|
К оглавлению
§3. Всемогущий
|
|
Из всех Божественных свойств в Символе веры названо лишь всемогущество:
исповедовать его весьма важно для нашей жизни. Мы верим, что оно носит вселенский
характер потому, что всем управляет и все может Бог, Который все создал; что оно
исполнено любви, так как Бог есть Отец ваш; что оно сокровенно, так как одной
только верой можно узреть его, когда оно "совершается в немощи" (2 Кор 12,9)5.
|
268 |
"Бог наш творит все, что хочет" (Пс 113,3)
|
|
Священное Писание моногократно исповедует вселенское могущество Божие.
Бога называют "мощный Бог Иаковлев" (Быт 49,24), "сильный Израилев" (Ис 1,24),
"Господь, крепкий и сильный, Господь, сильный в брани", "Господь сил" (Пс 24,
8-10). Если Господь всемогущ "на небесах и на земле" (Пс 135,6), то потому, что
Он их создал. Итак, для Него нет ничего невозможного, и Он распоряжается Своим
созданием так, как Ему благоугодно; Он Господь вселенной, порядок которой Он установил,
и этот порядок ему полностью повинуется и подчиняется; история в Его власти: Он
правит сердцами, как захочет: "Ибо великая сила всегда присуща Тебе, и кто противостоит
силе мышцы твоей?" (Прем 11,21 [22]).
|
269 |
"Ты всех милуешь, потому что все можешь" (Прем 11, 23)
|
|
Бог есть Отец Всемогущий. Его отцовство и Его сила озаряют друг друга.
Действительно, Он являет свое отцовское всемогущество тем, как заботится о наших
нуждах; усыновлением, которое Он нам дает ("И буду вам Отцом, и вы будете моими
сынами и дочерьми, говорит Господь Вседержитель", (2 Кор 6, 18); наконец, своим
бесконечным милосердием, ибо Он в высочайшей степени показывает Свое могущество,
свободно прощая грехи.
|
270 |
Всемогущество Божие - отнюдь не произвол: "В Боге сила и существо,
воля и разумение, премудрость и праведность - одно и то же, и поэтому ничего не
может быть во всемогуществе Божием, чего бы не было в Его праведной воле или Его
премудром разумении".
|
271 |
Тайна кажущегося бессилия Божиего
|
|
Вера в Бога Отца Всемогущего может быть подвергнута испытанию злом
и страданием. Иногда может показаться, что Бог отсутствует и неспособен помешать
злу. Но Бог Отец самым таинственным образом открыл Свое Всемогущество в добровольном
унижении и Воскресении Сына, которыми победил зло. Так, Христос распятый есть
"Божия сила и Божия премудрость. Потому что немудрое Божие премудрее человеков,
и немощное Божие сильнее человеков" (1 Кор 1, 24-25). В Воскресении и прославлении
Христа Бог раскрыл "державную силу" Свою и показал, "как безмерно величие могущества
Его в нас, верующих" (Еф 1, 19).
|
272 |
Одна только вера может пойти таинственными путями Всемогущества Божия.
Эта вера хвалится своими немощами, чтобы привлечь к себе силу Христову. Высочайший
образец этой веры - Дева Мария, веровавшая, что "у Бога не останется бессильным
никакое слово" (Лк 1, 37), и сумевшая величать Господа: "... сотворил мне величие
Сильный; и свято имя Его" (Лк 1, 49).
|
273 |
"Ничто, следовательно, не в состоянии укрепить нашу веру и надежду
более, нежели глубоко запечатленная в наших душах уверенность, что для Бога нет
ничего невозможного. Ибо все, во что [Символ веры] предложит нам затем веровать,
самое великое, самое непостижимое, а также и самое превознесенное над обычными
законами природы, как только разум наш воспримет понятие Божиего всемогущества,
то и это все примет легко и без малейшего колебания".
|
274 |
КОРОТКО
|
|
С праведным Новом мы исповедуем: "Знаю, что Ты все можешь,
и что намерение Твое не может быть остановлено" (Нов 42, 2).
|
275 |
Верная свидетельству Писания, Церковь часто обращает свою
молитву к "Богу всемогущему и вечному" ("omnipotens sempiterne Deus..."), твердо
веруя, что нет ничего невозможного для Господа (Быт 18, 14; Лк 1, 37; Мф 19, 27).
|
276 |
Бог показывает Свое Всемогущество, обращая к Себе грешных
и Своей благодатью давая нам обитель в Своей дружбе: "Боже, великим прощением
и милостью Ты являешь всемогущество Твое..."
|
277 |
Если не веровать, что любовь Божия всесильна, то как веровать,
что Отец мог нас сотворить. Сын - искупить, Святой Дух - освятить?
|
278 |
|
|
|