Данилушкин М. и др. История Русской Православной Церкви. Новый
патриарший период. Том 1. 1917-1970. СПб.: Воскресение, 1997.
Книга в формате pdf (60
мб.).
Из нее (из приложений): список служащих
Синода; письмо А.Нейдгарта; программа
Союза русского народа, 1906; переписка Дубровина и Храповицкого, 1906; Письма
антисемитов в Синод, 1917; Акты
обновленческого собора 1923 г.;
1923, Воззвание Святейшего
Патриарха Тихона и группы иерархов Православной Русской Церкви к верующим об отмежевании
Церкви от контрреволюции; 1925, "Завещание"
Тихона;
1929, письмо митр. Петра Страгородскому.
1930, письмо прокурора Ленинграда
о перегибах в отношении верующих.
1943 г., 13 мая. Обмен телеграммами
между митр. Алексием Симанским и Сталиным.
1943, октябрь. Материалы после встречи
Сталина и Страгородского.
Письмо псаломщика С Д. Плескана
митрополиту Алексию о положении Церкви во время оккупации (1944 г.).
1944. Письмо Л.Берии - И.В.
Сталину с просьбой санкционировать высылку «Истинно-Православных христиан».
1947 г. Карпов против католичества.
Его же записка о мощах.
Из доклада в ЦК ВКП(б) Совета
по делам русской православной церкви об итогах своей работы за 1946 г.
1948 г., О православном совещании
1948 года.
1951 г. Донос Осипова.
1958. Желудков против Дарманского.
Сатира против Дулумана.
1961 г., июль. Памфлет в виде
письма патриарху против гонений на РПЦ.
1963. Из послания группы ленинградских
верующих зарубежным русским религиозным организациям.
1963. Донос Медведского о церковной
жизни Ленинграда.
1965, письмо Якунина-Эшлимана;
Характеристика на
Извекова, 1963.
Письмо митр. Кирилла, 1937
и антисергианский текст Боротинского тут же.
Книга интересна (помимо содержательных приложений) как яркая демонстрация того,
какой была свобода слова в середине 1990-х годов. Экономически эта свобода обеспечивалась
отсутствием политического контроля за различными экономическими структурами. При
этом не было и той идейной согласованности, которая устанавливается далеко не
сразу и в результате целенаправленной политики правительства. Так, понадобилось
много лет, чтобы советские руководители любого звена научились уклоняться от издания
всего, что могло бы быть заподозрено в меньшевизме или троцкизме - безо всякой
цензуры. В начале 1990-х годов государственные ведомства (от районной библиотеки
до министерства) еще могли поддержать "богородичников", не умея отличить
их от учреждений Московской патриархии. К 1997 г. такое было невозможно, но вот
издание монографии, которая в своей критике Патриархии (пусть и под предлогом
вполне верноподданническим, консервативным) еще возможно было. Деньги на книгу
концерн "Росэнергоатом". Книга сопровождалась рекламой радио "Радонеж",
но в особенности - некоей "Русской Православной Академии Богословских Наук
и Научно-Богословских Исследований". начавшей работу в СПб. с 21.3.1995.
Помимо издания этой книги, академия более себя ничем не проявила. Второй том из
печати так и не вышел - либо из-за дефолта 1998 г., либо из-за недовольства церковных
властей.
Состав авторов достаточно разнороден и, видимо, первенство (и общая редактора)
принадлежат Мих. Бориславичу Данилушкину (верстка - Марина Борисовна Данилушкина,
причем основной текст набран шрифтом без засечек). Кроме того: свящ. Вл. Дмитриев,
Мих. Витальевич Шкаровский, Татьяна Кирилловна Никольская, Борис Павлович Кутузов.
Том имеет одобрение уч. ком. Синода РПЦ №1784 от 12.12.1996.
Данилушкина М.Б. Заметки о Русском богослове Е.А.Лебедевой. // Московский журнал.
1993. №2/3.
С. 1: в предисловии говорится о том, что неверие в тленность советской власти
толкало "на предательства и бесполезные компромиссы". С. 287: декларация
1927 г. нанесла Церкви "рану тяжелую, едва ли не смертельную". С. 297:
"Особенная трагичность Декларации митрополита Сергия заключается в принципиальном
отказе от подвига мученичества и исповедничества, без которых немыслимо свидетельствование
истины. Тем самым митрополит Сергий взял за основу не упование на Божие провидение,
а чисто человеческий подход к решению церковных проблем".
Абсурд: в ответ на довод еп. Аф. Саарова (Акты Тихона, 22.5.1955) - мол, апостолы
и Христос ходили в синагоги, надо ходить в сергианские храмы : "посещали
не для Богослужений (на это во всем Евангелии нет ни одного указания), но именно
для проповеди о Христе Спасителе" (С. 297).
Призывы к единству нации. Монархизм: форзацы украшены изображением (фантастическим)
Уложенной грамоты 1613 г. Повышенное внимание к орфографии: предисловие набрано
по дореволюционной орфографии, остальной текст по новой, но в использованием i
в слове мир и v в слове Синод. Всюду используется неологизм "русияне".
В качестве источников используется Влесова книга. Большие симпатии старообрядцам
("старшие братья по Вере", С. 16), намеки на то, что поправки в чине
крещения "вряд ли ... были сделаны по причине недостаточного профессионализма
правщиков" (С. 16). Замечателен перенос конспирофобии на материал XVII в.
Реформа Петра объясняется так: "Главенство Церкви над мирской властью
закончилось единовластным упразднением Патриаршества ... Безоговорочная верность
Православным традициям сменилась насильно навязываемой "церковной казенщиной",
что в свою очередь порождало протест и отвращало от Церкви наиболее образованную
часть общества" (С. 51). Теократия как идеал Данилушкина?
С. 7.: "Святая Русь - -начит, освященная, избранная Богом к исполнению
особой миссии - быть драгоценным сосудом, в котором сохранится для мира и всех
народов, ныне отпавших, чистота и незыблемость Православия".
С. 7. "В годы Великой Отечественной войны православные, национально-патриотические
и мессианские идеи (Русский народ - освободитель человечества от германского фашизма)
активно использовались советской коммунистической пропагандой взамен прежних абстрактно-интернациональных
лозунгов, так и не сумевших привиться на русской почве".
С. 11. "Победа в 1612 году Русского Народного Ополчения (черных сотен)
над Поляками и вставшей на их сторону частью Казачества, созыв Всероссийского
Земского Собора и воцарение династии Романовых положили конец не только Смутному
времени, но и всяким реальным планам открытой католической экспансии".
Позиция активно антисемитская, апология черносотенства (буквально). Ленин именуется
"Ульянов-Бланк" (С. 99). С горечью о том, что само правительство помещало
формированию русского консерватизма.
Патриархализм: Проханов-де делал ставку "на городской люд, оторванных
от своих корней" (С. 81).
Критика Тихона за послание 21.6.1919 ("пусть лучше нам наносят кровоточащие
раны, чем нам обратиться к мщению, тем более погромному): "Патриарх Тихон
невольно поставил перед своей паствой неслыханную в Православном мире задачу практически
отдать святыни на поругание псам и быть пассивными свидетелями надругательства
над переданным отцами духовным наследием, отказавшись от защиты его. Что же, и
чашу со Святыми Дарами надо было отдать на поругание?" (С. 154). Фигура речи,
подразумевающая католическую практику оставления святых даров для поклонения.
Отдельная глава посвящена "Приамурскому Земскому Собору" (23.7.1922
- 10.8.1922) во Владивостоке с участием архиеп. Харбинского Мефодия и еп. Казанского
Филарета - высказались за восстановление монархии, причем из земского собора были
исключены коммунисты и социалисты. "Никому из потомков не кажется несправедливым
тот факт, что в Соборе 1613 года не участвовали атаман Заруцкий и другие казаки,
сеявшие смуту и помогавшие Полякам" (С. 165).
Использование большевистских мифов. К постановлению ВЦИК от 23.2.1922 об изъятии
- мол, Запад готов поставлять хлеб лишь в обмен на ценности: "Объяснение
было отчасти не лишено убедительности, поскольку ... сочувствие голодающим не
мешали зарубежным предпринимателям делать бизнес на всенародном бедствии"
(С. 173). "Многие шедевры церковного и светского искусства, проданные тогда
за бесценок, оказались за границей" (С. 174).
Самодержавие "не политическая идея, а часть Церковного сознания"
(С. 186). Критика Евлогия за антимонархизм.
Проблема определения "политики" (в связи с обвинением карловчан в
политиканстве: "А не является ли политическим актом анафематствование Святейшим
от имени Церкви диктатору большевиков? Да и называть вещи своими именами - то
есть друзей друзьями, а врагов врагами - не есть ли уже политика?" (С. 188).
С. 188: подчеркивает, что указ о упразднении ВЦУ не имел личной подписи Тихона.
Проблема высказывания в условиях несвободы: "Вероятно, Патриарх, не имея
возможностей для откровенного диалога, надеялся, что зарубежные клирики поймут
его положение и придут именно к тому решению, которое, собственно, и приняли первоначально"
(С. 189).
Огорчается, что Тихон с 1918 г. называл большевиков "наше правительство"
(С. 201), что он упразднил синод указов №440 из-за того, что власть не регистрирует
его членов (С. 200).
Считает, что автор Соловецкого послания - Ив. Вас. Попов (патролог, автор посланий
Тихона в КПль).(С. 221). Ссылается на: Резникова И. Православие на Соловках. Материалы
по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. С. 87.
В главе об обновленчестве нет книги Левитина и Шаврова! Ссылки на устные воспоминания
монахини Сергии Клименко (1893-1994 из Пюхтицкого м-ря), на машинопись (М., 1927,
в б-ке СПбДА) Черносвитова И.В. "По его пути - до свежей могилы. Данилушкин
вспоминает рассказ Клименко о том, как она спросила у старца, подчиняться ли Страгородскому,
тот ответил после долгого молчания и молитвы по четкам, что - да, "не следует
идти в раскол", "но четки оказались порваны" (С. 300).
Признаки компромисса: 1936, Троцкий указывает как на симптомы термидора в "Преданная
революция": "По отношению к религии устанавливается постепенно режим
иронического нейралитета. Но это только первый этап" (С.129 по переизданию
в М., 1991).
В фильме "Большая жизнь" один из положительный героев, шахтер-передовик
- верующий.
Последний в Нижнем храм (Троицкий) был закрыт 10.12.1940 и открыт 10.8.1941.
(С. 320).
Мифы: после парада 7.11.1941 на Красной площади прошел молебен (С. 321).
Полагает, что немцы быстро решили "земельные вопросы" (322), что
антисемитские погромы начались еще (в Литве) до прихода немцев - из-за ненависти
к "инициаторам" (322) советской власти.
Отказ признать Сергия в 1942 еп. Василием Кинешемским (С. 324): "Я Сергия
за православного не признаю" - по: "Святитель Василий Кинешемский. Монреаль,
1988. С. 27-28.
Повторяет совершенно бездоказательство и без источника утверждение Лисавцева
на конференции в 1993 г. о том, что Страгородский встречался со Сталиным в июле
1941 и оба "остались довольны" (С. 319). Легенды об Илии и т.п. басни
- по "Россия накануне Второго пришествия". Беларусь (333).
И вдруг в связи с унией: "История в очередной раз доказала тщетность и
бесперспективность любого духовного насилия. ... Преждевременная насильственная
ликвидация унии на долгие годы отдалила подлинную победу Православия в этом крае"
(С. 402).
После 1949 г. компромисс: попытки развернуть антирелигиозную борьбу пресечены
к 1951 г., но одновременно Карпов уже в марте 1949 г. указывал патриарху, что
"следовало бы продумать сумму мероприятий, ограничивающих деятельность Церкви
храмом и приходом" (С. 431 со ссылкой на: РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 109.
Л. 47.
Совет РПЦ вырос с 9 до 44 человек к маю 1952 г. (431).
Ивановский обком исключил за участие в обрядах 105 человек в 1949 г. (С. 431).
Конфликт во время встречи с питерцами 12.12.1927, когда Страгородский сказал,
что он "спасает Церковь".
|