|
К оглавлению
|
|
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены
ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла
его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исх 20,17). Всякий,
кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем
(Мф 5,28).
|
|
Св. Иоанн различает три типа вожделения или похоти: похоть плоти, похоть
очей и гордость житейскую. Согласно католической катехитической традиции, Девятая
Заповедь запрещает похоть плоти. Десятая - желание чужих благ.
|
2514 |
В этимологическом смысле слово "вожделение" может указывать
на любую сильную форму человеческого желания. Христианское богословие придает
ему особый смысл - чувственного аппетита, противостоящего человеческому благоразумию.
Св. апостол Павел отождествляет его с мятежом "плоти" против "духа". Оно является
следствием непослушания первородного греха (Быт 3,11). Оно вносит беспорядок в
нравственные способности человека и, само по себе не будучи грехом, толкает его
на совершение греха.
|
2515 |
Уже в самом человеке - поскольку он есть существо, состоящее
из духа и тела, - существует некоторое напряжение, разворачивается некая борьба
направлений между устремлениями "духа" и "тела". Но на самом деле эта борьба принадлежит
к наследию греха, она - его последствие и, одновременно, подтверждение. Она является
частью ежедневного опыта духовной борьбы:
|
2516 |
Апостол говорит, что нет речи о том, чтобы
презирать или осуждать тело, которое вместе с духом составляет природу человека
и его субъективную личность как субъекта; он, напротив, говорит о делах, или,
скорее, о постоянных наклонностях - добродетелях и . пороках - нравственно добрых
или дурных, которые суть плод послушания (в первом случае) или, наоборот, сопротивления
(во втором случае) спасительному действию Духа Святого. Поэтому апостол пишет:
"Если мы живем Духом, то по Духу будем и поступать" (Гал 5,25).
|
|
I. Очищение сердца
|
|
Сердце - средоточие нравственной личности: "Ибо из сердца исходят злые
помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния" (Мф 15,19). Борьба против плотского
вожделения проходит через очищение сердца и практику воздержания:
Держи себя в простоте, в невинности, и ты будешь как дети малые, не знающие разрушительного
зла жизни человеческой.
|
2517 |
Шестая Заповедь Блаженства гласит: "Блаженны чистые сердцем,
ибо они Бога узрят" (Мф 5,8). "Чистые сердцем" - это те, кто сообразовал свой
разум и волю с Божиими требованиями святости, в основном, в трех областях: любви,
целомудрия или сексуальной праведности, любви к истине и правоверности. Чистота
сердца, тела и веры связаны между собой:
|
2518 |
Верные должны исповедовать члены Символа Веры,
"чтобы, веруя, быть послушными Богу, и чтобы, будучи послушными, жить праведно;
и чтобы, живя праведно, очищать сердца; и чтобы, очищая сердца, понимать, во что
веруют".
|
|
"Чистым сердцем" обещано, что они узрят Бога лицом к лицу и станут
Ему подобными. Чистота сердца предваряет видение. Уже сегодня она позволяет нам
видеть так, как видит Бог, принимать другого как "ближнего"; она позволяет нам
воспринимать человеческое тело - наше и ближнего - как храм Духа Святого, выражение
божественной красоты.
|
2519 |
II. Борьба за чистоту
|
|
Крещение дарует получающему его благодать очищения от всех грехов.
Но крещеный должен продолжать бороться против плотской похоти и беспорядочных
вожделений. С помощью Божией благодати он достигает чистоты сердца:
- через добродетель и дар целомудрия, ибо целомудрие позволяет любить сердцем
правым и нераздельным;
- через чистоту намерений, состоящую в стремлении к настоящей цели человека: бесхитростным
взором верующий старается найти и исполнить во всяком деле волю Божию;
- через чистоту взгляда, внешнего и внутреннего; через обуздание чувств и воображения;
через отказ от всякого попустительства нечистым мыслям, склоняющим к тому, чтобы
свернуть с пути божественных заповедей: "Взгляд (...) возбуждает в безумных похотение
и вожделение" (Прем 15,5);
- через молитву:
|
2520 |
Я думал, что воздержание давалось мне моими
собственными силами, (...) силами, которых я в себе не подозревал. Я был настолько
глуп, что не знал, что никто не может быть воздержан, если Ты ему этого не дашь.
И Ты, конечно, дал бы, если бы внутренним стоном своим я постучался Тебе в уши
и если бы крепкостью веры я перенес на Тебя свои заботы.
|
|
Чистота требует стыдливости. Стыдливость - неотъемлемая часть воздержания.
Стыдливость охраняет внутренний мир человека. Она означает отказ показывать то,
что должно пребывать сокровенным. Она подчинена целомудрию, о деликатности которого
свидетельствует. Она руководит взглядами и жестами, соответствующими достоинству
людей и их союза.
|
2521 |
Стыдливость охраняет тайну человека и его любви. Она приглашает
к терпению и умеренности в любовных отношениях; она желает, чтобы условия обоюдного
дара и окончательных обязательств между мужчиной и женщиной были исполнены. Стыдливость
есть скромность. Она подсказывает выбор одежды. Она хранит молчание или сдержанность
там, где возникает риск нездорового любопытства. Она становится сдержанностью.
|
2522 |
Существует стыдливость чувств, так же, как и стыдливость
тела. Она, к примеру, восстает против выставления напоказ человеческого тела в
некоторых формах рекламы, играющих на нездоровом любопытстве, или против попыток
некоторых органов массовой информации заходить слишком далеко в публикации рассказов
о частной жизни людей. Стыдливость побуждает жить так, чтобы можно было устоять
перед соблазнами моды или перед давлением доминирующей идеологии.
|
2523 |
Формы, в которые облекается стыдливость, меняются в зависимости
от данной культуры. Тем не менее она везде остается предчувствием духовного достоинства,
присущего человеку. Она рождается с пробуждением сознания человека. Воспитывать
стыдливость у детей и подростков означает пробуждать в них уважение к человеческой
личности.
|
2524 |
Христианская чистота требует очищения социального климата.
От средств социальной коммуникации она требует, чтобы они давали сдержанную и
исполненную уважения к достоинству человека информацию. Чистота сердца освобождает
от проникающего всюду эротизма и не дает увлекаться зрелищами, которые способствуют
развитию нездорового любопытства и иллюзий.
|
2525 |
То, что принято называть нравственным попустительством,
зиждется на ошибочной концепции человеческой свободы. Для созидания свободы необходимо
предварительное ознакомление с законами нравственности. От тех, кто ответственен
за образование, надо добиваться, чтобы они учили молодежь уважению к истине, к
сердечным качествам и к моральному и духовному достоинству человека.
|
2526 |
"Благовестие Христово постоянно обновляет жизнь и культуру
падшего члеовека, борется против заблуждений и зла, исходящих из постоянной опасности
обольщения грехом, и устраняет их. Оно непрестанно очищает и возвышает нравы народов.
Богатствами свыше оно как бы изнутри оплодотворяет, укрепляет, дополняет и во
Христе восстанавливает духовные качества и дарования любого народа или эпохи".
|
2527 |
КОРОТКО
|
|
"Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал
с нею в сердце своем" (Мф 5,28).
|
2528 |
Девятая Заповедь предупреждает против необузданного
вожделения или похоти плоти.
|
2529 |
Борьба против похоти плоти проходит через
очищение сердца и воздержание.
|
2530 |
Чистота сердца позволяет нам узреть Бога:
она уже теперь дает нам возможность видеть всякую вещь так, как видит Бог.
|
2531 |
Очищение сердца требует молитвы, целомудрия,
чистоты намерений и взгляда.
|
2532 |
Чистота сердца требует стыдливости, которая
есть терпение, умеренность и скромность. Стыдливость охраняет внутренний мир человека.
|
2533 |
Далее
|
|
|