|
К оглавлению
ГЛАВА ВТОРАЯ
Прославление в таинствах Пасхальной тайны
|
|
Вероучение о литургии означает, прежде всего, разумение домостроительства
таинств (глава первая). В свете этого вы является новизна совершения литургии.
В этой главе речь пойдет поэтому о совершении таинств Церкви. Мы рассмотрим то,
что, несмотря на разнообразие литургических традиций, остается общим для совершения
семи таинств; присущее каждому из них в отдельности будет рассматриваться дальше.
Это основопо лагающее учение о совершении таинств отвечает на первые во просы,
которые задают себе на эту тему верующие:
Кто совершает?
Как его совершать?
Когда его соверать?
Где его совершать?
|
1135 |
Статья первая
Совершение литургии Церкви
|
|
I. Кто совершает?
|
|
Литургия есть действие "всецелого Хриcта"(Christus totus). Те, кто
уже сегодня совершает ее, через знаки, уже теперь уча ствует в небесной литургии,
где богослужение есть абсолют ное общение и Праздник.
|
1136 |
Служители небесной литургии
|
|
Откровение св. Иоанна, которое читается во время литур гии Церкви,
открывает нам сначала, что "престол стоял на не бе, и на престоле был Сидящий"
(Откр 4,2): "Господь" (Ис 6,1). Затем показывает Агнца, Который "стоял как бы
закланный" (Откр 5,6): Христос, распятый и воскресший, единственный Первосвященник
подлинного святилища, "приносящий и при носимый, приемлемый и раздаваемый". Наконец,
являет "чис тую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола
Бога и Агнца" (Откр 22,1) - один из самых краси вых символов Духа Святого.
|
1137 |
"Собранные под единым Главою" во Христе, в восхвале нии Господа и завершении
Его Замысла участвуют: Небесное Воинство, всё творение (четверо Животных), служители
Вет хого и Нового Заветов (двадцать четыре Старца), новый На род Божий (сто сорок
четыре тысячи), в особенности, муче ники, "убиенные за Слово Божие" (Откр 6,911)
и Пресвятая Матерь Божия (Жена; Невеста Агнца), наконец, "великое мно жество людей,
которого никто не мог перечесть, из всех пле мен и колен, и народов и языков"
(Откр 7,9).
|
1138 |
В этой вечной литургии Дух и Церковь позволяют нам при нимать участие,
когда мы прославляем тайну спасения в таинствах.
|
1139 |
Служители литургии таинств
|
|
Служит вся Община, Тело Христово, единое с Главой сво им. "Литургические
действия являются не частными действи ями, но служением Церкви, которое есть "таинство
единства", то есть народ святой, собранный и руководимый епископами. Поэтому эти
действия принадлежат всему Телу Церкви, явля ют его и отражаются на нем; но отдельные
члены его получа ют пользу от них различным способом в зависимости от свое го
положения, служения и действенного участия". Поэтому также "каждый раз, когда
обряды согласно собственной при роде каждого из них совершаются совместным служением
с присутствием и действенным участием верующих, нужно вну шать, что совместное
служение, в меру возможности, предпо чтительнее служению индивидуальному и почти
что частному".
|
1140 |
Собрание, совершающее богослужение, - община креще ных, которые через
"возрождение и помазание Духа Святого посвящаются в дом духовный и священство
святое, чтобы при носить духовные жертвы". Это "общее священство" есть свя щенство
Христа, единственного Священника, в котором уча ствуют все члены его.
|
1141 |
Матерь Церковь очень желает, чтобы все верующие привлекались
к тому полному, сознательному и деятельному участию в богослу жениях, которого
требует сама природа богослужения, на которое, в силу своего крещения, христианский
народ - "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел"
(1 Петр 1,9) - имеет право, будучи также и обязан к нему.
|
|
Но "не у всех членов одно и то же дело" (Рим 12,4). Неко торые члены
призваны Богом, в Церкви и через Церковь, к осо бому служению общине. Эти служители
избраны и посвяще ны таинством священства, которым Дух Святой делает их спо собными
действовать в лице ХристаГлавы для служения всем членам Церкви. Рукоположенный
во священника - словно "икона" ХристаСвященника. Коль скоро таинство Церкви от
крывается во всей полноте в Евхаристии, то в предстоятель стве при совершении
Евхаристии проявляется прежде всего епи скопское служение, и в общении с ним -
служение священни ков и диаконов.
|
1142 |
Для осуществления функций общего священства верующих существуют другие
особые служения, не требующие посвяще ния через таинство священства, круг которых
определяется епи скопами соответственно литургическим традициям и пастыр ским
потребностям. "Прислуживающие, чтецы, пояснители [богослужения] и поющие в хоре
также исполняют настоящее литургическое служение".
|
1143 |
Так в совершении таинств участвует все собрание, которое становится
"литургом", каждый в своей роли, но в "единстве Духа", действующего во всех. "В
богослужении каждый, и со вершающий его священник, и простой верующий, исполняя
свое служение, должен делать всё то и только то, что ему надле жит в силу самого
обряда и литургических норм".
|
1144 |
II. Как совершать?
|
|
Знаки и символы
|
|
Совершение таинств соткано из знаков и символов. Согласно божественной
педагогике спасения, их значение укоренено в деле Творения и в человеческой культуре,
уточнено в ветхозаветных событиях и открывается во всей полноте в личности и деле
Христа.
|
1145 |
Знаки мира людей. В человеческой жизни знаки и символы за нимают важное
место. Человек, будучи одновременно суще ством плотским и духовным, воспринимает
и выражает духов ные реальности в знаках и материальных символах. Как суще ство
социальное, человек нуждается в знаках и символах, чтобы общаться с другими -
с помощью языка, жестов, по ступков. То же самое - в его отношениях с Богом.
|
1146 |
Бог говорит с человеком посредством видимого творения. Материальная
вселенная является человеческому разуму, что бы он прочел в ней отпечатки ее Создателя.
Свет и тьма, ве тер и огонь, вода и земля, дерево и плоды говорят о Боге, сим
волизируют одновременно Его величие и Его близость.
|
1147 |
Как творения, эти ощутимые чувствами реальности могут стать местом
проявления Божиего действия, освящающего лю дей, и действия людей, поклоняющихся
Богу. То же самое в отношении знаков и символов социальной жизни людей: омо вение
и помазание, преломление хлеба и совместное приобще ние к чаше - все это может
выражать освящающее присутст вие Бога и благодарность человека Его Создателю.
|
1148 |
Великие религии человечества свидетельствуют - часто очень впечатляюще
- об этом космическом и символическом смысле религиозных обрядов. Литургия Церкви
принимает, включает в себя и освящает элементы творения и человеческой культуры,
облекая их достоинством знаков благодати, нового творения в Иисусе Христе.
|
1149 |
Знаки Завета. Избранный народ получает от Бога отличи тельные знаки
и символы, отмечающие его литургическую жизнь: это уже не только прославление
космических циклов и социальные жесты, это знаки Завета, символы великих деяний
Бога для Своего народа. Среди таких литургических знаков Вет хого Завета можно
назвать обрезание, помазание, посвящение царей и священников, возложение рук,
жертвоприношение, и в особенности - Пасху. Церковь видит в этих знаках прообра
зы таинств Нового Завета.
|
1150 |
Знаки, воспринятые Христом. В Своей проповеди Господь Иисус часто использует
знаки творения, чтобы дать познать тайны Царства Божия. Он совершает Свои исцеления
или под черкивает Свою проповедь с помощью материальных знаков или символических
жестов. Он наполняет новым смыслом фак ты и знаки Ветхого Завета, главным образом,
Исход и Пасху, ибо Сам Он - смысл всех этих знаков.
|
1151 |
Знаки таинств. Начиная с Пятидесятницы Дух Святой со вершает дело освящения
через знаки таинств Своей Церкви. Та инства Церкви не упраздняют, но очищают и
вбирают в себя все богатство знаков и символов мироздания и социальной жиз ни.
Кроме того, они завершают прообразы и образы Ветхого Завета, они означают и осуществляют
спасение, совершенное Христом, и предсказывают и предвосхищают Славу Небесную.
|
1152 |
Слова и действия
|
|
Совершение таинства есть встреча детей Божиих с их Отцом, во Христе
и Духе Святом, и эта встреча принимает форму диало га посредством действий и слов.
Разумеется, символические дей ствия сами по себе уже представляют собой своего
рода язык, но необходимо, чтобы Слово Божие и ответ веры на него сопровож дали
их и наполняли их жизнью, дабы семя Царства принесло пло ды на доброй почве. Литургические
действия означают то, что вы ражено в Слове Божием: безвозмездную Божию инициативу
и од новременно ответ веры Его народа.
|
1153 |
Литургия Слова - неотъемлемая часть совершения таин ства. Чтобы питать
веру верующих, знаки Слова Божия до лжны быть представлены по достоинству: книга
Слова (лек ционарий или Евангелие); его почитание (процессия, каждение, свет);
место провозглашения Слова Божия (авмон), четкое и разборчивое чтение, проповедь
священника, продолжающая провозглашение Слова, ответы собрания (возгласы, псалмы,
побуждающие к размышлению, молитвенные прошения, испо ведание веры).
|
1154 |
Неразделимые как знак и умение, литургические слова и дей ствия столь
же неразрывны в воплощении того, что они озна чают. Дух Святой дарует не только
разумение Слова Божия, пробуждая веру; в таинствах Он воплощает также "чудеса"
Бо жий, о которых возвещает Слово: Он дарует и сообщает при сутствие Божиего дела,
совершенного Возлюбленным Сыном.
|
1155 |
Пение и музыка
|
|
"Музыкальная традиция всей Церкви составляет неоцени мое сокровище,
которое отличается среди других выражений искусства, особенно тем, что священное
пение, соединенное со словами, является необходимой или неотъемлемой частью тор
жественного богослужения". Сочинение и пение боговдохновенных Псалмов, часто сопро
вождаемое музыкальными инструментами, уже были тесно свя заны с богослужениями
Ветхого Завета. Церковь продолжает и развивает эту традицию: "Исполняйтесь Духом,
назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовны ми, поя и воспевая
в сердцах ваших Господу" (Еф 5,19). "Тот, кто поет, молится вдвойне".
|
1156 |
Пение и музыка исполняют свою функцию знаков тем крас норечивее, чем
они "теснее они смыкаются с литургическим дей ствием" по трем основным критериям:
выразительной красо те молитвы, единодушному участию христиан в положенные моменты
и торжественному характеру богослужения. Пение и музыка таким образом участвуют
в том, что является целью слов и литургических действий - в прославлении Бога
и освя щении верующих:
|
1157 |
Сколько плакал я, слушая ваши гимны, ваши песнопения, плени
тельные интонации, которыми звенела ваша Церковь! Какое волне ние рождало это
во мне! Они плыли в мои уши, очищая истину в моем сердце. Великий порыв благоговения
вздымал меня, и слезы текли по моим щекам, но то были добрые слезы.
|
|
Гармония знаков (пение, музыка, слова и действия) тем бо лее выразительна
и плодотворна, если она выражается в куль турном богатстве, принадлежащем Народу
Божию, который совершает богослужение. Поэтому "народные религиозные песнопения
нужно разумно поддерживать, чтобы в священных и благочестивых делах и в самом
литургическом действии", в соответствии с правилами Церкви, "могли звучать голоса
ве рующих". Но "тексты, предназначенные для священного пе ния, должны соответствовать
католическому учению и должны по преимуществу извлекаться из Священного Писания
или ли тургических источников".
|
1158 |
Священные изображения
|
|
Священное изображение, литургическая Икона, изобража ет главным образом
Христа. Она не может изображать неви димого и непостижимого Бога; именно Воплощение
Сына Бо жия открыло новое "домостроительство" изображений:
|
1159 |
Раньше Бог, не имеющий ни тела, ни лица, совершенно не мог
быть представленным в изображении. Но теперь, когда Он явился нам во плоти и жил
с людьми, я могу запечатлеть образ того, что я уви дел в Боге. (...) С открытым
лицом созерцаем мы славу Господа.
|
|
Христианская иконография передает в образах евангельскую весть, которую
Священное Писание передает в словах. Образ и слово поясняют друг друга:
|
1160 |
Говоря коротко, мы исповедуем, что храним все церковные
преда ния, писаные и неписаные, которые были переданы нам без изме нений. Одно
из них состоит в изобразительном представлении об разов; оно согласуется с проповедью
евангельской истории и слу жит подтверждением подлинного, а не только видимого
вочелове чения БогаСлова, и это (представление образов] полезно и плодот ворно,
ибо взаимно проясняющие друг друга вещи несомненно име ют и обоюдоважное значение.
|
|
Все знаки литургического богослужения относятя к Хрис ту: священные
образы Матери Божией и святых - также. Они означают Христа, в них прославленного.
Они открывают "об лако свидетелей" (Евр 12,1), продолжающих участвовать в спа
сении мира, с которыми мы объединены - в особенности, в совершении таинств. Через
их иконы нашей вере открывается человек "по образу Божию", преображенный наконец
по "Его подобию", и даже ангелы, также собранные воедино под гла венством Христа:
|
1161 |
Согласно боговдохновенному учению наших Святых Отцов и Пре
данию Вселенской Церкви, о котором нам известно, что оно есть Предание Духа Святого,
живущего в ней, мы со всей уверенностью правильно постановляем, что почитаемые
святые образы, как и изо бражения драгоценного и животворящего Креста, в живописи
ли, в мозаике или любом другом соответствующем материале, - дол жны быть помещены
в святых церквах Божиих, на священных пред метах и одеяниях, на стенах и досках,
в" домах и на дорогах - как святой образ Господа нашего, Бога и Спасителя Иисуса
Христа, так и образ Пречистой и Святой Богоматери, нашей Царицы, святых ангелов,
всех святых и праведников.
|
|
"Красотаи цвета образов зовут меня к молитве. Это празд ник глазам
моим, так же, как созерцание природы побуждает мое сердце к восхвалению Бога".
Созерцание святых икон в соединении с размышлением над Словом Божиим и пением
ли тургических песнопений входит в гармонию знаков богослуже ния, чтобы тайна,
которую мы прославляем, запечатлелась в памяти сердца и выразилась затем в новой
жизни верующих.
|
1162 |
III. Когда совершать?
|
|
Литургическое время
|
|
"Святая Матерь Церковь считает своей обязанностью про славлять священным
воспоминанием по определенным дня на протяжении года спасительное дело своего
Божественного Же ниха. Каждую неделю, в день, названный ею "днем Господ ним",
она вспоминает воскресение Господне, которое еще один раз в году она прославляет
величайшим торжеством Пасхи вме сте со святыми Его Страстями. На протяжении года
она рас крывает всю тайну Христа. (...). Таким образом, вспоминая тайны искупления,
она открывает верующим богатства силы и заслуги своего Господа, - чтобы соделать
их как бы присут ствующими на протяжении времени и чтобы верующие могли войти
в соприкосновение с ними и исполниться благодатью спа сения".
|
1163 |
Уже со времен Моисеева закона Народ Божий знал посто янные праздники,
начиная с Пасхи, чтобы увековечить удиви тельные деяния Бога Спасителя, воздать
Ему благодарение, со хранить их память и научить новые поколения сообразовывать
с ними свое поведение. Во времена Церкви, от Пасхи Христо вой и до завершения
в Царстве Божием, литургия, совершае мая в определенные дни, вся пронизана новизной
тайны Хрис та.
|
1164 |
Когда Церковь празднует тайну Христа, есть одно слово, придающее особое
звучание ее молитве: "Ныне!" Это эхо мо литвы, которой научил ее Господь, и призыва
Духа Святого Это "ныне" Бога Живого, в которое человек призван войти; оно есть
"Час" Пасхи Иисуса, проходящий сквозь всю историю и ведущий ее:
|
1165 |
Жизнь распростерлась на все существа, и все преисполнились
яр кого света; Восток востоков охватил мироздание, и Тот, Кто был "раньше утренней
звезды", раньше звезд, Бессмертный и Бесконеч ный, Великий Христос сияет над всякой
тварью ярче солнца. По этому для нас, верующих в Него, наступает Светлый День,
долгий, вечный, неугасающий: мистическая Пасха.
|
|
День Господень
|
|
"Церковь празднует тайну Пасхи по апостольскому Преда нию, восходящему
к самому дню Воскресения Христова, каждый восьмой день, по праву называющийся
Днем Господ ним, или Воскресением". День Воскресения Христа одновре менно и "первый
день недели" в память первого дня творения, и "восьмой день", в который Христос,
после Своего "покоя" Великой Субботы, открывает День, "его же сотворил Господь",
"день невечерний". Трапеза Господня - его центр, ибо имен но в ней община верных
встречает Воскресшего Господа, Ко торый приглашает их на Свой пир:
|
1166 |
День Господень, день Воскресения, день христиан, это наш
день. Поэтому он и назван днем Господним: ибо в этот день Господь Победитель взошел
к Отцу. Если язычники называют его днем солн ца, то и мы тоже охотно это исповедуем:
ибо сегодня воссиял Свет мира, сегодня явилось Солнце Правды, Чьи лучи приносят
спасе ние.
|
|
Воскресенье есть по своей сути главный день литургическо го собрания,
когда верующие собираются, "чтобы, слушая сло во Божие и участвуя в Евхаристии,
вспоминать Страсти, Вос кресение и Славу Господа Иисуса, воздавая благодарение
Бо гу, возродившему их к живому упованию Воскресением Иису са Христа из мертвых":
|
1167 |
Когда мы размышляем, о Христе, о чудесах, свершенных в день
Твоего святого Воскресения, мы говорим: Благословен день воскрес ный, ибо в этот
день началось творение мира (...), спасение мира (...), обновление рода человеческого
(...). В этот день возрадовались небо и земля, и все мироздание исполнилось света.
Благословен день воскресный, ибо в этот день открылись двери рая, чтобы Адам и
все изгнанные без страха вошли туда.
|
|
Литургический год
|
|
Начиная с Пасхального Триденствия как с источника света, новое время
Воскресения наполняет весь литургический год сво им сиянием. Приближаясь и с той
и другой стороны к этому источнику, год преображается литургией. Он действительно
"лето Господне благоприятное". Домостроительство спасения происходит в рамках
времени, но после совершения его в Пас хе триста и излияния Святого Духа конец
истории предвосхищен в "предвкушении", и Царство Божие входит в наше время.
|
1168 |
Поэтому Пасха не просто один из праздников: она "Празд ник праздников",
"Торжество торжеств", как Евхаристия есть таинство таинств (Великое таинство).
Св. Афанасий называет Пасху "Великим Воскресеньем", как Святая неделя называет
ся на Востоке Великой неделей. Тайна Воскресения, в которой Христос попрал смерть,
пронизывает наше ветхое время мощ ной своей энергией, пока все не подчинится Ему.
|
1169 |
На Никейском соборе (325 г.) все Церкви пришли к согласию в том, что
бы праздновать христианскую Пасху в воскресенье, следующее за полно лунием (14
нисана), после весеннего равноденствия. Реформа календаря на Западе (названного
григорианским, по имени Папы Григория XIII, в 1582 г.) привела к многодневной
разнице с восточным календарем. Западные и вос точные Церкви ищут теперь соглашения,
чтобы снова праздновать в один и тот же день Воскресение Господне.
|
1170 |
Литургический год представляет собой раскрытие различных аспектов единой
Пасхальной тайны. Это особенно относится к ци клу праздников, связанных с тайной
Воплощения (Благовещение, Рождество Христово, Богоявление), вспоминающих начало
наше го спасения и сообщающих нам начатки Пасхальной тайны.
|
1171 |
Календарь святых литургического года
|
|
"Совершая годовой цикл тайн Христовых, Святая Церковь с особой любовью
почитает Блаженную Деву Марию, Матерь Божию, Которая неразрывно связана со спасительным
делом Своего Сына. Ею Церковь восхищается и Ее превозносит как высший плод Искупления,
и в Ней как в чистейшем отражении, она с радостью созерцает то, чем сама она всецело
жаждет и надеется быть".
|
1172 |
Когда Церковь в годовом цикле поминает мучеников и дру гих святых,
она "возвещает Пасхальную тайну" в тех, кто "страдал со Христом и прославлен с
Ним, предлагая верую щим их пример, всех привлекающий через Христа к Отцу, и бла
годаря их заслугам вымаливает милости Божии".
|
1173 |
Литургия Часов
|
|
Тайна Христа, Его Воплощение и Его Пасха, празднуемые в Евхаристии
- в особенности в воскресном собрании, прони кает во время каждого дня и преображает
его через Литургию Часов. Эта служба, во исполнение апостольских наставлений "непрестанно
молиться" (1Фес 5,17; Еф 6,18), "составлена та ким образом, что все течение дня
и ночи было освящено хвалой Богу". Она - "общественная молитва Церкви", в которой
ве рующие (духовенство, монашествующие и миряне) осуществля ют свое царское священство
крещеных. Совершаемая "по образу, одобренному" Церковью, Литургия Часов "есть
действительно го лос самой Невесты, взывающей к своему Жениху; более того, она
есть также молитва Христа и Его Тела к Богу Отцу".
|
1174 |
Литургия Часов предназначена стать молитвой всего Народа Божия. В ней
Сам Христос "продолжает священническое служение через Свою Цер ковь"; каждый участвует
в ней в соответствии с местом, занимаемым в Церкви и обстоятельствами своей жизни:
священники - как те, кому над лежит исполнять пастырское служение, ибо они призваны
к усердию в мо литве и служении слова; монахи и монахини - через харизму их посвящен
ной жизни; все верующие - по их возможностям: "Пастыри должны за ботиться о том,
чтобы важнейшие Часы, в особенности Вечерни по вос кресным дням и в дни великих
праздников, совершались в церкви обшин но. Самим мирянам рекомендуется читать
Божественное Служение вместе со священниками, или когда они собираются друг с
другом, либо даже ин дивидуально".
|
1175 |
Совершать Литургию Часов означает не только согласовы вать свой голос
с молящимся сердцем, но также "приобретать более глубокое знание богослужения
и Библии, в особенности, псалмов".
|
1176 |
Гимны и прошения Литургии Часов вводят молитву псал мов во время Церкви,
выражая символику данного времени су ток, литургического времени или отмечаемого
праздника. Кро ме того, чтение Слова Божия в каждый литургический Час (с последующими
за ним ответами или тропарями), и, в некото рые Часы, чтение текстов Святых Отцов
и духовных учителей более глубоко раскрывают смысл поминаемой тайны, содей ствуют
пониманию псалмов и готовят к безмолвной молитве. Таким образом. Божественное
чтение (lectio divina), во время которого чтение слова Божия становится предметом
размыш ления, укореняется в литургическом служении, чтобы стать мо литвой.
|
1177 |
Литургия Часов, которая есть как бы продолжение совер шения Евхаристия,
не исключает, но требует по принципу до полнительности различных других проявлений
благочестия На рода Божия, в особенности это относится к поклонению Свя тым Дарам
и почитанию.
|
1178 |
Где совершать?
|
|
Поклонение "в духе и истине" (Ин 4,24) Нового Завета не связано с какимто
исключительным местом. Вся земля свята и вверена сынам человеческим. Когда верующие
собираются в какомто одном месте, они суть "камни живые", составляю щие в "дом
духовный" (1 Петр 2,45). Тело Воскресшего Хрис та есть духовный храм, из которого
бьет чистый родник жи вой воды. Воплощенные во Христа Духом Святым, мы сами "храм
Бога Живого" (2 Кор 6,16).
|
1179 |
Когда религиозная свобода не встречает препятствий, хри стиане строят
здания, предназначенные для поклонения Богу. Эти видимые церкви (храмы) - не просто
место для собраний, они знаменуют и являют собой Церковь, живущую в этом месте,
оби тель Бога с людьми, примиренными и объединенными во Христе.
|
1180 |
"Дом молитвы, где совершается и сохраняется Пресвятая Евхаристия, где
собираются верующие и где почитается при сутствие Сына Божия, Спасителя нашего,
принесенного за нас на жертвенном алтаре, для утешения и поддержки верных, до
лжен быть благоустроен и приспособлен для молитвы и свя щеннослужения". В этом
"Доме Божием" истина и гармония знаков, его составляющих, должны открывать Христа,
присут ствующего и действующего здесь.
|
1181 |
Алтарь Нового Завета есть Крест Господень, от Которого проистека ют
таинства Пасхальной тайны. На алтаре, являющемся центром Церкви, свершается присутствие
Жертвы Христа в таинственных знаках. Он также Стол Трапезы Господней, к которой
приглашен Народ Божий. В неко торых восточных литургиях престол (алтарь) символизирует
также Гроб Господень (Христос воистину умер и воистину воскрес).
|
1182 |
Дарохранительница должна находиться в храме "на самом достойном месте,
окруженная величайшим почитанием". Благородство, расположе ние и безопасность
дарохранительницы должны способствовать поклоне нию Господу, реально присутствующему
в Святых Дарах. Миро, помазание которым есть таинственный знак печати дара Духа
Святого, традиционно хранится и почитается в безопасном месте храма. Там может
находиться также елей для помазания катехуменов и для пома зания больных.
|
1183 |
Трон (кафедра) епископа или священника "должен подчеркивать функ цию
того, кто предстоятельствует в собрании и руководит молитвой". Амвон: "Достоинство
Слова Божия требует, чтобы в церкви сущест вовало место, способствующее возвещению
этого Слова, к которому устрем лено естественным образом внимание верующих во
время Литургии Сло ва" .
|
1184 |
Объединение Народа Божия начинается с Крещения; значит, в церкви должно
быть место для совершения Крещения (крещальня, или баптисте рий) и напоминание
об обетах Крещения (святая вода). Возобновление жизни, освященной Крещением, требует
покаяния. Храм должен располагать к раскаянию и принятию прощения, что требует
под ходящего места для приема кающихся. Храм также должен быть местом, приглашающим
к сосредоточеннос ти и молчаливой молитве, которая продолжает и углубляет великую
мо литву Евхаристии.
|
1185 |
И, наконец, храм имеет значение эсхатологическое. Чтобы войти в Дом
Божий, надо переступить порог, символ перехо да из мира, уязвленного грехом, в
мир Новой Жизни, в кото рый призваны войти все люди. Видимый храм символизирует
Отчий дом, к которому идет Народ Божий и в котором "от рет Бог всякую слезу с
очей их" (Откр 21,4). И поэтому храм является также домом всех детей Божиих, широко
открытым и гостеприимным.
|
1186 |
КОРОТКО
|
|
Литургия есть дело Всецелого Христа, Главы и Тела. Наш
Первосвященник непрестанно совершает небесную литургию с Пресвятой Матерью Божией,
апостолами, всеми святы ми и великим множеством людей, вошедших уже в Царство
Божие.
|
1187 |
В литургическом служении все Собрание есть "литург", каж
дый в согласии со своими функциями. Священство креще ных - это священство всего
Тела Христа. Но некоторые из верных поставлены таинством священства для того,
что бы представлять Христа как Главу Тела.
|
1188 |
Литургическое служение включает в себя знаки и символы,
относящиеся к творению (свет, вода, огонь), к человеческой жизни (омовение, помазание,
преломление хлеба) и к исто рии спасения (пасхальные обряды). Внедренные в мир
веры и объятые силой Духа Святого, эти элементы мироздания, эти человеческие обряды,
эти жесты воспоминания о Боге становятся носителями спасительного и освящающего
действия Христа.
|
1189 |
Литургия Слова - неотъемлемая часть богослужения. Смысл
богослужения выражается в Слове Божием, которое в нем возвещается, и в обязательстве
веры, которое является ответом на это Слово.
|
1190 |
Пение и музыка находятся в тесной связи с литургическим
действием. Критерии их правильного применения следующие: выразительная красота
молитвы, единодушное участие собрания и священный характер богослужения.
|
1191 |
Святые образы, находящиеся в наших храмах и наших домах,
предназначены для того, чтобы пробуждать и питать нашу веру в тайну Христа. Сквозь
икону с изображением Христа и Его спасительных деяний мы поклоняемся Ему Самому.
Сквозь святые образы Пречистой Матери Божией, ангелов и святых мы почитаем людей,
на них изображенных.
|
1192 |
Воскресенье, "День Господень", есть главный день совершения
Евхаристии, ибо это день Воскресения. Это по сути своей главный день литургического
собрания, день христианской семьи, день радости и отдыха от трудов. Он - "основа и ядро всего литургического года".
|
1193 |
Церковь "раскрывает в течение годичного цикла всю тайну Христа, от Воплощения и Рождества до Вознесения, до дня Пятидесятницы и до ожидания блаженной надежды и пришествия Господа".
|
1194 |
Поминая святых, и прежде всего - Пресвятую Богородицу,
затем - апостолов, мучеников и других святых в отведенные для этого дни литургического
года, земная Церковь показывет, что она объединена с небесной литургией; она прославляет
Христа за совершение спасения в ее прославленных членах; их пример вдохновляет
ее на пути к Отцу.
|
1185 |
Верующие, совершающие Литургию Часов, объединяются со Христом,
нашим Первосвященником, в молитве псалмов, в размышлении над Словом Божиим, в
песнопениях и благословениях, чтобы участвовать в Его непрестанной и вселенской
молитве, прославляющей Отца и испрашивающей дар Духа Святого для всего мира.
|
1186 |
Христос есть истинный Храм Божий, "место Его Славы"; милостью
Божией христиане становятся также храма ми Духа Святого, живыми камнями, из которых
созидается Церковь.
|
1187 |
В условиях земной жизни Церковь нуждается в месте, где
могла бы собираться община: наши видимые храмы, святые места, суть образы Святого
Града, небесного Иерусалима, к которому мы идем в нашем паломничестве.
|
1198 |
В этих храмах Церковь совершает общественные богослужения
во славу Пресвятой Троицы, слушает Слово Божие и воспевает хвалу Богу, возносит
молитву свою и приносит Жертву Христа, всегда присутствующего в таинствах среди
собрания. Эти храмы являются также местами внутренней сосредоточенности и личной
молитвы.
|
1199 |
|
|
|