№ 10
Письма русских людей в Св. Сунод
Ист.: Данилушкин М. и др.
История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917-1970.
СПб.: Воскресение, 1997. Номер страницы следует после текста на ней.
См. антисемитизм.
24 Июля 1917 г. *
В Святейший Правительствующий Cинод Господина нашего Святейшаго Митрополита
Святейший Синод,
Мы, православные христиане, усерднейше просим разъяснить нам в газете «Русское
Слово», что означает в предстательстве перед Господом Богом присяга, данная нам
на верность Царю, Николаю Александровичу? У нас идут разговоры, что ежели эта
присяга ничего не стоит, то ничего не будет стоить и новая присяга новому Царю.
Так ли это, и как надобно всё это понимать? Мы обращались за разъяснением
к своему брату, умному человеку, но он нам прислал ни
* Дата поступления документа в Св. Синод.
799
два, ни полтора, что вы сами увидите из писем этого человека*, которые посылаем
Правительствующему Cинодy в суждение.
Нам желательно не самим решить это дело, как нам советует мой* знакомый человек,
а Сшодом Правительствующим, чтобы все это понимали как надо понимать, без разногласия.
Потому что от разногласия жить стало нельзя и нету никакого порядка. Жиды говорят,
что присяга — ерунда и обман, что можно и без присяги; попы молчат; а миряне каждый
по-своему, а это не годится. Опять же стали говорить, что Бога нету совсем, а
церкви скоро закроются по ненадобности. А мы по-своему думаем, зачем же закрывать,
иному при Церкви жить лучше. Теперь сничтожили Царя — плохо стало, а ежели прикрыть
Церкви — ещё хуже того будет, а нам надо, чтобы лучше было.
Потрудитесь нам, Святейшие Отцы наши, разъяснить для всех одинаково, как быть
со старой присягой и с той которую принимать заставят? Какая присяга должна быть
милее Богу, первая аль вторая? Потому как Царь не помер, а живой, в заточении
находится.
И правильно ли что все церкви позакроются? Где же нам тогда молиться Господу
Богу? Неужто идти к жидам в одну компанию и с ними молиться? потому как теперь
вся власть и которою они над нами бахвалются. Ежели этак всё будет и дальше —
то это нехорошо, и мы очень недовольны.
Православные христиане
2.
Любезный друг, Трофим Егорович,
я получил твое письмо, за которое тебе благодарен. Ты просишь меня написать тебе
о крестьянских депутатах, которые где-то заседают в Петрограде и в Москве. Просишь
объяснить, кто выбирал от нас этих депутатов. Но, голубчик мой, я столько же знаю
об этих депутатах, сколько и ты. Думаю, что они просто сами себя выбрали, сами
себя уполномочили говорить от нашего имени. Думаю также, что эти депутаты от крестьян
ничего общего с нами, крестьянами, не имеют.
Я не совсем понимаю тебя, почему ты по интересующим Ваш край вопросам просишь
меня навести справки в Св. Синоде? Те вопросы, которые ты возбуждаешь в своем
письме, совершенно не касаются Св.Сшо-да, за исключением вопроса о Присяге.
Всё это такие вопросы, которые относятся к области права гражданского, а не канонического,
и должны быть обращены к новой гражданской власти. Ты вспоминаешь мои рассказы
о покойном Победоносцев, который много занимался такими вопросами, и надеешься,
что нынешний Обер-Прокурор мне всё объяснит, как объяснял Победоносцев. Но,
* Ответ этого человека (Коронева) приводится далее.
800
во-первых, я не знаю лично нынешнего Об(ер-Прокурора) и не могу к нему обращаться.
На машинке я тоже писать не умею, и опять-таки не понимаю, почему ты думаешь,
что в Св.Cинод надо писать обязательно на машинке? Если уж тебе так хочется написать
в Cв.Cинод, то в случае я откажусь сделать это за тебя, то пиши как умеешь, только
пиши правду, ничего не сочиняй из головы, так как важно не то, как ты напишешь,
а то, что ты напишешь. По моему личному мнению всё дело в распущенности нашей
деревенской и фабрично-заводской молодежи. Помнишь, как мы в 905—906 годах, организовав
союз под моим руководством, подтянули эту молодежь? Теперь этого не было сделано
нами самими, а одни попы тут ни при чём. Ты напрасно всё ставишь в вину только
попам. Во всём происшедшем виновны больше всего гражданские власти. Царя окружали
малоумные советники, а так как их было много, а Царь один, то ему ничего другого
не оставалось, как отречься от престола, что Он и сделал. Конечно, Царь этим погубил
не только Себя, но и нас всех, которые любят Царя и стоят за порядок. Ты правильно
говорил, что народ и не собирался делать революцию, поняв всё её зло ещё в 1905
году, когда лично я объезжал всю Россию, давая всем вам указания какого берега
нам держаться. Если бы народ в Феврале месяце желал революции, то уж мы-то с тобой
первые знали бы его желания. Но в Феврале произошёл доселе невиданный солдатский
бунт, к которому примкнули рабочие и те люди, которые давно мечтали взять в России
власть в свои руки. Эти последние и использовали выгодно для них случайно сложившиеся
обстоятельства. Ты удивляешься, почему я, как было 905—906 г.г. не посылаю в деревни
от своего имени печатных писем, разъясняющих народу, чью руку он должен держать
теперь, но, друг мой, у меня нету своей печатной машины, а в других типографиях
мои письма к крестьянам не стали бы печатать даже за деньги. Когда мы с тобою
повидаемся лично и поговорим в живой речи, я объясню тебе почему. Потам я должен
напомнить тебе, что Сам Царь в своем акте отречения дал понять всем, что мы должны
делать. Мы должны ради прекращения смуты подчиниться новому правительству. Всякая
смута во время войны гибельна для России.
В Учредительное Собрание я не пойду. На родине я уже дал знать нашим, чтобы на
меня не рассчитывали. Брата старшину пускай посылают, если хотят, но я нахожу,
что мой брат стар и мало пригоден для какой-либо полезной работы в Учредительном
Собрании. Что я буду делать в будущем, я ещё хорошо не знаю. Пока приехал из деревни
в Москву, ради последнего сына, которому, как и старшим детям, стремлюсь дать
высшее образование. Харчи, конечно, беру из деревни. В Москве такой грабеж, что
жить здесь на покупное впору только миллионерам. Я очень рад, что ты выбран в
Председатели, за твое материальное положение. Жалование, конечно, подспорье в
хозяйстве. Но боюсь,
801
что ты сделал ошибку в политическом отношении. Видным в крестьянстве людям сейчас
следовало бы от всего отстраниться и не расходовать жизненную энергию на переливание
из пустого в порожнее. Пусть бы галдела пока одна сволочь, а там будет видно.
Сейчас в этом пьяном угаре сумасшедших солдат можно только растерять все ценные
и честные мысли, не принеся никакой пользы делу.
Ты, должно быть, позабыл всё то, чему я тебя, по дружбе к тебе, учил в былые
годы. Я напомню тебе это, в немногих словах, чтобы поставить тебя на правильные
рельсы, просто так, на всякий случай. Мы с тобой были всегда плохие граматеи и
читали только одну книгу, книгу жизни. В этой книге написано про психологию сволочи
вот что: когда ты сволочи говоришь хорошие слова, она слушает, запоминает эти
слова. Когда она запомнила несколько слов, употребив на это немало времени, она
помаленьку спорит с тобой самим о правильности запомнившихся слов; споря, сволочь
смелеет, а, осмелев, тебя уже начнёт бить за эти слова, но не словами, а чем попало...
Вот почему нам, людям опыта, знающим психологию сволочи, надо молчать. Пусть говорят
в данное время все те, которым хочется быть избитыми жалование Председателя. Я
говорю тебе это как другу, но ты волен поступать, как тебе нравится. Ртуть в градуснике
прёт кверху. Это означает, что она будет опадать и книзу. И вот когда начнется
её обратное падение, тогда и должны браться за дело рассудительные умные люди.
Ты бы и себя поберёг.
Потом ты не смешивай меня с собою. Не сравнивай мои выступления перед тысячными
толпами сволочи в 905 году с твоими участием в делах нынешних. Насколько я согласовывал
свои действия с психологией того времени, настолько твои действия идут в разрез
с психологией того, что происходит сейчас. Конечно, я могу и ошибаться в правильности
моих выводов лишь по одному твоему письму, в котором ты освещаешь мне положение.
Однако ты хорошо знаешь, часто ли я ошибаюсь... А это свое знание прими к сведению...
Я доволен, что на всех собраниях православные вспоминают обо мне и выражают охоту
знать, что бы сказал я, случайно заехав к вам. Передай всем от меня только следующие
слова: искренне желаю им всем всякого добра. Но не пускайся ни в какие суждения
со всеми о том, что пишу тебе в этом письме. Помни, что я твердо решил держаться
ото всего в стороне. Для этого и приехал с сыном в Москву. Не хочу, чтобы теперь
толпы ходили ко мне за разными советами. В Москве они меня не сыщут. Но тебе я
дам свой настоящий адрес, чтобы твои письма приходили прямо ко мне. Вот мой правильный
на всё время войны адрес: Москва, улица Зацепа, дом № 28, кв. № 6. Тут живёт мой
старший сын Михаила, любимчик-то твой. Только его положение теперь очень скверное.
Дело в том, что его произвели офицером. Этого офицера я теперь и должен охранять.
В полку много
802
мужиков, которые, если не знали меня лично, то слышали про меня. А есть и мои
старые приятели. От этого к моему Михаиле солдаты всей душой. Сейчас он болен,
похоже на чахотку — лежит в госпитале. От солдат нету отбою, из разных полков
приходят ко мне справляться про здоровье. Я рад и не рад этим визитам, потому
что не хватает и самим сахару, а чайком не попоить, сам знаешь, нельзя. Купил
секретно 10 фунтов по 1 руб. 75 коп. за фунт и пою солдат, давая по кусочку. Некоторые
приносят сахар с собою. Так что с этой стороны я чувствую себя неважно. Отбился
от мужиков, уехав в Москву, не могу отбиться от солдат, благодаря Михаиле. Все
они идут с политикой, но я только слушаю, сам не высказываю никаких мыслей. От
этого молодые солдаты, когда попадают ко мне со стариками, смотрят на меня, как
на какое-то пугало. Но, увидав, что я всё молчу, не мешая им говорить, о чем они
желают, уходят неудовлетворенными, разочарованными в моих знаниях и опыте. Но
очень многие робеют от того, что я молчу. Воевать не хотят. Ты спрашиваешь меня,
как надо понимать слово «буржуш и «буржуазия».
«Буржуазия» — это не русское слово, а французское. Во Франции это слово означает
средний класс мещан — городских маленьких собственников. По образу своей жизни
почти ничем не отличаются от нас, крестьян. Поэтому нас, крестьян, как маленьких
собственников, в отличии от пролетариев, у которых на заднице одни штаны, и те
рваные, также надо признать буржуазией.
Слово «буржуй», как бранное слово, употребляется в России неумными пролетариями
против всех людей, у которых что-нибуди есть, кроме штанов. Однако пролетарии
этим словом первоначально называли одних миллионеров, а теперь зовут всех, не
понимая смысла этого слова. Вообще это слово в устах неумных и скверных людей
получило широкое употребление вследствии недоедания и той разрухи в жизни каждого
бедняка, которую нанесла нам всем эта ужасная война. Каждое лицо на вид полное
здоровья теперь называется дураками «буржуйская морда». Не могу тебе ничего сказать
на вопрос о том, за какой строй в будущем стоит большинство горожан. Я очень мало
с кем вожусь, и не хожу ни на какие собрания. Этот вопрос буду решать не горожане,
а мы — крестьяне. Многое будет зависеть от техники выборов, но, главным образом,
от того, кому свои голоса доверит крестьянство. Будущее для меня ясно, но об этом
поговорим при личном свидании. Всего не напишешь. Я и так, чтобы не остаться у
тебя в долгу, на два твоих листа посылаю тебе два свои.
Что касается последняго твоего вопроса о том, имел Царь право отрекатъся от
престола и за своего Сына, то я затрудняюся дать тебе Юридический анализ этого
акта. Мне кажется, что как Царь он имел право делать всё. Но правильно ли он поступил
как отец в отношении
803
своего сына, то тут разобраться мог только Он один в зависимости от тех чувств
Отца к сыну, которые нам с тобой понятны лишь в своей жизни. Во всяком случае,
акт отречения говорит сам за себя слишком многое. Он прежде всего говорит о том,
что Царь очень сильно любил свою родину и пошел на всё, чтобы спасти её от смуты
и завоевания немцами.
Потом акт отречения говорит о том, что Царь искренно поверил в то, что народ разлюбил
Его. Конечно, это должно лечь на совести тех, кто убеждал Царя от имени народа.
Подлинные свои мнения и чувства к Царю народ обнаружит не скоро и не ближе, пока
соберется на выборах в Учредительное Собрание. Но мы с тобой вперед знаем эти
чувства, и это наше знание должно нам служить ответом на вопрос о том, правильно
ли Царь отрекся за Сына.
А насчет Присяги обратись уж лучше к Отцу Григорию, а если не веришь ему, пиши
в Св.Cинод. Неважно, если ты напишешь и без машинки. Но если в вашем уездном городе
есть переписчики, попроси переписать написанное, конечно это будет почище и попонятливее
в чтении. Митрополиты и Архиереи большей частью глубокие старцы. На машинке повидней.
Но и лист бумаги уж ставь хороший. А то машинка да на грязном листе серой бумаги,
всё одно, что бриллиант на куче навоза. Не знаю только захочет ли Cинод отвечать
частному лицу. Если бы был жив Победоносцев, тогда я, конечно, исполнил бы твою
просьбу. Покойный мне отвечал на все мои письма. Но теперь я там никого не знаю,
да и дух в Синоде не тот, что был. Ну будь здоров, кланяюсь твоей хозяйке. И сейчас
вспоминаю, какие она вкусные лепёшки нам пекла, да как сливками с ягодами кормила.
Любящий тебя
Коронев
Мая 12 дня 1917.
3.
Любезный друг, Трофим Егорович,
Получив твое письмо от 30-го Мая, я очень удивился тому, что ты неправильно
понял мое письмо, в котором я по вопросу о присяге советовал тебе обратиться к
отцу Григорию или даже в Cв.Cинод, как ты сам хотел это сделать. Я не потому дал
тебе такой совет, что хочу от тебя скрывать свое мнение, а потому, что разъяснение
такого вопроса было бы гораздо удобнее взять на себя отцу Григорию, чем мне. Но
если, однако, ты непременно хочешь знать, как смотрю на вопрос о присяге, то изволь,
я сказку тебе.
Как простой верующий человек, присягавший двум Государям, вследствие смерти одного
из Них, я думаю, что присяга верующаго обязательна до перехода в неземную жизнь.
Без этого сознания присяга явилась бы
804
ложью, добровольно направленной против себя. Таково мое личное убеждение, которого
изменить я не могу без противоречия самому себе по моей вере в Бога. Сущность
присяги я понимаю как акт духовно-связующий верующаго до самой смерти и, если
хочешь, для доброй смерти, т.е. спокойного, с чистой совестью предстательства
перед Тем, чьим Именем я клялся. Изменить присяге я нахожу невозможным, поскольку
не могу допустить расхождения с верою отцов своих. Давать новую присягу Временному
Правительству значило бы обманывать кого-либо из трех, а именно: Бога, прежнего
Царя или новую власть. Может быть и есть такие люди, которые с лёгкостью способны
на такой жуткий обман, но я не в состоянии этого сделать над собой.
А посему, оставаясь верным присяге, обусловленной сущности веры отцов, я повинуюсь
новому Правительству. Миллионы людей верующих теперь должны переживать эту великую
трагедию их духа, т.к. новое Правительство вправе требовать от всех граждан, чтобы
они, не касаясь веры отцов, точно исполняли его волю в области гражданских регламентации.
Но мне думается, что меня не могут осуждать как те, кому я присягал, за то, что
я подчинился силе новой власти, так и те, кому я подчинился — за то только, что
я присягал, когда этой власти ещё не было.
Вот, дорогой Трофим Егорович, тебе мое совершенно искреннее мнение. Но отец Григорий,
быть может, скажет тебе, что я и неправ. По этой только причине я в том письме
и не высказывался, не желая тебе навязывать свое мнение, не зная хорошо того,
какого мнения по этому вопросу держатся наши Иерархи.
Сам я ещё не говорил об этом с московскими священниками. Не говорил, потому что
в переживаемое время не хочу ни с кем спорить. А такой вопрос без спора решить
было бы нельзя. Лично мне думается, что наше духовенство, допуская присягу новому
Правительству, впало в противоречие с Церковью Православной, и весьма сильно,
не замечая того, подорвало основы религии. Но я ещё мало продумал это и не хочу
утверждать, что буду прав, отстаивая такое мнение. Не хочу закреплять этого мнения
и в твоих глазах. Подумай и реши сам, и как бы ты не решил этот вопрос, не навязывай
своего решения другому-другим. Теперь смутное время, и, если духовенство сделало
ошибку — спотыкнулось, то мы должны его поддержать от падения в пропасть.
Когда Цари умирали, то присяга их наследникам была естественной. В данное время
этого нет. Было отречение, была передача Престола Брату, но был и условный отказ
брата от Престола. Если предположить даже, что народ в Учред(ительном) Соб(рании)
скажет — не надо Царя — то и тогда раз данная им присяга должна бы быть снята
с народа особым постановлением высших служителей Богу и Церкви Православной. Но
присяга, данная новой власти теперь, Временному Правитель- 805
ству, предрешает события и логически не может быть проведена бел нарушений коренных
начал канонического права.
Однако, опять-таки сказку тебе, что я не знаток Церковного Права, поэтому
ты не должен признавать моего суждения правильным. Ведь если предположить, что
знатоки Церковного Права впали в ошибку, то легче всего предположить, что не они,
а я ошибаюсь, как не знаток этого права. Ты пишешь, что ты и все мужики согласны
больше верить мне, чем О. Григорию, как своему же брату-мужику, потому что я вас
никогда ничем не обманывал и всё знаю. А это неправильно. Я действительно вам
никогда не лгал, а всегда говорил только то, что думал. Но ведь из этого можно
сделать только один правильный вывод, а вывод будет в том, что я с вами как ваш
брат-мужик был всегда искренен. Из этого же нельзя заключать, что я всё знаю.
Нет человека на земле, который бы всё знал. По всем знаниям есть отдельные специальности.
В вопрос сох Церковного Права, конечно, самыми знающими людьми являются Члены
Св. Синода. И уж если вы не хотите положиться на знания О.Григория, хотя я нахожу,
что он и должен разобраться правильно в мучающем вас, и особенно дезертиров, вопросе,
то обратитесь в Св.Cинод. Если же боитесь, чтобы вам за это не попало, то не подписывайтесь
в бума~ ге, а попросите Св.Cинод высказаться по этому вопросу в газетах. «Русское
Слово», которое вы получаете, напечатает то, что скажет Св.Cинод, и вам всё будет
ясно.
Спасибо за поклоны от Фадея Семёновича и Гаврилы Фёдоровича'. Взаимно им кланяюсь,
и буду рад, когда со всеми вами увижусь. За присланные лепёшки твоей хозяйкою
и масло очень благодарю и посылаю ей почтой фунт хорошего чаю. Прислал бы конфеточек,
да теперь их нет. Кончилось правление Царя, кончились с Ним и конфетки.
Любящий тебя В. И. Коронев 3-го Июня 1917 г.
P.S. Ты спрашиваешь пишут ли мне — сказку прямо — одолевают^ от этого задержал
тебе и ответ. ••«
РГИА. Ф.796. Оп.204. I отд. V ст. Д. 54.*
4.
В Святейший Правительствующий Cинод
Крестьянина с. Покровского, той же волости Таганрогского
округа О(бласти) В(ойска) Донского Тихона Ив. Минкина.
Смотря на бедствия Родины, осмелился по долгу своей совести донести Святейшему
Cинодy, почему пастыри и Архипастыри церкви мол-
*Архивная ссылка относится к письмам 1,2,3.
806
чат, — почему не спасают Родины, зачем покрывают изменников, не предают их
запрещению, где те пастыри, которые были в годины тяжких испытаний Родины: Святые
Сергий Радонежский, Пётр Могила, Пётр митрополит Московский, Патриарх Гермоген,
Дионисий Палицын и многие другие, которые не боялись молвы развратных людей в
свое время, а словом и делом спасали родину, молились за неё всенародным молением
к Господу и Пречистой Матери, хождением по сёлам и городам всем причтом церквей,
со святостями и народом, и Господь внимал просьбам — щадил Отечество и спасал
народ Русский от нашествий иноплеменников. Дорогие Архипастыри, умоляйте подведомственную
Вам паству и пастырей священников ходить по сёлам и городам со святостями по Воскресным
и праздничным дням с народом — с просьбою к Творцу нашему о спасении дорогой Родины
России от нашествия Тевтонов-немцев, поверяйте их служение Овцам, добре ли они
пасут стадо Христово, родят ли о Овцах. Уже много достоверно известно, что многие
солдаты, даже части поздавались в плен Немцам добровольно. Почему они не предаются
Проклятию как изменники своей родины, почему они покрываются. Народ невежественный
проводит время в лени и играх, а высший класс правящий, интеллигенция и духовенство
тоже сие творят; откуда нее будет Спасение. Зачем сельские отцы-батюшки в своих
проповедях не громят нас о нашей лени, неправдах, изменах солдат Родине, почему
не говорят проповедей, как Апостол Павел говорит: «настой благовремение и безвременне,
умоли, упрети, запрети, разъясни» и т.д. Почему Святейший Cинод не делает попыток
поддержки Временного Правительства и почему не слыхать его последняго веского
слова, почему Церковь об опасности Родины ничего не говорит, последнее призвание
Cинодa к народу и православным чадам известно только из газет, священники же в
церквах нигде ничего не говорят, так как будто это послание Cинодa было только
к редакторам газет. Народу надо говорить в церквах, да не раз или два раза, а
сто раз, претить гневом Божиим как народу, воинам, так и начальникам, не радеющим
о подчиненных людях и халатно относящихся к своим обязанностям. Дорогие Архипастыри
спасайте Родину, призывайте всех опомниться. Напоминайте каждому об обязанности
пред Отечеством. Почему на фронтах нет ни одного Владыки, который бы мог словом
и делом вразумлять развратных воинов; почему Церковь не проникает в невежествия
людские, чтобы знать как их врачевать. Зная мнение людей простых, заявляю, что
они ахкают** о разрухе Государственной, говоря, зачем неразумному дают нож, которым
он может обрезаться. Почему не обуздают молокососов и непрактитов*** в их бездельных
речах о строительстве государственном,
* Очевидно, «проверяйте».
** т.е. «ахают».
*** Очевидно имеются в виду революционеры,
807
только развращающих малознателъный народ. Почему не запрещается пропаганда
в Войсках большевиков и Ленинцев и в корне не истребляется сеятель ея; почему
не вводится самая строгая диктатура для спасения Родины и не обуздывается язык
лентяя и. невежды. В настоящее время нужен II Иоанн Грозный, только таким путем
можно спасти Россию от немцев, этого делового, умнаго, трудолюбивого и дисциплинарного**
тевтона народа. Все внутренние порядки надо оставить до кон ца войны, а по окончании,
если устоит Россия, всё можно сделать и устроить. Простите меня, что осмелился
сказать, Помоги Вам Господи, дорогие наши Архипастыри, спасать Отечество Россию.
29 Июля 1917 года TИXOH Минкин
РГИА. Ф. 797. Оп. 86. II отд. 3 ст. (1917). Д. 3. Л. 6-7.
5.
9 Мая 1917 г. ***
Христос посреди нас.
Слуги Христа!
Я, слуга Божия, смею просить Вас обратить внимание нашего нового временного Правительства
на то, что творится войсках**** и по всей нашей дорогой родине; первое, о чём
мы должны подумать — о помощи Божией, чем же мы её должны заслужить как не теплой
и общей молитвой, а прежде всего исполнением заповедей Божиих и жизнью не по нашим
хотеньям, а по воле Божьей. Господу угодно было допустить нашего бывшего царя
взойти на царский престол, и потом быть низвер-жену с него и это всё было попущение
Божие, но теперь мы все должны опять его «оставить***** на престол, на то есть
Воля Небесного Царя, потому что русский народ не должен быть без верховной власти,
власти, получившей благословение от Господа. Враги Церкви и Христа не хотят, чтобы
мы жили по воле Божьей, а жили по порядку французов, а поэтому, не бывши верноподданными,
мы все виновны, а на одно лицо свалили, забывая, что один Бог без греха, одному
лицу трудно справиться с такими некультурными людьми, какие мы есть. Мы каждый
живём личной жизнью, не замечая, какая вокруг нас гадость, разврат, пьянство,
беззаконие, и мы, видя это всё, остаёмся слепы. Духовныя наши очи закрыты, потому
что у нас выдохся русский дух, мы все заразились от
* т.е. «малосознательный».
** т.е. «дисциплинированный».
*** Дата поступления документа в Синод.
**** Так в тексте подлинника.
***** Так в тексте подлинника.
808
Франции, почему мы и не желаем иметь Царя, нам нужно лицо, которое не помазывалось
Богом, а выбиралось людьми ни во что не верующими и живущими не по-Евангельски.
Все беды в виде болезней в войсках, наводнения и междуусобия — всё доказывает,
что мы все согрешили перед Богом и получаем по заслугам, а поэтому я, слуга Божия,
прошу вас разослать по войскам по всей России воззвания том*, чтобы все выбросили
с головы идти против воли Божьей и не лить крови своих братии, а особенно на Кавказе,
здесь надо, чтобы в каждом городе был бы миссионер, только не в одежде духовного,
но в штатской и посещал бы на-родныя собрания, а также и в Церквах наставлял бы
людей не быть трусами и мужественно идти коварному врагу Христианской жизни и
Церкви, за что и на помазанника Божия наклеветали и загрязнили как только возможно,
вся ложь, какую на него несут враги закона Божия и устава Св.Церкви, которую и
врата ада не одолеют. Довольно радовать нам внешняго врага, который смеется над
нами, называя нас, простите, дураками, что мы заставили своего царя оставить престол.
Будем все верующия во Христа и Его Св.Церковь <молиться> о даровании нам
мира внутренняго и внешняго; оставим, хотя на это тяжелое время, театры, клубы,
био и другия развлечения, которыя не прекращались даже в дни Поста Господня: в
храмах служения, а в театрах открыто позволяют играть, биллиардныя открыты, картежныя
игры, не только взрослыя, а даже и дети на улицах собираются. На позициях войска
проигрывают казённы» вещи, а до объявления свободы мало солдаты и стар-шия чины
высылали домой казённые вещи, а царя обвиняют, что он ввел Россию в долги. Если
бы у нас меньше было подлых людей, то у нас и Царь был бы хорош, а то мы сами
гаденькие, вот и других гадим. Правды нет нигде, только у Бога, а поэтому, слуги
Божий, прошу Вас эту грамоту прочесть Российскому народному комитету, а тот комитету
рабочих и солдат. Что воля Божия требует возвращения Царя на престол и тогда на
земли засияет заря справедливой жизни и всеобщей любви. Благодать Божия не оставит
нас и мы соединимся с помазанником Божиим, потому что без него вы, рабы Божий,
ничего не выработаете хорошаго. Вы сами видите, что с отречением дурака Царя,
как его бедного называет народ, на Кавказе Господь не стал нам давать ничего хорошаго.
Когда будет мне свыше благословение, тогда я Вам объявлю ещё многое.
Странница. РГИА. Ф. 796. Оп. 204. I отд. V ст. Д. 9. Л. 27-28.
* Очевидно «о том».
809
9 Мая 1917 г. Новгородская губ.
Ваше Превосходительство!
Глубокая скорбь души, боль, обида и страх за дорогую Родину побуждают меня писать
Вам несколько слов.
Родина в опасности, она на краю гибели, это сознаёт всякий здравомыслящий человек!
Что же делает духовенство в этот грозный момент? Какую лепту своей моральной силы
несёт оно на алтарь спасения Отечества?
В массе оно глухо ( я не беру отдельных случаев). Оно упорно молчит, не зная
куда стать и что сказать. Это молчание в городах, вероятно, проходит безследно,
не оказывая видимаго влияния на массы. Другое дело село, деревня. Здесь ещё чутко
прислушиваются к тому, что скажет «батюшка». А батюшка молчаливо вздыхает, не
зная что сказать. Серая масса разсуждает так: раз батюшка молчит, значит дело
что-то неладно и это молчание истолковывается, как отрицательное отношение к происходящим
событиям. В массе пока народ ещё ждёт чего-то, напряжённо, мучительно, но ждёт.
Между тем деревню наполняют теперь солдаты-дезертиры с фронта, но, к сожалению,
не многие из них несут здоровые семена социализма, большинство несёт лозунг «долой»,
а что «долой», часто не могут дать реального ответа. Вот тут-то и должно бы выступить
духовенство со своим «отрезвляющим" словом, но оно молчит. Молчит же оно
потому, что нет предписания свыше, своей же инициативы у него нет, т.к. всю жизнь
привыкло действовать по «бумажке». За свой риск и страх немногие решаются выступать.
И вот возникает вопрос, почему свыше не дать твёрдое предписание выступать после
каждаго праздничноаго богослужения с проповедью полного и безпрекословного повиновения
Временному Правительству в данный опасный момент.
Поймите, что крестьянин напряжённо ожидающий, что будет дальше и солдат дезертир,
наполняющий села и деревни, по традиции в праздник утром идёт в церковь, быть
может и не по религиозным мотивам, а просто за раз повидаться со всеми окрестными
соседями, но всё-таки — в церковь.
И вот здесь ему нелишне было бы напомнить лозунги нашего Великого Социалиста —
Христа! Напомнить ему, что настал час, когда каждый из нас может и должен пойти
по пути указанному Христом: «душу свою положить за други своя».
Наши союзники, французы и англичане в опасности и наш святой долг помочь им, иначе
лице Господне отвернётся от нас и гнев Божий постигнет нас! Каждому христианину
напомнить, что настал час, когда
810
из милосердия и любви к ближнему он должен принести посильную жертву и накормить
армию! Напомнить всем и каждому, что «добрый Пастырь душу свою полагает за овцы,
наёмник же бежит», что теперь именно у нас не наёмники, как было раньше, а «добрые
пастыри», которых мы сами псе избрали. Что только в повиновении этим Пастырям,
Временному Правительству, мы сможем вывести нашу Родину на путь расцвета! Быть
может Вы возразите, что нельзя церковь делать ареной политической борьбы. Совершенно
верно. Но ведь не о борьбе партий я говорю. Пусть пастырское слово прозвучит бодро
и твёрдо и разбудит совесть «взбунтовавшихся рабов»! Я очень извиняюсь, что отнимаю
у Вас время, но голос совести не позволяет молчать в этот час. Если я направляю
своё письмо не по адресу и если оно достойно внимания, то не откажите его направить
куда следует. Поверьте, что оно рождено муками и страданиями наболевшего сердца.
Голос женщины из глухой деревни Новгородской губ.
Не пишу фамилии не потому, что хочу выступить анонимно, а просто потому, что
моя фамилия никому ничего не скажет, т.к. я только пылинка из толпы. РГИА. Ф.
797. Он. 86, I отд. 1 ст. (1917). Д. 17. Л. 262.
7.
Пастыри Всероссийские!
Объявите народу да покается в грехах своих по примеру предков своих, которые переставали
грешить, да, кроме того, налагали на себя трехдневный пост и пребывали в молитве;
да не развращаются и современные народы, но да пребудут в посте тридневном и молении
о даровании победы и мирнаго жития Российскому и союзному ея воинству.
Война зависит от людей; скорее покаются — скорее Всевышний перестанет наказывать,
а начнёт оказывать Свою Всесильную Милость.
Ца пребудет народ ещё раз в тридневном посте и молении о покаянии и о даровании
победы воинству нашему и союзному нам.
По повелению Божию написал сие И.Полищук
1916 года Сентября 27 дня.
РГИА. Ф. 796. Оп. 203. Эксп. Д. 3. Л. 262.
811
8
Письма в Св.Сунод С.М. Булатова
Член Православного Исаакиевского Братства Штабс-капитан С.М.Булатов 24 Ноября
1914 г. г.Вознесенск
Святейшему Правительствующему Cинодy
Прошу прилагаемое всеподданнейшее прошение об устройстве у нас православных прихода
представить Его Императорскому Величеству Государю Императору.
Ваше Императорское Величество, Великий Государь Император Николай Александрович
Самодержавец Всероссийский Государь Всемилостивейший. Просит Член Православного
Исаакиевского братства Сергей Михайлович Булатов.
О нижеследующем:
В Декабре месяце 1907 г. Ваше Императорское Величество соизволили приказать
Св.Пр. Синоду представить проэкт устройства прихода при Православной Церкви. Наиболее
подходящий устав прихода для нас православных существует у наших православных
Единоверцев старообрядцев, дарованный им Императором Николаем I указом 5 Апреля
1845 г., почему всеподданнейше умоляю Ваше Имеператорское Величество дать нам
право теперь же устроить приход по такому же уставу. Творец мира за грехи наши
оставил нас, смерть уже витает над нами, немцы, австрийцы, турки хотят нас уничтожить,
и внутри России мы не в безопасности: иноверцы наши указали неприятелю наши слабые
стороны. Все они сплочены, помогают друг другу и сообща губят православную Русь,
поляки и немцы имеют приход, татары обшину, жиды — кагал.
Только мы православные до сих пор лишены возможности предупредить намерения врагов
родины, т.к. разрозненны между собою и не знаем друг друга в лицо. Без прихода
умаляется Св.Вера Православная, сектантство уже грозит целости Государства, без
прихода ослабнет в вере и выродится Православный народ, без прихода Русь не устоит!
Верноподданный ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА
Шт. -капитан Сергей Булатов. 24 Ноября 1914 года г. Вознесенск, Херс. губ.
РГИА. Ф. 796. Оп. 203. Эксп. Д. 3. Л. 266.
812
9.
Член Братства при Исаакиевском Соборе,
Поручик С.М. Булатов.
10 Января 1916 г. г.Гапсаль Эстляндск. Губ. СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ
СИНОДУ
И не выходишь, Боже, с войсками нашими? (Пс. 59-12) И нет победы! и не будет победы
без помощи Твоей, Господи Боже наш!
СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ пали!
Господь, Творец неба и земли не дал им помощи! Православные государства все разъединившись,
лютеранские народы соединились приходами и бьют православных! В православных государствах
Греции, Румынии, Болгарии выбраны на престолы подлые немцы-лютеране, которые делают
смуту в народе и тем помогают Германии и Австрии.
Мы в Православном Государстве тоже все разъединены, и поэтому не представляем
из себя силы — нас немцы бьют! Мы не только не знаем, что у нас делается, но мы
даже друг друга не знаем! Если когда и объединяемся для совместной работы, то
в обществах, союзах, клубах, ресторанах, трактирах, но не в Церкви! В Церковь
только молиться ходим, когда когда вздумается! О делах оказания помощи и милосердия
своим бедствующим Православным единоверцам собираемся и расзсуждаем в О(бщест)вах,
клубах и т.д., но не в Церкви, ибо у нас нет, не получили права устроить Прихода!
Дело помощи, дело любви Христовой у нас на последнем месте: холодный камень —
сердце наше!
И странно: мы ждём победы, лепечем молитвы, думаем одурачить Господа Творца неба
и земли, в каком-то ослеплении надеемся на свою силу, когда нет таковой! Сила
или в крепком мече, или ещё вернее в милости Бозкией! Меч не докован, а милости
Божией не получим, оттого что и сами не любим друг друга, и всему Православному
народу не даём возможности устроить свою жизнь по заповеди Господа нашего Иисуса
Христа Сына Божия о любви к ближнему, т.к. сами не желаем возобновить Православный
Приход!
Одумаемся! ведь мы погибаем!
Теперь все войска нападавшие на Сербию и Черногорию бросятся на нас! Мои многие
солдаты в роте, только православные — совершенно неграмотны, цифр не знают, не
могут правильно поставить прицел на Ружье, т.е. не могут правильно стрелять по
команде, т.е. не могут поражать противника, противник может подойти к такому стрелку!
20-летние парни, ищут как бы достать алкоголю, хоть бы денатурированного) спирта,
«Отче наш* не знают, воруют друг у друга деньги, ссорятся, и всё Православные;
вот горе, которое произошло оттого,
813
что нет Прихода! да ещё в письмах из дома читают жалобы и про обиды, падают духом,
а немец уже занял около 20 наших губерний!
О, Боже. Милосердный, просвети наши сердца холодный и каменныя, просвети наш
ум и очи, чтобы мы вняли учению Твоему, размягчи наши когти, которыми мы, как
хищные звери схватили пищу и сидим на ней, видим, что наши правосл(авные) братья
умирают с голоду и не поделимся с ними куском хлеба, не даем им помощи в стенах
Церкви Твоей Святой. Туда мы только для того ходим, чтобы показать другим народам,
что и мы молимся! Не прокляни и не остави нас, Господи Боже!
С.Булатов
РГИА. Ф. 796. Он. 203. Эксп. Д.З. Л. 267-268. 10.
Член братства при Исаакиевском соборе, Поручик
С.М.Булатов.
19 Января 1916 г. г. Гапсаль
Предсоборному Присутствию.
Отцы и Мужи!
Прошу скорее поднести на утверждение Его Императорскому Величеству устав Прихода,
выработанный прошедшим Предсоборным Присутствием, иначе мы не одержим победы над
Германцами, и не освободимся у себя на родине от внутренняго немецкого засилья!
Все наши сектанты — это дело немцев заграничных и живущих у нас в России, а как
вредны сектанты, особенно в войсках, многие и не подразумевают! Сектанты угашают
в войсках веру в Милость Божию и заражают Православных воинов неверием и настраивают
против защиты веры, Царя и России. Без Прихода нельзя бороться с сектантами, борьба
будет безплодна! Ещё раз и ещё раз повторяю: без Прихода не одержим победы над
Германцами!
Без Прихода, т.е. не устроивши Приходских просветительных и благотворительных
учреждений мы издеваемся и смеёмся Господу Богу в Его Святой Невидимый Лик, плевать
хотим на святые заветы Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия о любви к ближнему!
Именно плевать хотим, т.к. если мы нагло, подло, как Иуда, правой рукой ставим
5 к. свечку пред Иконою Христа Спасителя и Его Святой Матери-Деве Марии, а левой
снимаем последнюю рубашку с бедствующаго Православного христианина: беженца, жены
или вдовы солдата с детьми, и если этого Церковь наша не осуждает в наше время,
а я этого не слышал, хотя хожу в Церковь, то мы хуже Иуды Искариота — нечестъ
какая-то, гады в образе людей, и ещё безконечно хуже! Я и сам мерзкий грешник,
но если бы был Приход и священники имели право говорить всё об учении Христа Спасителя
— я не пал бы так низко и не омрачил душу
814
свою тяжкими грехами, и уверен — много людей православных жили бы лучше и
более любили бы заветы Христа Спасителя, чем теперь; и может быть не прогневили
бы Творца Вселенной и эта война была бы для нас не так несчастна, как теперь!
Ведь мы висим на волоске; Германец летал уже на днях над г. Речицй на 1/2 дороги
между городами Двинском и Псковом, а мы и сегодня ещё думаем нагло обмануть и
Бога, и Царя, и русский народ! Православные христиане знают, отчего они несчастны
и кто мешает им быть верными сынами Св.Православной Церкви. Когда будет приход:
будут школы, приюты, больницы, богадельни и др. благотворителъныя учреждения;
Православный народ просветится, а не будет как теперь грамотен только на 20%.
Иисус Христос говорит: «Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался
во тьме» (Иоанна 12—46), а Святейший Cинод, упираясь в Имя Христово говорит: довольно
20 грамотных на 100 православных! больше не надо! русские немцы говорят, что православный
народ должно держать в темноте, и Святейший Синод, исполняя волю немцев — не строит
школ!
Господи, уничтожь врагов Твоего учения!
С.Булатов. РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 347. Л. 1-2.
11.
Член братства при Исаакиевском Соборе, поручик С.М. Булатов 20 Января 1916 г.
г. Гапсаль Эст. Губ. В Предсоборное Совещание
В телеграмме от 16 Января из Стокгольма сообщено, что Д-р Молин агитирует
в пользу вооруженного выступления Швеции для отторжения Финляндии от России. Вот
надвигается новая беда, и если Господь Бог не пошлёт Ангелов Своих умирить сердце
новых врагов наших, будет нам ещё хуже, чем теперь!
Мужи братия и Отцы! Неужели же и теперь мы будем устраивать канитель и проволочки
с возобновлением Прихода, будем дурачить весь Православный русский народ, что
будто бы так тяжело составить устав прихода? Неужели же даже и в душе своей мы
так омрачены, что думаем, что дело Прихода — дело любви Божией, требует каких-то
особенных форм, которых мы никак не можем найти? Мы сами себя обманываем, так
мы привыкли давить и обижать своих бедствующих православных единоверцев! Побольше
милосердия к православному бедняку, поменьше форм и бумаги! Вспомним хоть теперь,
в минуты вновь грозящей опасности, заветы о любви к ближнему Господа нашего Иисуса
Христа Сына Божия! Оставим обманывать Творца неба и земли! Мы думаем больше о
жалованьи 29-го числа да об орденах и званиях, чем о
815
Христе Иисусе. Только Приход спасет Православный народ и от пьянства, от темноты,
от бедности и малоземелья. 250 почти лет татары мучили наших пращуров за их недружную
жизнь; Наполеон загадил наши Святыни, 200 лет нами управляют немцы и мы за награды
от них держим в темноте Православный народ. Я принимал новобранцев, из православных
попадалось на сотню 5—в чел<овек> грамотных. Из 100 православных почти 1/2
сыновья совершенно безземельных крестьян, в то время как немцы-колонисты имеют
каждый не менее 30—40 дес(ятин) земли. На немецкие деньги множилось и поддерживалось
сектантство. Вильгельм лобызал издохшаго проклятого Витте за спаиванъе Православного
народа, а водка окончательно губила наших бедных тёмных Православных крестьян,
отрывала их от Церкви, пошли секты. И теперь Придворные немцы и их русские православные
помощники нагло говорят, что Приход не так нужен, т.к. образовалось масса благотв<орительных>
О<бщест>в.
Не будет Прихода сейчас же, теперь, на этих днях — заберёт Вильгельм Москву и
Петроград! ибо Господь не помилует нас! Если так тяжело составить Устав Прихода,
возьмем образец устава, существующий в Прав<ославных> Церквах Финляндии
или у наших Православных старообрядцев-единоверцев.
Без Прихода мы погибнем! Мужи братия и Отцы! ведь мы у себя дома в России проданы
нашими русскими немцами и не знаем друг друга, не знаем своего духовенства, духовенство
не знает нас, а чтобы быть сильными надо всем нам соединиться во едино в Св<ятой>
Прав<ославной> Церкви. Тогда мы исполним заповедь Иисуса Христа о любви
к ближнему и Господь даст нам победу.
Повесьте меня, расстреляйте, отрубите голову или сошлите в вечную каторгу, если
я говорю неправду. Без Прихода немцы разобьют нас наголову, окончательно, Церкви
наши разрушат, и истребят всё население — стариков, женщин и детей.
С.Булатов.
РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 347. Л. 3-4.
12.
Святейшему Правительствующему Cинодy
О бедствии православных) беженцев в связи с вопросом о возобновлении Прихода.
Поручика по Адмиралтейству С.М. Булатова, Члена Братства Исаакиевского Собора.
РАПОРТ
Март и Апрель м-цы с/г я находился в служебной командировке и проехал с товарным
поездом от г. Петрограда до г. Владивостока и
816
обратно в г. Петроград, и т.к. ехал медленно и подолгу останавливался на станциях
ж. дорог, я имел возможность наблюдать бедствие Православных беженцев. Почти по
всем станциям ж. дорог от г. Петрограда до г. Владивостока на 8156 верст разбросаны
исключительно только Православные беженцы; об этом я также написал по просьбе
Г. Секретаря Председателя Совета Министров И.Ф. Мануйлова, который обещал представить
эти сведения Б.В. Штурмеру. Господь Бог знает, нам неизвестно, но я полагаю, что
те земли, которыя заняли немцы для нас пропали, м.б. потом, но теперь мы их не
отвоюем, поэтому следовало бы православных беженцев водворять на жительство, т.е.
дать им землю и казён. лес на постройку изб.
Нет Прихода и некому позаботиться с христианским чувством к своим бедствующим
единоверцам! Ни Государство, ни земства, ни части, благотв. О-ва не справились
с устройством беженцев, а Приход с, всех устроил бы, как это сделали лютеранские
и польские приходы, жидовские кагалы и магометанские общины! И по сию минуту Православные
беженцы и сироты льют горькия слёзы и эти слёзы во 100 крат отольются на врагах
и задерживающих возобновление Прихода.
Не надо выборного духовенства, пусть по-прежнему остается при Церквах особо причтовый
и церковный капитал, надо скорее возобновить Приход и собрать Приходский капитал,
чтобы не дать умереть Прав. беженцам, вдовам и сиротам с голоду! «У Меня отмщение,
Я воздам» — говорит Господь (Поел, к Евреям Гл.10, ст.ЗО)
С.Булатов
25 Мая 1916 г. адрес: г. Кронштадт, 1 Болт. Флотск. Экипаж.
РГИА. Ф. 796. Оп. 203. Эксп. Д. 3. Л. 144-145.
13.
В ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ЗАСИЛЬЕМ.
Все мы, православные русские люди, находимся накануне гибели, так как не желаем
считаться со следующей страшной опасностью: главная лютеранская немецкая консистория
в Берлине в Мае месяце 1901 г. тайно объявила всем лютеранским немецким киркам
в России, что все немцы, живущие и служащие на различных должностях в России и
колонисты должны принять вторую присягу на верность службы Германии, что в 1901
и 1902 г. г. исполнили (тайно) почти все немцы, служащие и живущие в России; вместе
с тем было объявлено, что нарушение присяги, данной на верность России не есть
«грех», наоборот, таковое обязательно и будет оценено Германией; а на случай войны
России с Германией все немцы, желающие добра своей родине (Германии) должны всеми
силами
817
добиваться принять русское подданство и тем ввести русских в заблуждение,
чтобы, свободнее нанести наибольший по силе и возможности вред России.
Проведение этого (сатанинского) предательского плана посредством клятвы именем
Божиим совершилось: множество немцев-лютеран, чтобы принести пользу своим шпионством
Германии, поступило, поступает и теперь служит во всех министерствах Русского
Правительства, причём очень многие немцы перешли из лютеранства в православие
и, чтобы казаться совсем русскими, многие в течение этой войны переменили немецкия
фамилии на русския. Я не могу сказать, что это сделали все русские немцы без исключения,
но отличить тех, кто дважды присягал и Русскому Царю и немецкому королю от тех,
кто не присягал немецкому королю — невозможно, так как присяга немецкому королю
происходила в немецких кирках (приходах) тайно. Мы знаем, что с начала войны уже
уличено в шпионстве и частью выслано в Сибирь около 50 чел. лютеранских немецких
пасторов — духовных руководителей лютеран-немцев, поэтому будет ещё более затруднительно
определенно сказать про какого-нибудь немца-лютеранина, если он ещё не пойман
в шпионстве, изменник ли он России или нет! Мы также знаем, что все наши военные
секреты и приготовления становятся задолго известны Германии, значит, без сомнения,
среди нас живут немцы-изменники, служащие на государственной службе во всех министерствах.
Мы не победим Германии, если наши планы будут известны немцам, поэтому я прошу
Комитет просить Государя Императора уволить с государственной и общественной службы
всех немцев-лютеран с военных и морских должностей от генеральских до штаб офицерских
и со всех гражданских должностей, начиная с графа Фредерикса и Б.В. Штюрмера,
так как на все эти освободившиеся должности хватит у нас православных русских
военных и морских офицеров, гражданских чиновников, чиновниц и врачей. Без этой
меры борьба с немецким засильем будет только обман русскаго народа и всё останется
no-старому. Мы все присягали на верность службы Царю и России пред Св.Крестом
и Св.Евангелием, поэтому для пользы и славы на многия лета св. веры Православной,
Царя и дорогой России обязаны стараться очистить Россию от немецких убийц, воров
и предателей. Кто из русских немцев пролил свою кровь (но не иначе) за Россию
в эту войну, тому можно поверить, что он не присягал и не служит Германии!
Поручик С.Булатов 1 Июля 1916 г. г. Петроград.
РГИА. Ф. 797. Оп. 202. Эксп. Д. 3. Л. 231-232.
818
14.
Святейшему Правительствующему Cинодy
Почетный член О-ва трезвости, Поручик С.М. Булатов 18 Августа 1916 г. г. Гапсаль.
РАПОРТ
О борьбе с пьянством
Православного народа
Германские и русские немцы-изменники, почувствовав свою слабость, добились
разрешения продавать вина и пиво и из Аптек спирт, отлично зная, что когда Правосл(авный)
рус(ский) народ нажрется алкоголю, то, ослабеет умственно и физически, и несмотря
даже на помощь Румынии — мы не отберём обратно тех 18 губерний, которыя заняли
немцы! В моей роте в прошлом месяце умерло от денат(урированного) или древесного
спирта 8 чел(овек) и ослепло 5, всего вышло из роты 13 чел(овек); из одной только
роты 13 человек! Страх, ужас и проклятие! И несмотря на это Св.Синод палец о палец
не ударит, чтобы сократить пьянство среди Прав., рус. народа! Знайте, что благодаря
тому, что Св.Синод всячески тормозил, чтобы Прав. рус. народ был весь грамотный,
вопреки слов Спасителя в Св.Евангелии от Иоанна гл. 12 ст. 46: «Я Свет пришел
в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». Прав(ославный) народ
спился, благодаря неумению прочесть Св.Евангелие. Прав(ославный) рус(ский) народ
не знает, что пьянство грех! Мой тесть Священник Гдовского у. Петроградской губ.
умер от пьянства,, и многие другие, которых я знал! Ну как при таких примерах
и незнании Св.Евангелия Прав. рус. народ не мог не спиться, и наши тёмные братья
во Христе Иисусе спились! Да не поставит Господь в вину нам прежних грехов наших:
покаемся и исправимся, братик и отцы! В О-вах трезвости и в Лаврах: Ал(ександро)
Нев(ской), Киевской, Троицко-Сергиевской много напечатано листков и маленьких
и дешевых книжечек против пьянства. Подо немедленно, помните, сейчас же, раздавать
эту литературу по всем Православным Церквам по всей России, иначе нас побьют!
Православный русский народ не умеет умеренно пить алкогольные напитки, редко кто
из нас не нажрётся как свинья.
Господь Бог ждет нашего исправления! народ тёмен, надо его проповедями в Церквах
остановить от пьянства! О—в Трезвости очень мало! Вся Прав. Церковь должна бороться
с пьянством, как Церковь Христова Воинствующая против пьянства — обольщения дьявольского!
По долгу присяги пред Св.Крестом и учением Спасителя, изложенном в Св.Евангелии
мы обязаны бороться с пьянством Прав. рус. народа для славы и счастья Св. веры
православной, Царя, России и Прав. рус. народа на многие лета.
С. Булатов. РГИА. Ф. 796. Оп. 203. Эксп. Д.З. Л. 269-270.
819
I5.
Святейшему Правительствующему Синоду.
30-го Июня с.г. я был дежурным офицером по 1-му Балтийскому Фл. Экипажу. Зайдя
утром в обшре помещение карцера для арестованных матросов и услышав их мерзкие
анекдоты, я посоветовал им прочесть Воинские уставы и Св. Евангелие. На мой совет
один из арестованных матросов, православный, ответил мне, что Св.Евангелие, принесенное
им с собою, отобрано у него офицером заведующим карцерами Софро-новым. Когда же
я спросил Подпоручика Софронова, почему он отобрал Св.Евангелие, то он ответил
мне, что сделал это по приказанию Командира I Балтийского Фл(ота) Экипажа Генерал-Майора
Стронскаго.
Не кончив ещё дежурства, я подал по этому случаю рапорт и лично донёс Генералу
Стронскому, что отбирать Св.Евангелия не следовало, т.к. все мы принимали присягу
на верность службы св. вере Православной, Царю и России пред Св.Крестом и Св.Евангелием.
Я просил Генерала Стронского вернуть арестованному матросу Св.Евангелие. 1 Июля
я уехал в командировку, а 10-го вернулся в г.Кронштадт за своими вещами. Узнав,
что Св.Евангелие не возвращено, я подал жалобу Г.Коменданту Кронштадтской Крепости
Генералу Данилову, как самому старшему Начальнику в крепости Кронштадт, которую
Генерал Данилов послал для отзыва Главному Командиру Кронштадтского Порта Адмиралу
Роберту Карловичу Вирен (лютеранину из немцев), т.к. Адмирал Вирен подчинён- Генералу
Данилову. После этого в морские карцера были куплены Св.Евангелия для чтения арестованным
матросам. Я считаю, что в столь тяжёлое время для России обязательно необходимо
выдать каждому Православному матросу и солдату на передовых позициях и в тылу
по Св.Евангелию, Св.Крестику, Молитвеннику и Образку, т.к. многие православные
воины по бедности своей не имеют этих священных предметов на верность службы св.
вере Православной, Царю и России пред Св.Крестом и Св.Евангелием, и тем более,
что I § Устава воинской службы требует, чтобы каждый воинский чин был благочестив,
помнил данную присягу и т.д.; а без чтения Слова Божия, изложенного в Св.Евангелии
нельзя знать Заповеди Божественного Учителя! Кроме того, чтение слова Божия поможет
нашим православным воинам исполнить воинскую дисциплину и послушание, а дисциплина
в военной службе есть цемент и камень, на котором держится военная мощь России
для защиты св. веры и Церкви Православной, Царя и родины от врагов.
Я не мог допустить, как Православный христианин, чтобы у Православного христианина,
хотя и заключённого, отнимали Св.Евангелие; (это в Русском православном Государстве!)
За мою жалобу Адмирал Вирен (лютеранин из немцев) наложил на меня 7 дневный
арест на гауптвахте, хотя я за всю службу офицером не подвергался ни одному взысканию,
был ранен в П(орт) Артуре и награждён 4-мя Крестами с мечами. Если бы Св.Евангелие
сразу было возвращено — я не стал бы жаловаться, но т.к. такового по моей просьбе
не вернули, я обязан был пожаловаться, иначе я не был бы христианином! Но не о
себе я беспокоюсь! Господь Бог не даёт нам победы! мы только это чувствуем и желаем
победы. Я не стану говорить про развратную жизнь тыла, мы всё это видим, а вот
на фронте устраивают солдатские театры и народные зрелища, но я утверждаю, что
у многих православных воинов в окопах нет на шее Св.Креста, нет освящённой Иконки,
нет молитвенника, нет Св.Евангелия! Мы не снабдили их этими священными предметами!
Мы до сих пор не устроили Православного Прихода в угоду русским немцам: мы в своем
церковном О-ве верующих не заботимся о вдовах и сиротах Православных воинов! И
мы ждём победы? Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками
нашими? Пс.59,12. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу
наказание за грехи ваши. Левит, гл. 26, ст. 18.
Я прошу поверить мне, что во время боя, когда люди падают, пораженные огнём врага
кругом меня, нет спасительных слов: Господи, Иисусе Христе! Пресвятая Троица!
Богородице, Дево! Боже Милосердный, помилуй нас! Я был в 3-х больших сражениях
и остался жив! И в эти страшные минуты боя у православного воина нет Св.Креста
на шее, нет освященной Иконки, нет Св.Евангелия! да многие из них по неграмотности
своей и не прочли бы Слова Божия! Поневоле, без духовной поддержки сдаются Православные
воины в плен! Не они, а мы виноваты! ' Господь наш Иисус Христос говорит: «Я свет
пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Св. Ев. от Иоанна
гл. 12 ст. 46) В Ноябре 1914 г. будучи И<сполняющим> Д<олжностъ> Воинского
Н<ачальника>ка и военного приемщика я принимал в Балтском у. Подольской
Губернии от 4 до 8 грамотных новобранцев из 100 (исключительно православных);
новобранцы жиды, поляки, лютеране-немцы-колонисты все были грамотны!
Отцы Духовные! Православная Россия на краю погибели! От православного христианина
отнимают Св.Евангелие! Главные враги Православной Церкви русские немцы-лютеране.
Св.Cинод должен охранять всеми мерами св. Православную веру. Я никогда не позволю
немцам оскорблять Православную Церковь и веру, но я мал званием и чином и потому
прошу Св.Cинод. Нас, православных, обманывают: в России господствующая Религия
не Православная, а лютеранская с проклятыми пасторами, изменниками и шпионами.
Будем беречь наши Святыни, иначе Господь Бог не даст нам победы.
Поручик С.Булатов.
РГИА. Ф. 796. Оп. 203. Эксп. Д. 3. Л. 300-301.
821 |