|
К оглавлению
§2. Церковь - Народ Божий,
Тело Христово, Храм Святого Духа.
|
|
I. Церковь - Народ Божий
|
|
"Во всякое время и во всяком народе Богу угоден боящийся Его и действующий
справедливо. Но Бог соблаговолил освящать и спасать людей не по отдельности, без
взаимной связи; но Он постановил сделать их народом, который признавал бы Его
в истине и служил Ему в святости. Поэтому Он избрал Себе народ израильский, заключил
с ним завет и наставлял его постепенно. (...) Все это было лишь предуготовлением
и прообразом Нового и совершенного Завета, который должен был быть заключен во
Христе. (...) Своей кровью Христос установил этот Новый Завет, призывая народ,
из иудеев и язычников, слиться воедино не по плоти, но в Духе..."
|
781 |
Свойства Народа Божия
|
|
Народ Божий обладает свойствами, которые четко отличают его от всех
в истории религиозных, этнических, политических или культурных группировок:
- Он есть Народ Божий: Бог же Сам не принадлежит никакому народу. Но Он приобрел
Себе Народ из тех, кто ранее не были народом: "род избранный, царственное священство,
народ святой" (1 Петр 2,9).
- Членом этого Народа становятся не по физическому рождению, но "по рождению"
свыше (...) "от воды и Духа" (Ин 3,3-5), то есть верою во Христа и крещением.
- Этот Народ имеет Начальником (Главою) Иисуса Христа (Помазанника, Мессию): в
силу того, что то же Помазание, Дух Святой, истекает из Главы в Тело, он есть
"мессианский Народ".
- "Состояние этого Народа - достоинство и свобода сынов Божиих: в их сердцах Дух
Святой обитает, как в храме".
- "Он имеет законом новую заповедь: любить, как Христос возлюбил нас". Это "новый"
закон Духа Святого (Рим 8,2; Гал 5,25).
- Его миссия - быть солью земли и светом мира. Он "является для всего рода человеческого
крепчайшим зародышем единства, надежды и спасения".
- Наконец, его назначение - "Царство Божие, начатое Самим Богом на земле, которое
должно все более расширяться до тех пор, пока в конце времен будет завершено Самим
Богом".
|
782 |
Народ священнический, пророческий и царственный
|
|
Иисус Христос есть Тот, кого Отец помазал Духом Святым, - "Священник,
Пророк и Царь". Народ Божий весь в целом участвует в этих трех заданиях Христа
и несет ответственность за миссию и служение, которые из этого вытекают.
|
783 |
Вступая в Народ Божий верою и крещением, мы получаем удел в уникальном
призвании этого Народа - в его священническом призвании: "Христос Господь, Первосвященник,
взятый из людей, ,,соделал царством, священниками Богу и Отцу" новый народ. Действительно,
крещеные через возрождение и помазание Духом Святым получают посвящение, чтобы
стать духовной обителью и святым священством".
|
784 |
"Святой Народ Божий участвует также в пророческом служении Христа".
Он участвует в нем прежде всего сверхъестественным чувством веры, свойственным
всему Народу в целом, мирянам и иерархии, когда он "неотступно держится веры,
раз навсегда переданной святым", углубляет ее понимание и становится свидетелем
Христовым в этом мире.
|
785 |
Наконец, Народ Божий участвует в царственном служении Христа. Христос
царствует, привлекая к себе всех людей Своей смертью и Своим Воскресением. Христос,
Царь и Господь вселенной, стал слугою всем, ибо Он "не для того пришел, чтобы
Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф
20,28). Для христианина "царствовать значит служить Ему", особенно "в лице нищих
и страждущих", в которых Церковь "признает образ своего Основателя, нищего и страждущего".
Народ Божий осуществляет свое "царственное достоинство", когда живет в соответствии
с этим призванием служения вместе с Христом.
|
786 |
Всех возрожденных Христом крестное знамение делает царями,
помазание Духом Святым посвящает их во священники, чтобы, исключая только особое
служение, возложенное на нас через рукоположение, все христиане, исполненные Духа
и разума, признали себя членами этого царственного рода и участниками священства.
Воистину, что более царственно для души, чем управлять своим телом в повиновении
Богу? И что есть более священическое, чем посвящать Господу чистую совесть и приносить
на алтаре своего сердца непорочные жертвы благочестия?
|
|
II. Церковь - Тело Христово
|
|
Церковь есть общение с Иисусом
|
|
С самого начала Иисус сделал учеников участниками Своей жизни; Он открыл
им тайну Царства Божия; Он дал им удел в Своей миссии, в Своей радости и в страданиях.
Иисус говорит о еще более глубоком общении между Ним и теми, кто пойдет за Ним:
"Пребудьте во Мне, и Я в вас (...) Я есмь лоза, а вы ветви" (Ин 15, 4-5). И Он
возвещает сокровенное и реальное общение Его тела с нашим: "Ядущий Мою Плоть и
пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин 6,56).
|
787 |
Когда Его зримое присутствие было отнято у них, Иисус не оставил Своих
учеников сиротами. Он обещал им оставаться с ними до конца времен, Он послал им
Своего Духа. Общение с Иисусом стало от этого в некотором смысле более интенсивным:
"Дарованием Своего Духа братьям Своим, призванным из всех народов, Он мистически
установил их как Свое Тело".
|
788 |
Сравнение Церкви с Телом проливает свет на глубокую связь между Церковью
и Христом. Она не только собрана вокруг Него - она объединена в Нем, в Его Теле.
Три аспекта Церкви как Тела Христова следует выделить особо точным образом: Христос
- Глава Тела; Церковь - Невеста Христова.
|
789 |
"Одно Тело"
|
|
Верующие, которые отвечают на слово Божие и становятся членами Тела
Христова, тесно соединяются со Христом: "В этом Теле жизнь Христова изливается
на верующих, которые через таинства соединяются со Христом, претерпевшим страсти
и прославленным, тайно и действительно". Это особенно относится к крещению, которым
мы соединяемся со смертью и Воскресение Христовым, и к Евхаристии, в которой "мы
действительно приобщаемся Тела Господня и возвышаемся до общения с Ним и друг
с другом".
|
790 |
Единство тела не отменяет разнообразия членов: "...созиданию Тела Христова
присуще многообразие членов и функций. Един Дух, раздающий различные дары для
блага Церкви, по богатству Своему и по потребностям служении". Единство мистического
тела рождает и оживляет любовь среди верующих: "Поэтому ,,страдает ли один член,
страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены"". Наконец,
единство Мистического Тела одерживает победу над всеми человеческими разделениями:
"...все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника;
нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе
Иисусе" (Гал 3,27-28).
|
791 |
"Тела этого Глава - Христос"
|
|
Христос "есть Глава Тела Церкви" (Кол 1,18). Он - Начало творения и
искупления. Взвращенный в славе Отца, Он имеет "во всем первенство" (Кол 1,18),
прежде всего над Церковью, через которую Он распространяет свое царствование на
все:
|
792 |
Он приобщает нас Своей Пасхе: все члены должны стремиться походить
на Него, "доколе не изобразится (...) Христос" в них (Гал 4,19). "С этой целью
мы введены в тайны Его жизни, (...) приобщены Его страданиям, как тело - главе,
страдая с Ним, чтобы быть прославленными с Ним".
|
793 |
Он заботится о нашем возрастании: чтобы мы возрастали в подобии Ему,
нашему Главе. Христос в Своем теле. Церкви, устанавливает дары и служения, которыми
мы помогаем друг другу на пути спасения.
|
794 |
Следовательно, Христос и Церковь - это "Христос всецелый" (Christus
totus). Церковь едина со Христом. Святые живо осознают это единство:
|
795 |
Итак, возрадуемся и возблагодарим за то, чем мы стали, не
только христианами, но и Самим Христом. Понимаете ли вы, братья, какую благодать
нам даровал Господь, дав нам Христа главою? Пребывайте в восхищении и радости,
мы стали Христом. Воистину, поелику Он есть Глава, а мы члены, то всецелый человек
- Он и мы.
(...) Полнота Христа - это Глава и члены, а что значит: Глава и члены? Христос
в Церковь.
Наш Искупитель явился как одно и то же Лицо с Церковью, которую Он принял в Себе.
Глава и члены, одно и то же мистическое Лицо,
Слова св. Жанны д'Арк ее судьям сжато излагают веру святых Учителей и отражают
здравый смысл верующих: "Про Иисуса Христа и про Церковь я думаю, что это одно-единое
и что не нужно тут усматривать трудности".
|
|
Церковь - Невеста Христа
|
|
Единство Христа и Церкви, Главы и членов Тела, означает также, что
существует различие между ними в личностном от ношении. Этот аспект часто выражается
образом Жениха и Невесты. Тема Христа - Жениха Церкви была приуготовлена пророками.
Господь Сам называет себя "Женихом" (Мк 2,19), Апостол представляет Церковь и
каждого верующего, члена ее Тела, как Невесту, "обрученную" Христу Господу, чтобы
быть с Ним единым Духом. Она есть непорочная Невеста непорсчного Агнца, которую
Христос возлюбил, ради которой Он принес Себя в жертву, "чтобы освятить ее" (Еф
5,26), которую Он соединил с Собою вечным союзом и о которой не перестает заботиться
как о Своем собственном Теле:
|
796 |
Вот Христос всецелый. Глава и Тело, Один, образованный из
многих. (...) Будь то глава говорит, будь то члены - говорит Христос. Он говорит
от лица Главы (ex persona capitis) или от лица Тела (ел регаола сотрот). Согласно
написанному: "И будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению
ко Христу и к Церкви" (Еф 5,31-32). И Сам Господь в Евангелии говорит: "Уже не
двое, но одна плоть" (Мф 19,6). Как вы видели, воистину есть два лица различных,
и, однако, они одно в супружеском объятии. (...) Как Глава Он называется "Жених",
как Тело - "Невеста".
|
|
Ш. Церковь - храм Духа Святого
|
|
"Что, есть наш дух, то есть и наша душа для наших членов, то же есть
и Дух Святой для членов Христовых, для Тела Христова, которое есть Церковь". "К
делам Духа Христова как сокровенного начала следует отнести то, что все части
тела связаны - как между собою, так и с их верховным Главою, ибо Он полностью
обитает в Главе, полностью в Теле, полностью в каждом из членов". Дух Святой делает
Церковь "храмом Бога живого" (2 Кор 6,16):
|
797 |
Воистину Церкви самой был вручен дар Божий. (...) Ей дано
на хранение общение со Христом, то есть с Духом Святым, залог нетленности, утверждение
нашей веры и лестница нашего восхождения к Богу (...). Ибо там, где Церковь, там
и Дух Божий: и там, где Дух Божий, там Церковь и вся благодать.
|
|
Дух Святой есть "Начало всякого жизненного и воистину
спасительного действия в каждой из различных частей Тела". Многими способами Он
созидает все Тело в любви: словом Божиим, "могущим назидать" (Деян 20,32); крещением,
которым Он образует Тело Христово; таинствами, которые приносят возрастание и
исцеление членам Христовым; "благодатью, данной апостолам", которая "занимает
первое место среди Его даров"; добродетелями, которые понуждают действовать на
благо; наконец многочисленными особыми дарами благодати (так называемыми харизмами),
которыми Он делает верующих "способными и готовыми к принятию многообразных заданий
и служении, нужных для обновления и дальнейшего созидания Церкви".
|
798 |
Харизматические дары
|
|
Эти дары, будь они нечто чрезвычайное или же простое и смиренное, -
дары благодати Духа Святого, прямо или косвенно приносящие пользу Церкви, ибо
они направлены на созидание Церкви, на благо людей и отвечают потребностям мира.
|
799 |
Харизматические дары должны с признательностью приниматься теми, кто
их получает, но также и всеми членами Церкви. Действительно, они представляют
собою чудесное богатство благодати, содействующей апостольской живости и святости
всего Тела Христова; при том, однако, условии, что эти дары в самом деле исходят
от Духа Святого и используются в полном соответствии с подлинными Его побуждениями,
то есть в любви, которая есть истинная мера харизматических даров.
|
800 |
В этом смысле представляется всегда необходимым умение различать дары.
Никакой харизматический дар не дает право отказываться от проверки Пастырей Церкви.
Пастырям "надлежит духа не угашать, но все испытывать и доброго держаться", чтобы
все харизматические дары в своем разнообразии и взаимодополняеомсти сотрудились
"на пользу" (ср. 1 Кор 12,7).
|
801 |
КОРОТКО
|
|
Иисус Христос "дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого
беззакония и очистить Себе народ особенный" (Тит 2,14).
|
802 |
"Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой"
(1 Петр 2,9).
|
803 |
В народ Божий вступают верою и крещением. "Все люди призваны
участвовать в новом народе Божием", чтобы во Христе "составить единую семью и
единый народ Божий".
|
804 |
Церковь - Тело Христово. Духом и действием Его в таинствах,
особенно в Евхаристии, Христос умерший и воскресший устанавливает общину верующих
как Свое Тело.
|
805 |
В единстве этого Тела есть разнообразие его членов и функций.
Все члены связаны друг с другом, особенно со страждущими, бедными и гонимыми.
|
806 |
Церковь - это Тело, Глава которого - Христос: она живет
Христом, во Христе и для Христа; Он живет в ней и с нею.
|
807 |
Церковь - Невеста Христова: Он возлюбил ее и принес Себя
в жертву за нее. Он очистил ее Своей кровью. Он сделал ее плодовитой матерью всех
сынов Божиих.
|
808 |
Церковь есть храм Духа Святого. Дух есть как бы душа мистического
Тела, начало его жизни, единства в многообразии и богатстве даров и благодати.
|
809 |
"Таким образом. Вселенская Церковь предстает как народ,
получающий единство от единства Отца и Сына и Духа Святого".
|
810 |
|
|
|