Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

К оглавлению


Второй раздел

Семь таинств Церкви



 
Таинства Нового Закона установлены Христом; число их - семь: Крещение, Миропомазание (Конфирмация), Евхаристия, Покаяние, Помазание больных (Елеосвящение, Соборование), Священство, Брак. Семь таинств касаются всех этапов, всех важных моментов жизни христианина: они дают рождение и возрастание, исцеление и миссию христианской жизни в вере. В этом существует некоторое подобие между этапами духовной жизни и жизни физической.

1210
Следуя этой аналогии, Катехизис представит сначала три таинства христианского посвящения (глава первая), затем таинства исцеления (глава вторая), и, наконец, таинства на службе общения и миссии верных (глава третья). Такой порядок, разумеется, не единственно возможный, но он позволяет увидеть, что таинства составляют некий организм, в котором каждое из них в отдельности занимает жизненно важное место. В этом организме Евхаристия играет роль уникальную как "Таинство таинств": "Все другие таинства устремлены к ней как к своей цели".

1211

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Таинства христианского посвящения


 

Таинствами христианского посвящения (введения в христианство) - Крещением, Миропомазанием и Евхаристией - закладываются основы всякой христианской жизни. "Причастность к Божественному естеству, данная людям благодатью Христовой, заключает в себе известную аналогию с происхождением, развитием и поддержанием естественной жизни. Рожденные к новой жизни через Крещение, верующие укреплены таинством Миропомазания и получают в Евхаристии хлеб вечной жизни. Так в таинствах христианского посвящения они получают все больше и больше богатств божественной жизни и движутся к совершенству любви".

1212
Статья первая

Таинство Крещения



 
Святое Крещение есть основа всей христианской жизни, врата жизни в Духе (vitae spiritualis ianua) и дверь, открывающая доступ к другим таинствам. Крещением мы освобождаемся от греха и возрождаемся как сыны Божии, мы становимся членами Христа, воплощенными в Церковь, и участниками ее миссии: "Крещение есть таинство возрождения водой и в слове".

1213
I. Как называется это таинство?

 
Оно называется Крещением, в связи с основным обрядом, посредством которого совершается таинство: "крестить" (погречески баптеин) означает "погрузить в воду", "опустить в воду". "Погружение вводу" символизирует погребение крещаемого в смерть Христа, из которой он поднимается, воскресая вместе с Христом, как "новое творение" (2 Кор 5,17; Гал 6,15).

1214
Это таинство называется также "баней возрождения и обновления Святым Духом" (Тит 3,5), ибо оно означает и осуществляет то рождение от воды и Духа Святого, без которого никто "не может войти в Царство Божие" (Ин 3,5).

1215
"Это омовение называется просвещением, потому что у тех, кто получает это [катехетическое] поучение, просвещается дух..." Получив в Крещении Слово, "Свет истинный, Который просвещает всякого человека" (Ин 1,9), крещеный, "быв просвещен" (Евр 10,32), стал "сыном света" (1Фес 5,5) и самим "светом" (Еф 5,8).

1216
Крещение - самый прекрасный, самый великолепный из даров Божиих (...). Мы называем его даром, благодатью, помазанием, просвещением, одеянием нетления, омовением возрождения, печатью - и всем, что есть наиболее драгоценного. Дар - потому что он дается тем, кто ничего не приносит; благодать - потому что дается даже виноватым; крещение - потому что грех погребен в воде; помазание - потому что оно священно и царственно (таковы помазанники); просвещение - потому что это ясный свет; одеяние - потому что прикрывает наш стыд; омовение - потому что омывает; печать - потому что хранит нас и потому что в нем знак господства Божия.

 
II. Крещение в домостроительстве спасения

 
Прообразы Крещения в Ветхом Завете

 
В литургии Пасхальной ночи, во время благословения крещальной воды, Церковь торжественно вспоминает великие события истории спасения, предварявшие уже тайну Крещения:

1217
Боже, Своею невидимою силою Ты творишь чудесные дела через знаки таинств. Ты многими образами в истории спасения подгото- вил водную стихию, чтобы через нее являлась благодать Крещения.

 
От начала мира вода - это смиренное и восхитительное творение - есть источник жизни и плодородия. Священное Писание видит ее как бы "осененной" Духом Божиим:

1218
Твой Дух в начале создания мира носился над водами, чтобы уже тогда они вобрали в себя силу освящения.

 
Церковь видела в Ноевом ковчеге прообраз спасения Крещением. И действительно, в нем "немногие, то есть восемь душ, спаслись водою" (1 Петр 3,20*).

1219
Ты показал образ возрождения в водах потопа, чтобы водами положить конец пороку и начало добродетелям.

 
Если вода родника символизирует жизнь, то морская вода есть символ смерти, и поэтому он мог быть образом тайны Креста. В этой символике Крещение означает причастность к смерти Христа.

1220
Переход через Красное море, истинное освобождение Израиля из египетского рабства, предвещает прежде всего освобождение, совершенное Крещением:

1221
Ты сподобил сынов Авраамовых перейти Красное море сухими стопами, чтобы народ, избавившийся от рабства фараона, стал прообразом народа крещеного.

 
Наконец, мы находим прообраз Крещения в переходе через Иордан, посредством которого Народ Божий получает в дар землю, обещанную потомкам Авраама, образ вечной жизни. Обещание этого благословенного наследства исполняется в Новом Завете.

1222
Крещение Христа

 
Все прообразы Ветхого Завета находят свое завершение в Иисусе Христе. Он начинает Свое общественное служение, приняв Крещение в Иордане от св. Иоанна Крестителя, и после Своего Воскресения Он поручает апостолам такую миссию: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф 28,19-20).

1223
Господь наш по доброй воле Своей подчинился Крещению св. Иоанна, предназначенному для грешников, чтобы "исполнить всякую правду" (Мф 3,5). Этот поступок Иисуса показывает Его "уничижение" (Флп 2,7). Дух, носившийся над водами первозданного мира, нисходит тогда на Христа, предваряя новое творение, и Отец открывает, что Иисус есть Его "Сын Возлюбленный" (Мф 1,16-17).

1224
Христос открыл всем людям источник Крещения в Своей Пасхе. Он ведь уже говорил о Страстях, которые Он претерпит в Иерусалиме как о "Крещении", которым Он должен креститься (Мк 10,38). Кровь и вода, истекшие из пронзенного копьем бока распятого Иисуса (Ин 19,34), - образы Крещения и Евхаристии, таинств новой жизни: отныне возможно "родиться от воды и Духа", чтобы войти в Царство Небесное (Ин 3,5).

1225
Посмотри, где ты крещен, откуда происходит Крещение, как не от Креста Христова, от смерти Христовой. В этом вся тайна: Он страдал за тебя. В Нем ты искуплен, в Нем ты спасен.

 
Крещение в Церкви

 
Со дня Пятидесятницы Церковь совершала и давала святое Крещение. Действительно, Святой Петр возвещает толпе, потрясенной его проповедью: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деян 2,38). Апостолы и их сотрудники крестят всякого, кто верит в Иисуса: иудеев, боящихся Бога, и язычников. Крещение всегда связано с верой: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой", - говорит св. Павел своему тюремщику в Филиппах. Рассказ продолжается: темничный страж "немедленно крестился сам и все домашние его" (Деян 16, 31-33).

1226
По апостолу Павлу, Крещением верующий причастен смерти Христа; он погребен и воскресает с Ним:

1227
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим 6,3-4).

 
Крещеные "облеклись во Христа" (Гал 3,27). Благодаря Святому Духу Крещение является омовением, которое очищает, освящая и оправдывая.

 
Крещение, таким образом, есть омовение водой, в котором "нетленное семя" Слова Божия производит свое живительное действие. Св. Августин говорит о Крещении: "Слово соединяется с вещественной стихией, и это становится таинством".

1228
III. Как совершается таинство Крещения?

 
Христианское посвящение (введение в христианство)

 
Стать христианином уже со времен апостольских означает пройти многоэтапный путь христианского посвящения. Этот путь может быть пройден быстро или медленно. Он обязательно должен включать в себя несколько основных элементов: благовестие Слова, принятие Евангелия, ведущее к обращению, исповедание веры, Крещение, излияние Святого Духа, доступ к Евхаристии.

1229
Это посвящение сильно видоизменилось в ходе веков и в зависимости от обстоятельств. В первые века Церкви христианское посвящение было сильно развито и включало в себя долгий период катехумената (оглашения), а также ряд подготовительных обрядов, литургически знаменовавших путь катехуменального приготовления, которые заканчивались совершением таинств христианского посвящения.

1230
Там, где крещение детей стало в большой степени обычной формой совершения этого таинства, оно превратилось в единое действие, включающее в себя в сокращенном виде этапы, предшествующие христианскому посвящению. По самой природе своей. Крещение детей требует периода оглашения после крещения. Речь идет не только о потребности обучения после крещения, но и о необходимом расцвете крещальной благодати в меру возрастания личности. Для этого и нужен собственно катехизис.

1231
Второй Ватиканский Собор восстановил для латинской Церкви "катехуменат для взрослых, разделенный на несколько этапов". Обряды эти можно найти в "Чине христианского посвящения взрослых" (Ordo initiationis christianae adultorum) (1972). Собор, кроме того, позволил, чтобы "помимо элементов введения, которые дает христианская традиция", в тех краях, где ведется миссионерская работа, допускались "те иные элементы введения в христианство, которые используются у каждого народа, в той мере, в какой они могут быть приспособлены к христианскому обряду".

1232
Таким образом в наши дни во всех латинских или восточных обрядах христианское посвящение взрослых начинается с их вхождением в катехуменат и достигает своей кульминационной точки в едином совершении трех таинств - Крещения, Миропомазания и Евхаристии. В восточных обрядах введение в христианство детей начинается с Крещения, за которым сразу следуют Миропомазание и Евхаристия, тогда как в римском обряде оно продолжается все те годы, в течение которых длится катехизация, чтобы затем завершиться Миропомазанием и Евхаристией, вершиной введения в христианство.

1233
Мистический смысл (мистагогия) совершения таинства

 
Смысл и благодать таинства Крещения ясно проявляются в обрядах его совершения. С внимательным участием следя за его жестами и словами, верующие осознают богатство, которое это таинство означает и совершает в каждом неофите (человеке, принимающем крещение).

1234
Крестное знамение в начале совершения таинства означает печать Христа на том, кто будет принадлежать Ему, и благодать искупления, которое Христос приобрел для нас Своим Крестом.

1235
Возвещение Слова Божия озаряет истиной Откровения готовящегося к крещению и все собрание и призывает к ответу веры, неотъемлемом от Крещения. И действительно, Крещение особенным образом является "таинством веры", ибо оно есть таинственное вхождение в жизнь веры.

1236
Поскольку Крещение означает освобождение от греха и от искусителя ко греху, диавола, над крещаемым произносится один или несколько экзорцизмов (заклинаний, молений об изгнании злого духа). Крещаемый получает помазание елеем катехуменов, либо тот, кто совершает таинство, возлагает на него руку, и он четко отрекается от сатаны. Подготовленный таким образом, крещаемый может исповедовать веру Церкви, которой он "вверен" Крещением.

1237
Крещальная вода освящается молитвой эпиклесиса (либо в тот же момент, либо в Пасхальную ночь). Церковь молит Бога, чтобы через Его Сына Святой Дух снизошел на эту воду, дабы те, кто в ней получат Крещение, родились "от воды и от Духа" (Ин 3,5).

1238
Затем следует обряд, выражающий саму суть таинства: собственно Крещение, которое знаменует и осуществляет смерть для греха и вхождение в жизнь Пресвятой Троицы через уподобление Пасхальной тайне Христа. Крещение совершается наиболее выразительным образом через тройное погружение в крещальную воду. Но еще с древних времен оно совершается также троекратным возлиянием воды на голову крещаемого.

1239
В латинской Церкви это троекратное возлияние сопровождается словами совершающего крещение: "N, я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа". В восточных литургиях крещаемый поворачивается лицом к Востоку, и священник говорит: "Крещается раб Божий N во имя Отца и Сына и Святого Духа". При именовании каждого из Лиц Пресвятой Троицы он погружает крещаемого в воду и поднимает его.

1240
Помазание святым миром - благовонным маслом, освященным епископом, означает дар Святого Духа новокрещенному. Он стал христианином, то есть "помазанником" Духа Святого, воплощенным во Христа, помазанного как Священник, Пророк и Царь.

1241
В литургии Восточных Церквей помазание миром после Крещения является таинством Миропомазания (Конфирмации). В римской литургии оно предвещает второе помазание святым миром, которое будет совершено епископом: таинство Миропомазания, или Конфирмации, которое в своем роде "утверждает" и завершает помазание Крещения.

1242
Белая одежда является символом того, что крещаемый "в Христа облекся" (Гал 3,27) и воскрес со Христом. Свеча, зажженная от пасхальной свечи, означает, что Христос просветил неофита. Во Христе крещеные становятся "светом мира" (Мф 5,14).

1243
Новокрещенный теперь - дитя Божие в Его Единственном Сыне. Он может произносить молитву детей Божиих - "Отче наш".

 
Первое Причастие. Став чадом Божиим, облекшись в брачные одежды, неофит допущен на "брачный пир Агнца" и получает пищу новой жизни - Тело и Кровь Христовы. Восточные Церкви хранят живое сознание единства христианского посвящения, давая Святое Причастие всем тем, кто получил Крещение и Миропомазание, даже маленьким детям, памятуя о словах Господа: "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им" (Мк 10,14). Латинская Церковь, открывающая доступ к Святому Причастию только с того момента, когда человек достиг сознательного возраста, выражает связь Крещения с Евхаристией, приближая к алтарю новокрещенного ребенка для прочтения молитвы "Отче наш".

1244
Торжественное благословение завершает обряд Крещения. Во время Крещения новорожденных благословление матери занимает особое место.

1245
IV. Кто может принять Крещение?

 
"Всякий человек, еще не крещеный, и только он, может принять Крещение".

1246
Крещение взрослых

 
С начала Церкви Крещение взрослых является наиболее частым там, где Евангелие проповедано недавно. Катехуменат (подготовка к Крещению) занимал тогда очень важное место. Как введение в веру и христианскую жизнь, он должен располагать к принятию дара Божия в Крещении, Миропомазании и Евхаристии.

1247
Катехуменат, или подготовка катехуменов (оглашаемых), имеет своей целью дать им возможность, отвечая на Божию инициативу и в единении с церковной общиной, достичь зрелости в обращении и своей вере. Речь идет о "подготовлении ко всей христианской жизни в ее совокупности (...), через которую ученики соединены со Христом, Своим Учителем. Поэтому катехумены должны быть соответствующе посвящены в тайну спасения, в соблюдение евангельских заповедей нравственности и через священные обряды, которые совершатся в назначенное время, быть введены в жизнь веры, богослужения и любви Народа Божия".

1248
Готовящиеся к Крещению уже "соединены с Церковью, они уже принадлежат к Дому Христову, и нередко они живут жизнью веры, надежды и любви". "Матерь Церковь уже объемлет их своей любовью и заботой".

1249
Крещение детей

 
Рождаясь с человеческой природой, падшей и запятнанной первородным грехом, дети тоже нуждаются в новом рождении через Крещение, чтобы освободиться от власти тьмы и перенестись в царство свободы детей Божиих, к которой призваны все люди. Полная безвозмездность дара благодати спасения особенно проявляется в Крещении детей. Церковь и родители лишили бы ребенка бесценной благодати стать чадом Божиим, если бы не крестили его вскоре после рождения.

1250
Родители-христиане должны понимать, что такой подход соответствует также их роли кормильцев по отношению к жизни, которую Бог доверил им".

1251
Практика крещения маленьких детей - Церковная традиция, идущая с незапамятных времен. Четкие свидетельства о ней начинаются со II века. Однако вполне возможно, что с начала апостольской проповеди, когда целые "дома" принимали Крещение", крестили также и детей".

1252
Вера и Крещение

 
Крещение есть таинство веры. Но вера нуждается в общине верующих. Каждый верующий может верить лишь в контексте веры Церкви. Вера, требуемая для Крещения, несовершенна и незрела, она только начало, которое призвано развиваться. Катехуменов или их крестных родителей (восприемников) спрашивают: "Чего вы просите у Церкви Божией?" И они отвечают: "Веры!".

1253
Вера всех крещеных, детей или взрослых, должна расти после Крещения. Поэтому каждый год, в Пасхальную ночь, Церковь совершает обряд возобновления крещальных обетов. Приготовление к Крещению ставит человека только на пороге новой жизни. Крещение - это источник новой жизни во Христе, из которого бьет вся христианская жизнь.

1254
Чтобы благодать Крещения могла разрастаться, необходима помощь родителей. В этом также состоит роль крестного отца или крестной матери, которые должны обладать крепкой верой и быть способными и готовыми помочь новокрещеному, ребенку или взрослому, на его пути в христианской жизни. Их миссия - это по-настоящему церковная функция (officium). Вся церковная община несет свою часть ответственности за развитие и сохранение благодати, полученной при Крещении.

1255
V. Кто может крестить?

 
Обычно таинство Крещения совершают епископ или священник, а в латинской Церкви - также и диакон. В случае необходимости любой человек, даже некрещеный, но имеющий требуемое намерение, может крестить. Требуемое намерение - это желание сделать то, что делает Церковь крестя, и применить тринитарную формулу Крещения. Церковь видит смысл такой возможности во всеобъемлющей спасительной воле Божией и в необходимости Крещения для спасения.

1256
VI. Необходимость Крещения

 
Сам Господь утверждает, что Крещение необходимо для спасения. Поэтому Он повелел Своим ученикам возвещать Евангелие и крестить все народы. Крещение необходимо для спасения тем, кому было возвещено Евангелие и кто имел возможность просить об этом таинстве. Кроме Крещения Церковь не знает другого средства, способного обеспечить доступ к вечному блаженству; поэтому она остерегается пренебрегать миссией, полученной ею от Господа, - "возрождать от воды и Духа" всех, кто может быть крещен. Господь связал спасение с таинством Крещения, но Сам Он не связан Своими таинствами.

1257
Церковь всегда хранила и хранит твердое убеждение в том, что те, кто погиб за веру, не приняв Крещения, крещены своей смертью за Христа и со Христом. Это Крещение кровью, как и желание Крещения, приносит плоды Крещения, не будучи таинством.

1258
Для катехуменов, умирающих до Крещения, ясно выраженное желание принять его в соединении с раскаянием в грехах и с любовью, обеспечивает им спасение, которого они не смогли получить через таинство.

1259
"Поскольку Христос умер за всех и поскольку окончательное призвание человека действительно единственное, то есть божестенное, мы должны считать, что Дух Святой открывает всем - известным Богу путем - возможность приобщаться этой Пасхальной тайне". Каждый человек, который, ничего не зная о Евангелии Христа и о Его Церкви, ищет истины и исполняет волю Божию настолько, насколько ее знает, может быть спасен. Можно предположить, что такие люди высказали бы желание получить Крещение, если бы знали о его необходимости.

1260
Что касается детей, умерших некрещеными, то Церковь может только вверить их милосердию Божию, как она делает это в обряде погребения некрещеных детей. Действительно, великое Божие милосердие, которое хочет, чтобы все люди были спасены, и любовь Иисуса к детям, о которой Он говорит: "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им" (Мк 10,14), - позволяют нам надеяться, что для детей, умерших без Крещения, существует путь спасения. Тем более настойчиво Церковь призывает не препятствовать маленьким детям приходить ко Христу через дар святого Крещения.

1261
VII. Благодать Крещения

 
Различные последствия Крещения обозначены видимыми элементами обряда Крещения. Погружение в воду восходит к символике смерти и очищения, но также и возрождения и обновления. Таким образом два основных действия Крещения - это очищение от грехов и новое рождение в Духе Святом.

1262
Во отпущение грехов...

 
Крещением отпускаются все грехи - грех первородный и все грехи личные, как и всякая кара за грехи. Действительно, в тех, кто возродился к новой жизни, не остается ничего, что помешало бы им войти в Царство Небесное, - ни Адамова греха, ни личного греха, ни последствий греха, из которых тяжелейшим является отделение от Бога.

1263
Однако некоторые земные последствия греха остаются в крещеном - такие, как страдания, болезни, смерть, или неотъемлемая от жизни слабость характера и т.п., а также склонность к греху, которую Предание называет похотью, или, метафизически, - "очагом греха" (fomes peccati): "Остающаяся для нашей внутренней борьбы, похоть неспособна вредить тем, кто, не поддаваясь ей, мужественно сопротивляется при помощи благодати Христа. Более того, "если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться" (2 Тим 2,5)".

1264
"Новое творение"

 
Крещение не только очищает от всех грехов, оно делает неофита "новым творением" (2 Кор 5,17), усыновленным Богом, ставшим "причастником Божеского естества" (2 Петр 1,4), членом Христовым и сонаследником вместе с ним (Рим 8,17), храмом Духа Cвятoгo.

1265
Пресвятая Троица дает крещеному освящающую благодать, благодать оправдания, которая:

- делает его способным верить в Бога, уповать на Него и любить Его посредством богословских добродетелей;
- дает ему возможность жить и действовать под вдохновением Духа Святого и посредством Его даров;
- позволяет ему возрастать в добре через нравственные добродетели.

Таким образом, весь организм сверхъестественной жизни христианина укоренен в Крещении.

1266
Включенные в Церковь, Тело Христово

 
Крещение делает нас членами Тела Христова. "Посему (...) мы члены друг другу" (Еф 4,25). Крещение включает в Церковь. Из крещальных купелей рождается единый Народ Божий Нового Завета, превосходящий все естественные или человеческие границы наций, культур, рас и полов: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело" (1 Кор 12,13).

1267
Крещеные стали "живыми камнями" для строительства "дома духовного, священства святого" (1 Петр 2,5). Через Крещение они участвуют в священстве Христа, в Его пророческой и царской миссии, они - "род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего [их] из тьмы в чудный Свой свет" (1 Петр 2,9). Крещение дает участие в общем священстве верных.

1268
Став членом Церкви, крещеный не принадлежит больше самому себе (1 Кор 6,19), он принадлежит Тому, Кто умер и воскрес за нас. С этого момента он призван повиноваться другим, служить им в общении Церкви и быть "послушным" наставникам в Церкви (Евр 13,17), относясь к ним с уважением и любовию. Будучи источником ответственности и обязанностей, Крещение также дает крещеному права в лоне Церкви: принимать таинства, питаться словом Божиим и получать поддержку через иную духовную помощь, оказываемую Церковью.

1269
"Возрожденные [крещением] в детей Божиих, [крещеные] обязаны исповедовать перед людьми веру, полученную ими от Бога через Церковь", и участвовать в миссионерской и апостольской деятельности Народа Божия.

1270
Сакраментальная связь единства христиан

 
Крещение составляет основу общения между всеми христианами, в том числе и теми, кто еще не находится в полноте общения с Католической Церковью: "Те, кто верует во Христа и кто получил действительное Крещение, находятся в некотором, хотя и несовершенном, общении с Католической Церковью. (...) Оправданные верой в Крещении, они воплощены во Христа и, соответственно, по праву носят имя христиан, и дети Католической Церкви справедливо признают их братьями в Господе". "Следовательно, Крещение устанавливает таинственный союз единства, существующий между теми, кто возрожден им".

1271
Неизгладимая духовная печать

 
Воплощенный во Христа в Крещении, крещеный стал подобным образу Его. Крещение отмечает верующего неизгладимой духовной печатью (character) его принадлежности ко Христу. Эта печать не снимается никаким грехом, даже если грех мешает Крещению принести плоды спасения". Данное раз и навсегда, Крещение не может быть совершено повторно.

1272
Включенные Крещением в Церковь, верующие обрели духовную печать таинства, посвящающую их в христианский религиозный культ. Печать Крещения дает людям способность служить Богу и обязывает их делать это живым участием в святой литургии Церкви, выполняя священство крещеных через свидетельство святой жизни и действенной любви.

1273
"Печать Господня" (Dominicus character) есть мета, которою Дух Святой отметил нас "в день искупления" (Еф 4,30). "Крещение есть воистину печать жизни вечной". Верующий, который сохранит эту печать до конца, то есть останется верен требованиям своего Крещения, сможет отойти, "со знамением веры", в вере своего Крещения, в ожидании блаженного созерцания Бога - исполнения веры - и в уповании на воскресение.

1274
КОРОТКО

 
Христианское посвящение совершается совокупностью трех таинств: Крещение, которое есть начало новой жизни; Миропомазание, которое есть ее укрепление; Евхаристия, которая питает ученика Телом и Кровью Христа, для его преображения в Христа.

1275
"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф 28,19-20).

1276
Крещение представляет собой рождение к новой жизни во Христе. По воле Божией, оно необходимо для спасения, как сама Церковь, в которую вводит человека Крещение.

1277
Основной обряд Крещения состоит в погружении крещаемого в воду или в возлиянии воды на его голову, с одновременным обращением к Пресвятой Троице - Отцу, Сыну и Святому Духу.

1278
Плодом Крещения или крещальной благодати является богатая реальность, включающая в себя: отпущение первородного греха и всех грехов личных; рождение к новой жизни, через которую человек становится усыновленным чадом Божиим, членом Тела Христа, храмом Духа Святого. Самим фактом принятия этого таинства крещеный включается в Церковь, Тело Христово, и становится участником священства Христа.

1279
Крещение оставляет в душе неизгладимую духовную печать (характер), посвящающую крещеного в христианский религиозный культ. В силу неизгладимости этой печати Крещение не может быть повторено.

1280
Те, кто подвергается смерти за веру, катехумены и все, кто под влиянием благодати, не зная Церкви, искренне ищет Бога и старается исполнять Его волю, спасены, даже если они не получили Крещения.

1281
С самых древних времен Крещение совершается над маленькими детьми, ибо оно есть благодать и дар Божий, не требующий от человека никаких заслуг; дети принимают Крещение по вере Церкви. Вхождение в христианскую жизнь дает доступ к настоящей свободе.

1282
Что касается детей, умерших без Крещения, литургия Церкви призывает нас доверять милосердию Божию и молиться об их спасении.

1283
В случае необходимости любой человек может крестить, если он намерен сделать то же, что делает Церковь, и возливает воду на голову крещаемого, говоря: "Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа".

1284

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова