|
К оглавлению
Статья первая
"Краткое содержание всего Евангелия"
|
|
"Молитва Господня есть воистину краткое содержание всего
Евангелия". "Когда Господь завещал нам эту молитвенную формулу, Он добавил: "Просите,
и дано будет вам" (Лк 11,9). Итак, каждый может возносить к небу различные молитвы
соответственно своим потребностям, но всегда начиная с Молитвы Господней, которая
остается основной молитвой".
|
2761 |
I. В центре Писаний
|
|
Показав, что Псалмы составляют главную пищу христианской молитвы и
сливаются в прошениях молитвы "Отче наш", св. Августин заключает:
|
2762 |
Просмотрите все молитвы, какие есть в Писаниях,
и я не думаю, что вы найдете там что-либо, что не входит в Молитву Господню.
|
|
Все Писания (Закон, Пророки и Псалмы) исполнились во Христе. Евангелие
есть эта "Благая Весть". Ее первое возвещение изложено святым евангелистом Матфеем
в Нагорной проповеди. А молитва "Отче наш" находится в центре этого возвещения.
Именно в таком контексте проясняется каждое прошение молитвы, завещанной Господом:
|
2763 |
Молитва Господня - самая совершенная из молитв
(...). В ней мы не только просим обо всем, чего можем справедливо желать, но еще
и просим в том порядке, в котором подобает этого желать. Таким образом эта молитва
не только учит нас просить, но также формирует все наше душевное состояние.
|
|
Нагорная проповедь - это учение для жизни, а "Отче наш" - молитва;
но и в той и в другой Дух Господень придает новую форму нашим желаниям - тем внутренним
движениям, которые одушевляют нашу жизнь. Иисус учит нас этой новой жизни Своими
словами, а Он учит нас просить ее в молитве. От подлинности нашей молитвы будет
зависеть подлинность нашей жизни в Нем.
|
2764 |
II. "Молитва Господня"
|
|
Традиционное название "Молитва Господня" означает, что молитва "Отче
наш" дана нам Господом Иисусом, Который и научил нас ей. Эта молитва, полученная
нами от Иисуса, поистине уникальна: она "Господня". Действительно, с одной стороны,
словами этой молитвы Единородный Сын дает нам слова, данные Ему Отцом: Он - Учитель
нашей молитвы. С другой стороны, как Слово воплощенное Он знает в Своем человеческом
сердце нужды Своих братьев и сестер по человечеству и открывает их нам: Он - Образец
нашей молитвы.
|
2765 |
Но Иисус не оставляет нам формулу, которую мы должны повторять
машинально. Здесь, как и во всякой устной молитве, словом Божиим Дух Святой учит
детей Божиих молиться их Отцу. Иисус дает нам не только слова нашей сыновней молитвы;
одновременно Он дает нам Духа, благодаря Которому эти слова становятся в нас "духом
и жизнью" (Ин 6,63). Более того: доказательство и возможность нашей сыновней молитвы
в том, что Отец "послал в сердца наши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
(Гал 4,6). Потому, что наша молитва толкует наши желания пред Богом, опять же
"Испытующий сердца" Отец "знает желания Духа и то, что Его ходатайство за святых
соответствует воле Божией" (Рим 8,27). Молитва "Отче наш" входит в тайну миссии
Сына и Духа.
|
2766 |
III. Молитва Церкви
|
|
Неделимый дар слов Господа и Духа Святого, животворящий их в сердцах
верующих, был получен Церковью и жил в ней от ее основания. Первые общины молятся
Молитвой Господней "три раза в день" вместо "Восемнадцати благословений", использовавшихся
в иудейском благочестии.
|
2767 |
Согласно Апостольскому Преданию, Молитва Господня сущностно
укоренена в литургической молитве.
|
2768 |
Господь учит нас творить молитву сообща за
всех наших братьев. Ибо Он не говорит "Отче мой, сущий на небесах", но "Отче наш",
чтобы наша молитва была единодушной, обо всем Теле Церкви.
|
|
Во всех литургических традициях Молитва Господня является составной
частью главных моментов богослужения. Но особенно явственно ее церковный характер
проявляется в трех таинствах христианского посвящения:
|
|
В крещении и миропомазании, передача (traditio) Молитвы
Господней знаменует новое рождение к Божественной жизни. Поскольку христианская
молитва является беседой с Богом посредством слова Самого Бога, "возрожденные
от живого слова Божия" (1Петр 1,23) учатся взывать к своему Отцу единственным
Словом, которому Он всегда внемлет. И отныне они способны это делать, ибо печать
помазания Святого Духа наложена неизгладимо на их сердца, на их уши, на их уста,
на все их сыновнее существо. Вот почему большая часть святоотеческих толкований
на "Отче наш" обращена к оглашенным и новокрещенным. Когда Церковь произносит
Молитву Господню, это молится народ "возрожденных", обретающий милость Божию.
|
2769 |
В Евхаристической литургии Молитва Господня является молитвой
всей Церкви. Здесь проявляется ее полный смысл и ее действенность. Занимая место
между Анафорой (Евхаристической молитвой) и литургией Причащения, она, с одной
стороны, воссоединяет в себе все прошения и ходатайства, выраженные в эпиклесисе,
и, с другой стороны, она стучится в двери Пира Царства, который предвосхищается
приобщением Святым Тайнам.
|
2770 |
В Евхаристии Молитва Господня выражает также эсхатологический
характер содержащихся в ней прошений. Она - молитва, принадлежащая "последним
временам", временам спасения, начавшимся с сошествия Святого Духа, которые завершатся
возвращением Господа. Прошения молитвы "Отче наш", в отличие от молитв Ветхого
Завета, опираются на тайну спасения, уже осуществившуюся раз и навсегда во Христе,
распятом и воскресшем.
|
2771 |
Эта непоколебимая вера служит источником надежды, возносящей
каждое из семи прошений Молитвы Господней. Они выражают стон нынешнего времени,
времени терпения и ожидания, когда нам "еще не открылось, что будем" (1 Ин 3,2).
Евхаристия и "Отче наш" устремлены к пришествию Господа, "доколе Он придет" (1
Кор 11,26).
|
2772 |
КОРОТКО
|
|
В ответ на просьбу Своих учеников ("Господи! научи нас
молиться": Лк 11,1) Иисус доверяет им основную христианскую молитву "Отче наш".
|
2773 |
"Молитва Господня есть воистину краткое содержание
всего Евангелия", "самая совершенная из молитв". Она находится в центре Писаний.
|
2774 |
Она именуется "Молитвой Господней", потому
что она получена нами от Господа Иисуса, Учителя и Образца нашей молитвы.
|
2775 |
Молитва Господня есть в полном смысле молитва
Церкви. Она неотъемлемая составляющая главных моментов богослужения и таинств
введения в христианство: крещения, миропомазания и Евхаристии. Будучи составной
частью Евхаристии, она выражает "эсхатологический" характер содержащихся в ней
прошений, в ожидании Господа "доколе Он придет" (1 Кор 11,26).
|
2776 |
|
|
|