|
К оглавлению
Статья вторая
Литургическое разнообразие
и единство тайны
|
|
Литургические традиции и вселенскость Церкви
|
|
От первой Иерусалимской общины до пришествия Христа во Славе - все
Церкви Божии, верные апостольской вере, прославляют одну и ту же тайну Пасхи.
Тайна, прославляемая в литургии, одна, но формы прославления разные.
|
1200 |
Бездонное богатство тайны Христа таково, что никакая литургическая
традиция не может исчерпывающе ее выразить. История зарождения и развития этих
обрядов свидетельствует об их удивительной взаимной дополнительности. Когда Церкви
накапливали эти литургические традиции в общении веры и таинств веры, они взаимно
обогащали друг друга и возрастали в верности Преданию и общей миссии всей Церкви.
|
1201 |
Различные литургические традиции возникли по причине самой миссии Церкви.
Церкви, принадлежащие к одной и той же географической и культурной зоне, стали
прославлять тайны Христа особыми, характерными для данной культуры средствами
выражения: в передаче "залога веры" (ср. 2 Тим 1,14), в литургической символике,
в устроении братского общения, в богословском разумении тайн и в типах святости.
Так, Христос, Свет и Спасение всех народов, являет Себя через литургическую жизнь
данной Церкви народу и культуре, к которым эта Церковь послана и в которых укоренена.
Церковь - вселенская: она может принять в свое единство все настоящие культурные
богатства, очищая их.
|
1202 |
Литургические традиции, или обряды, практикующиеся сегодня
в Церкви, - это латинский обряд (главным образом обряд римский, но также и обряд
некоторых поместных Церквей, как обряд амвросианский или обряд некоторых монашеских
орденов) и обряд византийский, александрийский или коптский, сирийский, армянский,
маронитский и халдейский. "Священный Собор, с верностью повинуясь преданию, заявляет,
что святая Матерь Церковь почитает все законно признанные обряды равноправными
и равночестными и хочет в будущем хранить их и всячески содействовать им".
|
1203 |
Литургия и культуры
|
|
Таким образом, совершение литургии должно соответствовать гению и культуре
разных народов. Чтобы тайна Христа была "возвещена всем народам для покорения
их вере" (Рим 14,25), она должна быть проповедана во всех культурах, прославлена
и войти в их жизнь - так, чтобы их не упразднить, но служить их искуплению и совершенству*.
В рамках своей собственной человеческой культуры, воспринятой и преображенной
Христом, и через нее, множество детей Божиих получают доступ к Отцу, чтобы славить
Его в едином Духе.
|
1204 |
"В литургии, в особенности в литургии таинств, существует часть неизменная
- ибо она есть божественное установление, - хранительницей которой является Церковь,
и существуют части, поддающиеся изменениям, которые Церковь может, а иногда и
должна приспосабливать к культуре недавно евангелизированных народов".
|
1205 |
"Литургическое разнообразие может быть источником обогащения, но оно
может также вызывать напряжение, взаимное непонимание и даже схизмы. Очевидно,
что в этой области разнообразие не должно вредить единству. Оно может выражаться
только в верности общей вере, знамениям таинств, полученным Церковью от Христа,
и иерархическому общению. Культурная адаптация требует обращения сердец и, если
надо, разрыва с обычаями предков, несовместимыми с католической верой".
|
1206 |
КОРОТКО
|
|
Следует стремиться к тому, чтобы совершение литургии находило
выражение в культуре того народа, где находится Церковь, - однако, не подчиняло
себя ей. С другой стороны, литургия сама по себе порождает и созидает культуру.
|
1207 |
Разные литургические традиции, или обряды, законно признанные,
являют вселенскость Церкви, ибо означают и сообщают одну и ту же тайну Христа.
|
1208 |
Критерием, обеспечивающим единство в разнообразии литургических
традиций, является верность Апостольскому Преданию, то есть: общение в вере и
таинствах, полученных от апостолов, общение, знаменуемое и гарантированное апостольским
преемством.
|
1209 |
|
|
|