|
К оглавлению
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Другие богослужения
|
|
Статья первая
Сакраменталии
(священнодейственные обряды)
|
|
"Святая Матерь Церковь установила сакраменталии (священнодейственные
обряды). Это - священные знамения, которыми по некоему подобию таинств, обозначаются
и по молитве Церкви воспринимаются главным образом духовные плоды. Через них люди
получают расположение к принятию главнейшего действия таинств, и освящаются различные
жизненные обстоятельства".
|
1667 |
Характерные черты сакраменталий
|
|
Они установлены Церковью для освящения некоторых служений Церкви, некоторых
состояний жизни, самых разнообразных обстоятельств христианской жизни, равно как
и употребления вещей, полезных человеку. Согласно пастырским решениям епископов,
они могут также отвечать потребностям, культуре и истории, присущим христианскому
народу того или иного региона или той или иной эпохи. Они непременно содержат
молитву, часто сопровождаемую определенным знаком - таким, как возложение рук,
крестное знамение, окропление святой водой (напоминающее Крещение).
|
1668 |
Они связаны со священством крещеных: каждый крещеный призван
быть "благословением" и благословлять. Поэтому миряне могут предстоятельствовать
на некоторых церемониях благословения; чем больше благословение касается церковной
и сакраментальной жизни, тем более подобает, чтобы его возглавлял рукоположенный
священнослужитель (епископ, пресвитер или диакон).
|
1669 |
Сакраменталии не дают благодати Святого Духа, как таинства,
но церковной молитвой они подготавливают к ее принятию и располагают человека
к сотрудничеству. "У верующих, имеющих должное расположение, почти каждое жизненное
событие освящено божественной благодатью, проистекающей из Пасхальной тайны Страстей,
смерти и Воскресения Христа, от Которого черпают свою силу все таинства и сакраменталии;
почти всякое достойное использование материальных вещей может быть направлено
к освящению человека и прославлению Бога".
|
1670 |
Различные формы сакраменталий
|
|
В числе сакраменталий, прежде всего, находятся благословения (людей,
пищи, предметов, мест). Всякое благословение есть хвала Богу и молитва об обретении
даров Его. Во Христе христиане благословляются Богом Отцом "всяким духовным благословением
в небесах" (Еф 1,3). Поэтому Церковь дает благословение, произнося имя Иисуса
и сотворяя обыкновенно святое знамение Креста Христова.
|
1671 |
Некоторые благословения имеют длительное действие: их
действие - посвящение человека Богу или предназначение для литургического использования
определенных предметов или мест. Среди благословений людей, которые не надо смешивать
с таинством Священства, имеют место благословение настоятеля или настоятельницы
монастыря, посвящение дев, обряд принятия монашеских обетов и благословение на
некоторые формы служения Церкви (чтецов, аколитов, катехетов и т.д.). В качестве
примера благословения предметов можно привести освящение или благословение церкви
или алтаря, благословение елея, священных сосудов или литургических облачений,
колоколов и т.д.
|
1672 |
Когда Церковь требует гласно и авторитетно именем Иисуса
Христа, чтобы человек или предмет был защищен от напастей лукавого и вырван из
- под его власти, речь идет об экзорцизме. Иисус изгонял бесов, и от Него Церковь
получила власть и обязанность совершать это. В упрощенной форме экзорцизм производится
при совершении Крещения. Экзорцизм торжественный, называемый "великим экзорцизмом",
может совершаться только священником и с разрешения епископа. К нему надо приступать
осторожно, строго соблюдая правила, установленные Церковью. Экзорцизм направлен
на то, чтобы изгнать бесов или освободить от бесовского влияния духовной властью,
доверенной Иисусом Его Церкви. Совсем иное дело - болезни, в особенности психические,
лечение которых относится к области медицины. Поэтому важно, прежде чем совершать
экзорцизм, убедиться в том, что действительно речь идет о присутствии лукавого,
а не о болезни.
|
1673 |
Народная религиозность
|
|
Помимо литургии таинств и сакраменталий, катехизация должна принимать
во внимание формы благочестия верующих и народной религиозности. Религиозное чувство
христианского народа во все времена находило выражение в разнообразных формах
благочестия, окружающих сакраментальную жизнь Церкви, - таких, как почитание мощей,
посещения святынь, паломничества, процессии, Крестный путь, религиозные танцы,
Розарий, медальоны и т.д.
|
1674 |
Эти выражения народного религиозного чувства продолжают
литургическую жизнь Церкви, но не заменяют ее: "Они должны быть так упорядочены,
чтобы быть в созвучии с богослужением, из него неким образом проистекать, к нему
приводить народ, ибо по своей природе богослужение далеко превосходит их".
|
1675 |
Чтобы служить опорой и поддержкой народной религиозности
и в случае необходимости очищать и направлять религиозное чувство, из которого
вырастают эти формы благочестия, а также развивать познание тайны Христа, необходима
пастырская мудрость. Практика форм народного благочестия подчинена суждению и
руководству епископа, так же, как общим правилам Церкви.
|
1676 |
Народная религиозность есть, в основном, совокупность
ценностей, которая с христианской мудростью отвечает на главные вопросы человеческого
существования. Народный католический здравый смысл состоит в способности создания
экзистенциального синтеза. Именно так он способствует тесному и творческому переплетению
божественного и человеческого, Христа и Марии, духа и плоти, общности и институции,
личности и общины, веры и родины, разума и чувства. Мудрость эта есть христианский
гуманизм, с силой утверждающий достоинство каждого человека как сына Божия, устанавливающий
основополагающее братство, учащий встрече с природой и пониманию сущности труда,
и дающий смысл жизни в радости и добром расположении духа, даже среди жизненных
тягот. Эта мудрость является для народа также основой разумного мышления, евангельским
инстинктом, позволяющим спонтанно распознать, когда служение Евангелию в Церкви
стоит на первом месте, а когда, наоборот. Евангелие лишается своего содержания
и заглушено другими интересами.
|
|
КОРОТКО
|
|
Сакраменталиями, или священнодейственными обрядами, называют
священные знаки и обряды, установленные Церковью, цель которых заключается в том,
чтобы подготовить людей принять плоды таинств и освятить различные обстоятельства
жизни.
|
1677 |
Среди сакраменталий важное место занимают
благословения. В них входит хвала Богу за Его дела и дары и одновременно ходатайственная
молитва Церкви, чтобы люди могли воспользоваться дарами Божиими в духе Евангелия.
|
1678 |
Помимо литургии, христианская жизнь питается
разнообразными формами народного благочестия, укорененными в разных культурах.
Церковь поддерживает формы народного благочестия, выражающих евангельский инстинкт
и человеческую мудрость и обогащающих христианскую жизнь, и одновременно заботится
о том, чтобы освещать их светом веры.
|
1679 |
|
|
|