Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

С ТЕРПЕНИЕМ МЫ ДОЛЖНЫ НЕСТИ КРЕСТ СВОЙ

К оглавлению

 

 II. Документы 1911 – 1917 г.

<Леонид Иванович Федоров родился 4 ноября 1879 г в СПб. Рано лишился отца и воспитывался матерью. Окончил классическую гимназию, обучался в православной Духовной Академии в СПб, откуда ушел с третьего курса. Благодаря влиянию о. Яна Счиславского заинтересовался католичеством, вместе с о. Яном отправился во Львов, где познакомился с митрополитом Андреем Шептицким, а затем направился в Рим. 31 июля 1902 г. воссоединился с Католической Церковью. В 1907 г. окончил Папскую иезуитскую коллегию в Ананьи под Римом, позднее учился в Коллегии при Конгрегации распространения веры. Изза вмешательства российского посольства вынужден был перебраться в Швейцарию, где окончил университет во Фрейбурге. Вернулся во Львов и с 1909 г. был ректором и профессором в семинарии монахов-студитов. Рукоположен по направлению митр. Андрея Шептицкого в Стамбуле болгарским католическим епископом восточного обряда Михаилом Мировым 25 марта 1911 г. С 1912 г выехал в Боснию, где жил в монастыре студитов (в иночестве Леонтий). Несколько раз приезжал в Россию по поручению митр. Андрея Шептицкого. В 1914 г. вернулся в Санкт-Петербург и был выслан царскими властями в Тобольск под строгий надзор полиции.>

№ II-01

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 575 лл. 6, 6об, 7, 7об (подлинник), публикуются фрагменты > <из агентурного донесения о. Евстафия Сусалева от 20.07.1911> <…>Львов

Львовский Митрополит Шептицкий имеет очень большую надежду на распространение унии в России, Шептицкий несмотря на свое слабое здоровье он не стесняясь принимает к себе Русских студентов, из которых надеется воспитать для миссии в России будущих униатских священников, недавно приехал к нему из Петербурга Г-н Верховский, который малолетно совращен в католичество бывшим тайным священником Дейбнером и Урбаном, Верховского намереваются отправить в Инзбрук к иезуитам, недавно во Львов приехали еще два молодых человека, один из Колпина лет 15ти, отправил его тайно Г-н Дейбнер и Зерчанинов, другой из Царского Села Николай Траге племянник Директора Гимназии Цибульского, тоже Шептицкий и их отправляет в Инзбрук, больше всего ведет всюду тайную переписку из Львова Г-н Федоров который воспитанник и секретарь Шептицкого, Федоров теперь уже иеромонах, который уже несколько раз тайно приезжал в Россию, и он же до сих пор ведет секретную переписку со старообрядческим начетчиком Федором Мельниковым, и также и с Настоятелем Московского костела Св. Петра и Павла Игнатием Чаевским. Это письмо я имею при себе содержание письма таковое, пишет Г-н Федоров, копия (Дорогой отец, Прошу Вас отослать мне обратно белый шелковый фелонь (греческого образца) со всеми принадлежностями, так как эти ризы Митрополит только одолжил Сторожеву на время. Пользуюсь случаем выразить мое глубочайшее почтение. Л. Федоров. P.S. Писать теперь боюсь и прошу Вас также не писать). Также во Львове я познакомился с Венцинским который Агент Шептицкого приезжал в Россию для покупки книг и женился на Московской Старообрядке. Русская кровь сама сказывается, старообрядка вышла за католика говорит она мне как ни старались священники совратить меня в католичество даже сам Митрополит Шептицкий, но я была старообрядка и есть и буду старообрядка, даже своего мужа хорошо научила молиться Богу и он при мне молился по старообрядчески двуперстно. Я узнав от Г-на Федорова что Епископ Иннокентий Грузинский очень склонен к католицизму.

Р. кат. Священник Евстафий Сусалев

При сем докладе предоставляю важнейших лиц фотографические карточки личности Митрополита Андрея Шептицкого и Принца Макса Максонского . Советую сфотографировать их несколько штук и послать по границам, в виду намерения их приезда в Россию будут задержаны. № II-02

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 575 л. 1>

Копия

Дорогой отец.

Прошу Вас отослать мне обратно белый шелковый фелонь (греческого образца) со всеми принадлежностями, так как эти ризы Митрополит только одолжил Сторожеву на время.

Пользуюсь случаем выразить мое глубочайшее почтение. Л. Федоров.

Писать теперь боюсь и прошу Вас также не писать. [приписка]подлинный получил 28 июля 1911 года

Священник Евстафий Сусалев

 № II-03

<РГИА ф. 821 оп.128 д. 51 лл. 113, 113об>

ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА Духовных Дел Его Превосходительству М.И. Зубовскому.

Доверительно.

Милостивый Государь

  Михаил Иванович. При производстве расследования по делу ксендза Вирцинского получены между прочим сведения, что агентом Львовского униатского митрополита является состоящий на государственной службе во Владимирской губ. землемер Вячеслав Бордниковский.

Независимо сего выяснилось, что мать выдающегося деятеля по распространению унии ближайшего сотрудника Митрополита Шептицкого униатского иеромонаха Леонида Федорова – Любовь Дмитриевна Федорова проживает в Петербурге по Донской ул., в доме №7, и что названный Федоров ведет корреспонденцию с проживающим в Петербурге (4-ая Рождественская ул. д. №10) виноторговцем Федором Карловичем Шифлером, который, хотя и не католик, тем не менее является также агентом Шептицкого и хранит какие-то секретные документы.

В виду сего имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство не отказать в распоряжении к установлению за всеми названными лицами и их корреспонденцией негласного наблюдения и о результатах такового по мере их выяснения сообщать мне для доклада Министру. Примите, Милостивый Государь, уверение в совершенном почтении и преданности.

Подписал: Ал. Харузин.

№7275 18 Августа 1911 года.

Верно: (подпись неразб.)

№ II-04

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 51 лл. 114, 114об, 115, 115об> ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПОЛИЦИИ

Его Превосходительству А.Н. ХАРУЗИНУ.

Милостивый Государь         Алексей Николаевич.

Вследствии письма от 18 минувшего Августа за № 7275, имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что на 4-й Рождественской улице, в доме №10, кв. 5 действительно проживает потомственный почетный гражданин Федор Карлович (Каспарович) Шифлер, 55 лет, православный, прибывший 2 Ноября 1910 года из заграницы, а 15 Мая сего года временно выбывший на дачу в собственный дом, находящийся в Петергофе, по Богаделенной ул №3. Немец по происхождению и бывший лютеранин, Шифлер принял православие и наружно очень религиозен. О сношениях его с агентами митрополита Шептицкого сведений пока не поступало, но он может безусловно оказать им громаднцую помощь, так как, приняв на себя звание Почетного Мирового Судьи г. Петергофа, Директора и Казначея Петергофского Тюремного Комитета, Попечителя школ и общества народной трезвости города Петергофа, состоя представителем заграничных оружейных заводов и, наконец, ведя, благодаря своему большому капиталу, различные коммерческие предприятия и ссужая деньгами под залог недвижимых имуществ, Шифлер имеет громадные связи и знакомства во всех слоях общества. Что касается матери униатского иеромонаха Леонида Федорова, то о ней собраны нижеследующие справки: Любовь Дмитриева Федорова, 57 лет, православная, вдова мастерового одного из Петербургских цехов, с 2 Декабря 1910 г. призревается в Петербургском Доме Милосердия, для женщин, страдающих раком (Васильевский остров, 16 линия, № 65, а по Донской ул. – № 7), прибыла из дома № 59, по 14-й линии. Федорова сама по себе, в виду ее болезненного состояния (паралича ног, ослабленной деятельности мозга) интереса представлять не может, но факт помещения ее именно в этом Доме милосердия, созданном исключительно на средства католиков, является очень характерным.

Означенный Дом Милосердия находится в ведении Комитета, в составе: Почетного Председателя – Бельгийского Посла Графа де-Грель-Рожиера, председательницы – Леонтины Альбертовны Сабуровой и членов: Бельгийского Консула Ивана Августовича Шарлие, Л. Рено и П.И. Орен; администрация его состоит из начальницы Марии Карловны ван-Канеген, казначея – Луи Филиппарта, секретаря – И.С. Буа, врача Фортуната Евстафьевича Крессон и ксендза Павла-Эли-Эдуарда Бурен. В числе низших служащих в настоящее время живут: сестра милосердия крестьянка Ковенской губернии и уезда Екатерина Михайловна Эриксон, 31 года, римско-католического вероисповедания, прибывшая 7 Октября 1909 г. из д. №12 по Полозовой улице, где помещается церковь католиков восточного обряда; двух сиделок: крестьянки С. Петербургской губернии Марии Кареевой, 18 лет, православного вероисповедания, и крестьянки Смоленской губернии Пелагеи Ниловой, 20 лет, также православного исповедания. Кроме того, для обслуживания Дома, имеется кухарка и дворник. В Доме, кроме Федоровой, призреваются еще 2 старухи – великобританские подданные, римскокатолического вероисповедания.

Хотя при этом Доме живет и служит в находящейся там часовне ксендз Бурен, но для исповеди призреваемых женщин и для собеседования с ними приезжает известный Вашему Превосходительству близкий друг иезуита Яна Урбана, его ставленник в настоятели церкви католиков восточного обряда – священник Зерчанинов, имеющий, по видимому, влияние на дела этого общества и способствующий совращению лиц православного вероисповедания в католичество. Последнее подтверждается нижеследующим примером: В Доме Милосердия с 15 Июня 1910 г. по 15-е Января сего года служил дворником крестьянин Калужской губернии Осип Петров Беляшев, 37 лет, православного вероисповедания. Перейдя, по слухам, в Январе текущего года в католичество, Беляшев отметился выбывшим за границу, куда ездил, по-видимому, вместе с ксендзом Буреном, а в настоящее время проживает по Полозовой улице, в доме № 12 и состоит псаломщиком церкви католиков восточного обряда, под началом того же Зерчанинова. По поручению последнего Беляшев неоднократно посещал Любовь Федорову.

Униатский иеромонах Леонид Федоров живет постоянно в г. Львове и со времени поступления матери в Дом Милосердия был у нее 2 или 3 раза.

Рядом с вышеописанным Домом помещается принадлежащий тому же Обществу приют для малолетних, под названием: «Дом доброго пастыря», в котором в настоящее время воспитывается 10 малолетних девочек римскокатолического вероисповедания.

К изложенному имею честь присовокупить, что негласное наблюдение за указанным обществом продолжается и таковое же будет учреждено за Шифлером, по возвращении его из Петергофа.

Примите, Милостивый Государь, уверение в совершенном моем почтении и преданности

Подпись 67479

«21» Сентября 1911 г.

№ II-05

<РГИА ф. 821 оп.128 д. 51 лл. 116, 116об>

Директор Департамента Духовных Дел

Его Превосходительству Н.П. Зуеву

Доверительно.

Милостивый Государь Нил Петрович.

В дополнение к письму моему от 2 Апреля сего года, за № 2, имею честь сообщить Вашему Превосходительству, что, согласно доставленным мне сведениям, р.-к. свяшенник Грум-Грзимайло находился летом сего года в Мюнхене; курс богословских наук он проходил в Инсбруке в иезуитской коллегии, а художник Сигизмунд Верховский летом был в г. Львове у униатского митрополита Шептицкого. Верховского также предположено определить в названную иезуитскую коллегию вместе с отправленными к митрополиту Шептицкому, упоминаемыми в письме моем от 6 Апреля с. г., за № 3298, священниками Дейбнером и Зерчаниновым, двумя лицами, из коих один (фамилия неизвестна) юноша 15 лет, прислан из Колпина, а другой, сотрудник издающегося в Петербурге ксендзом ОколоКулаком журнала «Вера и Жизнь», Николай Траге (племянник Директора гимназии при р.-к. церкви Св. Екатерины) из Царского Села.

Кроме того считаю долгом поставить Ваше Превосходительство в известность, что, по полученным мною сведениям, старообрядческий начетчик Федор Мельников (упомянутый в письме от 2 Апреля с.г., за № 2) находится в сношениях с секретарем митрополита Шептицкого иеромонахом Федоровым (упомянутым в письме от 18 мин. Августа, за № 7275).

Этот же иеромонах имеет сношения и с настоятелем Московского р.-к. прихода кс. Чаевским, но из доставленного мне частным путем письма иеромонаха Федорова на имя кс. Чаевского видно, что он опасается наблюдения, так как предупреждает его, что боится теперь писать и просит кс. Чаевского также не писать.

Примите, М.Г., уверение в совершенном моем почтении и преданности.

Подписал: Ал. Харузин

№2729

28 Сентября 1911 г.

Верно: подпись

№ II-06

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 151 лл. 52, 52об, 53, фрагменты>

<Из рапорта проводившего расследование о деятельности католического духовенства статского советника Тяжельникова, 1911 г.>

<…> Кроме денежной помощи из-за границы, следует отметить также существование за границей же, во Львове, и особых курсов богословия. Все приезжающие на эти курсы из России распределяются самим Шептицким. Некоторые по его желанию живут при семинарском пансионе, а другие при монастырях. Дававший мне показания по этому делу о. Михаил Сторожев жил с упоминавшимся уже Семяцким и с некиим Сольским, Михальчуком и Иванчуком при Василианском монастыре на улице Петра Скарги № 2 под руководством русского подданного Леонида Федорова. Общения с другими курсистами не допускалось, почему Сторожев не мог мне назвать других лиц. Всем курсистам присваиваются чужие имена и фамилии, так: Михаил Сторожев должен был именоваться о. Константином, Евстафий Сусалев – Николаем Гродским. Гулять по городу курсистам не разрешалось. Вся корреспонденция для них должна была адресоваться на имя «Константина Федорова» и попадала в руки Леонида Федорова.

Корреспонденция же для самого Шептицкого из России адресуется на имя его секретаря Иосифа Желдака или же на имена Василия и Иосифа Гроцкого.

Вербовка курсистов производится через особых агентов, получающих оклады из сумм пропаганды.

Один из агентов Шептицкого не особенно давно посетил о. Сторожева. По его показанию это состоящий на государственной службе во Владимирской губернии землемер Вячеслав Бордниковский.

В Россию приезжает также и Леонид Федоров.

Можно предполагать, что для своих приездов он пользуется паспортом на чужое имя, по крайней мере, по показанию известного лица, в последний свой приезд в Феврале и Марте сего года Федоров прибегал даже к гриму. Мать Федорова, Любовь Дмитриевна, живет в Петербурге на Донской улице в доме № 7, т.е. там же где и французские священники Боа и Борен. По показанию ттого же лица Федоров ведет корреспонденцию с проживающим в Петербурге (4 Рождественская д. № 10) виноторговцем Федором Карловичем Шифлер, агентом Шептицкого, хранящим какие-то секретные документы.

Кроме приезжающих из-за границы агентов Шептицкого на пользу пропаганды работают и женщины. По показанию о. Сторожева «никто никогда не подумает, что перед ним католический миссионер в юбке. А эти-то люди сделать могут несравненно более чем мужчины» <…>

№ II-07

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 лл. 14, 14об, 15, 15об>

<агентурное донесение>

В воскресенье 23 сего Февраля я присутствовал на утреннем богослужении русских католиков восточного обряда в костеле Св. Екатерины. Богослужение совершали священники Дейбнер и Зерчанинов. Богослужение совершалось в каплице костела позади сакристии, на католическом алтаре, не имеющем иконостаса и царских врат.

Священник Дейбнер совершал раннюю литургию. Литургия совершалась на славянском языке, по чину

Св. Василия Великого, принятому в Православной и униатской церквах. Хоровые песнопения литургии вычитывались мальчиком-причетником. За литургией присутствовало 8 молящихся. Литургия совершалась по православному чинопорядку, но евхаристия совершалась на белом вине (по униатски). Священник Дейбнер был в православных ризах (фелонь, епитрахиль и поручи).

Священник Зерчанинов совершал позднюю литургию по тому же чину Св. Василия Великого. Литургия совершалась на славянском языке; на ней присутствовало до 70 человек молящихся. Все они исполняли хором песнопения литургии. Литургия совершалась по чинопорядку нашей Православной церкви, но с униатскими отступлениями. Так, евхаристия совершалась на белом вине; за литургией поминались имена Папы и Митрополита Викентия (Ключинского), а также имя ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА; имена ГОСУДАРЫНЬ ИМПЕРАТРИЦ и НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА, по униатскому обыкновению, не поминались. Священник Зерчанинов имел на себе униатскую фелонь, с длинным опущенным передом. В некоторые моменты литургии священник Зерчанинов, оборачиваясь к молящимся, складывал руки по католически. Другие характерные особенности униатской литургии были опущены. Так, например, Символ Веры пелся без прибавления Filioque (и от Сына). Во время пения этих слов Символа священник Дейбнер, покрывая своим голосом всех молящихся, громко пел: «Иже от Отца исходящаго». Вероятно это делалось для того, чтобы кто-нибудь из молящихся не спел по ошибке: «Иже от Отца и от Сына исходящаго». Во время литургии священник Зерчанинов произнес проповедь, в которой, между прочим, высказал мысль, что Господь лишь одному апостолу Петру повелел «пасти овец Его»; те толкователи, которые говорят, что Господь всем апостолам дал одинаковую власть, рассуждают неправильно.

Во время совершения литургии священник Зерчанинов имел на себе, кроме обычных священнических риз, набедренник, который в нашей Православной церкви является одною из церковных наград, даваемых лицам пресвитерской степени. Возникает вопрос: кто наградил Зерчанинова этим набедренником. Митрополит Ключинский не мог этого сделать, так как он – епископ зададного обряда. Вероятно, это сделал митрополит Шептицкий. Обязываюсь доложить, что этот набедренник я видел на Зерчанинове лишь в первый раз 23 Февраля.

Среди лиц, присутствовавших за обедней, я заметил молодого человека, по виду лет 30, одетого в штатский сюртук и, как мне кажется, весьма похожего на Леонида Федорова, секретаря митрополита Шептицкого. Это – розовый, худощавый блондин, с длинным острым носом и светлою длинною бородою. На голове его – каштановые волосы; среди них изредка серебрятся седые волосы. Изящные церковные манеры (поклоны перед алтарем покатолически и пр.) обнаруживают в нем человека, прошедшего специальную школу католического ритуала. Федоров имеет в С.-Петербурге мать. Он – бывший студент С.-Петербургской Духовной (Православной) Академии, в которой в 1901-1902 г.г. слушал лекции на первом курсе. В 1902 г. он уехал в Рим, где окончил курс в Collegium Urbanum. Сейчас он состоит секретарем у Шептицкого и имеет степень суб-диакона. У меня является подозрение, не он ли привез из Львова набедренник Зерчанинову.

<подп. неразб.>

Чин. Особ. Поручений.

1914 Февраля 24го дня

№ II-08

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 лл. 19, 19об>

<начало переписки 1914 г. по поводу приезда Федорова в Россию>

ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ДУХОВНЫХ ДЕЛ

Его Превосходительству В.А. Брюн-де-Сент-Ипполит

 Совершенно доверительно

Милостивый Государь

Валентин Анатольевич

Из производившейся между департаментом Духовных Дел и Департаментом Полиции переписки Вашему Превосходительству известно о деятельности секретаря Львовского Митрополита Шептицкого, униатского иеромонаха Леонида Федорова. Ныне, по полученным в Департаменте Духовных Дел, из двух различных вполне достоверных источников, данным, названный Федоров прибыл в С.-Петербург и проживает, под чужой фамилией, у р.-к. священника Дейбнера, причем по утрам и поздно по вечерам бывает у священника Зерчанинова, а также посещает богослужения по восточному обряду в р.-к. церкви Св. Екатерины. По внешнему виду Леонид Федоров среднего роста, худощавый и краснощекий шатен (на голове попадаются и седые волосы), с острыми чертами лица (острые нос и подбородок), с светлой длинной бородкой. Имеется основание предполагать, что Федоров, пользуясь своим пребыванием в России, должен посещать Москву и Смоленск.

Вследствие изложенного имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство не отказать в зависящем распоряжении к установлению наблюдения за пребыванием Федорова в России и, в частности, выяснению, подданным какого государства он состоит и по какому именно паспорту он проживает в России. В случае, если бы оказалось, что Федоров пользуется чужим паспортом, я покорнейше прошу Вас, Милостивый Государь, не отказать в распоряжении о привлечении его к законной ответственности.

В ожидании отзыва о последующем, прошу Ваше Превосходительство принять уверение в совершенном моем почтении и преданности.

Подписал: Ев. Менкин.

№ 2749

21 марта 1914 года

Верно: <подпись>

№ II-09

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 лл. 20, 20об, 21, 21об>

Директор Департамента Духовных Дел

Его Превосходительству В.А. Брюн-де-Сент-Ипполит

Совершенно доверительно.

Милостивый Государь,

Валентин Анатольевич.

В дополнение к письму моему от 21 сего Марта, за № 2749, имею честь сообщить Вашему Превосходительству, что, по полученным ныне новым сведениям, секретарь Львовского Митрополита Шептицкого, униатский иеромонах Леонид Федоров в настоящее время проживает в С.-Петербурге, на Песках, у вдовы полковника Капитолины Николаевны Подливахиной и по утрам в 8 час. совершает богослужения на Бармалеевой улице у ксендза Дейбнера.

В Петербурге Федоров намерен провести всю страстную неделю, а на Пасху отправиться в Москву, где остановится у Востряковых и будет видеться с настоятелем костела Свв. Петра и Павла ксендзом Чаевским и старообрядцами Мельниковым и Бриллиантовым. Из Москвы Федоров поедет в г. Егорьевск, где будет иметь свидание с старообрядцем Зениным, и в гор. Богородск, для посещения старообрядцев Макарова и Арсения Морозова. Затем Федоров поедет в Нижний-Новгород к старообрядческому епископу Иннокентию, с которым и отправится в Поволжский старообрядческий Преображенский монастырь, где будет изучать устав старообрядческого богослужения, а затем проедет в Саратов.

В 20-х числах Апреля с.г. Леонид Федоров намерен посетить Рязань, где будет иметь свидание с православным священником о. Николаем (фамилия не известна), членом нескольких православных учреждений, тайно присоединившимся под влиянием местного ксендза Михаила Рутковского, к католичеству и намеревающимся поступить в Могилевскую р.-к. духовную Академию. Названный священник, имеющий на вид лет 40 и сравнительно хорошо говорящий по-латыни, навещает по ночам, около 11 час., ксендза Рутковского, который, в свою очередь, переодеваясь в светское платье и называя себя учителем, посещает о. Николая.

Сообщая об изложенном, считаю долгом присовокупить, что сведения о сношениях Леонида Федорова со священником Дейбнером и о предположенных им разъездах по России указывают на преследуемую им цель, а именно насаждение в России, среди православных и старообрядцев унии.

Такого рода деятельность этого лица было бы желательно пресечь, что представлялось бы возможным путем привлечения Федорова к судебной ответственности, в случае проживания его по чужому виду и установления факта вступления без разрешения Правительства в иностранное подданство или службу.

Примите, Милостивый Государь, уверение в совершенном моем почтении и преданности.

Подписал: Ев. Менкин.

№ 300

29 Марта 1914 года

Верно: <подпись неразб.>

№ II-10

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 лл. 22, 22об, 23>

По форме

31 Марта 1914 г.

№ 3186

Совершенно доверительно

Московскому Градоначальнику.

По полученным в Департаменте Духовных Дел вполне достоверным сведениям, в С.-Петербурге тайно проживает секретарь Львовского Митрополита Шептицкого, униатский иеромонах Леонид Федоров, который вскоре намерен посетить Москву, где остановится у Востряковых и будет видеться с настоятелем костела Свв. Петра и Павла ксендзом Чаевским и с старообрядцами Мельниковым и Бриллиантовым. Из Москвы Федоров поедет в г. Егорьевск, где будет иметь свидание с старообрядцем Зениным, и в г. Богородск, для посещения старообрядцев Макарова и Арсения Морозова.

Кроме того, по тем же сведениям, в Москве, в Петровском парке, на Дворцовой аллее, в доме №10, кв. 1 (телеф. 3-1208) снимает комнату некая Зиновия Александровна Берк, бывшая институтка, совращенная из православия в католичество Рязанским ксендзом Рутковским, отправившим ее для регистрации перехода из Рязани в Москву. Ныне названная Берк занимается обучением у себя православных детей. Имеются данные о том, что в комнате у Берк, на письменном столе, лежит записная книжка, где имеются адреса ее подруг, легальных и нелегальных католичек. Уведомляя о сем Ваше Превосходительство, Департамент Духовных Дел покорнейше просит Вас, Милостивый Государь, не отказать в зависящих распоряжениях к установлению за деятельностью Федорова и Берк тщательного негласного наблюдения и об оказавшемся сообщить Департаменту.

К сему Департамент считает необходимым присовокупить, что Федоров может приехать в Москву по чужому или подложному паспорту; по внешнему виду он среднего роста, худощавый и краснощекий шатен (на голове попадаются и седые волосы), с острыми чертами лица (острые нос и подбородок), со светлой длинной бородкой. Директор,

Егермейстер ВЫСОЧАЙШЕГО Двора (подп.) Ев. Менкин Начальник Отделения (скр.) В. Тяжельников.

Верно: <подп. неразб.>

№ II-11

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 лл. 24, 24об>

По форме

31 Марта 1914 г.

№ 3187

Совершенно доверительно

Нижегородскому Губернатору.

По полученным из Департамента Духовных Дел вполне достоверным сведениям, в С.-Петерубрге тайно проживает секретарь Львовского Митрополита Шептицкого, униатский иеромонах Леонид Федоров, который вскоре намерен посетить Москву, а затем и Нижний Новгород, где будет иметь свидание с старообрядческим епископом Иннокентием, с которым поедет в старообрядческий Преображенский монастырь.

Уведомляя об изложенном, Департамент Духовных Дел покорнейше просит Ваше Превосходительство не отказать в зависящем распоряжении к установлению за деятельностью Федорова тщательного негласного наблюдения и об оказавшемся сообщить Департаменту.

К сему Департамент считает необходимым присовокупить, что Федоров может приехать в Нижний Новгород по чужому или подложному паспорту; по внешнему виду он среднего роста, худощавый и краснощекий шатен (на голове попадаются и седые волосы), с острыми чертами лица (острые нос и подбородок), со светлой длинной бородкой.

Директор,

Егермейстер ВЫСОЧАЙШЕГО Двора #Ев. Менкин

Начальник Отделение # В. Тяжельников.

Верно: <подп. нер.>

№ II-12

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 л. 39, 39об>

Директор Департамента Духовных Дел

Его Превосходительству

В.А. Брюн-де-Сент-Ипполит

Совершенно доверительно

Милостивый Государь

Валентин Анатольевич.

По полученным в Департаменте Духовных Дел сведениям, в середине Пасхальной недели в Териоках, у старообрядческого епископа Михаила состоится совещание, в коем примут участие 1) секретарь Львовского Митрополита Шептицкого, униатский иеромонах Леонид Федоров, 2) Проживающий в Гатчине чиновник Департамента Торговли и Промышленности, тайный униатский диакон Зданович, 3) служащий в Астраханской гимназии, бывший священник старообрядческой церкви в Богородске Аксенов и 4) бывший православный священник Григорий Петров. Сообщая об изложенном Вашему Превосходительству, в дополнение к письмам моим за №№ 2749 и 300, имею честь присовокупить, что г. Министром Внутренних Дел обращено весьма серьезное внимание на деятельность Леонида (в монашестве Леонтия) Федорова.

В виду сего имею честь покорнейше просить Вас, не будет ли Вами признано возможным принять самые действительные меры к установлению негласного наблюдения за названным лицом, а также за участниками предположенного совещания в Териоках и к выяснению, насколько представится возможным, целей и результатов сего совещания.

В ожидании отзыва о последующем, прошу Вас, Милостивый Государь, принять уверение в совершенном моем почтении и преданности.

Подписал: Ев. Менкин

№ 3191

1 Апреля 1914 года.

Верно: <подп.>

№ II-13

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 лл. 25, 25об>

Директор Департамента Духовных Дел

Его Сиятельству

Князю А.Н. Оболенскому

Совершенно доверительно.

Милостивый Государь

Князь Александр Николаевич.

По полученным в Департаменте Духовных Дел, но не проверенным сведениям, в С.-Петербурге тайно проживает приехавший из Австрии секретарь Львовского Митрополита Шептицкого, униатский иеромонах Леонид Федоров.

В 20-х числах Апреля сего года Федоров намерен посетить Рязань, где будет иметь свидание с православным священником о. Николаем (фамилия неизвестна), будто бы тайно присоединившимся под влиянием местного ксендза Михаила Рутковского к католичеству и намеревающимся поступать в Могилевскую Духовную Академию. Названный священник, имеющий на вид лет 40 и сравнительно хорошо говорящий по латыни, по ночам, около 11 часов, навещает ксендза Рутковского, который, в свою очередь, переодеваясь в светское платье и называя себя учителем, посещает о. Николая. Последний состоит членом нескольких православных учреждений и приготовляет некоторых из своих прихожан к переходу в католичество.

Уведомляя об изложенном, честь имею покронейше просить Ваше Сиятельство не отказать в зависящем распоряжении к негласной проверке, если окажется возможным, означенных сведений в части, касающейся правосл. священника о. Николая; и к установлению за ним, а также Федоровым, за все время проживания его в Рязани, и ксендзом Рутковским тщательного негласного наблюдения и об оказавшемся почтить меня уведомлением. К сему считаю необходимым присовокупить, что Федоров может приехать в Рязань по чужому или подложному паспорту; по внешнему виду он среднего роста, худощавый и краснощекий шатен (на голове попадаются и седые волосы), с острыми чертами лица (острые нос и подбородок), со светлой длинной бородкой.

Примите, Милостивый Государь, уверение в совершенном моем почтении и преданности.

Подписал: Ев. Менкин.

№ 3188

1 Апреля 1914 года

Верно: <подп. нер.>

№ II-14

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 л. 26>

РЯЗАНСКИЙ ГУБЕРНАТОР

Его Превосходительству Е.В. МЕНКИНУ

Апреля 30 дня 1914 г.

№1566

Совершенно секретно.

Милостивый Государь,

Евгений Васильевич.

Вследствие письма от 1 сего Апреля за № 3188 уведомляю Ваше Превосходительство, что, как установлено негласным расследованием, один из священников г. Рязани, о. Николай Александрович Доброхотов, действительно, отчасти знаком с ксендзом Михаилом Рутковским. Что же касается религиозных взглядов о. Доброхотова, то ничто не указывает на его особое тяготение к ксендзу и к католичеству. Личность его как человека и как священника считается крайне тяжелою, что, вероятно, и заставляет его врагов распускать про него разные дурные слухи. Униатский иеромонах Леонид Федоров в Рязань до сего времени не приезжал.

В случае получения новых сведений по этому делу, сообщу Вам о них дополнительно.

Примите уверение в совершенном уважении и искренней преданности.

Кн. Оболенский

№ II-15

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 л. 40,40об>

ДИРЕКТОР

ДЕПАРТАМЕНТА ПОЛИЦИИ

Его Превосходительству

Е.В. МЕНКИНУ

Доверительно

Милостивый Государь,

Евгений Васильевич.

Вследствие письма от 1 минувшего Апреля за № 3191 относительно предположенного в Териоках в середине Пасхальной недели совещания у старообрядческого епископа Михаила, имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что названный епископ, как установлено расследованием, ни в с. Териоках, ни в его окрестностях не проживает и за последнее время не проживал. Равным образом в течение Пасхальной недели епископ Михаил, иеромонах Леонид Федоров, диакон Зданович, бывший священник Аксенов и лишенный священнического сана Григорий Петров прибывшими в Териоки отмечены нигде не были и приезда их туда никто не видел.

Примите, Милостивый Государь, уверение в совершенной преданности.

<подпись>

№ 171407

«13» Мая 1914 года

№ II-16

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 л. 64>

<письмо Федорову от Шептицкого>

Л.

Дорогой брат, очень благодарен за письмо, отвечаю коротко, ибо не могу мешаться в эти дела. Думаю, что этого младенца еще надо научить, а когда будет иметь лет 1819, тогда пришлите его к нам. А до того времени и дела примут другой оборот. Сердечно желаю здоровья. М.А.

Да благословит Вас Бог и даст Св. Благодать.

Напишите, что узнаете и когда можно Вас ожидать.

№ II-17

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 л. 27>

Нижегородский Губернатор

КАНЦЕЛЯРИЯ

6 июля 1914 г.

№ 57

Нижний-Новгород

Совершенно секретно

В Департамент Духовных Дел М.В.Д.

Вследствие отношения от 31 марта сего года, за № 3187, имею честь уведомить Департамент, что секретарь Львовского Митрополита Шептицкого, униатский иеромонах Леонид Федоров до сего времени в Нижегородскую губернию не прибывал, но старообрядческий епископ Иннокентий в начале апреля месяца выезжал в Москву, возможно, что и для свидания с Федоровым.

Губернатор

Гофмейстер Двора ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА <подп.>

Правитель Канцелярии: <подпись>

№ II-18

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 л. 28, 28об>

И.Д.

ДИРЕКТОРА

ДЕПАРТАМЕНТА ПОЛИЦИИ

Его Превосходительству

Е.В. МЕНКИНУ

Доверительно

Милостивый Государь

Евгений Васильевич

Вследствие письма от 21 минувшего Марта за № 2748 по поводу прибытия 11 Февраля сего года в С.-Петербург секретаря Львовского Митрополита Шептицкого – униатского иеромонаха Леонида Федорова, имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что мерами, предпринятыми согласно выраженному Вами пожеланию, выяснено, что в С. Петербурге Федоров поселился у некоего Шифлера (4 Рождественская, 10), прописавшись учителем, сыном С.Петербурсгского ремесленника, по паспорту С.Петербургской Ремесленной Управы, и посещал потомственного дворянина Ивана Дейбнера, действительного Статского Советника Лысковского, ксендза восточного обряда Зерчанинова и крестьянку Анну Купчину, по профессии вязальщицу.

24 Апреля Федоров выбыл в Москву, где замечен в сношениях с владельцем магазина икон Николаем Востряковым и его родней, священником Сергеем Иляхинским, совращенным, по имеющимся сведениям, в старообрядчество, помянутым в письме моем от 14 Мая сего года за № 171418 Владимиром Абрикосовым и возведенным ныне в сан священника диаконом старообрядческого Рогожского кладбища Федором Гусляковым; 5 Мая Федоров, получив заграничный паспорт, выехал на станцию Савелово. По получении мною сведений о Федорове по Тверской губернии, я не премину сведения эти сообщить Вашему Превосходительству дополнительно.

Прошу Ваше Превосходительство принять уверение в совершенном моем почтении и преданности

Ваш покорный слуга,

<подпись>.

№ 174016

«9» Июля 1914 года.

 

№ II-19

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 л. 29, 29об>

И.Д.

ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ПОЛИЦИИ

Его Превосходительству

А. В. Петрову.

Доверительно

Милостивый Государь

Александр Васильевич,

В дополнение к письму от 9 минувшего июня за № 174016 имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что униатский иеромонах Леонид Иванов Федоров, как это ныне точно установлено, в иностранном подданстве не состоит и ранее никогда не состоял; отец его Иван Федоров, умерший 29 Марта 1893 года, с 1874 года числился С.Петербургским ремесленником кухмистерского цеха, а мать Любовь Дмитриева до настоящего времени состоит в цехе; что же касается самого иеромонаха Леонида Иванова Федорова, родившегося 4 Ноября 1879 г., то он значится в числе цеховых гор. С.Петербурга, причем из С.Петербургской Ремесленной Управы ему 12 Февраля сего года был выдан годовой паспорт за № 791.

К изложенному считаю долгом добавить, что установленное за названным униатским иеромонахом наблюдение в Тверской губернии оказалось безрезультатным, так как он на ст. Савелово не прибывал.

Прошу Ваше Превосходительство принять уверение в совершеннейшем моем почтении и преданности

Ваш покорный слуга

<подпись не разборчива>

№174331

16 июля 1914 года.

№ II-20

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 л. 30, 30об>

Директор Департамента Духовных Дел

Его Сиятельству Князю А.Н. Оболенскому.

Доверительно.

В собственные руки.

Милостивый Государь,

князь Александр Николаевич.

По поручению бывшего Министра Внутренних Дел письмом от 10 Января 1913 года за № 301, я просил предместника Вашего Сиятельства установить наблюдение за лицами, оказавшимися причастными к развитию в столице униатского обряда. В числе этих лиц между прочим, был также некий Леонид Федоров, состоявший по имеющимся в Департаменте сведениям, секретарем униатского Львовского митрополита Шептицкого. Согласно полученным в последнее время мною данным, Федоров прибыл в С.-Петербург и проживал у г. Шифлера (4-я Рождественская, 10), прописавшись учителем, сыном С.-Петербургского ремесленника, по паспорту С.-Петербургской ремесленной управы. Целью пребывания в России Федорова, состоящего в сане униатского иеромонаха, по некоторым основаниям, можно полагать, было выяснение вопроса о возможности дальнейшего ведения пропаганды унии, для чего Федоров должен был выезжать в другие города. После этого 5 Мая Федоров, получив заграничный паспорт, выехал на станцию Савелово, дальнейших сведений о нем в Депепартамент не поступало.

Между тем 4 сего Августа ко мне явился Леонид Федоров и заявил, что он вновь возвратился в С.-Петербург. Из переговоров с ним я выяснил, что Федоров действительно является близким лицом митрополита Шептицкого. Оказывается, что он, пройдя курс богословских наук в учрежденном названным митрополитом институте, имеющем назначением подготовку униатских миссионеров, был рукоположен в священнический сан в Константинополе, а засим назначен на священнослужительскую должность в Боснию, куда Австрийское правительство направляло колонистов униатов. После этого Федоров был назначен преподавателем вышеупомянутого института.

Приезд свой в настоящее время Федоров объяснил мне желанием выяснить свое отношение к отбыванию воинской повинности, так как он состоит ратником ополчения 2-го разряда и желанием хлопотать об освобождении своем от привлечения на военную службу.

Это объяснение не внушает мне однако доверия, на том основании, что оставаясь в Австрии, Федоров легче всего получил бы возможность не вступать в ряды войск; кроме того никаких предположений о вызове на службу ратников ополчения 2-го разряда в настоящее время и не существует.

В виду сего для меня совершенно не ясна истинная цель пребывания Федорова в России и в частности в С.-Петербурге. Причастность же его к насаждению у нас унии и близость его к митрополиту Шептицкому, известному своей враждебностью к России, вызывает необходимость отнестись с особенным вниманием к приезду в настоящее время в Петербург Федорова.

Об изложенном считаю необходимым сообщить Вашему Сиятельству и покорнейше просить Вас, в случае, если Вами будет признано возможным принять в отношении названного лица какие-либо меры, не отказать об этом меня уведомить, для доклада г. Министру.

Прошу Вас, Милостивый Государь, принять уверение в совершенном моем почтении и преданности.

Подписал: Ев. Менкин.

№ 6835

5 Августа 1914 года.

Верно: <подп. нер.>

 № II-21

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 л. 31, 31об, 32, 32об>

М.В.Д.

МОСКОВСКИЙ ГРАДОНАЧАЛЬНИК

Сентября 29 дня 1914 г.

№ 452200

г. Москва

на № 3186

В Департамент Духовных Дел Министерства Внутренних Дел.

Уведомляю Департамент Духовных Дел, что по имеющимся в моем распоряжении данным секретарь Львовского Митрополита Шептицкого униатский иеромонах Леонид Иванов Федоров прибыл в г. Москву 24 апреля с.г., где остановился в «Лубянских Меблированных комнатах», предъявив к прописке паспорт, выданный Петроградской Ремесленной Управой от 12 Февраля с.г. за № 791, сроком по 12 Августа текущего года. На все время нахождения Федорова в Москве за ним был установлен бдительный негласный надзор, в результате которого выяснилось нижеследующее. Во время пребывания в Москве Федоров поддерживал сношения с владельцем магазина икон и киотов по Китайскому проезду Николаем Матвеевичем Востряковым 35 лет, старообрядцем, проживающим в д. № 13 кв. 1 по Газовой ул. и его родной замужней сестрой Ксенией Матвеевной Щуровой, которая вместе со своим мужем Николаем Николаевичем Щуровым 23 лет жительствует в той же квартире. Помимо того у Федорова были сношения с священником Иляхинским 37 лет, значащимся православным, в действительности же перешедшим в старообрядчество; последний с своей женой Анастасией Ивановной 35 лет и малолетними детьми постоянно живет в собственном доме по Хиве улице. Кроме Вострякова и Иляхинского Федоров вел сношения с потомственным почетным гражданином Владимиром Владимировичем Абрикосовым 33 лет и женой его Анной Ивановной 32 лет, также подобно Иляхинскому числящимся православными, на самом же деле, совращенными в католичество иезуитом Феликсом Верцинским года два тому назад. Супруги Абрикосовы находятся в очень хороших отношениях с проживающим в Москве Ксендзом Игнатием Чаевским и вместе с ним, осенью 1913 года выезжали за границу и имели в Риме аудиенцию у папы. Абрикосовы проживают в доме № 29 по Пречистенскому бульвару. Находясь в Москве Федоров посетил Старообрядческое Рогожское Кладбище, с целью увидеть священника означенного Кладбища Федора Михайловича Гусятникова, но не застал последнего ввиду выезда Гусятникова из Москвы на родину. Из сообщения вр. и. д. Начальника Московского Губернского Жандармского Управления от 10 Мая с.г. за № 554, усматривается, между прочим, что сведения о встречах униатского иеромонаха Леонида Федорова с деятелями старообрядчества, проживающими в Московской губернии, в упомянутое Управление не поступало. 5-го Мая с.г. Федоров получил из Иностранного Отделения Канцелярии Московского ГенералГубернатора заграничный паспорт за № 5659 и в этот же день выехал из Москвы по Савеловской ж.д. до станции «Савелово» о чем Начальник Отделения по охранению Общественной безопасности и порядка в г Москве сообщил Начальнику Тверского Губернского Жандармского Управления телеграммою от 5-го Мая с.г. за № 289177 и запискою от 7 Мая того же года за № 299745. Что же касается упоминаемой в отношении Департамента Духовных Дел от 31 Марта с.г. за № 3186 Зиновии Александровны Берк, то таковой оказалась дворянка девица Зиновия Александровна Берг, прибывшая в Москву из Сергиевского посада 22 Января с.г. и поселившаяся в д. № 8 Грачевой по Дворцовой аллее. В прописку Берг предъявила бессрочную паспортную книжку выданную ей Приставом 3 уч. Пресненской ч. 7-го декабря 1913 г. за № 2523; согласно последней Берг значилась православной и учительницей, по негласной же справке, оказалось что Берг числится помощницей учительницы Каролины-Терезии Егоровны Классен 24 л. римско-католического вероисповедания, состоящей учительницей начального Училища в д. № 114 Быкова по Верхней Масловке. За время проживания Зиновии Берг у Классен, ничего заслуживающего особого внимания негласным надзором не обнаружено. Из Москвы Берг выбыла обратно в Сергиевский посад 14 Апреля с.г. и возвратилась опять в Москву уже из г. Подольска 28 Апреля с.г. в д. №2 Ильина по Курбатовскому пер. предъявив в прописку указанную ранее паспортную книжку за № 2523, в которой оказалась на стр. 9-ой отметка «означенная в сей книжке Зиновия Александровна Берг 1 Февраля 1914 года в Московском Петропавловском Костеле присоединена к Римско-Католическому вероисповеданию г. Москве 1 Февраля 1914 года. Московский Декан Настоятель Церкви Чаевский». В одной квартире с Зиновией Берг проживала домашняя наставница Валентина Васильевна Балашова, 32 лет Римско-Католического вероисповедания, брат которой Владимир Васильевич Балашов, подобно всей семье Балашовых, оказывал содействие делу католической пропаганды и по сведениям Отделения по охранению Общественной безопасности и порядка в г. Петрограде, состоял некоторое время, по распоряжению Департамента Полиции, последовавшему в 1911 году под секретным наблюдением на предмет выяснения, насколько интенсивно относился он к делу пропаганды католицизма и не принадлежит ли к ордену иезуитов. Из сведений собранных о личности Рязанского Ксендза Рутковского усматривается, что последний значился проживавшим в Москве в Январе месяце с.г. и выбывшим в г. Рязань 30-го того же Января. Запискою от 30-го Мая с.н. за № 31 Начальник Рязанского Губернского Жандармского Управления известил, что Ксендз Рутковский, является несомненно личностью подозрительной, часто ездит в Губернию Гродненскую или Ковенскую, а первые три дня СВ. ПАСХИ сего года провел в г. Егорьевске, где отправлял богослужение. Других сведений по настоящему делу в моем распоряжении не имеется.

Свиты ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА

Генерал-Майор Адрианов.

Управляющий Канцеляриею: <подпись>

№ II-22

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 л. 33, 33об, 34> ПЕТРОГРАДСКОГО ГРАДОНАЧАЛЬНИКА

10 Октября 1914 г.

№ 23390

Его Превосходительству

Е.В. МЕНКИНУ

Директору Департамента

Духовных Дел

Секретно

Милостивый Государь,

Евгений Васильевич!

Вследствие письма Вашего Превосходительства от 5-го Августа сего года за № 6835, сообщаю, что учрежденное наблюдение за состоящим в сане униатского иеромонаха Леонидом Федоровым не дало положительных результатов, а потому в целях пресечения ему возможности в дальнейшем проявлять свою преступную деятельность, он, по-моему приказанию, 10-го того-же Августа был обыскан и арестован.

По обыску ничего преступного не обнаружено, но в числе прочих вещей, были обнаружены богослужебные предметы: дискос, звездица, ложица, копие, маленький деревянный крестик, печать для просфор и скуфья.

На допросе в Охранном Отделении Федоров показал, что в 1902 году перешел в унию в Риме. По окончании там богословских наук, в 1909 году переехал в Галицию и стал проживать во Львове, где состоял учителем в Институте имени Митрополита Галицкого Андрея Шептицкого и был библиотекарем последнего. В 1911 году грекокатолическим Архиепископом Михаилом Мироновым был рукоположен в иереи и назначен священником для русских эмигрантов в Боснии. В 1912 году и начале 1914 года приезжал в Россию по личным делам. На вопрос о ведении униатской пропаганды дал отрицательный ответ, но показал, что бывая в России – «всегда вращался среди обращенных в католичество православных и помогал им советами и знаниями для лучшего устройства их религиозных дел». Относительно богослужебных предметов, обнаруженных при обыске объяснил, что таковые ему нужны, как священнику, для исполнения религиозных обязанностей и заявил, что, по приезде в Петроград в Августе сего года, он обращался к Вашему Превосходительству с просьбой о легализации его, в качестве католического священника греко-славянского обряда, но в этом ему категорически было отказано.

О прошлом Леонида Федорова из дел Охранного Отделения видно, что он известен, как наиболее выдающийся пропагандист униатства и является ближайшим сотрудником римско-католического Митрополита Шептицкого, в свою очередь известного своей враждебностью к России, ввиду чего Федоров с Марта по Май сего года наблюдался лично в Петрограде и Москве и наружным наблюдением были отмечены его сношения с католиками и старообрядцами.

На основании изложенных данных названный Федоров, ввиду вредной для государственной безопасности деятельности, на основании п. 17 ст. 19 Военного Положения, 15-го Августа сего года был мною представлен к высылке из Петрограда под полицейский надзор в Тобольскую губернию на все время действия здесь означенного Положения, по проходному свидетельству и, по утверждении 19-го Августа Главным Начальником Петроградского Военного Округа доклада о высылке, Федоров 22-го Августа из под стражи освобожден и снабжен проходным свидетельством для следования в место высылки.

Прошу Ваше Превосходительство принять уверение в совершенном почтении и преданности.

Кн. А. Оболенский

№ II-23

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 л. 35, 35об>

Директор Департамента Духовных Дел

Его Превосходительству Н.П. Куратову

Совершенно доверительно

Милостивый Государь,

Николай Павлович.

В последние годы в Петрограде среди некоторой группы лиц стало наблюдаться стремление к насаждению в России униатского обряда; причастным к этому делу, в числе прочих лиц, оказался секретарь Львовского униатского Митрополита графа Шептицкого униатский иеромонах Леонид Федоров. По окончании курса богословских наук в учрежденном Митрополитом Шептицким институте, имеющем назначением подготовку униатских миссионеров, Федоров был рукоположен в священнический сан в Константинополе, а засим назначен на священнослужительскую должность в Боснию, куда Австрийское правительство направляло колонистов униатов, после чего Федоров был назначен преподавателем вышеупомянутого института. По имеющимся в Департаменте сведениям, Федоров в Феврале месяце сего года прибыл в г. Петроград, прописавшись учителем, сыном Петроградского ремесленника, по паспорту, выданному ему Петроградской ремесленной управой 12 Февраля сего года за № 791 сроком по 12 Августа текущего года. Целью пребывания Федорова в России, по некоторым основаниям можно полагать, являлось выяснение вопроса о возможности дальнейшего ведения пропаганды унии, для чего Федоров должен был выезжать в другие города. Как установлено ныне, Федоров 24 Апреля с.г. выезжал в Москву, где встречался с некоторыми деятелями старообрядчества, а засим 5 Мая с.г. получил из иностранного отделения Канцелярии Московского Генерал-Губернатора заграничный паспорт за № 5659 и в тот же день выбыл из Москвы. В первых числах Августа Федоров вновь возвратился в Петроград причем, в виду вредной для государственной безопасности его деятельности, на основании п. 17 ст. 19 Военного Положения, 15 того же Августа был представлен Петроградским Градоначальником к высылке из Петрограда под полицейский надзор в Тобольскую Губернию на все время действия в Петрограде означенного положения и по утверждении 19 Августа Главным Начальником Петроградского Военного Округа доклада о высылке, Федоров 22 Августа снабжен проходным свидетельством для следования в место высылки.

Причастность Федорова к насаждению у нас унии и близость его к Митрополиту Шептицкому, известному своей враждебностью к России, вызывали необходимость относиться с особым вниманием к посещениям им тех или иных местностей России.

Вследствие сего и в виду возможности самовольной отлучки Федорова из места высылки в пределы ВЫСОЧАЙШЕ вверенной Вашему Превосходительству губернии для посещения находящегося в настоящее время в этой губернии Митрополита Шептицкого, считаю долгом изложенные выше данные о Федорове сообщить Вам для личного Вашего сведения.

Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности.

Подписал: Ев. Менкин.

№ 2740

14 Октября 1914 года

Верно: <подпись нер.>

 № II-24

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1375 л. 36, 36об>

Директор

Департамента Духовных Дел

Его Превосходительству А. А. Станкевичу

Совершенно доверительно

Милостивый Государь,

Андрей Афанасьевич

В последние годы в Петрограде среди некоторой группы лиц стало наблюдаться стремление к насаждению в России униатского обряда; причастным к этому делу, в числе прочих лиц, оказался секретарь Львовского униатского Митрополита графа Шептицкого униатский иеромонах Леонид Федоров. По окончании курса богословских наук в учрежденном Митрополитом Шептицким институте, имеющем назначением подготовку униатских миссионеров, Федоров был рукоположен в священнический сан в Константинополе, а засим назначен на священнослужительскую должность в Боснию, куда Австрийское правительство направляло колонистов униатов, после чего Федоров был назначен преподавателем вышеупомянутого института. По имеющимся в Департамен те сведениям, Федоров в Феврале сего года прибыл в г. Петроград, с целью, как можно полагать по некоторым основаниям, выяснения вопроса о возможности дальнейшего ведения пропаганды унии в России. Из Петрограда Федоров в Апреле сего года выезжал в Москву, где виделся с некоторыми деятелями старообрядчества, а засим в первых числах Августа вновь возвратился в Петроград причем, в виду вредной для государственной безопасности его деятельности, на основании п. 17 ст. 19 Военного Положения, 15 Августа сего года был представлен Петроградским Градоначальником к высылке из Петрограда под полицейский надзор в Тобольскую Губернию на все время действия в Петрограде означенного положения и по утверждении 19 Августа Главным Начальником Петроградского Военного Округа доклада о высылке, Федоров 22 Августа снабжен проходным свидетельством для следования в место высылки. Причастность Федорова к насаждению у нас унии и близость его к Митрополиту Шептицкому, известному своей враждебностью к России, вызывают необходимость относиться с особым вниманием к посещениям им тех или иных местностей России.

Вследствие сего и в виду возможности самовольной отлучки Федорова из места высылки в пределы Курской губернии для посещения временно водворенного в в этой губернии, после занятия Львова русскими войсками, Митрополита Шептицкого, я поставил в известность об изложенном Курского Губернатора.

Сообщая о том же и Вашему Превосходительству, считаю долгом, на случай возможных со стороны Федорова попыток к совершению богослужений по униатскому обряду, присовокупить, что совершение таких богослужений в Империи Министерство категорически не допускает. Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности.

Подписал: Ев. Менкин

№ 8707

24 Октября 1914 года.

 № II-25

<АВП РИ ф. ОПО. оп. 474. д. 371. л. 30-31об. Автограф.

публикуется по ИА, №10>

Л.И. Федоров – С.Д. Сазонову

3 декабря 1914 г.

Тобольск

Гуляцкая ул., д. 32/2

Ваше Высокопревосходительство.

Прошу великодушно извинить меня, если в эти тяжелые дни я осмеливаюсь напомнить о своем существовании. Быть может, Ваше Высокопревосходительство, вспомните о русском католике-униате, Леониде Федорове, которому Ваше Высокопревосходительство оказали большую услугу, позволив ему с открытым паспортом продолжать свое богословское образование. Он самый осмеливается теперь писать Вам это письмо.

Я долго колебался, прежде чем сделать этот шаг. Хотя Ваше Высокопревосходительство отнеслись ко мне в Риме с большой сердечностью и, несмотря на громадную разницу нашего общественного положения, обращались со мной запросто и даже, на прощанье, обещали и впредь не оставлять меня Вашим высоким участием, однако чувство боязни не покидало меня. Дело в том, что Ваше Высокопревосходительство, относитесь крайне отрицательно к той св/ятой/ унии, которой я предан всей душой. Однако, теперь Галиция сделалась нераздельной частью нашего отечества и униаты – подданными нашего Государя. Думаю, что не без согласия Вашего Высокопревосходительства, граф Бобринский управляет вверенной ему областью на основах самой широкой терпимости.

Окончивши 3-й курс богословия в Collegi Urbano di Propaganda fede, я, было, упал духом и даже подумывал оставить духовное звание. Огорчения по поводу энциклики «Еа semper» для американских русинов, нападки со стороны Ватикана на наши Велеградские съезды, суровое отношение римской прелатуры лично ко мне и, наконец, полная нищета толкали меня на эту дорогу. Я приехал в Галицию, намереваясь там, пока, давать уроки русского языка среди наших москвофилов. К счастью, митрополит Андрей Шептицкий удержал меня от этого шага, ободрил и дал средства на продолжение моего богословского образования. Последний курс я окончил в швейцарском Фрейбургском университете (в 1909 году). До 1911 года оставался во Львове, где занимал место библиотекаря, префекта и учителя богословия, в основанном митр/ополитом/ Андреем студитском институте. Несмотря на всю мою признательность и глубокое уважение к архипастырю Галиции, я не решился принять от него рукоположения, чтобы не связывать себя с русинской униатской церковью, сильно латинизованной и колеблемой волнами национальных страстей. С просьбой о рукоположении я обратился в болгарскому униатскому архиепископу Михаилу Мирову, имеющему свою резиденцию в Константинополе с титулом еп/ископа/ Феодосиопольского. 20-го марта 1911 года он посвятил меня в дьяконы, а 25 – во священники. Хотя после этого я и продолжал еще целый год исправлять мои обязанности в студитском институте, но скоро увидел, что дальнейшее мое пребывание там невозможно. Украинское течение усиливалось и с каждым днем. Нужно было или присоединиться к нему, или явно выступить против него. Ни того, ни другого я не имел права сделать, чтобы не смешать дело религии с человеческими страстями. Однако, я не мог скрывать моих мыслей и скоро, несмотря на могущественную протекцию митр/ополита/ Андрея, сделался крайне нежелательным лицом дня украинского элемента. Не сладко мне приходилось и от «новокурсников» (сторонников Маркова и Дудыкевича), которые называли меня «перекинчиком», отщепенцем и изменником России. Столковаться с ними я, конечно, не мог. Пусть они были горячими русскими патриотами, но их образ действий по отношению к католическоуниатской церкви и простым верующим был всегда одной сплошной цепью обманов, интриг и гнусных клевет (в особенности против митр/ополита/ Андрея). Мне оставалось только держаться старорусского кружка, который, несмотря на свои горячие симпатии ко всему русскому, оставался верным Риму. Но эта партия гасла, как свеча и старики («старокурсники») не имели никакого значения.

Митр/ополит/ Андрей, понимая всю трудность моего положения, предложил мне отправиться в Боснию в качестве священника для галицких эмигрантов. Я с радостью ухватился за это предложение, тем более, что серьезно подумывал о вступлении в находившийся там монастырь св. Иосифа (Студийский орден). Я пробыл 1 год и 8 месяцев. К сожалению, я скоро убедился, что мое призвание колеблется, и дело дальше послушничества не пошло. К тому же монастырь сгорел почти дотла (в феврале нынешнего года) и я вернулся снова в Львов. Но там я не хотел оставаться ни под каким видом и решил попытать счастья на родине. Пробыв около 3-х месяцев в Петербурге, я убедился, что наше время еще не приспело, так как русских униатов преследовали и травили как диких зверей, не останавливаясь даже перед кощунственными скандалами в церкви (как это устроил епископ Никандр). Еще и раньше русская печать и некоторые досужие головы делали из меня то иезуита, то васильянина, то личного секретаря митр/ополита/ Андрея и т.д., сплетням обо мне – нет конца. В Петербурге за мной пускали шпиков, посылали мне провокационные письма, делали доносы на моих знакомых. Нашлись какие-то домашние предатели, которые сообщали властям о каждом моем шаге. Так я и уехал ни с чем во Львов и буквально не знал, на что решиться. К счастью, мой владыко Михаил Миров потребовал меня к себе в Константинополь, чтобы заменить его на время отлучки (он ездил на курдский евхаристический конгресс). Я надеялся обосноваться там прочно, рассчитывая на помощь ассумпционистов. Война разрушала все мои намерения. Для всех было ясно, что после объявления войны Германией, война Турции с Россией – только вопрос времени. Многие греческие семьи покинули город уже между 20-22 июля. Опасались даже резни христиан, так как плакаты о мобилизации турецкой армии были зеленого цвета (цвет пророка), а не красного, как обычно. 22-го июля я выехал на пароходе в Одессу, когда турки уже начали реквизировать все отплывающие пароходы и выход из Босфора был минирован (шедший за нами английский грузовик взлетел тогда на воздух).

Прибыв в Петербург, я отправился к директору департамента иностранных исповеданий г-ну Менкину с просьбой разрешить иметь хотя бы только священнический паспорт как оо. Дейбнеру и Зерчанинову. Все было решительно отклонено, даже запрещено служить обедню в латинских церквах. Г-н Менкин сказал мне, что я человек опасный, что Дейбнера и Зерчанинова департамент знает, а меня нет, что о моей вредной деятельности им известно из неофициальных источников и т.п. «К сожалению, – сказал он, – мы не имеем никаких данных, чтобы начать против Вас судебное преследование». Тогда я решил выяснить вопрос о моем отношении к войне. Проливать кровь священнику можно только в крайнем случае, когда отечество находится на краю гибели. Поэтому я предложил свои услуги в качестве военного священника для католиков, с тем, что я добуду разрешение преподавать им св. таинства по латинскому обряду (дабы избежать «униатского обмана», как выразился сам г-н Менкин). Но от такой мысли его превосходительство пришли в панический страх.

Через несколько дней ко мне на квартиру нагрянули силы полиции, сделали обыск, отправили меня в охранное отделение, сняли допрос, продержав две недели, объявили мне, что я «высылаюсь» в Тобольскую губернию. На все мои недоумевающие вопросы: «за что же?», мне было заявлено, что я признан «неблагонадежным». Все это – без малейшего суда и расправы, без минимальной возможности хоть «пикнуть» в свое оправдание».

5-го августа я уже был в Тобольске, где и должен киснуть во все время существования военного положения. Мои знакомые старались освободить меня и узнать причину ареста. На то получился следующий ответ: «Иеромонах(?) Федоров сослан за крайне опасную деятельность». Только по разговору с г/осподино/м Менкиным и по тому допросу в охранном отделении я понял, что меня подозревают в какой-то «пропаганде» и в близких отношениях к митр/ополиту/ Андрею («личный секретарь»; это же обвинение фигурировало и в доносе на меня до последнего выезда за границу).

Я специально осведомился у г/осподи/на Менкина: что означает заниматься противозаконной пропагандой, Он объяснил мне, что русские законы запрещают инославным насиловать совесть православных христиан, что, следовательно, запрещена активная пропаганда словом (напр., приходить к кому-нибудь и стараться «совратить его»), чтение лекций, выступление в общественных собраниях с целью пропаганды католицизма и совершение открытых общественных богослужений лицам, не разрешенным правительством.

Я могу принять присягу, что ничего подобного не делал. Конечно, я принимал близко к сердцу интересы русских обращенных, помогал им моими знаниями и советом, с радостью принимал их во Львове и Риме, но отнюдь не являлся у них каким бы то ни было официальным лицом. Я прошу, чтобы мне показали такого православного, чью совесть я бы «насиловал» активной пропагандой! Признаю себя виноватым. Пожалуй, мне скажут, что, вращаясь среди моих знакомых, я отвечал спрашивающим меня о моем переходе в католицизм, входил в рассуждения на религиозные темы и защищал мою веру. Да, это бывало! Но кто же этого не делает? Или, быть может, мне нужно было, на обращенные ко мне вопросы отвечать: «Виноват! Начальство не приказало говорить на эту тему!»

Что касается до места секретаря, которое я якобы занимал у митр/ополита/ Шептицкого, то это чистейший вздор, который можно теперь проверить во Львове документально. Для меня митр/ополит/ Андрей – это только идеальный выразитель самых чистых унионистских стремлений католической церкви. Он дал мне возможность научно разрабатывать вопрос об св. унии, принимать участие во всех попытках к мирному разрешению спорных религиозных вопросов (Велеградские съезды, участие в унионистских журналах), проводить реформу очистки галицкого униатского обряда от вкравшихся в него латинизмов и, наконец, что для меня всего дороже – протянул мне руку помощи тогда, когда даже римские высокопоставленные особы отвернулись от меня как от сумасшедшего фантазера и плохого католика. Теперь, судя по газетам, он, якобы, оказался сознательным врагом России и к тому же, коварным и вероломным. Если бы это было так, то, сознаюсь, это был бы для меня ужасный, невыносимый удар, так как и в моих глазах он оказался бы лжецом и обманщиком, думавшим одно, а говорившим другое. Но я даже на минуту не допускаю этой мысли и твердо уверен, что беспристрастное следствие, по окончании войны, выкажет во всем блеске его благородное, идеальное сердце.

Г-н Менкин также недоумевал: зачем я теперь приехал в Россию? «Это странно!», – сказал он, почему это Вам понадобилось приехать в Россию, во время войны?» Это меня так поразило, что я не знал, что ответить! «Но, Ваше превосходительство, – рискнул заявить я, – ведь я же русский подданный и ратник ополчения 2-го разряда?! – Ну и что из этого? – услышал я в ответ. – Ну и оставались бы там». Но где должно было находиться это мое «там», мне объяснено не было. Я имел возможность существовать только в Австрии, Турции и, пожалуй, в Германии. А в Риме мне пришлось бы, по крайней мере при старом режиме, положить зубы на полку. Там мне не могут простить участия в Велеградских съездах, дружбы с принцем Максимилианом и о. Аврелием Палимери; на меня же было почему-то взвалено обвинение во всех перипетиях бармалеевской церкви и издание «Слова истины», хотя в это время я находился в Боснии и даже ничего не знал об этом. В Пропаганде же меня видеть не могут за постоянное заступничество за униатов. Быть может, теперь при папе Бенедикте повеет другим ветром, и на меня воззрят с благоволением, но, пока, мне нечего там делать. Тщетно старался я доказать г-ну Менкину, что мне вовсе не хочется томиться в немецких и турецких тюрьмах, лишенных даже комфорта охранного отделения, и что прямой долг призывает меня на родину в такую тяжелую для нее минуту, когда она поставила на карту все свое существование. Я вовсе не «ура-патриот», но исполняю только то, что повелевает мне моя религия и долг подданного. Ведь для всех же ясно, что современная война – не маньчжурская авантюра 1905 года. Однако его превосходительство так и остались при убеждении, что здесь есть что-то «подозрительное».

Я не могу пожаловаться на притеснение местных властей. Живу спокойно, никто ко мне не придирается. Но центральная власть даже и теперь не может оставить меня в покое. До сих пор я мог у себя дома совершать тихие литургии. Комната всегда была заперта, на обеднях никто не присутствовал, но недавно и это запретили. Я не делал из этого тайны, а с самого приезда осведомил об этом вицегубернатора и полицмейстера, тем более, что и сам г-н Менкин согласился с тем, что у себя дома и один, я волен делать все, что мне угодно. Кроме единственно оставшегося для меня духовного утешения, обедни были единственным средством моего существования, хотя далеко не достаточным ввиду современного вздорожания жизни даже в Сибири. Я подал прошение о выдаче мне причитающегося пайка, но уже два месяца как меня кормят только обещаниями. Бог с ними, с деньгами! Сидеть впроголодь мне не впервой. Пусть запрещают получать мне плату за обедни, но пусть разрешают служить хоть самые обедни. Ведь это единственное мне духовное утешение! Бесценная кровь и святое тело Спасителя поддерживают меня в этой тупой, мертвящей атмосфере, в которой нет никакого выхода для моей энергии!

Ваше Высокопревосходительство! Позвольте и на этот раз апеллировать к Вашему благородному сердцу! Война сделала Ваше имя популярным, и Ваше желание будет уважаемо повсюду. Неужели же я не мог бы жить в Петрограде или Москве, где нашел бы себе работу, вместо того, чтобы заниматься попрошайничеством у знакомых? Моя жизнь принадлежит родине и я охотно отдам за нее последнюю каплю моей крови, пусть только оставят в покое мою совесть, которая принадлежит Господу Богу и ему Единому на веки! Аминь.

Вашего высокопревосходительства покорнейший и благодарный слуга

греко-католический священник

Леонид Федоров

№ II-26

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1544 лл. 15, 15об, 16 (1915 г.)>

ЕГО СИЯТЕЛЬСТВУ ГОСПОДИНУ МИНИСТРУ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Вдовы Петроградского ремесленника

 Любови Дмитриевны Федоровой

ПРОШЕНИЕ

Ваше Сиятельство

Седьмого Августа минувшего года в Петрограде после безрезультатного обыска и без предъявления обвинения был арестован Леонид Иванович Федоров: русский поданный католический священник, за несколько дней перед тем вернувшийся из-за границы. Задержанный в течение десяти дней при Петроградском охранном отделении, о. Федоров подвергнут допросу, из коего можно было заключить в чем его обвиняют. А именно в том, что он: 1)       Униатский иеромонах.

2)  Личный секретарь Галицко-Русского Митрополита Львовского униатского Архиепископа графа Андрея Шептицкого

Занимается совращением старообрядцев.

Все эти обвинения были легко опровергнуты на допросе самим о. Федоровым, но тем не менее, с него была взята подписка о выезде в течение трех дней в Тобольскую губернию.

На запрос одного лица, обращенный к Товарищу Министра Внутренних Дел генералу Джунковскому, о причинаъ ареста и ссылки о. Федорова письменно последовал краткий и неудобопонятный ответ: «Униатский иеромонах Леонид Иванов Федоров выслан в Тобольскую губернию за крайне вредную деятельность».

В чем таковая деятельность выразилась объяснений не дано: но под это понятие можно подвести все что угодно и удобно.

Теперь позвольте, Ваше Сиятельство, изложить Вам факты, опровергающие возведенные на о. Федорова обвинения.

1)  Обвинение в монашестве. –

О. Федоров, действительно, проживал около двух лет при одном из монастырей оо. Студитов близ села Каменки в Боснии, но никакого пострига он там не принимал и принимать не собирался а потому монахом не был. Жил он там для научной работы, писал свою диссертацию, пользуясь монастырской библиотекой и тишиной.

2) Обвинение в несении должности личного секретаря Митрополита Шептицкого тоже не имеет основания, ибо у вышеназванного Митрополита все время был личным секретарем иеромонах Вазильянского ордена малоросс о. Демчук, лицо известное всей Галиции. Отец же Федоров, в бытность свою во Львове, временно исполнял должность преподавателя во Львовском Богословском Институте, коего протектором являлся Митрополит Шептицкий; кроме того он был библиотекарем этого Института и занимался приведением в порядок отдела русской богословской литературы.

3) Обвинение в пропаганде среди старообрядцев не более обосновано, чем оба предыдущих, – в редкие, за последние годы, приезды свои в Россию о. Федоров имел сношения со старообрядцами исключительно с целью приобретения, издаваемых последними литургических и богословских книг и иконографии для, состоящей в его ведении, библиотеки. Вряд ли можно поставить ему в вину, проявлявшийся в беседах интерес к быту и обрядам староверов.

В 1903 году Леонид Иванович Федоров, студент второго курса Петроградской Духовной Академии, перешел в католичество и немедленно уехал в Рим, где поступил в Славянскую Коллегию Льва XIII-го, откуда, вскоре, перешел на Богословский факультет в Ананью, окончив который со степенью доктора Философии, перешел во Фрайбург Швейцарский, где снискал степень лиценциата Богословия.

25-го Марта 1911 года Федоров был рукоположен во иерейский сан в Царьграде Болгарским католическим Архиепископом Восточного обряда Михаилом Мировым. Затем он занимал две вышеозначенные должности во Львове для заработка.

Незадолго до начала войны о. Федоров вернулся в Царьград к своему Архиепископу, но внезапно вспыхнувшая война не позволила ему, горячо любящему Родмну, оставаться вне ее в страдное для нее время; и о. Федоров не задумываясь вернулся в Петроград…

И вот я, его мать, уже пять лет разбитая параличем, имею смелость обратиться к Вашему Сиятельству с покорнейшей просьбой пересмотреть дело о. Федорова, столь противоречащее Высочайшему Указу о свободе совести и умоляю, если только это возможно, возвратить из незаконной административной без суда ссылки моего единственного сына, мою единую опору в старости и болезни. Всему этому я не вижу иной причины, кроме лично, уже достаточно известной русскому обществу, неприязни бывшего Министра Внутренних Дел гофмейстера Маклакова к католичеству и в особенности к католическому духовенству.

С твердым упованием на благосклонное внимание Вашего Сиятельства к моей смиренной и всепокорнейшей просьбе, остаюсь Вашего Сиятельства

Всепокорнейшая слуга

<подпись> Любовь Федорова

Жительство имею:

Петроград Бармалеева ул.

№ II-27

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1544 л. 18>

По форме

14 Сентября 1915 г.

№ 5404

Петроградскому Градоначальнику

Проживающая в городе Петрограде, по Бармалеевой улице, вдова Петроградского ремесленника Любовь Дмитриевна Федорова обратилась в Министерство с ходатайством о возвращении высланного в Августе месяце текушего года в Тобольскую губернию сына ее католического священника Леонида Ивановича Федорова.

По докладе настоящего ходатайства г. Управляющему Министерством, Его Сиятельство признал таковое неподлежащим удовлетворению.

Об изложенном Депаратмент Духовных Дел, ссылаясь на письмо Вашего Сиятельство от 10 Октября минувшего года, за № 23390, имеет честь Вас, Милостивый Государь, уведомить, покорнейше прося не отказать в распоряжении к объявлению о сем просительнице.

Директор

Егермейстер ВЫСОЧАЙШЕГО Двора (подп.). Ев. Менкин.

Чиновник особых поручений (скреп.) Петров.

Верно: <подпись неразб.>

№ II-28

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1544 л. 19>

М.В.Д. ПЕТРОГРАДСКОГО

ГРАДОНАЧАЛЬНИКА

ОТДЕЛЕНИЕ

по охранению общественной безопасности и порядка в столице

24 Сентября 1915 г.

Петроград

На № 5404

В Департамент Духовных Дел.

Вдова Петроградского Ремесленника Любовь Дмитриевна Федорова 12-го Мая сего года из Петрограда выбыла неизвестно куда, почему объявить ей содержание сношения Департамента Духовных Дел от 14 сего Сентября за № 5404 не представилось возможным.

Петроградский Градоначальник

Генерал-Майор <подпись>

За Начальника Отделения,

Помощник его, Подполковник <подпись>

№ II-29

<РГИА ф. 821 оп. 128 д. 1730 лл. 33, 33об, 34>

<Приложение к справке Директора Департамента Полиции о Митрополите Андрее Шептицком>

Справка об униатском иеромонахе Леониде Федорове. В последние годы в Петрограде среди некоторой группы лиц стало наблюдаться стремление к насаждению в России униатского обряда; причастным к этому делу, в числе прочих лиц, оказался секретарь Львовского униатского Митрополита графа Шептицкого униатский иеромонах Леонид Федоров. По окончании курса богословских наук в учрежденном Митрополитом Шептицким институте, имеющем назначением подготовку униатских миссионеров, Федоров был рукоположен в священнический сан в Константинополе, а засим назначен на священнослужительскую должность в Боснию, куда Австрийское правительство направляло колонистов униатов, после чего Федоров был назначен преподавателем вышеупомянутого института.

По имеющимся в Департаменте Духовных Дел сведениям, Федоров в Феврале месяце 1914 года прибыл в Петроград, прописавшись учителем для сокрытия своего духовнаго звания, а засим выезжал в г. Москву, где встречался с некоторыми деятелями старообрядчества.

Целью пребывания Федорова в России, по некоторым основаниям можно полагать, являлось выяснение вопроса о возможности дальнейшего ведения пропаганды унии. В первых числах Августа 1914 г. Федоров вновь возвратился в Петроград, причем, в виду вредной для государственной безопасности его деятельности, на основании п. 17 ст. 19 Военного Положения, 15 того же Августа был представлен Петроградским Градоначальником к высылке из Петрограда под полицейский надзор в Тобольскую губернию на все время действия в Петрограде означенного положения и по утверждении 19 Августа Главным Начальником Петроградского Военного Округа доклада о высылке, Федоров 22 Августа снабжен проходным свидетельством для следования в место высылки.

Причастность Федорова к насаждению у нас унии и близость его к Митрополиту Шептицкому, известному своей враждебностью к России, вызвали необходимость относиться с особым вниманием к посещениям им тех или иных местностей России.

Учитывая возможность попыток со стороны Федорова к совершению богослужений по униатскому обряду, а также самовольной отлучки названного лица из места высылки в пределы Курской губернии для посещения находящегося в этой губернии Митрополита Шептицкого, Департамент Духовных Дел в Октябре 1914 года признал соответственным сообщить имеющиеся о Федорове сведения губернаторам Курскому и Тобольскому.

Возбужденное в Августе месяце минувшего года матерью Федорова Любовью Федоровой ходатайство о возвращении высланного в Тобольскую губернию сына ее признано Управляющим в то время Министерством Внутренних Дел Кн. Щербатовым не подлежащим удовлетворению.

Директор: <без подписи>

<б.д.> Апреля 1916 года.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова