|
К оглавлению
Статья третья
Церковь - мать и наставница
|
|
Свое призвание христианин осуществляет в Церкви в общении
со всеми крещеными. От Церкви он принимает Слово Божие, содержащее наставления
"Закона Христова" (Гал 6,2). От Церкви получает он благодать таинств, поддерживающих
его в "пути". От Церкви учится примеру святости; он узнает ее образец и источник
в Пресвятой Деве Марии; он узнает ее также в подлинном свидетельстве тех, кто
живет свято; он открывает ее в духовной традиции и богатой истории прежних святых,
которых литургия прославляет в почитании святых.
|
2030 |
Нравственная жизнь есть духовное почитание. Мы "приносим
наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу" в лоне Тела Христова, которое
мы составляем, и в причастии к Его Евхаристической Жертве. В литургии и совершении
таинств молитва и наставление соединяются с Христовой благодатью, чтобы просвещать
и питать христианское делание. Как и вся христианская жизнь в целом, жизнь нравственная
находит свой источник и вершину в Евхаристической Жертве.
|
2031 |
I. Нравственная жизнь и Учительство Церкви
|
|
Церковь, "столп и утверждение истины" (1 Тим 3,15), "получила от апостолов
торжественное поручение Христа возвещать спасительную истину". "Церкви надлежит
во все времена повсюду возвещать принципы нравственности, также и в том, что касается
социального порядка, и оценивать все человеческие дела, в той мере, в какой требуют
того основные права человеческой личности и спасение душ".
|
2032 |
Учительство пастырей Церкви в области морали обыкновенно
осуществляется в катехизации и проповеди при помощи творений богословов и духовных
авторов. Так передается от поколения к поколению, под эгидой и наблюдением пастырей,
"залог" христианской морали, состоящий из характерной совокупности правил, заповедей
и добродетелей, происходящих от веры во Христа и оживляемых любовью. Эта катехизация
традиционно принимает как фундамент, помимо Символа веры и молитвы "Отче наш",
Десять Заповедей (Декалог), провозглашающих принципы нравственной жизни, важные
для всех людей.
|
2033 |
Папа Римский и епископы "как подлинные учители и носители
власти Христовой, проповедуют вверенному им народу веру, которую должно принимать
и согласно которой нужно жить". Обычное и универсальное Учительство Папы и епископов
в общении с ним преподает верным истину, в которую надо верить, любовь, которую
надо воплощать в жизнь, и блаженство, на которое надо уповать.
|
2034 |
Высшая степень причастности к власти Христа гарантирована
харизмой безошибочности (непогрешимости). Безошибочность простирается до пределов
сокровищницы Божиего Откровения; она простирается также на все элементы вероучения,
в том числе учения морального, без которых спасительные истины веры не могут соблюдаться,
излагаться и пpимeнятьcя.
|
2035 |
Учительская власть распространяется также на специфические
предписания естественного закона, ибо их соблюдение, которого требует Создатель,
необходимо для спасения. Напоминая о предписаниях естественного закона, Учительство
Церкви исполняет существенную часть своей пророческой функции, состоящей в том,
чтобы объявлять людям, кто они есть на самом деле, и напоминать им, каковыми им
надлежит быть перед Богом.
|
2036 |
Божий Закон, доверенный Церкви, преподается верным как
путь жизни и истины. Это значит, что верные имеют право обучаться божественным
спасительным предписаниям, очищающим суждение и с помощью благодати исцеляющим
раненый человеческий разум. Их долг - соблюдать постановления и правила, учрежденные
законной властью Церкви. Эти решения должны выполняться с любовью, даже если носят
дисциплинарный характер.
|
2037 |
В деле научения христианской морали и ее воплощения в
жизнь Церковь нуждается в преданности пастырей, в знаниях богословов, в сотрудничестве
всех христиан и людей доброй воли. Вера и применение на практике Евангелия приносит
каждому опыт жизни "во Христе", который освещает и делает способным распознавать
реальность божественную и человеческую согласно Духу Божию. Так Дух Святой может
пользоваться самыми малыми, чтобы просветить самых ученых и высокопоставленных.
|
2038 |
Служение надо нести в духе братства и преданности Церкви
во имя Господа. В то же время, совесть каждого в нравственном суждении о своих
личных поступках не должна замыкаться в индивидуальном размышлении. Она должна
как можно более стремиться рассматривать их с точки зрения общего блага, как оно
выражено в законе моральном, естественном и данном в Откровении, а следовательно
в законе Церкви и в ее Учительстве в вопросах морали. Не следует противопоставлять
личную совесть и разум нравственному закону или Учительству Церкви.
|
2039 |
Так среди христиан может развиться подлинный дух сыновнего
отношения к Церкви. Это - обычное продолжение благодати крещения, родившей нас
в лоне Церкви и сделавшей нас членами Тела Христова. В своей материнской заботе
Церковь дарует нам милосердие Божие, превосходящее все наши грехи и действующее
особенно в таинстве Примирения. Как заботливая мать, Церковь в своей Литургии
день за днем щедро питает нас Словом и Евхаристией Господа.
|
2040 |
II. Заповеди Церкви
|
|
Заповеди Церкви находят свое место в нравственной жизни, соединенной
с жизнью литургической, от которой она питается. Обязательный характер положительных
законов, установленных пастырской властью, имеет целью гарантировать верующим
необходимый минимум в духе молитвы и в нравственном усилии, в возрастании любви
к Богу и ближнему:
|
2041 |
Первая заповедь ("Участвовать в воскресной и праздничной
Мессе") требует от верных участия в совершении Евхаристического служения, во время
которого собирается христианская община, в день воспоминания Воскресения Господа.
Вторая заповедь ("Исповедоваться в грехах своих по меньшей мере раз в год") обеспечивает
подготовку к Евхаристии через принятие таинства Примирения, которое продолжает
дело обращения и прощения, начатое в Крещении. Третья заповедь ("По меньшей мере
раз в год, в Пасхальное время, принимать Святое Причастие") определяет минимум
принятия Тела и Крови Господа в связи с пасхальными праздниками, источником и
центром христианской литургии.
|
2042 |
Четвертая заповедь ("Освящать заповеданные праздники")
дополняет соблюдение воскресного дня участием в главных литургических праздниках,
в которых почитаются тайны Христа, Девы Марии и святых. Пятая заповедь ("Соблюдать
предписанные посты и периоды воздержания") определяет периоды аскетической жизни
и покаяния, которые готовят нас к литургическим праздникам; они способствуют тому,
что мы приобретаем власть над своими инстинктами и свободу сердца. Верные должны
также, каждый в пределах своих возможностей, заботиться об обеспечении материальных
потребностей Церкви.
|
2043 |
III. Нравственная жизнь и миссионерское свидетельство
|
|
Верность крещеных - первостепенное условие для возвещения Евангелия
и для миссии Церкви в мире. Чтобы люди увидели силу истины и лучезарность Благой
Вести, нужно подтверждение этой Вести через свидетельство христианской жизни.
"Свидетельство христианской жизни и добрые дела, творимые в сверхъестественном
духе, обладают силой привлекать людей к вере и к Богу".
|
2044 |
Поскольку христиане являются членами Тела, Глава которого
- Христос, постоянством убеждений и нравов они содействуют созиданию Церкви. Церковь
растет, расширяется и развивается святостью своих верных, "доколе все придем (...)
в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4,13).
|
2045 |
Живя согласно учению Христову, христиане приближают пришествие
Царства Божиего, "Царства правды, истины и мира". Это не значит, что они пренебрегают
своими обязанностями на земле; верные Учителю, они выполняют их честно, терпеливо
и с любовью.
|
2046 |
КОРОТКО
|
|
Нравственная жизнь есть духовное почитание. Христианский
образ жизни питается от литургии и совершения таинств.
|
2047 |
Заповеди Церкви касаются нравственной и христианской
жизни, соединенной с литургией и питающейся ею.
|
2048 |
Учительская власть пастырей Церкви в нравственной
сфере осуществляется обыкновенно в катехизации и проповеди, на основе Десяти Заповедей,
провозглашающих принципы нравственной жизни, важные для каждого человека.
|
2049 |
Римский Первосвященник и епископы, как подлинные
учители, проповедуют Народу Божиему веру, которую должно исповедовать и воплощать
в жизнь. Им надлежит также высказываться по поводу нравственных вопросов, относящихся
к естественному закону и благоразумию.
|
2050 |
Безошибочность Учительство пастырей простирается
на все элементы вероучения, в том числе и морального характера, без которых нельзя
сохранять, излагать и соблюдать спасительные истины веры.
|
2051 |
|
|
|