|
К оглавлению
Статья четвертая
Нравственное значение человеческих поступков
|
|
Свобода делает человека субъектом морали. Действуя свободно, человек
является - если можно так выразиться - отцом своих поступков. Человеческие действия,
то есть действия свободно избранные в результате суждения совести, подлежат нравственной
оценке. Они либо хорошие, либо плохие.
|
1749 |
I. Источники нравственности
|
|
Нравственность человеческих поступков зависит: - от избранного субъекта;
- от поставленной цели или намерения; - от обстоятельств поступка.
|
1750 |
Объект, намерения и обстоятельства составляют "источники"
или составляющие элементы нравственности человеческих поступков.
|
|
Избранный объект есть благо, к которому сознательно стремится
воля. Он - материя поступка человека. Избранный объект морально определяет волевой
акт, в зависимости от того, признает ли и считает ли его разум соответствующим
или не соответствующим истинному добру. Объективные правила нравственности выражают
рациональный порядок добра и зла удостоверенный совестью.
|
1751 |
Перед лицом объекта, намерение находится на стороне
действующего лица. Будучи связано с добровольным источником действия и определяя
его через цель, намерение является существенным элементом в нравственной оценке
поступка. Цель - это первичная граница намерения, она обозначает точку, к которой
стремится действие. Намерение есть волевое движение к цели; оно имеет в виду окончание
действия. Оно направлено на благо, ожидаемое в результате предпринимаемой акции.
Оно не ограничивает себя направлением наших единичных действий, но может упорядочить
множество действий для достижения одной и той же цели; оно может направить всю
человеческую жизнь на достижение конечной цели. К примеру, оказывая кому-то услугу,
мы ставим себе целью помочь ближнему, но наше действие может вдохновляться в то
же время любовью Божией как конечной целью всех наших деяний. Одно и то же действие
может быть также инспирировано многими намерениями - как, предположим, оказать
услугу, чтобы затем получить какую-то льготу или тщеславно им хвалиться.
|
1752 |
Доброе намерение (например, помощь ближнему) не делает
добрым и праведным поведение, которое само по себе беззаконно (такое, как ложь
и злословие). Цель не оправдывает средств. Так, нельзя оправдать осуждение невинного
как законное средство для спасения народа. Напротив, наличие дурного намерения
(такого, как суетная слава) может сделать дурным поступок, который сам по себе
может быть добрым (такой, как подаяние милостыни).
|
1753 |
Обстоятельства, включая и последствия, суть второстепенные
элементы нравственного действия. Они способствуют увеличению или уменьшению добра
или зла моральных человеческих действий (к примеру, размеры кражи). Они могут
также смягчить или увеличить ответственность действующего лица (так, например,
действия, вызванные страхом смерти). Обстоятельства не могут сами собой изменить
моральное качество самих поступков; они не могут сделать ни добрым, ни справедливым
поступок, который сам по себе дурной.
|
1754 |
II. Поступки добрые и злые
|
|
Поступок нравственно добрый предполагает одновременно, что благим
является его объект, цель и обстоятельства. Дурная цель извращает действие, даже
если объект его благ сам по себе (например, молиться и поститься, чтобы "быть
замеченным людьми").
|
1755 |
Объект выбора способен сам по себе сделать порочным
действие в его совокупности. Есть конкретные виды поведения - такие, как блуд,
- избирать которые всегда ошибочно, ибо это влечет за собой беззаконие воли, то
есть нравственное зло.
|
|
Стало быть, ошибка - судить о нравственности человеческих поступков,
исходя только из намерений, которые толкнули на них, или из обстоятельств (среда,
социальное давление, принуждение или необходимость действия и т.д.), в рамках
которых они совершены. Есть действия, которые сами по себе и сами в себе, независимо
от обстоятельств и намерений, всегда безоговорочно недозволительны по причине
их объекта; таковы богохульство и клятвопреступление, убийство и прелюбодеяние.
Непозволительно делать зло для того, чтобы из него произошло добро.
|
1756 |
КОРОТКО
|
|
Объект, намерение и обстоятельства составляют три "источника"
нравственности человеческих действий.
|
1757 |
Избранный объект морально определяет действие
воли, в зависимости от того, воспринимает ли и оценивает ли его разум как благой
или дурной.
|
1758 |
"Нельзя оправдать дурной поступок, совершенный с добрым
намерением". Цель не оправдывает средств.
|
1759 |
Нравственно благое действие предполагает одновременно
добро объекта, цели и обстоятельств.
|
1760 |
Есть конкретные виды поведения, выбирать которые
- всегда ошибка, ибо их выбор несет в себе беззаконие воли, т.е. моральное зло.
Нельзя делать зло с тем, чтобы из него произошло добро.
|
1761 |
|
|
|