Статья пятая
Нравственное значение страстей
|
|
Человеческая личность направляет себя к блаженству своими свободными
действиями: переживаемые личностью страсти и чувства могут предраспологать к этому
и способствовать этому.
|
1762 |
I. Страсти
|
|
Выражение "страсти" принадлежит христианскому наследию. Чувства или
страсти означают эмоции или движения чувственности, которые склоняют к тому, чтобы
действовать - или бездействовать - в соответствии с тем, что человек ощущает или
воображает как благое или злое.
|
1763 |
Страсти являются естественными составными человеческой
психики, они представляют собой область перехода и обеспечивают связь между жизнью
чувств и жизнью духа. Господь наш указывает на человеческое сердце как на источник,
из которого исходит движение страстей.
|
1764 |
Страсти многочисленны. Основная из них - любовь, вызываемая
привлекательностью добра. Любовь порождает желание отсутствующего блага и надежду
на его обретение. Это желание завершается удовольствием и радостью приобретенного
блага. Боязнь зла порождает ненависть, отвращение и страх перед злом в будущем.
Это завершается грустью от присутствия зла или гневом противостояния ему.
|
1765 |
"Любить - значит желать кому-нибудь добра". Все другие
чувства берут начало в этом первозданном движении человеческого сердца к добру.
Любимо только доброй "Страсти дурны, если дурна любовь, и хороши, если она хороша".
|
1766 |
II. Страсти и нравственная жизнь
|
|
Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку
только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли. Страсти называются
добровольными "либо потому, что воля диктует их, либо потому, что она им не препятствует".
Совершенство блага нравственного или человеческого блага требуют, чтобы разум
руководил страстями.
|
1767 |
Сильные чувства не свидетельствуют ни о нравственности,
ни о святости личности; они являются неисчерпаемым хранилищем образов и аффектов,
в которых выражается нравственная жизнь. Страсти морально благи, когда они способствуют
доброму поступку, и дурны в противном случае. Честная воля направляет к добру
и блаженству движения чувств, которые она признает своими; злая воля падает под
натиском беспорядочных страстей и обостряет их. Чувства и эмоции могут быть восприняты
в добродетели, либо извратиться в пороке.
|
1768 |
В христианской жизни Сам Дух Святой совершает Свое дело,
побуждая все существо человека, со всей его болью, страхом и горестями, как это
видно во время борения и Страстей Господа. Во Христе человеческие чувства могут
найти свое исполнение в любви и божественном блаженстве.
|
1769 |
Нравственное совершенство достигается тогда, когда человек
стремится к добру не только своей волей, но и всем своим чувственным желанием,
по слову псалма: "Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому" (Пс 84,3).
|
1770 |
КОРОТКО
|
|
Выражение "страсти" означает аффекты или чувства. Посредством
своих эмоций человек предчувствует добро и подозревает зло.
|
1771 |
Основными страстями являются любовь и ненависть,
желание и страх, радость, грусть и гнев.
|
1772 |
В страстях как движениях чувств, с точки зрения
нравственной, нет ни добра, ни зла. Но в зависимости от того, связаны они или
нет с разумом и волей, в них наличествует моральное добро или моральное зло.
|
1773 |
Чувства и эмоции могут быть восприняты в добродетелях
или извратиться в пороках.
|
1774 |
Совершенство морального блага состоит в том,
что человек стремится к добру не только своей волей, но также и своим сердцем.
|
1775 |