|
К оглавлению
Статья вторая
Веруем
|
|
Вера есть личный акт - свободный ответ человека на инициативу открывающего
Себя Бога. Но вера не есть изолированный акт. Никто не может веровать в одиночку,
как никто не может жить в одиночку. Никто не дал веру сам себе, как никто не дал
жизнь сам себе. Верующий получил веру от других и должен передать ее другим. Наша
любовь к Иисусу и людям призывает нас говорить другим о своей вере. Каждый верующий
- словно звено в великой цепи верующих. Я не могу верить без поддержки от веры
других, а своею верой я помогаю поддерживать их веру.
|
166 |
"Верую" - такова вера Церкви, исповедуемая лично каждым верующим, главное
- во время крещения. "Веруем" - это вера Церкви, исповедуемая епископами, собравшимися
на соборе или, более широко, во время литургического собрания верующих. "Верую"
- это также ответ, который Церковь, Матерь наша, дает Богу своей верою, уча нас
говорить: "Верую", "Веруем".
|
167 |
I. "Призри, Господи, на веру Твоей Церкви"
|
|
Прежде всего именно Церковь верует и тем самым поддерживает, питает
и укрепляет веру каждого из нас. Прежде всего именно Церковь повсюду исповедует
Господа ("Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь" - поем мы в "Те Deum"
[Тебя Бога хвалим]), и мы - с нею и в ней - стремимся и приходим тоже к исповедованию:
"Верую", "Веруем". Через Церковь мы обретаем веру и новую жизнь во Христе таинством
крещения. В римском обряде священник, совершающий крещение, спрашивает того, кто
принимает таинство: "Чего просишь ты у Церкви Божией? - Ответ: - Веры. - Что дает
тебе вера? - Жизнь вечную".
|
168 |
Спасение приходит только от Бога: но жизнь веры мы получаем через Церковь,
и поэтому она - наша Матерь: "Мы верим Церкви, как матери нашего нового рождения,
а не в Церковь, как в причину нашего спасения". Будучи нашей Матерью, она одновременно
воспитательница нашей веры.
|
169 |
II. Язык веры
|
|
Мы верим не в формулы, а в реальности, ими выражаемые, к которым вера
позволяет нам "прикоснуться". "Исповедание (веры) верующего не останавливается
на словесном провозглашении, но на реальности провозглашаемого". Однако к этим
реальностям мы приближаемся при помощи формул веры. Они позволяют выражать и передавать
веру, торжественно провозглашать ее в общине, усваивать ее и все более и более
жить ею.
|
170 |
Церковь, "столп и утверждение истины" (1 Тим 3,15), верно хранит "веру,
однажды переданную святым" (Иуд 3). Именно она хранит память слов Христовых, именно
она передает от поколения к поколению апостольское исповедание веры. Как мать
учит детей говорить и тем самым понимать и общаться, Церковь, наша Мать, учит
нас языку веры, чтобы ввести нас в разумение и жизнь веры.
|
171 |
III. Одна вера
|
|
На протяжении веков, сквозь бесчисленное множество языков, культур,
народов и наций, Церковь не перестает исповедовать единую свою веру, полученную
от единого Господа, передаваемую единым крещением, коренящуюся в уверенности,
что все люди имеют единого Бога и Отца. Св. Ириней Лионский, свидетель этой веры,
говорит:
|
172 |
"Действительно, Церковь, хотя она и рассеяна по всему миру до концов
земли, получив веру от апостолов и их учеников (...) хранит [эту проповедь и веру]
заботливо, как если бы жила в одном доме, верует одинаково, как если бы имела
одну душу и одно сердце, и проповедует их, преподает и передает в один голос,
как если бы обладала одними устами".
|
173 |
"Ибо, хотя языки различаются в разных краях света, содержание Предания
есть одно и то же. И ни Церкви, находящиеся в Германии, не имеют иной веры или
иного Предания, ни те, что у иберийцев, ни те, что у кельтов, ни Церкви Востока,
Египта, Ливии, ни те, что живут в самом средоточии мира...". "Итак, благовестие
Церкви истинно и крепко, ибо в ней единый путь спасения является во всех концах
земли".
|
174 |
"Эту веру, полученную нами от Церкви, мы храним заботливо, ибо она
неустанно, действием Духа Святого, словно драгоценный залог, помещенный в прекрасном
сосуде, молодеет и заставляет молодеть и сосуд, который ее содержит".
|
175 |
КОРОТКО
|
|
Вера есть личное соединение всего человека с Богом, открывающим
Себя. Она означает принятие разумом волей Откровения Богом Себя, которое он даровал
Своими действиями и словами.
|
176 |
Вера, таким образом, имеет две точки опоры: личность и
истину; мы видим истину потому, что верим тому, кто о ней свидетельствует.
|
177 |
Мы недолжны веровать ни в кого иного, кроме Бога-Отца,
Сына и Святого Духа.
|
178 |
Вера есть сверхъестественный дар Божий. Чтобы веровать,
человек нуждается во внутренней помощи Духа Святого.
|
179 |
Вера есть действие человека, сознательное и свободное,
соответствующее достоинству человеческой личности.
|
180 |
Вера есть акт церковный. Вера Церкви предшествует нашей
вере, рождает ее, поддерживает и питает. Церковь - мать всех верующих. "Никто не может иметь Бога Отцом если
не имеет Церковь матерью".
|
181 |
"Мы веруем во все, что содержится в Слове Божием, в Писании
или в Предании, и во что Церковь предлагает верить
как в богооткровенное".
|
182 |
Вера необходима для спасения. Сам Господь утверждает: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не
будет веровать, осужден будет" (Мк 16,16).
|
183 |
"Вера есть предвкушение знания, которое сделает нас блаженными
в грядущей жизни">.
|
184 |
|
|
|