|
К оглавлению
§6. Мария - Матерь
Христа, Матерь Церкви
|
|
После того, как мы говорили о роли Девы Марии в тайне Христа и Духа,
следует теперь рассмотреть Ее место в тайне Церкви. "Воистину Дева Мария (...)
признается и почитается как истинная Матерь Бога и Искупителя. (...) Она также
подлинно есть "Матерь членов [Христа] (...) ибо содействовала любовью рождению
в Церкви верных, которые являются членами этой Главы"". "Мария, Матерь Христа,
Матерь Церкви".
|
963 |
I. Материнство Марии по отношению к Церкви
|
|
Вся в единении со Своим Сыном...
|
|
Роль Марии по отношению к Церкви неотделима от Ее единения со Христом
и прямо из него вытекает. "Это единение Марии со Своим Сыном в деле спасения проявляется
с часа девственного зачатия Христа и вплоть до Его смерти". В особенности оно
обнаруживается в час Его Страстей:
|
964 |
Преблагословенная Дева следовала путем веры и верно хранила
Свое единство с Сыном до самого Креста, возле которого, не без замысла Божия,
Она стояла, глубоко страдала со Своим Единородным Сыном и материнским сердцем
приобщилась к Его жертве, давая закланию Жертвы, от Нее, согласие Своей любви,
чтобы, наконец, Самим Христом Иисусом, умирающим на Кресте, быть отданной как
Матерь ученику такими словами: "Жено! се, сын Твой" (Ин 19,26-27).
|
|
После Вознесения Сына Своего Мария "Своими молитвами поддерживала
рождающуюся Церковь". Вместе с апостолами и несколькими женами "мы видим Марию,
призывающую молитвами Своими дар Духа, Который Ее уже осенил в Благовещении".
|
965 |
...и в Своем Успении (Взятии в небесную славу)...
|
|
"Наконец Пренепорочная Дева, предохраненная от всякой скверны первородного
греха, завершив путь земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу и
возвеличена Господом как Царица вселенной, чтобы полнее уподобиться Сыну Своему,
Господу господствующих и Победителю греха и смерти". Взятие Пресвятой Девы в небесную
славу - это особое участие в Воскресении Ее Сына и предвкушение воскресения остальных
христиан:
|
966 |
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила
еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи живота, и молитвами Твоими
избавляеши от смерти души наши.
|
|
...она наша Матерь в порядке благодати
|
|
Своим полным приятием воли Отца, искупительного дела Сына и всяческого
побуждения Духа Святого Дева Мария представляет собою для Церкви образец веры
и любви. Тем самым Она есть "самый славный и самый уникальный член Церкви", Она
даже является "образцовым осуществлением", прообразом Церкви.
|
967 |
Но Ее роль по отношению к Церкви и всему человечеству идет еще дальше.
"Она совершенно исключительно содействовала послушанием, верою, надеждой и горячей
любовью делу Спасителя, чтобы была восстановлена сверхъестественная жизнь в душах.
Вот почему Она стала Матерью нашей в порядке благодати".
|
968 |
"Это материнство Марии в домостроительстве благодати продолжается непрерывно,
начиная с согласия, которое Она Своей верою дала в день Благовещения и без колебаний
сохранила у подножья Креста, вплоть до прославления в вечности всех избранных.
По взятии на небо Ее служение спасению не прекращается: Своим многообразным заступничеством
Она и далее продолжает содействовать получению нами даров вечного спасения. (...)
Поэтому Преблагословенная Дева призывается в Церкви как Заступница, Помощница,
Споспешница, Посредница".
|
969 |
"Материнское служение Марии по отношению к людям ни в чем
не умаляет и не затемняет единственное посредничество Христа, но, наоборот, являет
его силу. Ибо все спасительное влияние Преблагословенной Девы (...) вытекает из
преизобилия заслуг Христовых, коренится в Его посредничестве, всецело от Него
зависит и в Нем черпает всю Свою силу". "Никакая тварь никогда не может быть поставлена
на тот же уровень, что воплощенное Слово и Искупитель. Но, как в священстве Христа
различным способом участвуют и священнослужители, и верующий народ, и как единая
благодать Божия подлинно изливается различными способами в творениях, так и единственное
посредничество Искупителя не исключает, но, наоборот, вызывает разнообразное содействие
созданий, сообщаемое одним источником".
|
970 |
II. Почитание Пресвятой Девы
|
|
"Отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк 1,48): "Благоговение Церкви
перед Пресвятой Девой внутренне присуще христианской религии". Пресвятая Дева
"с полным основанием прославляется Церковью особым почитанием. И доподлинно, с
древнейших времен Преблагословенная Дева почитается наименованием "Богоматери",
под покровительством Которой ищут убежища верующие, моля Ее о помощи во всех опасностях
и нуждах. (...) Это почитание (...), хотя и совершенно исключительное, тем не
менее существенно отличается от поклонения, которое воздается воплощенному Слову,
равно как Отцу и Духу Святому, и в высшей степени способно послужить ему"; оно
находит свое выражение в литургических праздниках, посвященных Богоматери, и в
богородичной молитве, например, в молитве Святого Розария, "сжатом изложении всего
Евангелия".
|
971 |
III. Мария - эсхатологическая икона Церкви
|
|
После того, как мы говорили о Церкви, о ее истоках, миссии и судьбе,
не найти лучшего заключения, нежели обратиться взором к Марии и созерцать в Ней,
что такое Церковь в своей тайне, в своем "паломничестве веры", и чем станет она
в небесной отчизне в конце своего пути, где ее ожидает "во славе Пресвятой и Нераздельной
Троицы", "в общении всех святых" Та, Кого Церковь почитает как Матерь Господа
своего и как свою собственную Матерь:
|
972 |
Как на небе, где Она уже прославлена телом и душою, Матерь
Иисуса есть образ и начало Церкви, которая должна завершиться в будущем веке,
так и на земле, в ожидании наступления Дня Господня, Она уже сияет как знамение
верной надежды и утешения странствующему Народу Божию.
|
|
КОРОТКО
|
|
Сказав в день Благовещения "Fiat" ("Да будет") и давая
Свое согласие на тайну Воплощения, Мария уже участвует в совокупности дела, которое
предстоит совершить Ее Сыну, Она - Матерь повсюду, где Он - Спаситель и Глава
Мистического Тела.
|
973 |
Пресвятая Дева Мария, завершив земную жизнь, была вознесена
телом и душою во славу небесную, где уже участвует во славе Воскресения Своего
Сына, предшествуя воскресению всех членов Его Тела.
|
974 |
"Мы верим, что Пресвятая Богоматерь, новая Ева, Матерь
Церкви, продолжает на небесах Свою материнскую роль по отношению к членам Христовым".
|
975 |
|
|
|