|
К оглавлению
Часть Вторая
Совершение
христианской тайны
|
|
|
|
В Символе веры Церковь исповедует тайну Пресвятой Троицы и ее "Благоволение"
(Еф 1,9) ко всему сотворенному: Отец осуществляет "тайну Своей воли", отдавая
Сына Своего Возлюбленного и Свой Дух Святой ради спасения мира и славы имени Своего.
Такова тайна Христа, явленная и воплощенная в истории согласно плану, премудро
задуманному "распоряжению", которое св. Павел называет "домостроительством тайны"
(Еф 3,9) и которое святоотеческая традиция будет называть "домостроительством
Слова воплощенного" или "домостроительством спасения".
|
1066 |
"Это дело искупления людей и совершенного прославления
Бога, которому предшествовали великие и дивные дела Божии в народе Ветхого Завета,
было совершено Христом Господом, в Пасхальной тайне Его святых страстей, Его воскресения
из мертвых и славного вознесения; в Пасхальной тайне, через которую Он "смертью
упразднил нашу смерть и Воскресением даровал жизнь". Ибо из прободенного ребра
Христа, умершего на кресте, излилось "дивное таинство всей Церкви". Поэтому в
литургии Церковь прославляет в особенности Пасхальную тайну, посредством которой
Христос совершил дело нашего спасения.
|
1067 |
Эту тайну Христа Церковь возвещает и прославляет в литургии,
чтобы верующие жили ею и свидетельствовали о ней миру.
|
1068 |
И действительно, литургия, в которой - в особенности
в Божественной Жертве Евхаристии - "совершается дело нашего искупления", в величайшей
мере способствует тому, чтобы верующие своею жизнью выражали и открывали другим
тайну Христа и подлинную природу истинной Церкви.
|
|
Что означает слово "литургия"?
|
|
Слово "литургия" первоначально означало "общественное дело", "службу
народом или в пользу народа". В христианской традиции это слово означает, что
Народ Божий принимает участие в "деле Божием". В литургии Христос, наш Спаситель
и Первосвященник, продолжает в Своей Церкви, с нею и ею, дело нашего спасения:
|
1069 |
Слово "литургия" в Новом Завете обозначает не только совершение
богослужения, но и благовествование Евангелия и любовь в действии. Во всех случаях
это означает служение Богу и людям. В литургии Церковь - служанка, по образу Господа
Своего, единственного "Литурга", участвуя в Его священстве (культ), имеющем пророческий
(благовествование) и царственный (служение любви) характер:
|
1070 |
Литургия справедливо считается исполнением
священнической Функции Иисуса Христа; в ней через видимые знаки, свойственным
им образом, знаменуется и совершается освящение каждого человека; литургия совершается
Мистическим Телом Христа, то есть, Главою и Его членами; следовательно, всякое
литургическое служение, как дело Христа Первосвященника и Тела Его, каковым является
Церковь, есть совершенное священнодействие по преимуществу, действенность которого
не может сравниться ни с одним другим церковным действием ни по мере, ни по степени.
|
|
Литургия как источник жизни
|
|
Деяние Христа, литургия есть также дело Церкви Его. Литургия
осуществляет и являет Церковь как видимый знак общения Бога и Людей через Христа.
Она вводит верующих в Новую Жизнь общины. Она предполагает "сознательное, действенное
и плодотворное" участие всех.
|
1071 |
"Литургией не исчерпывается вся деятельность Церкви".
Литургия должна предваряться евангелизацией, верой и обращением; тогда она сможет
принести свои плоды в жизни верующих: Жизнь Новую по Духу, участие в миссии Церкви
и служение ее Единству.
|
1072 |
Молитва и литургия
|
|
Литургия есть также участие в молитве Христа, обращенной к Отцу в Духе
Святом. Вся христианская молитва находит в ней свой источник и свое завершение.
В литургии внутренний человек обретает свои корни и фундамент в "великой любви,
которою возлюбил нас" (Еф 2,4).Отец в Сыне Своем Возлюбленном. Это то же самое
"чудо Божие", которое содержится и углубляется во всякой молитве "во всякое время
Духом" (Еф 6,18).
|
1073 |
Катехизация и литургия
|
|
"Литургия - это вершина, к которой направлено делание Церкви, и одновременно
источник, из которого проистекает вся ее сила". Литургия является особо благоприятным
местом для катехизации Народа Божиего. "Катехизация сущностно связана со всем
литургическим и сакраментальным служением, ибо в таинствах - в особенности в Евхаристии
- Иисус Христос действует во всей полноте для того, чтобы преобразить людей".
|
1074 |
Идя от видимого к невидимому, от знака к сути, от "таинств"
к "тайнам", литургическая катехизация стремится ввести в тайну Христа (она есть
"мистагогия", то есть "введение в таинство"). Такая катехизация находится в компетенции
местных и региональных катехизисов. Настоящий Катехизис, цель которого служить
всей Церкви, во всем разнообразии ее обрядов и культур, представит основное и
общее для всей Церкви в том, что касается литургии как тайны и как священнодействия
(первый раздел), а затем - семь таинств и священнодейственные обряды (сакраменталии)
(второй раздел).
|
1075 |
|
|
|