|
К оглавлению
§5. Общение святых
|
|
После исповедания веры в "Святую Вселенскую Церковь" Апостольский Символ
веры добавляет исповедание веры в "общения святых". Этот член Символа веры в извествном
смысле поясняет предшествующий: "Что же есть Церковь, как не собрание всех святых?"
Общение святых и есть в точнейшем смысле Церковь.
|
946 |
"Так как все верующие составляют одно тело, благо одних сообщается
другим. (...) Нужно, таким образом, верить, что существует общение благ в Церкви.
Но самый важный член есть Христос, ибо Он - глава (...). Итак, благо Христа сообщается
всем членам, и это сообщение происходит через церковные таинства". "Церковь эта
управляется Одним и Тем же Духом, потому и все блага, которые она получает, неизбежно
становятся общим достоянием".
|
947 |
Таким образом, термин "общение святых" имеет два тесно связанных значения:
"общение с тем, что свято, со святыней", и "общение между теми, кто свят, - между
святыми".
|
948 |
"Святая святым!" - возглашает совершающий богослужение священник
в большинстве восточных литургий во время возношения Святых Даров перед причащением.
Верные (святые) питаются Телом и Кровью Христа (святыней), чтобы возрастать в
общении Духа Святого (Коинониа) и передавать это общение миру.
|
|
I. Общение духовных благ
|
|
В первохристианской иерусалимской общине ученики "по- стоянно пребывали
в учении Апостолов, в общении и прелом- лении хлебов и в молитвах" (Деян 2,42):
Общение в вере. Вера верных - это вера Церкви, получен- ная от апостолов, сокровище
жизни, которое обогащается бла- годаря приобщению к нему.
|
949 |
Общение таинств. "Плод всех таинств принадлежит всем. Ибо таинства,
в особенности Крещение, которое подобно вратам, через которые люди входят в Церковь,
представляют собой священные узы, соединяющие их всех и привязывающие к Иисусу
Христу. Общение святых - это общение таинств (...). Каждое из них можно назвать
общением, причащением, ибо каждое соединяет нас с Богом (...). Но более, чем всем
остальным, подобает это название Евхаристии, ибо в ней главным образом совершается
это причащение".
|
950 |
Общение харизм: в церковном общении Дух Святой "раздает также среди
верующих всех состояний (...) особую благодать" для созидания Церкви. При этом
"каждому дается проявление Духа для общего блага".
|
951 |
"...все у них было общее" (Деян 4,32): "Все, чем владеет истинный христианин,
он должен рассматривать как общее со всеми благо и всегда должен быть готов немедля
прийти на помощь бедному и облегчить страдания ближнего". Христианин - управляющий
благами Господними.
|
952 |
Общение любви: в общении святых "никто из нас не живет для себя, и
никто не умирает для себя" (Рим 14,7). "Посему, страдает ли один член, страдают
с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - Тело
Христово, а порознь - члены" (1Кор 12,26-27). Любовь "не ищет своего" (1Кор 13,5).
Малейшее наше деяние, совершенное в любви, отзывается пользой для всех - в той
солидарности со всеми людьми, живыми и мертвыми, которая основана на общении святых.
Всякий грех вредит этому общению.
|
953 |
II. Общение небесной и земной Церкви
|
|
Три состояния Церкви. "Ожидая, пока Господь придет во славе, в сонме
ангелов, и по уничтожении смерти все Ему подчинится, одни из Его учеников продолжают
свое земное паломничество; другие, завершив свою жизнь, еще проходят очищение;
третьи, наконец, во славе созерцают "ясно Самого Триединого Бога как Он есть"":
|
954 |
Однако все мы, в разной степени и разным образом, общаемся
в одной и той же любви к Богу и к ближнему, воспевая один и тот же гимн славы
нашему Богу. Ибо все, кто принадлежит Христу и обладают Его Духом, составляют
единую Церковь и связаны друг с другом в единое целое во Христе.
|
|
"...единство тех, кто вместе со своими братьями еще находятся
в пути, с усопшими в мире во Христе, вовсе не прекращается; наоборот, по неизменной
вере Церкви, это единство укрепляется через обмен духовными благами".
|
955 |
Заступничество святых. "Благодаря тому, что небожители ближе соединены
со Христом, они сильнее укрепляют всю Церковь в святости (...). ...они непрестанно
ходатайствуют о нас перед Отцом, принося Ему в дар свои заслуги, приобретенные
на земле через единого Посредника между Богом и людьми, Христа Иисуса (...). Итак
их братское попечение - большая помощь нашей немощи":
|
956 |
Не плачьте, я буду вам полезней после смерти и помогу вам
успешней, нежели при жизни.
Моим непрестанным занятием на небе будет делать добро на земле.
|
|
Общение со святыми. "Мы чтим память небожителей не только
ради их примера, но еще более ради того, чтобы единство всей Церкви в Духе укреплялось
через братскую любовь. Ибо как общение между христианами на земле приближает нас
ко Христу, так и общение со святыми соединяет нас со Христом, от Которого исходит
как от их Главы всяческая благодать и жизнь самого народа Божия":
|
957 |
Христу мы поклоняемся, ибо Он есть Сын Божий; мучеников
же мы любим как учеников и подражателей Господа, что и правильно, в силу их несравненной
преданности своему Царю и Учителю; будем же стараться тоже быть их спутниками
и соучениками.
|
|
Общение с усопшими. "Признавая прежде всего общение, существующее
внутри всего мистического Тела Иисуса Христа, с первых времен христианства Церковь
странствующих по земле окружила великим благоговением память усопших, вознося
за них свои молитвы; ибо "свята и целительна мысль молиться за умерших, да разрешатся
от греха" (2 Макк 12,45)". Наша молитва за них может не только им помочь, но и
сделать успешным их заступничество за нас.
|
958 |
В единой семье Божией. "Ибо все мы сыны Божий и составляющие одну семью
во Христе, когда во взаимной любви и в единой хвале Пресвятой Троице вступаем
в общение друг с другом, отвечаем внутреннему призванию Церкви".
|
959 |
КОРОТКО
|
|
Церковь есть "общение святых": это выражение прежде всего
означает "то, что свято" (святыню), в особенности Евхаристию, чрез которую "изображается
и осуществляется единство верных, составляющих одно тело во Христе".
|
960 |
Этот термин обозначает также общение "тех, кто свят", "святых"
во Христе, Который "за всех умер", так что все, что каждый совершает или претерпевает
во Христе и за Христа, приносит плод всем.
|
961 |
"Мы верим в общение всех верных Христовых, тех, кто находятся
в паломническом пути на земле, и усопших, очищение которых еще совершается, и
блаженных небожителей - всех вместе составляющих единую Церковь, - и мы верим,
что в этом общении милосердная любовь Божия и Его святых всегда прислушивается
к нашим молитвам".
|
962 |
|
|
|