Эмманюэль Ле Руа Ладюри
Ле Руа Ладюри Э. Монтаию, окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. 536 с.
Опись А, №20332.
История Франции. Королевская Франция. От Людовика ХI до Генриха IV. 1460-1610. М.: Международные отношения, 2004. 416 с.
Отрывки из его книги о истории климата.
О нём Гуревич.
Монтайю - маленькая деревня на горных склонах французских Пиренеев. Мы так и не узнали бы ничего о ней, если бы не интерес инквизиции к катарской ереси, которая расцвела в этой деревушке. Так сохранились допросы еретиков, которые тщательно зафиксировали писари инквизиции. Документы стали основой для всестороннего исследования этого небольшого фрагмента средневековой цивилизации, которое предпринял французский историк Эмманюэль Ле Руа Ладюри. Структура социальных связей, быт и образ жизни крестьян Монтайю, их представления о судьбе и мироздании, их отношение к труду и браку, рождению и смерти, вере и иноверию, все стороны их жизни становятся предметом пристального внимания этой книги.
Из кн.: Культурология. ХХ в. Энциклопдия.
ЛЕ РУА ЛАДЮРИ (Le Roy Ladurie) Эмманюэль (р. 1929) – франц. историк. Окончил ун-т в Монпелье, преподавал там же, с 1973 – проф. Коллеж де Франс. Сотрудник Школы высших исследований в области социальных наук (до 1972 – VI секция Школы высших практич. исследовании), член Междунар. ассоциации по экон. истории, один из руководителей журнала "Анналы", директор Нац. библиотеки Франции. Член Франц. ин-та (Академия моральных и полит, наук).
Область исследований Л. – история Юж. Франции в позднее средневековье и начале Нового времени. Л. получил известность в научном мире после публикации дис. "Крестьяне Лангедока" (Т. 1-2, 1966). В 60-е гг. активно проповедовал применение математич. методов в истор. исследованиях. Мировую славу ему принесла книга "Монтайю, окситанская деревня в 1294-1344 гг." (1975). Затем последовали сб. работ, в т.ч. методол. характера: "Территория историка" (Т. 1-2, 1978), книга "Карнавал в Романье. От Сретенья до Пепельной Среды 1579-1580"(1979)и др.
Л. считает себя учеником Броделя. Однако, в отличие от него, он сосредоточивает внимание не столько на экономике и материальных условиях жизни, сколько на мировосприятии, картине мира гл. своих персонажей – южнофранц. крестьян, видя в соединении социально-демогр. описания с описанием ментальных основ пути к синтетич. пониманию истории. Для Л. история вещей представляет интерес лишь постольку, поскольку в ней выражается человеч. ментальность.
Знаменитая книга "Монтайю" представляет собой базирующееся на протоколах инквизиционного расследования "плотное описание" южнофранц. деревни в точно опр. отрезок времени, включающее анализ географ. положения, хоз. жизни, социальной и демогр. структуры, религ. верований жителей, их отношения к богатству, детям, сексу и т.п. "Карнавал в Романе" посвящен единичному событию – празднеству в небольшом южнофранц. городе, закончившемуся кровавой бойней, учиненной городской верхушкой над ремесленниками и пришедшими в город крестьянами, причем социальные, экон., полит, и религ. противоречия выражались в танцах, масках и т.п. атрибутике; неконтролируемый взрыв страстей Л. объясняет, среди прочего, выплескиванием на поверхность вечно присутствующих в массовом сознании древних мифов и магич. представлений.
Однако и в "Территории историка" и, особенно, в названной не без вызова "Неподвижная история" инаугурационной лекции при вступлении в должность проф. Коллеж де Франс Л. демонстрирует влияние Броделя и его идей "времени большой длительности". Одна из глав "Территории историка", посвященная истории климата, так и называется – "История без людей".
С т.зр. Л., социально-экон. история Франции 14 – нач. 18 в. практически неподвижна, экон., социальные, демогр. подъемы и спады цикличны, колеблются вокруг некоего постоянного среднего состояния. Неподвижна и картина мира сельского населения, составляющего большинство населения страны. Бурные полит, перипетии, Возрождение, Реформация, научная революция, Просвещение – все это практически не затрагивало массы.
Критики работ Л. касались как конкр. его исследований, так и методол. принципов. Обсуждая "Монтайю", рецензенты отмечали, что Л. некритически воспользовался материалами инквизиции, принял за адекватно отражающие крестьянское сознание слова, произнесенные на допросах, переведенные образованными людьми с народного языка на латынь.
Л., по мнению критиков, принял за общезначимую модель позднеср.-век. развития "неподвижную" историю Франции 14 – нач. 18 в., причем неизменность ее явно преувеличил, тогда как сама стагнация сельской Франции указанного периода есть особенность именно этого региона и этой эпохи.
Отмечено также неправомерное, как считают многие исследователи, использование фрейдистской модели объяснения при изучении событий, напр., 16 в. (бунты в Южной Франции описываются как реакция подавленной протестантизмом сексуальности).
Соч.: Les paysans de Languedoc. T. 1-2. Р., 1975; Montaillou, village occitan de 1294 a 1324. P., 1975; Le territoire de l'historien. T. 1-2. P., 1977; 1978; Le Carnaval de Romans. De la Chandeleur au mercredi des Cendres 1579-1580. P., 1979; L'argent, l'amour et la mort en pays d'oc. P., 1980; История климата с 1000 года. Л., 1971.
Лит.: Люблинская А.Д., Малов В.Н. [Рец. на кн.: Леруа Ладюри Э. Крестьяне Лангедока] // Ср. века. Вып. 34. М., 1971; Гуревич А.Я. Истор. синтез и школа "Анналов". М., 1993.
А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович