|
К оглавлению
Второй раздел
Христианское исповедание веры
Символы веры
|
|
Тот, кто говорит: "Верую", - говорит: "Я принимаю то,
во что мы веруем". Общение в вере нуждается в общем языке веры, нормативном и
всех объединяющем в одном и том же исповедании веры.
|
185 |
Апостольская Церковь с самого начала выражала и передавала свою веру
сжатыми, нормативными формулировками. Но уже в очень ранний период Церковь пожелала
также собрать основополагающие элементы своей веры в упорядоченных и сжатых изложениях,
предназначенных прежде всего для готовящихся к принятию крещения:
|
186 |
Этот синтез веры составлен не на основе людских суждений;
но из всего Писания отобрано самое главное, чтобы дать полностью единственное
вероучение. И, как горчичное семя в самом малом зерне содержит великое множество
ветвей, так и это сжатое изложение веры заключает в нескольких словах все знание
истинного благочестия, содержащееся в Ветхом и Новом Завете
|
|
Эти синтезы веры принято называть "исповеданиями веры", потому что
они сжато излагают веру, которую исповедуют христиане. Их называют "Верую" - по
их обычному первому слову. Их называют также "символами веры".
|
187 |
Греческое слово симболон означало половину разбитой или
сломанной вещи (например, печати), которую предъявляли как опознавательный знак.
Две половинки соединялись, чтобы удостоверить личность предъявителя. Таким образом,
символ веры - знак опознания и общения верующих. Симболон означает также сборник,
коллекцию или перечень содержания. Символ веры есть сборник главных истин веры.
Из этого и следует занимаемое им место первой и основной точки опоры вероучительства.
|
188 |
Первое "исповедание веры" совершается во время крещения. "Символ веры"
- это, прежде всего, крещальный символ. Поскольку крещение дается "во имя Отца и Сына и Святого Духа"
(Мф 28,19), истины веры, исповедуемые при крещении, представлены в соответствии
с их отношением к трем Лицам Пресвятой Троицы.
|
189 |
Поэтому Символ веры разделен на три части: "Сначала речь
идет о первом Божественном Лице и о достойном восхищения
деле творения; затем - о втором Божественном Лице и о тайне
искупления людей; наконец - о третьем Божественном Лице - источнике
и первопричине всякого освящения". Это "три
главы нашей (крещальной) печати".
|
190 |
"Эти три части различаются, хотя и связаны друг с другом.
Пользуясь сравнением, которое часто употреблялось отцами
Церкви, мы назовем их членами. Действительно, как в наших
конечностях есть определенные суставы, которые их отличают
и разделяют, так и в этом исповедании веры мы справедливо
и разумно даем это название истинам, в которые мы должны
веровать особо, различая их между собой". Согласно древней традиции, засвидетельствованной
еще св. Амвросием, принято насчитывать двенадцать членов Символа веры: тем самым
число апостолов символизирует апостольскую веру в целом.
|
191 |
Многочисленны были на протяжении веков, в ответ на запросы разных эпох,
исповедания или Символы веры: Символы различных апостольских и древних Церквей,
символ "Quicumque", называемый Символом св. Афанасия, исповедания веры некоторых
Соборов (Толедского, Латеранского Лионского, Тридентского); либо некоторых Пап,
как, например, "fides damasi" или "Символ веры Народа Божия" Павла VI (1968).
|
192 |
Ни один из символов веры, возникших на различных этапах жизни Церкви,
не может считаться устаревшим и ненужным. Они сегодня помогают нам постичь и углубить
веру всех времен с помощью разнообразных ее изложений.
Среди всех Символов веры, два занимают совершенно особое место в жизни Церкви:
|
193 |
Апостольский Символ веры, называемый так потому, что он обоснованно
считается верным изложением апостольской веры. Это древний крещальный Символ Римской
Церкви. Его большой авторитет основывается на том, что "он есть Символ,
хранимый Римской Церковью, на престоле которой был
Петр, первый из апостолов, и куда он принес общее поучение".
|
194 |
Никео - Константинопольский Символ веры обладает высоким авторитетом
в силу того, что он возник в итоге двух первых Вселенских соборов (325 и 381 гг.).
Он и сегодня остается общим для всех великих Церквей Востока и Запада.
|
195 |
Наше изложение веры будет следовать Апостольскому Символу веры, который
представляет собой, в известном смысле, "самый древний римский катехизис". Однако
изложение будет дополняться постоянным обращением к Никео - Константинопольскому
Символу веры, зачастую более понятному и более подробному.
|
196 |
Как в день нашего крещения, когда вся наша жизнь была предана "образу учения"
(Рим 6,17), примем Символ нашей веры, дающей жизнь. С верою произносить Символ
веры - значит вступать в общение с Богом Отцом, Сыном и Духом Святым; это значит
также - вступать в общение со всей Церковью, которая передает нам веру и в лоне
которой мы веруем:
|
197 |
Этот Символ есть духовная печать, он - молитва нашего сердца,
которую всегда сохраняет и оживляет, он, вне всякого сомнения, - сокровище нашей
души.
|
|
|
|