Ист.: Данилушкин М. и др.
История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917-1970.
СПб.: Воскресение, 1997. Номер страницы после текста на ней.
№36
Из доклада Совета по делам русской православной церкви о
совещании глав и представителей автокефальных православных церквей мира
Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР 3 августа
1948 г. № 642/с
v ЦК ВКП/б/ товарищу Маленкову Г.М.
<...>На совещании были подвергнуты обследованию вопросы:
а) Ватикан и православная церковь;
б) Экуменическое (вселенское) движение и православная церковь;.
в) Об англиканской иерархии и
г) О церковном календаре.
Вся работа в течение 6 дней комиссий совещания проходила гладко, в дружественной
обстановке, без больших дебатов и прений, и решения были приняты на пленарном
заседании единогласно.
В резолюции по докладу о Ватикане совещание осудило активную роль Ватикана
«в разжигании новой войны и вообще в политической борьбе с мировой демократией».
Папы римские «всегда были на стороне могучих «мира сего»... Все христиане, без
различия наций и вероисповеданий, не могут не заклеймить за это политику Ватикана,
как антихристианскую, антидемократическую и антинациональную».
По вопросу о так называемом экуменическом (вселенском) движении совещание
признало необходимым отказаться от участия в августе с.г. в г. Амстердаме в Генеральной
Ассамблее, созываемой «Всемирным Советом Церквей», рассматривая экуменическое
движение не столько как Церковное, сколько как политическое и антидемократическое.
* Маленков Г.М. в то время занимал должность секретаря ЦК, заместителя Председателя
Совета Министров
907
До совещания по вопросу отношения к экуменическому движению не было единства
среди православных церквей. Особенно активным участником этого движения на протяжении
двадцати лет был Болгарский экзарх Стефан. И даже, прибыв в Москву, он, несмотря
на обещание т. т.Димитрову и Коларову поддерживать Московскую Патриархию заявил
о намерении выступить в защиту участия православных Церквей в экуменическом движении.
Однако, встреча митрополита Стефана с членами Чешской делегации и беседы с ним
членов Московского синода привели его к поддержке Московской Патриархии в этом
вопросе. После этого попытки Константинопольского экзарха Германоса склонить митрополита
Стефана к защите экуменизма не имели успеха. Решающим моментом, определившим поведение
экзарха Стефана, была телеграмма министра иностранных дел Болгарии т.Коларова,
подтвердившая принципиальное согласие Болгарского правительства на установление
патриаршества в Болгарии.
В резолюции по докладу «Об англиканской иерархии» решено признание действительности
англиканской иерархии считать возможным, «если между православною и англиканскою
церквами предварительно установится формально выраженное единство веры и исповедания".
По вопросу о церковном календаре совещание приняло решение праздновать пасху
только по старому (юлианскому) стилю, а неподвижные праздники — по существующим
в автокефальных церквях календарям<...> <... >Наблюдение за поведением
прибывших на торжества делегаций и высказывания в конфиденциальных беседах отдельных
глав и членов делегаций помогли установить, что экзарх Болгарский Стефан, хитрый,
прожженный политикан, типичный хамелеон, поддерживал в Москве связи с Константинопольским
экзархом митрополитом Германосом и главой Греческой делегации митрополитом Хризостомосом,
с которыми вел конспиративные беседы.
По мнению Совета, прибытие Константинопольской и Греческой делегаций вызвано
желанием разведать силы, сплачивающиеся вокруг Московской Патриархии, крепость
этого объединения и не собирается ли Московское совещание присвоить патриарху
Алексию прерогативы Вселенского в ущерб Константинопольскому патриарху. Беспокойство
это вызвано и тем, что американцы второй год шантажируют и вынуждают через греков
и турок Константинопольского патриарха Мак-симоса уйти в отставку, чтобы посадить
на его место Нью-Йоркского архиепископа Афиногораса-грека, намеревающегося переменить
американское подданство на турецкое.
Известная Совету близость митрополита Стефана к английской миссии в Софии
заставляет думать, что прибытие на торжества в Москву этих делегаций организовано
англо-американцами не без участия Стефана.
908
Об антисоветских высказываниях Совет располагает только в отношении члена
Сербской делегации митрополита Скоплянского Иосифа, который, касаясь достижений
Советского правительства и благоустройства Москвы, заявил, что -«все это построено
на крови и страданиях народа". Митрополит Иосиф известен Совету с 1945 г.,
как ярый реакционер, находящийся в оппозиции к Сербскому патриарху Гавриилу и
ориентирующийся на Запад.
Многие из прибывших в Москву делегатов намерены получить субсидии и церковные
награды (белые клобуки, панагии) от Московского патриарха Алексия.
Экзарх Болгарский Стефан собирается просить у патриарха 1 млн. рублей (100
млн. болгарских лей). Ранее он получил уже 50 млн. лей. Он же просил Совет оказать
содействие в отпуске ему 150 тонн воска на свечи.
Грузинский патриарх Каллистрат просил у патриарха Алексия 1 млн. рублей на
строительство дома, но получил 500 тыс.рублей.
Митрополит Эмесский Александр передал патриарху Алексию письмо патриарха Антиохийского
Александра, в котором тот просил ходатайствовать перед правительством СССР о защите
арабов. Это письмо патриархом Алексием оставлено без ответа.
В ходе церковных торжеств Сербской, Болгарской и Антиохийской церквам были
переданы приготовленные для них храмы-подворья и выработан проект положения, которым
предусматривается полное содержание этих храмов и причта Московской Патриархией<...
>
<... > В результате проведенных мероприятий по созыву вышеуказанного
совещания, по мнению Совета, вытекают следующие выводы и предложения:
1. Несмотря на попытки некоторых восточных церквей (Греческой, Александрийской)
сорвать Московское совещание, — оно состоялось и прошло успешно.
2. В результате работы совещания глав автокефальных православных церквей достигнуто
объединение и сплочение вокруг Московской патриархии автокефальных православных
церквей Грузии, Сербии, Румынии, Болгарии, Албании, Польши и Антиохии, согласованное
принятие ими решений по повестке дня, усиление влияния и авторитета в международной
церковной жизни Русской православной церкви.
3. Совещание выработало единую линию отношения православных Церквей к Ватикану
и экуменическому движению и предотвратило участие большинства православных церквей
в предстоящей в августе меся-4е с. г. Амстердамской Ассамблее, тем самым расстроив
планы англо-американской реакции, пытавшейся вовлечь в экуменическое движение
православные церкви.
909
4. Совещание показало настоятельную необходимость периодических встреч глав
автокефальных православных церквей в тех или других странах по вопросам реализации
принятых решений Московского совещания и для координации деятельности православных
церквей в борьбе с Ватиканом, экуменическим движением и по другим общецерковным
вопросам.
5. В целях парализации попытки создания блока православных церквей Ближнего
Востока и ограничения сферы действий Греческой церкви целесообразно периодическое
оказание денежной помощи православным церквам: Антиохийской, Александрийской и
Иерусалимской со стороны Русской церкви.
6. Считать желательным в будущем проведение консультаций с представителями
государственных органов, занимающихся церковными вопросами в странах новой демократии.
7. Ознакомление с прибывшими на совещание экзархами и другими представителями
Московского патриарха за границей показало полную непригодность и неспособность
большинства из них к широкой миссионерской работе в соответствии с задачами, вытекающими
из решений Московского совещания.
Все они являются эмигрантами, активно боровшимися против Советской власти,
частью перешедшими в иностранное подданство (митрополит Серафим Парижский, архиепископ
Макарий Нью-Йоркский и другие), частью принявшими советское подданство в силу
перехода в юрисдикцию Московской Патриархии.
В связи с этим, если необходимо и в дальнейшем усиление позиций Русской церкви
за границей, во всей остроте встает вопрос о подготовке специальных кадров духовенства
на руководящую заграничную работу из числа духовенства и учащихся духовных академий
в СССР.
Подготовка этих кадров потребует как пересмотра положений об экзархатах и
представительствах Патриархии, так и укрепления их, оказания им значительно большей
материальной помощи для выполнения ими стоящих перед ними задач.
Председатель Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР Карпов
Разослано:
товарищу Сталину И.В., товарищу Молотову В.М., товарищу Маленкову Г.М., товарищу
Ворошилову К. Е.
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 8. Л. 99-107. Подлинник.
|