Выписка из обвинительного заключения
по следственному делу №3131/258 о к/р церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь» в ЧАССР.
Государственный Исторический Архив Чувашской Республики, Ф. 2669, Оп. 3, Д. 3738.
Ист.: А.Берман. 2009. andber.livejournal.com
Cм. библиографию.
В конце марта м-ца 1932 года на территории Урмарского, Цивильского, Канашского, Ибресинского и др. районов Чувашской АССР Секретно-политическим отделом ПП ОГПУ Нижкрая ликвидирована церковно-монархическая организация, именовавшая себя «Истинно-православная церковь». Руководство организации принадлежало ссыльному епископу «Нектарию», проживавшему в Казани.
Раздел I
Возникновение к-р организации «ИПЦ» на территории ЧАССР
Возникновение к/р организации «ИПЦ» на территории ЧАССР относится к лету 1928 года. Первыми инициаторами по созданию организации тогда явились реакционно настроенные попы Корнилов (теперь в ссылке) и Етрухин Афанасий, проживавший в Урмарском районе Нижкрая. Поводом к созданию организации послужил происшедший в церковных кругах раскол в связи с опубликованием в печати известного заявления митрополита Сергия «О лояльности отношений к Советской власти».
Об истории возникновения к/р организации «ИПЦ» в ЧАССР обвиняемый руководитель к/р организации «ИПЦ» поп Етрухин показал:
«… Возникновение к/р организации под названием «Истинно-православных христиан» в Чувашии относится к лету 1929 года. Первыми инициаторами и организаторами этого дела были реакционно настроенный священник Корнилов, служивший тогда в с. Буртасы Урмарского р. (теперь в ссылке) и я. В то время мы хорошо успели ознакомиться с декларацией митроп. Сергия, опубликованной в печати, где он призывал духовенство и верующих к лояльному отношению к (л. 230) Советской власти, но даже больше, он говорил, что печали Советской власти – наши печали. Радость Советской власти – наши радости и т.д. Мы, как глубоко верующие, не могли согласиться с этим и в митроп. Сергии увидели явную измену «Истинному православию» и предание церкви. Во имя спасения «Истинного православия» и недопущения закрытия церквей, насколько это позволяет условия, решили в Чувашии создать к/р организацию «ИПЦ», найти себе твердого в православии епископа. Священник Корнилов тогда сказал, что такой епископ есть в г. Казани в ссылке Нектарий, вот вокруг его надо нам объединиться и я с ним согласился…». (лл. 115 – 116)
Раздел II
Политические устремления участников к/р организации
Политические устремления участников организации имели явно монархический характер. Цели и задачи организации исходили из общих программных установок Всесоюзной организации «ИПЦ» и в момент создания «ИПЦ» в ЧАССР были продиктованы руководителю его – Етрухину Афанасию епископом Нектарием, находившимся в ссылке в г. Казани.
Обвиняемый Етрухин Афанасий показал:
«… Нектарий лично мне говорил в 1929 г. Соввласть, видимо продержится недолго, тогда гибель нам… мы должны организоваться и противоставить себя Соввласти… Эти мысли и слова мы передавали верующим обыкновенно в церквах до службы, во время службы, а с активом говорили отдельно, собираясь под видом заседания церковных советов». (лл. 110) (Л. 231). И дальше, конкретизируя осуществленные организацией политические задачи, Етрухин Афанасий показал, что они в основном сводились к следующим 3-м основным моментам, направленным к свержению существующего государственного устройства и замене его монархическим образом правления:
1. Объединения вокруг себя более непримиримых активных реакционных кадров из числа церковников.
2. Борьба со всеми хоз.-полит. мероприятиями Партии и Соввласти на селе и в первую очередь борьба с мероприятиями по социалистическому переустройству деревни (колхозным строительством).
3. Внедрение в наиболее отсталые крестьянские массы идей «ИПЦ» и религиозного фанатизма.
Етрухин Афанасий показал:
«… Наша к/р организация в основном ставила перед собой такие цели и задачи: 1) Всемирное развитие и укрепление истинного православия. 2) Борьбу с безбожием, а отсюда вполне понятно, борьбу с Соввластью и замене ее монархическим строем. 3) Особенно борьба с колхозами под лозунгом: «Ни одного верующего в колхозе». По все этим линиям под видом защиты истинного православия мы вели свою работу». (лл. 117)
Раздел III
Руководство, структура и личный состав организации
Руководство: Общее руководство по организационным и политическим вопросам Чувашская организация «ИПЦ» получала непосредственно от участника Всесоюзной к/р организации «ИПЦ» - адмвысланного, проживающего в г. Казани, епископа Нектария. Это руководство осуществлялось главным образом путем личных свиданий епископа Нектария с руководителем (л.232) филиала в ЧАССР Етрухиным Афанасием, а так же другими активными участниками организации.
По этому поводу Етрухин Афанасий показал:
«Общее руководство наша организация по церковным и политическим вопросам получала от еп. Нектария из Казани до его ареста, до осени 1931 г. За указаниями и разъяснениями к еп. Нектарию ездили мы лично. Я ездил 2 раза, ездили священн. Христофоров и Кольцов, кроме того, ездил к нему церковный староста Данилов Яков, лишенец. На имя последнего Нектарий прислал письмо с руководящими указаниями о регистрации наших общин…». (лл. 116, 117)
Принял Чувашскую организацию «ИПЦ» под свое руководство епископ Нектарий с момента ее организационного оформления, т.е. с 1929 года.
«Летом того же 1929 г. мы вместе с Корниловым съездили в Казань к еп. Нектарию, он нас принял под свое руководство, как духовное, так и политическое. Подробно ознакомил с тем, какие у нас в православной церкви имеются течения и различия между ними».
Обвин. Етрухин Афанасий (Агафобус) (лл. 116)
Структура организации: Обвиняемый, быв. монах Етрухин Афанасий (он же Агафангел, Агафобус) еще в 1928 г. был посвящен в священники, проживающим в Казани епископом Германом Кокель. В 1929 г. от епископа Нектария он получает приведенный нже документ фактически уполномочивающий его возглавить к/р деятельность религиозно-повстанческих элементов (л. 233) из церковников в пределах Чуваши – АССР.
Г.И.Х.С.Б.П.Н.А.
Дано сие иеромонаху Агафобусу Етрухину в том, что он действительно отошел от Сергиевского отступничества и является православным священно-иноком церкви христовой, находясь в церковном общении с епископами, отошедшими от митр. Сергия. …означенному иеромонаху Агафобусу благословляется исполнение пасторских обязанностей для православных людей, живущих в пределах нашего отечества и уклоняющихся от церкви и молитвенного общения с духовенством и епископами – сторонников Сергиевского нечестия и отступничества.
1929 г. 23/III – Казань Нектарий еп. Яранский
(лд 96)
Таким образом, центром организации «ИПЦ» в ЧАССР явилось с. Буртасы Урмарского р., где священниками были обвин. ЕТРУХИН Афанасий. В последующее время были оформлены ячейки – в с. Чурадчики Цивильского р., во главе с попом Христофоровым Вас. 2 – в д. Кибечи Канашского р. во главе с попом Фоминым Тихоном и 3 – с. Кармелы <Хормалы – А.Б.> Ибресинского р. во главе с попом Кольцовым. В свою очередь эти ячейки развили свою деятельность в следующих селениях и деревнях – с. Буртасы, с. Чурадчино, с. Кибечи, д. Б. Яниково, д. Каран-Сирма, Вурман-касы, Ой-касы, д. Шигальи, с. Высоковка, Ирх-Сирма, М. Кормалы, с. Хрмолах, Шероутов, д. Кубня, д. Монсеры и ряде других сел и деревень.
О структуре организации обвин. ЕТРУХИН показал: (л. 234)
«… Вернувшись от еп. Нектария из Казани, мы повели работу по объединению духовенства и а/с настроенного актива церкви – вокруг себя. Первоначальным методом объединения было с. Буртасы (Урмарский р-н), где служили священниками я и Корнилов (в ссылке). У нас была тесно спаянная группа, в которую входили как члены к/р организации «ИПЦ» - 1) ДАНИЛОВ Яков, сторож церкви, кулак, лишенец, активный деятель группы. 2) АФАНАСЬЕВ Григорий, псаломщик, лишенец, активный. 3) МАКСИМОВ Кирилл, пред. церк. совета, середняк, не-лишенец. 4) ИВАНОВ Христофор – дьякон, активный. 5) ФИЛИППОВ Афанасий, кулак, лишенец, член церковного совета. 6) ЛЬВОВ Алексей, кулак, лишенец. 7)ПАВЛОВ Арсений, середняк, нелишенец. 8) СЕРГЕЕВА Анастасия, просфорня. 9) ЕТРУХИН Ананий, мой брат, чтец-дьякон. Здесь группу возглавлял КОРНИЛОВ, а после его ссылки – я».
В группу в с. Чурадчики (Цивильский район) входили: 1)Священник Христофоров Вас. – руководитель группы. 2) Илларионов Эраст, крестьянин, середняк. 3) Его сын Эрастов Георгий, крестьянин-середняк, церковный староста, наш связист. 4) АЛЕКСЕЕВА Дарья, середнячка.
В группу с. М. Кибечи Канашского р. входили: Священник ФОМИН Тихон – руководитель. 2) КУЗМИН Капитон, пред. церковн. совета. 3) ЕВГЕНЬЕВ Ананий, член церковного совета, крестьянин-середняк.
«…. В с. Буртасова в нашей группе руководителем был священник ЕТРУХИН Афан., активными членами группы были ДАНИЛОВ Яков, ИВАНОВ Хрисанф, АФАНАСЬЕВ Григорий, лишенцы ЛЬВОВ Алексей лишенец… Признаю себя виновным в том, что я, находясь под влиянием попа ЕТРУХИНА и др. а/с элементов, делал вред Соввласти и написал письмо к/р содержания»…
(обвин. МАКСИМОВ Кирилл, лд 122, 124) (л. 235)
«… В к/р организацию я был втянут священником с. Буртасы ЕТРУХИНЫМ Афанасием (1930 г.) с этого времени общался и имел дело с явным к/р как еп. Нектарий и священ. ЕТРУХИН Афан. и др. Признаю себя виновным в том, что состоял в к/р организации «ИПЦ» …».
(Обвин. КОЛЬЦОВ А. лд 174-об).
РАЗДЕЛ VI
КОНТР-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ «ИПЦ»
Массовые моления на домах, к/р сообщения и совещания:
В целях проведения согласованной к/р деятельности, выработки методов и форм борьбы с отдельными мероприятиями Соввласти, руководители ячеек организации «ИПЦ» и активные ее участники проводили нелегальные совещания. Совещания носили систематический характер и имели место как в домах участников, так и в церквах.
«… Собирались мы маленькими группами по 2-3 по 5-6 человек. Собрания были в с. Чурадчиках, в доме Христофорова Василия, в с. М. Кибечах у Тихона Фоминых, в д. Каран-Сормы у Якова Данилова, в д. Саруях у Сергеевой Анастасии и у меня… На каждом таком собрании лица были по признакам группы, т.е. по деревням».
(обвин ЕТРУХИН лд 95-об)
«… Проводились у нас и нелегальные совещания, одно из таких совещаний, например, было проведено в доме ЕВГЕНЬЕВА Анания, где присутствовал я, КУЗЬМИН Капитон и ЕВГЕНЬЕВ Ананий, здесь мы обсуждали вопросы о недопущении закрытия церквей и о том, как нам лучше вести борьбу против гонения духовенства со стороны Соввласти»…
(Обвин. ЕТРУХИН Афан. лд 117-об) (л. 236)
«… В церкви в 1930 г. в июле м-це, приблизительно, провел совещание, на котором мы говорили, что «колхоз путь к коммунизму, т.е. безбожию». Нужно верующих отговаривать от вступления в колхоз. Особенно сильно отстаивал это Яков ДАНИЛОВ и Афанасий ГРИГОРЬЕВ. Мы решили так: верующим нужно сказать «Кто пойдет в колхоз, тот будет уже считаться неверующим». Эту мысль среди прихожан мы после совещания распространяли и верующие в колхоз не шли».
(Обвин. ЕТРУХИН лд 103об)
«… Собирались небольшими группами в в с. Шигалях в доме Анании ЕГЕНЬЕВА и в с. Чурачиках у попа Христофорова. На собраниях бывали я, поп Христофоров, Агафанус Етрухин и все остальные перечисленные лица. Часть собиралась в дому у меня и вели беседы по церковным вопросам и главным образом о колхозах. Мы говорили: «Хорошо было бы, если бы переменилась Соввласть, нам стало бы жить лучше».
(Обвин. КУЗМИН К. лд 171об, 173об)
Наряду с тем, в целях соответствующей а/с обработки верующих из наиболее отсталых крестьянских масс участники организации устраивали регулярные тайные ночные моления на домах.
«У Агафонуса на дому в д. Б. Янтиково собираются верующие довольно часто со всех концов Чув. республики, т.е. верст за 50. Здесь и производилась соответствующая а/с обработка. Одно из таких собраний я застал 18 декабря 1931 г., летом, накануне праздника Николы. В доме было человек 20 – 1 мужчина, 2 мальчика, да еще вспомнил КАРПОВ давыд и остальные женщины, мужчин был Филипп из Марпосадского района, который детей не пускал в школу».
(обв. КОЛЬЦОВ А. лд 178об) (л. 237)
«В нашей деревне б. Тугаево имеется «сектантская» группа, руководителем является АЛЕКСЕЕВА Дарья. Начиная с 1927 г. и по настоящее время АЛЕКСЕЕВА ежедневно собирает к себе в ночное время всех сектантов и производит в своем доме службы (чтение книг, пение церковных песен). К ним на моление часто по вечерам приезжают из др. деревень попы, как, например, из Буталинской церкви и каждое воскресенье приезжает поп ЕТРУХИН, активно проводит а/с деятельность. После моления устраивают нелегальные, направленные против существования Соввласти и колхозного строительства».
(Свид. Тимофеев К.Т. лд 83, Иванов П.И. лд 82, Андреев П.А. лд 86 – 87, Терентьев И.Т. лд 84об, Панкратьев М.П. лд 88)
«… В доме Хрисанфа ИВАНОВА устраиваются тайные собрания церковников, где систематически ведут а/с агитацию, читают библию, доказывают то, что скоро будет война, всех колхозников перебьют, в колхозы вступать не надо».
(Показ. свид. Алексеева Андрея и аналогич. показания свид. Павлова Семена лд 15 и 16об)
«… Я знаю, что к ЕТРУХИНУ очень часто и много ездит посторонних гр-н из разных деревень, они к ЕТРУХИНУ приезжали для моленья, большинство из приезжающих были женщины. Были случаи приезжающих к нему ЕТРУХИН прятал за печку, чтобы не узнали личности».
(Показ. свид. ВЛАДИМИРОВА лд 1)
Борьба с колхозным строительством.
Борьба с колхозным строительством являлась одним из основных моментов в к/р деятельности «ИПЦ». О том свидетельствуют многочисленные показания свидетелей и обвиняемых, так: (л. 238)
«… Желая сохранить как можно большее количество верующих и укрепить веру мы решили: «Верующие в колхозе быть не могут, вошедшие должны выйти из колхозов, а желающих войти мы должны отговорить от вступления (собрание в с. Шигалях 7. I. 32 г.)
(Обвин. ЕТРУХИН Афанасий лд 106 – 107об).
Борьба с колхозным строительством принимала самые разнообразные формы, как, например, устройство массовых тайных антиколхозных собраний, ведение антиколхозной пропаганды специальными маршрутниками из монашек, монахов, странников.
Пораженческая агитация.
Участники организации вели злостную пораженческую пропаганду и распространяли всевозможные ложные слухи о войне и свержении Соввласти.
«… Агафобус ЕТРУХИН говорит в беседах, что Соввласть есть власть «антихриста», у нас, в России, теперь существует сатана, а раз это так, то нам, истинным христианам, необходимо вести борьбу с антихристами».
(обв. КОЛЬЦОВ А. лд 174об)
Распространение ложных слухов.
Расследованием установлено, что в целях создания панических а/с настроений среди верующих крестьян участники организации распускали ложные слухи о «Варфоломеевской ночи», о «Царской семье» и пр. Распространение этих слухов было предварительно согласовано на совещаниях в с. Шигалей, руководит. групп организации «ИПЦ» ЕТРУХИНЫМ Афанас., ХРИСТОФОРОВЫМ Вас. Георг., Эрастовым (в 1931 г., зимой). (л. 239)
«… Мы решили среди верующих распространить слух, что скоро наступит страшная ночь, в эту ночь верующие, духовенство и кулаки будут коммунистами уничтожены. К смерти нужно приготовиться создать молитвенное настроение среди верующих. Эта ночь должна наступить весной 1932 г.».
«Члены нашей к/р организации систематически распространяли среди верующих ложные слухи о том, что коммунисты намереваются устроить как бы Варфоломеевскую ночь и перебить много духовенства и глубоко верующих мирян, о царской семье и т.д.».
(обвин. ЕТРУХИН Афанасий лд 106, 117IIоб, 102 об)
К/р листовки:
Отдельные участники организации распространяли а/с листовки (церковного характера), так наз. «святые письма». Помимо того, обвин ЕТРУХИНЫМ Ананием распространялись листовки с обращением к крестьянам-чувашам молиться за арестованного его брата, руководителя «ИПЦ» в Чувашии.
«… ЯКОВЛЕВ Игнатий из середняков у себя дома устраивал тайные собрания, неоднократно бывал у него дома поп с. Чуратчики ХРИСТОФОРОВ и цер. староста ИЛЛАРИОНОВ Эраст. ЯКОВЛЕВ не пускает своих детей в школу. В 1930 г. распространял письмо, якобы полученное от самого бога, а/с содержания. Просил всех, кому попадется письмо, размножить и давать всем читать, чтобы избавиться от антихриста».
(свид. Чернов И.П. лд 79, Семенов П.С. лд. 81, Котина лд 91) (л.240)
«… В сентябре и ноябре мес. я действительно с членами своей группы писал листовки, где указывал, чтобы они молились богу за моего брата Агафобуса, который в то время сидел в тюрьме. Листовки распространялись через гр-ку РОМАНОВУ. Я на них (листовках) ставил свой именной штамп «ДЖГ» - Ананий, что значит духовный чтец живописец Ананий».
(обвин ЕТРУХИН Ананий лд 132-об, 134-об).
Борьба за воспитание молодежи в к/р духе.
Участники организации вели борьбу за завоевание кадров молодежи и воспитание их в к/р духе. В этих целях они привлекали молодежь на свои собрания и тайные моления, организовывали из молодежи церковные хоровые кружки, вели активную агитацию среди родителей против воспитания их детей в советских школах и своих детей совершенно не пускали в школы. Кроме того, после соответствующей к/р обработки молодых девушек постригали в монахини.
«… Целью нашей организации была борьба с Советской начальной школой, мы, верующие, близко стоящим к нам говорили: «Детей в школу пускать не надо, т.к. в советсвой школе дети вырастут безбожниками, тогда как дети истинно верующих должны быть верующими».
(обвин. ЕТРУХИНА А. лд 101 об.).
«… Практиковалось нами посвящение молодых девушек в иночество. Посвящены лично мною две девицы: Алексеева Пелагея и Таисия Игнатьева».
(обв. ЕТРУХИН Аф. лд 117-об, 104 об.) (л. 241)
«… Агафобус занимался пострижением молодых девушек в монахини. Пострижено им не менее 10 человек из д. Саруй, д. Орнаты, Андреевки, Липсеры – Таисия ЯКОВЛЕВА, из. д. Корсы-Сирмы Пелагея Алексеева. Сам я когда жил в Тойсах постриг 4 человека».
(обвин. Кольцов лд 178, об. Иванов лд 161)
РАЗДЕЛ V
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
На основании изложенного нижеследующие лица обвиняются в том, что они:
I) ЕТРУХИН Афанасий Семенович (Агафобус, Агафангел), 1908 г. рождения, урож. д. Б. Яниково Урмарского р. ЧАССР, чувашин, с 1923-25 г. монах, затем иеромонах, теперь поп-нектариевец, образование получил в сельской школе и в монастыре, холост, арестовывался в 1929 г., в 1930 г, каждый раз обвинялся по ст.58-10 УК. В 1930 г. осужден на 2 года, но наказание не отбывал.
II) ЕТРУХИН Ананий Семенович, 1914 г.р., урож. с. Б. Яниково Урмарского р. Нижкрая, холост, окончил 4-х летку, не судился, церк. чтец, посвященный Нектарием, член церковного совета, имеет середняцкое хозяйство.
(лд 131, 132, 136)
…….
Являлись активными участниками организации «ИПЦ» и ЧАССР, цели, задачи и деятельность которой изложены в описательной части настоящего обвинительного заключения, (л. 242) преступления эти предусмотрены ст. 58-10, 58-11 УК.
ЗА НАЧ. 3 ОТД. СПО (подпись)
«СОГЛАСЕН» НАЧ. СПО ПП ОГПУ НК (подпись)
_________________________________________
ВЕРНО: СЛЕДОВАТЕЛЬ КГБ ПРИ СМ ЧУВАШСКОЙ АССР
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ
(подпись)
8.VIII. 1963 г. (л. 242 об.).
|