|
|
|
|
Призвание человечества - являть образ Божий и преображаться
по образу Единственного Сына Отца. Это призвание облекается в личностную форму,
ибо каждый призван войти в божественное блаженство; оно касается также совокупности
человеческого сообщества.
|
1877 |
Статья первая
Личность и общество
|
|
I. Общественный характер человеческого призвания
|
|
Все люди призваны к одной и той же цели - к Самому Богу. Есть некоторое
сходство между единством Божественных Лиц и братством, которое люди должны установить
между собой в истине и любви. Любовь к ближнему неотделима от любви к Богу.
|
1878 |
Человеческая личность нуждается в социальной жизни. Социальная
жизнь для нее - не какое-то дополнение, а требование ее природы. Взаимным обменом
с другими, взаимными услугами и диалогом с братьями человек развивает свои возможности;
таким образом он отвечает своему призванию.
|
1879 |
Общество есть совокупность лиц, органично связанных между
собой принципом единства, превосходящим каждое из них. Будучи одновременно видимым
и духовным собранием, общество продолжается во времени: оно воспринимает в себя
прошлое и готовит будущее. Каждый человек через него становится наследником и
получает "таланты", которые обогащают его самобытность и плоды которых он должен
развивать. Справедливость требует, чтобы каждый был предан общинам, к которым
принадлежит, и уважал власти, ответственные за общее благо.
|
1880 |
Каждая община определяет себя в зависимости от своей цели
и соответственно подчиняется специфическим правилам, но "человеческая личность
есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных структур".
|
1881 |
Некоторые общества - такие, как семья или гражданская
община, - более непосредственно соответствуют природе человека. Они ему нужны.
Чтобы способствовать участию как можно большего числа людей в социальной жизни,
надо поддерживать создание ассоциаций и учреждений, основанных на принципе выборности,
"с экономическими, культурными, социальными, спортивными, развлекательными, профессиональными,
политическими целями как в политических сообществах, так и в мировом плане". Эта
"социализация" выражает также естественную тенденцию людей объединяться для достижения
целей, превосходящих индивидуальные возможности. Она развивает качества личности
- в частности, способность инициативы и чувство ответственности. Она помогает
гарантировать права личности.
|
1882 |
Социализация таит в себе также и опасности. Слишком настойчивое
вмешательство государства может угрожать личной свободе и инициативе. Церковное
учение выработало принцип "вспомогательности". Согласно ему, "общество более высокого
порядка не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь общества более низкого порядка,
отнимая у него его компетенции; оно скорее должно поддерживать его в случае необходимости
и помогать ему координировать свои действия с другими компонентами общества для
достижения общего блага".
|
1883 |
Бог не пожелал сохранить за Одним Собой пользование всеми
видами власти. Он поручает каждому творению те функции, которые оно способно исполнять
в соответствии с возможностями своей собственной природы. Этот способ властвования
должно повторять и в социальной жизни. Действия Бога в управлении миром, свидетельствующие
о таком большом уважении к человеческой свободе, должны было бы вдохновлять мудрость
тех, кто руководит человеческими сообществами. Они должны вести себя как служители
Божественного Провидения.
|
1884 |
Принцип вспомогательности противоречит любой форме коллективизма.
Он ставит границы вмешательству государства. Он направлен на гармонизацию отношений
между личностью и обществом. Он стремится установить по-настоящему международный
порядок.
|
1885 |
II. Обращение и общество
|
|
Общество необходимо для реализации человеческого призвания. Для достижения
этой цели должна уважаться правильная иерархия ценностей, которая "подчиняет измерение
физическое и инстинктивное измерению внутреннему и духовному":
|
1886 |
Жизнь в обществе должна восприниматься прежде
всего как духовная реальность. Она действительно является обменом знаниями в свете
истины, пользованием правами и исполнением обязанностей, взаимным ободрением при
поиске нравственного добра, общением в благородном наслаждении прекрасным во всех
законных выражениях, постоянным расположением к тому, чтобы сообщить другим лучшее
в самом себе и общее стремление к непрерывному духовному обогащению. Таковы ценности,
которые должны воодушевлять и направлять культурную деятельность, экономическую
жизнь, социальную организацию, политические движения и режимы, законодательство
и все другие выражения социальной жизни в ее постоянной эволюции".
|
|
Инверсия целей и средств - в результате которой ценностью конечной
цели наделяется то, что является всего лишь средством ее достижения, или когда
люди ее считают не более чем средством для достижения определенной цели, - рождает
несправедливые структуры, которые "делают трудным и практически невозможным христианское
поведение, соответствующее заповедям Божественного Законодателя".
|
1887 |
Поэтому нужно обратиться к духовным и моральным способностям
личности и к постоянному требованию внутреннего обращения, для того, чтобы добиться
настоящих изменений социального порядка, которые реально служили бы личности.
Признанный приоритет обращения сердца никоим образом не устраняет - наоборот,
утверждает - обязанность оздоровления учреждний и условий жизни, если они ведут
к греху, с тем, чтобы они соответствовали нормам справедливости и благоприятствовали
добру, а не препятствовали ему.
|
1888 |
Без помощи благодати люди не сумели бы "найти тропу, часто
узкую, между малодушием, уступающим злу, и насилием, которое, полагая, что борется
против зла, усугубляет его". Это путь милосердия, то есть любви к Богу и ближнему.
Милосердие представляет собой величайшую из социальных заповедей. Оно уважает
других и их права. Оно требует применения справедливости, и только оно дает нам
способность к нему. Оно вдохновляет на самоотверженную жизнь: "Кто станет сберегать
душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее" (Лк 17,33).
|
1889 |
КОРОТКО
|
|
Существует некоторое сходство между единством Божественных
Лиц и братством, которое люди должны установить между собой.
|
1890 |
Для того, чтобы развиваться в соответствии
со своей природой, человек нуждается в социальной жизни. Некоторые сообщества
- как, например, семья или гражданская община - более непосредственно соответствуют
природе человека.
|
1891 |
"Человеческая личность есть и должна оставаться
принципом, субъектом и целью всех социальных структур".
|
1892 |
Нужно поддерживать широкое участие в ассоциациях
и учреждениях, построенных на принципе выборности.
|
1893 |
Согласно принципу вспомогательности, ни государство,
ни какое-либо большое общество недолжны подменять собой инициативу и ответственность
личностей и промежуточных образований.
|
1894 |
Общество должно способствовать воплощению
в жизнь добродетелей, а не препятствовать ему. Оно должно вдохновляться правильной
иерархией ценностей.
|
1895 |
Там, где грех извращает социальный климат,
надо искать обращения сердец и Божией благодати. Милосердие побуждает к справедливым
реформам. Решение социального вопроса невозможно вне Евангелия.
|
1896 |