Cм. указатель к канонам в целом.
Каноническое
Послание Дионисия Александрийского к Еп. Василиду.
Священномученик Дионисий,
Архиеп. Александрийский был сыном богатых язычников и получил
хорошее образование. Став христианином, он сделался учеником
Оригена
и вскоре был рукоположен в пресвитера. С 231 г. он был учителем
в Алесандрийском огласительном училище, а с 247 г. епископом
Александрийским. За свою борьбу с Савелием и Павлом Самосатским
он был назван "великим" и учителем Вселенской Церкви. 4 правила
св. Дионисия вошедшие в книгу правил составляют послание, которое
он в 260 г. послал в Ливию, выражающее скромность великого учителя.
1. В послании ко мне, вернейший и просвещеннейший
сын мой, ты спрашивал меня, в который час должно прекращать пост
пред днем Пасхи? Ибо некоторые братья утверждают, что должно делать
это во время пения петухов, а другие, что должно с вечера. Находящиеся
в Риме братья, как говорят, ожидают петуха, а о находящихся здесь
ты сказал, что они ранее прекращают пост. Ты просишь установить
точное время, и совершенно определенный час, но это и неудобно,
и небезопасно. Ибо, что после времени Воскресения Господа нашего
надлежит начинать празднество и веселие, а до того пощениями смирять
души, это все согласно признают. Но в послании твоем ко мне ты доказал
весьма здраво и согласно с разумением Божественных Евангелий, что
в них не высказывается ничего определенного о часе Воскресения.
Ибо евангелисты различно описали приходивших ко гробу в разные времена
и, говорили, что все они обрели Господа уже воскресшим. Поздно
в субботу, как сказал Матфей (28:1); утром, еще затемно,
как пишет Иоанн (20:1); очень рано, как Лука (24:1); и очень
рано утром, возсиявшу солнцу, как говорит Марк (16:2). Но когда
воскрес, это ясно ни один из них не показал. Несомненно же то, что
в вечер субботы на рассвете дня, первому от суббот, на гроб
придя уже не обрели Господа лежащим в нем. И да не представляем
евангелистов ни разногласными, ни противоречащими один другому.
Но если и возомнится быть некое разнословие о вопрошаемом, если
согласуясь все, что в той ночи восшел свет мира, Господь наш, различно
говорят о часе, то мы да тщимся благоразумно и верно согласить реченное.
Реченное Матфеем читается так: "В субботу, светающи во едину от
суббот, прииде Мария Магдалина, и другая Мария видети гроб. И се
трус бысть велий; Ангел бо Господень сшед с небесе, приступль отвали
камень, и седяше на нем; бе же зрак его как молния, и одеяние его
бело как снег. От страха же его сотрясошася стрегущии, и быша как
мертви. Отвещав же Ангел, рече женам: не бойтеся вы, вем бо, яко
Иисуса распятого ищете: несть зде, воста бо, якоже рече" (28:1-6)
Некоторые возомнят, что речение: "поздно," - по общему употреблению
слова, означает вечер субботы; но рассудительнее внимающие скажут,
что не это, но глубокую ночь, ибо "поздно" знаменует умедление и
долгое время. И в означение, что о ночи глаголет, а не о вечере,
присовокупил: на рассвете во едину от суббот. И пришли, еще
не ароматы нося, как сказали другие евангелисты, но видеть гроб,
и обрели происшедшее землетрясение, и Ангела, сидящего на камне,
и услышали от него: "Его нет здесь, Он воскрес." Подобно
Иоанн глаголет: "в первый же день недели Мария Магдалина приходит
ко гробу рано, когда было еще темно и видит, что камень отвелен
от двери гроба" (20:1): итак, по этому евангелисту, еще тьме
сущей, она вышла ко гробу. Лука же говорит: "в субботу остались
в покое, по заповеди. В первый же день недели, очень рано, неся
приготовленные ароматы пришли они ко на гробу, но нашли камен отваленым
от гроба." (23:56; 24:1,2) Глубокое утро означает, может быть,
начинающийся свет утренней зари первого дня седмицы. Ибо уже совершенно
прошла суббота, со всей после неё ночью, и начинался другой день,
когда пришли носящие ароматы и мира, откуда явствует, что Господь
воскрес задолго пред этим. Этому последует и Марк, говоря: "купили
ароматы, чтобы идти - помазать Его. И весьма рано, в первый день
недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (16:1,2). "И сей
сказал: очень заутра, что однозначно с выражением "в глубокое
утро," и присовокупил: воссиявше солнцу. Явно, что они вышли
и путь их начался в глубокое утро, и очень рано; в шествии же и
замедлении у гроба продлили они время до восхождения солнца. И тогда
юноша в белых ризах сказал им: "Он воскрес, Его нет здесь."
(Мр. 16:6). Установив что это так было, требующим точного разрешения,
в который час или в какую половину часа, или четверть часа подобает
начинать веселье о Воскресении Господа нашего из мертвых, мы отвечаем.
Чрезмерно поспешающих, и прежде полуночи, хотя незадолго, престающих
поститься не одобряем, как малодушных и невоздержных, как прекращающих
течение немного не оконченное. Ибо, как говорит мудрый муж, немаловажно
в жизни и то, если недостает немногого. А хотящих быть последними
в разрешении поста, простирающихся до дальнейшего предела и терпящих
до четвертой стражи, в которую Спаситель наш, ходя по морю, явился
плавающим, одобряем, как мужественных и трудолюбивых. Не утесняем
же много и тем, которые, по особенному своему побуждению, или по
своей возможности, между тем и другим временем, успокаиваются от
поста. Ибо и шесть постных дней не все равно и единообразно проводя,
но одни, пребывая без пищи, пропускают все оные, другие же - два,
иные - три, иные - четыре, а иные и ни одного. Потрудившимся совершенно
в пребывании целых дней без пищи, потом утомившимся и едва не лишающимся
всех сил, простительно скорее вкусить. Если же некоторые, не только
не пропускавшие дней без пищи, но и не постившиеся или даже роскошествовавшие
в четыре предыдущих дня, потом же дошедши до последних двух дней,
и эти только два дня, пяток и субботу, проведши без пищи, полагают
что нечто великое и светлое совершают, когда пребудут в посте до
зари, - не думаю, чтобы таковые совершили подвиг, равный тем, которые
большее число дней подвизались в посте. Это, по моему разумению,
написал я, подавая совет.
Настоящее правило послужило основанием
для 89 пр. 6 Всел. Собора и служит для него толкованием.
2. О женах, находящихся в очищении, позволительно
ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и
вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые,
находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе,
или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет
кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю
одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни
был расположен, поминать Господа и просить помощи - не запрещается.
Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем
чистому душою и телом.
Ср. Тимофея Алекс. пр. 6 и 7.
3. Вступившие же в брак сами себе должны
быть довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла, пишущего, что подобает
воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться
в молитве, и потом опять вместе быть. (1 Кор. 7:5)
Ср. 6 Всел. Соб. 12 и 13; Карф.
3, 4 и 34; Тимофея Алекс. 5 и 13.
4. Те, которым приключилось непроизвольное
ночное истечение, также да последуют своей совести, и да испытают
самих себя, находятся ли от сего в сомнении, или нет, подобно как
и о пище говорит Апостол: если кто сомневается, осуждается.
И в этом случае всякий приступающий к Богу да имеет благую совесть
и благое дерзновение, по собственному помышлению.
Эти вопросы ты, возлюбленный, как почитающий нас
(ибо, без сомнения, не как незнающий) предложил нам, располагая
нас быть единомысленными и единодушными с тобою, каковыми мы и являемся.
Я же не так, как учитель, но так, как прилично нам собеседовать
друг другу со всякою простотою, мое мнение высказал. Рассуди о нем,
благорассудный сын мой, и напиши мне, если что представится тебе
справедливейшее и лучшее, или же, если усмотришь, что вышеизложенное
- истина. Желаю тебе, возлюбленный сын мой, здравствовать и в мире
служить Господу.
Ср. Афанасия Вел. 1; Тимофея Алекс.
12.
Вернуться к описи материалов по церковной
истории
|