|
К оглавлению
Статья шестая
Нравственное сознание (совесть)
|
|
"В глубине своей совести человек открывает закон, который он не сам
себе дал, но которому он должен повиноваться и голос которого, всегда призывающий
его любить и делать добро, а зла избегать, отзывается, когда нужно. (...) Человек
имеет в сердце своем Богом написанный закон. (...) Совесть - самое тайное и святое
святых человека, где он пребвыает наедине с Богом, Чей голос звучит в глубине
его души".
|
1776 |
1. Суд совести
|
|
Пребывающая в сердце человека совесть в нужный момент велит ему совершать
добро и избегать зла. Она судит также о конкретных случаях выбора, одобряя те,
которые хороши, и осуждая дурные. Она свидетельствует об авторитете истины, относящейся
к Высшему Благу, влечение к Которому ощущает человеческая личность и заповеди
Которого принимает. Слушая голос совести, мудрый человек может услышать голос
говорящего с ним Бога.
|
1777 |
Совесть есть суд разума, способствующий распознанию человеком
нравственной ценности конкретного действия, которое он собирается совершить, совершает
в данный момент или уже совершил. Человек, во всем, что он говорит и делает, должен
верно следовать тому, о чем он знает, что это хорошо и справедливо. Именно посредством
суда своей совести человек воспринимает и распознает предписания Закона Божия:
|
1778 |
Совесть - это закон нашего духа, но она превосходит
наш дух, она отдает нам приказания, она указывает нам ответственность и долг,
страх и надежду. (...) Она - посланница Того, Кто - в мире природы, как и в мире
благодати - говорит с нами сквозь покрывало, учит нас и управляет нами. Совесть
- первый из всех наместников Христа.
|
|
Для каждого человека важно в достаточной степени углубиться в самого
себя, чтобы услышать голос своей совести и следовать ему. Это требование сосредоточения
внутри себя тем более необходимо, что жизнь часто ставит нас в ситуации, когда
мы уклоняемся от всякого размышления, самоанализа или взгляда на самого себя:
|
1779 |
Обернись к своей совести, вопрошай ее. (...)
Возвратитесь, братья, в свой внутренний мир, и во всем, что вы делаете, взирайте
на Свидетеля, Бога.
|
|
Достоинство человеческой личности требует честной совести. Совесть
включает в себя восприятие нравственных принципов (синдересис), их приложение
в данных обстоятельствах посредством практического распознания причин и блага,
и, в конечном итоге, суждения о конкретных действиях, которые надлежит совершить
или которые уже совершены. Истина о нравственном благе, выраженная в законе разума,
практически и конкретно признается благоразумным суждением совести. Человека,
делающего свой выбор согласно этому суждению, называют благоразумным.
|
1780 |
Совесть позволяет нам нести ответственность за содеянные
поступки. Если человек совершает зло, справедливое суждение совести может быть
в нем свидетелем универсальной истины добра - так же, как и порочности сделанного
им единичного выбора. Приговор, выносимый судом совести, остается залогом надежды
и милосердия. Свидетельствуя о содеянном грехе, он напоминает о прощении, о котором
надо просить, о благе, которое надо далее творить, и о добродетели, которую надо
взращивать бесконечно с помощью Божией благодати.
|
1781 |
Мы успокаиваем перед Ним сердца наши. Ибо,
если сердце наше осуждает нас, то тем более Бог; потому что Бог больше сердца
нашего и знает все (1Ин 3,19-20).
|
|
Человек имет право действовать свободно и по совести, чтобы лично принимать
решения морального порядка. "Человека нельзя принуждать действовать против его
совести, но также нельзя ему препятствовать действовать согласно его совести,
особенно в области религии".
|
1782 |
II. Воспитание совести
|
|
Совесть должна быть воспитанной, а нравственное суждение - просвещенным.
Хорошо воспитанная совесть - честная и правдивая. Она высказывает свои суждения,
следуя разуму, в соответствии с истинным благом, которого хочет мудрость Создателя.
Воспитание совести необходимо людям - ибо они подвержены отрицательным влияниям,
и грех искушает их - предпочесть свое собственное суждение и отринуть авторитетное
учение.
|
1783 |
Воспитание совести - это труд всей жизни. С первых же
лет оно пробуждает ребенка к познанию и соблюдению внутреннего закона, познаваемого
совестью. Благоразумное воспитание учит добродетели; оно предохраняет или излечивает
от страха, эгоизма и гордыни, от ложного понимания вины и от стремления к самолюбию,
порождаемого слабостью и ошибками человека. Воспитание совести гарантирует свободу
и рождает душевный покой.
|
1784 |
В воспитании совести Слово Божие - свет на нашем пути;
мы должны воспринять Его в вере и молитве и соблюдать его в жизни. И мы должны
также испытывать нашу совесть, вглядываясь в Крест Господень. Нас поддерживают
дары Святого Духа, нам помогают свидетельство и советы других людей; нас ведет
высочайшее учение Церкви.
|
1785 |
III. Выбор по совести
|
|
Совесть, поставленная перед нравственным выбором, может вынести либо
правильное суждение в согласии с разумом и божественным законом, либо, наоборот,
суждение ошибочное, удаляющееся от них.
|
1786 |
Человек иногда оказывается перед ситуациями, которые делают
нравственное суждение менее уверенным, а решение - трудным. Но он должен всегда
искать того, что правильно и благо, и распознавать волю Божию, выраженную в божественном
Законе.
|
1787 |
С этой целью человек старается толковать данные опыта
и знамения времени, при помощи добродетели благоразумия, пользуясь советами людей,
достойных доверия, и с помощью Духа Святого и Его даров.
|
1788 |
Несколько правил надо соблюдать в любом случае: - Никогда
не дозволено делать зло, с тем, чтобы из него произошло добро. - "Золотое правило":
"Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними" (Мф 7,12). - Любовь всегда зиждется на уважении к ближнему и к его совести:
"Согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете
против Христа" (IKop 8,12). "Лучше (...) не делать ничего такого, от чего брат
твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Рим 14,21).
|
1789 |
IV. Ошибочное суждение
|
|
Человек должен всегда подчиняться уверенному суждению своей совести.
Если он свободно идет против него, он сам себе выносит приговор. Но бывает, что
совесть пребывает в неведении и выносит ошибочные суждения об уже совершенных
или будущих действиях.
|
1790 |
За это неведение часто ответственен сам человек. Так происходит, "когда человек мало заботится о поиске добра и правды, и его совесть,
привыкшая к греху, мало-помалу почти заглушается"
. В этих случаях человек повинен в том зле, которое совершает.
|
1791 |
Незнание Христа и Его Евангелия, дурные примеры, подаваемые
окружающими, рабство страстям, претензия на дурно понятую независимость совести,
отказ признать авторитет Церкви и ее учения, отсутствие обращения и любви могут
быть источниками ошибочности суждения в нравственном поведении.
|
1792 |
Если же, напротив, неведение непреодолимо, или суждение
ошибочно без ответственности за это нравственного субъекта, то зло, содеянное
человеком, не может быть поставлено ему в вину. Тем не менее, оно остается злом,
недостатком, беззаконием. Значит, необходимо трудиться над тем, чтобы исправить
ошибки совести.
|
1793 |
Добрая и чистая совесть освещена подлинной верой. Ибо
любовь исходит одновременно "от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной
веры" (1 Тим 1,5).
|
1794 |
Чем больше преобладает правая совесть, тем
больше отдельные личности и группы людей удаляются от слепого произвола и стараются
сообразоваться с объективными нормами нравственнocти.
|
|
КОРОТКО
|
|
"Совесть есть самое тайное и святое святых человека, в
котором он пребывает наедине с Богом, Чей голос звучит в глубине его души".
|
1795 |
Совесть есть суждение разума, посредством
которого человек распознает моральное качество конкретного действия.
|
1796 |
Для человека, совершившего зло, приговор его
совести остается залогом обращения и надежды.
|
1797 |
Правильно воспитанная совесть честна и правдива.
Она формулирует суждения, следуя голосу разума, в соответствии с подлинным благом,
которого хочет Премудрость Создателя. Каждый должен найти возможности для воспитания
своей совести.
|
1798 |
Поставленная перед нравственным выбором, совесть
может вынести либо суждение правильное, в согласии с разумом и божественным законом,
либо, напротив, суждение ошибочное, отдаляющееся от них.
|
1799 |
Человек всегда должен повиноваться верному
суждению своей совести.
|
1800 |
Совесть может оставаться в неведении или выносить
ошибочные суждения. Неведение и ошибки не всегда свободны от вины.
|
1801 |
Слово Божие - это свет на нашем пути. Мы должны
принимать Его в вере и молитве и воплощать в жизни. Так происходит воспитание
совести.
|
1802 |
|
|
|