствах его написания еще далеко нельзя считать разрешенным. Исходя из представления о «гуманных» заволжских старцах, как о единственной силе в русском общественном движении, противостоявшей иосифлянам, дореволюционные историки рассматривали «Ответ старцев» как исходный момент в полемике о наказании еретиков. И. Хрущов,[1] И. Панов[2] и В.Жмакин[3] полагали, что «Ответ старцев» был написан еще до собора 1504 г., раньше чем напечатанное выше «Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.» (см. выше, стр. 506—510). Легка заметить, однако, что в «Послании о соблюдении соборного приговора» автор ведет полемику против совсем иных аргументов, нежели те, которые высказаны в «Ответе старцев»: лица, которым он пишет это «Послание», ссылались, по его словам, на евангелие от Иоанна и «Лествицу» Иоанна Лествичника (см. выше, стр. 506),— ни одной из этих ссылок мы не находим в «Ответе старцев»; «Послание о соблюдении приговора» никак не может рассматриваться, как отьет на печатаемый здесь «Ответ старцев». Хрущов, Панов и Жмакин считали поэтому, что «старцы» писали против Иосифа еще одно послание и что «Послание о соблюдении соборного приговора» было написано в ответ на «новое послание заволжских старцев».[4] Согласно этой концепции выходило, таким образом, что «Посланию о соблюдении соборного приговора» предшествовали следующие памятники: 1) послание Иосифа великому князю о необходимости наказывать еретиков, 2) «Ответ кирилловских старцев» в ответ на это послание Иосифа (печатаемый ниже), 3) соборный приговор 1504 г. (или новое полемическое послание Иосифа), 4) новое, не дошедшее до нас послание «старцев». Учтем при этом, что во всех известных до сих пор рукописях исходное послание Иосифа (на которое отвечали «старцы»), было адресовано Василию Ивановичу,— в высшей степени невероятно, чтобы при жизни Ивана III (умер в 1505 г.) Иосиф решался через его голову обращаться к князю-наследнику. Панов полагал, что ироническое замечание «старцев» (в «Ответе»): «И ты господине Иосифе, почто. .. не связа Касиана архимандрита своей мандиею, донележе бы он сгорел», свидетельствует о том, что «Ответ» написан до того, как Кассиан (в 1504 г.) был казнен; нам представляется, однако, что речь здесь идет о Кассиане уже казненном, хотя и не таким «чудесным» способом, о котором писали «старцы».[5].
Когда же и при каких обстоятельствах написан «Ответ старцев»? «Ответ старцев», как прямо указывается в его тексте, есть ответ на «Послание старца Иосифа», но сам текст этого послания Иосифа едва ли полностью приведен в рукописях, сохранивших «Ответ старцев». Здесь мы читаем, повидимому, лишь краткое резюме аргументов Иосифа, сведенное в одну фразу. Однако аргументы эти известны нам и по подлинным сочинениям волоцкого игумена: ветхозаветные примеры жестокой расправы с грешниками, «чудеса» с Симоном, Львом и Лиодором — все эти доводы читаются в «Слове об осуждении еретиков» (см. выше, стр. 490 и 494—495), включенном в пространную редакцию «Просветителя» в качестве 13-го «слова». Таким образом, «Ответ старцев» был написан, как мы можем предполагать, после появления «Слова об осуждении еретиков». Было ли это при Иване III или при Василии III? Если считать, что послание Иосифа, с которым полемизировали «старцы», было адресовано Василию, следует с несомненностью относить его ко времени Василия III, — как мы уже указывали, при жизни Ивана III Иосиф не стал бы по столь важному вопросу обращаться к сыну, игнорируя отца. Однако, из трех известных нам списков «Ответа старцев» в одном (БАН, Арх. Д. 221) послание Иосифа именуется «Посланием великому князю Ивану Васильевичю». Чтение «Василию Ивановичю» встречается в двух остальных списках, в том числе и в списке Соф. № 1489, относящемся к первой половине XVI в. В пользу Софийского списка говорит его древность (и совпадение с третьим списком — из собрания Вяземского); но в списке БАН читается зато концовка, отсутствующая в обоих других списках и восходящая, возможно, к оригиналу послания. Вопрос о том, кому было адресовано послание Иосифа, давшее повод «старцам» сочинить столь язвительный ответ, остается, таким образом, открытым.[6]
Нами использованы следующие списки:
1) ГПБ, Соф. № 1489; 4°; перв. пол. XVI в. Сборник. «Ответ старцев» (и предшествующее ему резюме послания Иосифа)—лл. 290—294. См.: Д. Абрамович. Софийская библиотека, вып. III, стр. 351—356;
2) БАН, Арх. Д. 221; 4°. Сборная рукопись XVI—XVII вв. «Ответ старцев» — лл. 143—146;
3) ГПБ, собр. Вяземского, O.LXXIV; 8°; XVII в. «Ответ старцев» — лл. 152— 158 об.
Текст «Ответа» издается по списку Соф. № 1489 (С); исправления и важнейшие разночтения — по спискам БАН (Б) и собр. Вяземского (В).
Примечания
[1] Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868, стр. 188—197
[2] О ереси жидовствующих. ЖМНП, 1871, № 2, стр. 276, прим. 1, 282, 285.
[3] Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881, стр. 66—73.
[4] Ср.: И. У. Б удов ниц, Русская публицистика XVI в., М.—Л., 1947, стр. 91—92.
[5] И. Панов, ук. соч., стр. 276, прим. 1. Панов и Жмакин ссылаются также на то, что в одной из рукописей послание Иосифа о наказании еретиков именовалось «Посланием на Кассиана», — однако если такая рукопись действительно существовала (рук. Соф. № 1444 и № 1446, упомянутые авторами, это'го заголовка не содержат), то заголовок ее принадлежал, видимо, позднейшему переписчику, ибо он явно не соответствует содержанию.
[6] Заслуживает внимания необычный и не совсем ясный титул, которым именуется адресат послания в списках Соф. № 1489 и Арх. № 221: «своего ему монастыря, самодръжца Рускыя земли, государю». «Государем» Волоколамского монастыря стал в 1508 г. Василий III — после перехода этого монастыря под патронат великого князя.
* * *
Послание старца Иосифа, иже на Волоце, 1своего ему монастыря, самодръжца Рускыя земли1, государю, великому князю 2 Василью Ивановичю2 о том, еже грешника или еретика руками убити, или молитвою, едино есть; понеже Моисей скрижали руками разбил, Илиа пророк четыреста жрець закла, и Финеос братана с мадиамлянынею блудяща, прободе, и апостол Петр Симона волъхва молитвою разби, при Нероне цари и Павел апостол Елиму волхва молитвою ослепи, и Лев епископ Катаньски Леодора вълъхва петрахилию связа, и созже, и донеже Леодор сгоре, а епископ из огня не изыде, а другаго вълъхва Исидора тойже епископ молитвою созже при гречестем цари; и сих ради свидетельств аще грешника или еретика убити молитвою или руками, едино есть, и молимся тебе, государю, о том, чтоб ты, государь, своим государьским судом искоренил злый плевел еретический в конець. Ис Кирилова монастыря старцы да и все заволжьские старцы положили тому посланию старца Иосифа свидетелства от божественаго писаниа, а спротивно, что некающихся еретиков и непокаряющихся велено заточити, а кающихся еретиков и свою ересь проклинающих, церковь божиа приемлеть прострътыма дланма, грешных ради сын божий воплотися, прииде бо възыскати и спасти погыбшых 3.
А что, господине старець Иосиф, Моисей скрижали руками разбил, то тако и есть, но егда бог хоте погубити Израиля, поклоньшася тельцу, тогда Моисей ста въпреки господеви, и рече: «Господи, аще сих погубиши, то мене преже сих». И бог не погуби Израиля Моисеа ради. Видиши, господине, яко любовь 4 к согрешающим и злом5 превъзможе толити6 гнев божий. Такоже, господине, Илиа пророк, ревнуя по господе бозе вседержители, закла четыреста жрець Валовых, понеже не каяшася. А инии же покаяшася, сих приа на покаяние, от них же бысть Авдей пророк, и пророческаго дара сподоблен бысть. А Финеос, господине, пробол оружием братана блудяща с мадиамлянынею, понеже на всем тогда Исраиле грех той бысть, и того ради вменися ему въправду.
Еще же ветхый закон тогда бысть, нам же в новей благодати яви владыко Христос любовный съуз, еже не осужати брату брата о том, но единому богу судити согрешениа человечя, рече: «Не судите, не осуждени будете». И егда приведоша к нему жену, яту в любодеянии, тогда премилостивны судья рече: «Иже не имать греха, да връжет на ню первие камень». Потом же сам преклонь главу, и писа коегождо их съгрешениа, и тако възрази убийственую руку жидовъскую. Кождо по своим делом прииметь от бога в день судный. Аще же ты повелевавши брата брату согрешивъша убити, то въскоре и суботство будеть, и вся ветхаго закона, их же бог ненавидить.
А Петр апостол Симона вълхва молитвою разби; понеже прозвася прелукавый злодей сыном божиим при Нероне царе, и тогда достойный суд приат от бога за превеликую лесть и злобу. И ты, господине старець Иосиф, сотвори молитву, да иже недостойни еретици да грешници, то земля их пожреть. Аще же приемлеть бог еретика да и грешника на покаянне, то не услышан будеши 7Разумеем бо разбойника, исповеданием спасена, и мытаря милостию8 очищена, и блудницу плачющуся помним прощену, и дщерию владыка прозва ю; и Павел апостол Елиму вълхва молитвою ослепи, понеж искаше развратити Антипата от веры, а сам апостол Павел пиша: «Аз бых был анафема от Христа моего, сиречь проклят, токмо бы братья моя спаслися израилтяне». Видиши ли, господине, душу свою полагает за соблазнившуюся братию, дабы спаслися, а не молвил им, дабы их огнь пожегл, или земля пожерла, а могли сиа от бога приати. А Лев, господине, Катански епископ Леодора волхва петрахилыо связа и созже и другаго вълхва Сидора такоже молитвою созже при гречестем цари. И ты, господине Осифе, почто не испытаешь своей святости, не связа Касиана архимандрита своею мандиею9, донележе бы он сгорел, а ты бы в пламяни его связана держал? А мы б тебя, яко единого от трех отрок, ис пламени изшедша приняли!
Поразумей, господине Иосифе, много розни промежь Моисеа, Илии и Петра апостола и Павъла апостола, да и тебе от них. 10Кто бы от них, господине, ведал многое божие милосердие10, а еще11 не бы сам показал человеком, приемля грешника кающася, яко же блудницу и мытаря, яко же сквернаго онаго Манасию, иже пятьдесят и два лета идолом служил, а весь Исраиль безаконствовати сотвори, и во един час покаася, прощение получи? Видиши ли, господине, колико душь израильтескых людей в пятдесят лет погыбе, им же повинен быв Манасиа царь; но одоле человеколюбие божие злу Манасеину; затворен бо быв в меди в Вавилоне, и тамо покаяся господеви, и аггел господень разверг медь, и принесе его в Иерусалим, и поживе прочая лета в покаании. И апостолу Петру въпрошшу господа, и рече: «Господи! аще брат в мя съгрешит до седмижды ли прощу его днем?». И рече господь: «Не глаголю ти до седмижды, но седьмдесят седмерицею прости его». Оле милости твоея, человеколюбче! Слава неисчетным 12 твоим щедротам, господи, яко истинным судом, милостив и длъготръпелив о злобах человеческых наречеся, праведных бо любиши, а грешных милуеши, 13 ныне и в веки бесконечныа 13
Примечания
1-1 Б своего ему монастыря самодержцу Руския земли; В на Ламском к.
2-2 Б Ивану Васильевичю.
3 Далее в С следует на верхнем поле надпись, киноварью Ответ Иосифову посланию Кирилловых старцев и всех заволжских.
4 Б любовь на Моисея; В любовь Моисея.
5 Б и Илей.
6 Б и толи; В утолити.
7 БВ будеши от бога.
8 Так БВ; С милостынею.
9 Б манатею; В манатиею.
10-10 Б кто б господине ведал многое милосердие; В кто б господине ведал божие милостию.
11 БВ аще.
12 Б неизреченым; В неисщетным.
13-13 Б Да и сие ум приложым к сему же, слышаще божественных евагилист писанье христовыми усты. Грядущу господу нашему Иисусу Христу ва Ерусалим со ученикы своими и прииде в весь Самарянскую, и не прияша его в весь. И ученицы глаголаху ему: «Господи, хощеши да речеве, огнь с небесе снидет и пожже, яко Илия сотвори». И господь рече учеником своим: «Не ведаста коего еста духа: сын божьи не пришед душ человеческих погубити, но спасти». И отиде во ину весь; В ныне и присно и во веки веком бесконечныя аминь.
Cм. библиографию.
Послание старца Иосифа из собственного монастыря, что на Волоке, государю великому князю Василию Ивановичу о юрьевском архимандрите Касьяне и прочих еретиках, о том, что одно и то же — убить ли грешника либо еретика рукою или молитвой: потому как руками разбил скрижали Моисей, Илья-пророк четыреста жрецов заколол, Финеес пронзил родича, когда тот предавался блуду с мадианитянкой, а апостол Петр молитвой низверг Симона-волхва при цезаре Нероне, апостол Павел ослепил молитвой Елиму-волхва, Лев, епископ катакский, связал епитрахилью и сжег Илиодора-волхва, и пока Илиодор не сгорел, не вышел епископ из огня, а другого волхва, Исидора, тот же епископ сжег молитвою при византийском цесаре, — вот из-за каких доводов (что грешника или еретика молитвой ли убить, рукой ли — все одно) просим мы тебя, государя, о том, чтобы без остатка искоренил ты, государь, государским судом своим сорняк скверной ереси.
Старцы из Кириллова монастыря, а с ними все заволжские старцы привели на это послание старца Иосифа от божественного Писания обратное — что нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков божья церковь принимает в распростертые объятия: ради грешников облекся плотью сын божий, и пришел он погибших сыскать и спасти.
А что, господин старец Иосиф, до того, что скрижали Моисей руками разбил, то так и есть. Но когда бог хотел уничтожить народ израильский, поклонявшийся тельцу, тогда Моисей возразил господу и сказал: «Если уничтожишь их, господи, то меня раньше их». И не уничтожил бог израильтян ради Моисея. Видишь, господин, как любовь к грешникам и преступникам смогла утолить гнев божий. Так, господин, и пророк Илия, проявляя усердие к богу-вседержителю, заколол четыреста жрецов Ваала, потому что не покаялись они. Но другие покаялись, и он принял их покаяние, среди них был и пророк Авдей, удостоенный пророческого дара. Финеес же, господин, пронзил оружием родича, предавшегося блуду с мадианитянкой, ибо этот грех охватил тогда весь Израиль, потому и поставлено это ему в заслугу.
А ведь тогда еще был Ветхий завет; нам же, в благодати Нового завета, владыка Христос открыл союз любви, чтобы брат не осуждал брата, а только бог судил грехи людей, сказав: «Не судите и не будете осуждены». А когда привели к нему женщину, схваченную за блуд, сказал милосердный судья: «Кто без греха, пусть первый бросит в нее камень». Сам же, склонив голову, написал грехи каждого из них и так отразил поднятую на убийство руку иудеев. В Судный день каждый получит от бога по своим делам. Если же ты требуешь, чтобы брат убивал согрешившего брата, то скоро дойдет и до празднования субботы, и до всего, что в Ветхом завете, что ненавистно богу.
И апостол Петр низверг молитвой Симона-волхва, потому что при цезаре Нероне назвал себя сыном божьим коварный злодей, так что за большое коварство и зло принял он от бога заслуженный приговор. Сотвори и ты, господин старец Иосиф, молитву, и если есть недостойные еретики и грешники, то поглотит их земля. Но если принимает бог покаяние еретика и грешника, не будешь ты услышан. А мы имеем в виду разбойника, спасшегося покаянием, и мытаря, очистившегося милосердием, и помним, что рыдающая блудница прощена и господь назвал ее дочерью; апостол Павел ослепил молитвой Елиму-волхва, потому что стремился тот отвратить проконсула от веры, но сам же апостол Павел написал: «Пусть бы мне была анафема, то есть проклятье, от Христа моего, спаслись бы только мои братья-израильтяне». Видишь, господин, как душу свою кладет он за братьев заблудших, чтобы спаслись, и не сказал им, чтобы огнем сгорели или земля их поглотила, а могли они претерпеть от бога и это. Вот, господин, епископ катанский Лев связал епитрахилью и сжег Илиодора-волхва и другого волхва, Исидора, также сжег молитвой при византийском цесаре. А ты, господин Иосиф, почему не испытаешь своей святости? Связал бы архимандрита Касьяна своей мантией, и пока бы он не сгорел, ты бы связанного его в огне держал! А мы бы тебя, из пламени вышедшего, приняли как одного из трех отроков!
Пойми, господин Иосиф, велика разница между Моисеем, Илией и апостолом Петром, апостолом Павлом, да и между тобой и ими! Кто бы из них, господин, знал про великое милосердие бога, если бы сам он не открыл его людям, принимая раскаявшегося грешника, как, например, блудницу и мытаря, как того скверного Манассию, который пятьдесят два года поклонялся идолам и весь Израиль заставил жить в беззаконии, но в одно мгновенье покаялся и прощение получил? Представляешь ли, господин, сколько за пятьдесят лет погибло душ в народе израильском, чему виной был царь Манассия? Но человеколюбие бога превозмогло преступление Манассии: в Вавилоне был он заключен в медь и покаялся там перед господом, тогда разбил медь ангел господень, перенес его в Иерусалим, где и прожил он остаток лет в покаянии. А апостол Петр сказал, вопрошая господа: «Господи, если брат мой грешит, прощать ли его на дню по семи раз?» И сказал господь: «Не скажу тебе — по семи, но семьдесят раз по семи прости его!» Такова милость твоя, человеколюбец! Слава, господи, бессчетной щедрости твоей, по истинному приговору назван ты милостивым и бесконечно терпеливым к человеческим порокам, ведь праведных ты любишь, а грешных прощаешь — ныне и навечно!
|