НАТАН ЩАРАНСКИЙ
«ТОТАЛИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ ДРЯХЛЕЮТ»
Независимая газета.# 159 (3555) 2 августа 2005 г. Cр. персоналии.
Министр по делам Иерусалима Натан Щаранский – один из наиболее известных в России израильских политиков. В
интервью «НГ» он говорит о проблемах демократии и свободы, отраженных в его нашумевшей книге «The Case for Democracy»,
а также затрагивает вопросы глобальной безопасности. Полный текст интервью будет опубликован в 8-м номере журнала
«Свободная мысль-XXI».
-Господин Щаранский! Какие силы, на ваш взгляд, выступают на стороне прогресса в мире XXI века и какие противостоят
ему? Граница, отделяющая свободу от страха, проходит между цивилизациями или же она пролегает внутри обществ
и даже внутри отдельных личностей?
– Очень непросто ответить на вопрос, чтo такое социальный прогресс. Проще охарактеризовать прогресс технологический
или научный. Но даже эти типы прогресса определяются тем, как полно используются творческие способности человека.
И общественный прогресс я бы тоже определил исходя из того, насколько человеку «разрешается» применять собственные
творческие возможности. Прогресс есть возрастание степени свободы. Внутренней свободы, которая может реализовываться
и как внешняя. Последнее же определяется тем, как относится общество к личности, свободно высказывающей свои
мысли. Будет такой человек наказан или ему позволят излагать и защищать свою точку зрения? И, соответственно,
боится ли он того, что будет наказан за свободное высказывание своих мыслей? Именно это я и кладу в основу определения
свободного и несвободного обществ. В зависимости от ответа я провожу границу между тем, что я называю «общество
страха» и «общество свободы».
Town square test, который так полюбила американская администрация, – вопрос о том, может ли человек выйти на
площадь, высказать свои взгляды и не быть при этом наказанным, – я уяснил в советской тюрьме, где в камере мне
пришлось познакомиться с людьми разных взглядов. Именно тогда я понял: все мы хотим жить в обществе, где никто
из нас не будет наказан за свои взгляды, потому что если один будет наказан, а другой нет, то когда придут за
остальными – это вопрос времени. И понимание принципиальной разницы между жизнью в обществе, где ты за высказывание
своих взглядов не будешь наказан, и в обществе, где постоянно нужно скрывать свои мысли, живя в двух мирах одновременно
– официальном и собственном, – это и обозначает границу.
На самом деле для глобальной безопасности важно не то, где проходят физические границы между странами, а где
пролегает грань между обществами, которые живут в страхе, и обществами, которые живут без страха. Это очень
важно – ведь если люди живут без страха, то в итоге их общество не опасно для их соседей – это сложная мысль,
но я ее потом поясню.
– Все, что вы говорите в своей книге о необходимости четкой моральной позиции, – это, безусловно, верно. Но
как у государства могут возникнуть потребность и желание вырабатывать такую позицию?
– Это в первую очередь зависит от чистоты, моральности и порядочности. Я не настолько наивен, чтобы думать,
будто политики, на которых возложена обязанность защиты своих стран и народов, станут в любой ситуации руководствоваться
этими принципами. Но я совершенно убежден – моральное и выгодное в данном случае совпадают. В наших общих интересах
соблюдать эти правила. Потому что, как президент Буш сформулировал в инаугурационной речи, «наша безопасность
зависит от их свободы». И когда становится понятным, что в долгосрочном плане – подчеркну, в долгосрочном плане
– поддержание дружеских диктатур ввергнет тебя в войну, и, наоборот, поощрение демократических форм развития
даже недружеских тебе демократий в итоге укрепляет тебя, тогда и меняется политика.
Вот, например, в 1991-м Америка спасла режим Саудовской Аравии, не поставив ему никаких условий. Я предупреждал,
что это не кончится добром. И всегда ответ был: ты ничего не понимаешь, для нас вопрос Саудовской Аравии – не
вопрос демократии, а вопрос нефти, вопрос стабильности западного мира. А что произошло через 10 лет? Люди, совершившие
жуткий террористический акт на Манхэттене, – из Саудовской Аравии.
Надо понимать механизм функционирования тоталитарных режимов. Тоталитарный режим, чтобы удержаться у власти,
не может не эксплуатировать тему внешнего врага. Потому что режиму непросто держать людей под контролем. В диктатурах
люди быстро разделяются на три класса – верных сторонников и верующих в задачи режима; диссидентов; и на самый
большой и постоянно увеличивающийся класс – двоемыслящих. В Саудовской Аравии давно уже бoльшая часть населения
двоемыслящие. Значит, надо держать этих людей под контролем. Значит, нужна идеология, направленная против врага.
Вот и цена, заплаченная свободной Америкой за подкармливание режима, который она – из-за нефти – считала гарантией
собственной стабильности.
Поддержание диктатур, какими бы немедленными выгодами оно ни сопровождалось, представляет собой страшную опасность.
Ведь все диктатуры, с которыми потом приходится бороться, стали сильными и угрожающими свободному миру только
потому, что этому предшествовал период, когда свободный мир их поддерживал.
– В книге Фарида Закарии утверждается, что допущение демократии в мусульманском мире может обернуться большими
проблемами...
– Мне кажется, что в данном случае автор крайне легкомысленно оперирует словом «демократия». Сегодня у многих
западных экспертов демократия ассоциируется лишь с выборами. «Допустить демократию» – «допустить выборы». Выборы
сами по себе – еще не демократия. Демократия – процесс построения институтов, которые защищают индивидуума,
ее цель – достижение момента, когда индивидуум уже ничего не боится и готов свободно выбрать, хочет он жить
в условиях страха или свободы. В таких условиях шансы партии, которая хочет отменить демократию, быть выбранной
очень малы. Мне известен лишь один случай в истории, когда свободные выборы привели к власти партию, которая
решила отменить выборы и которая даже не скрывала, что ее цель – отмена выборов и отказ от демократии. Это партия
Гитлера.
И здесь встает вопрос – когда Запад вел себя неправильно: когда в Германии были проведены действительно свободные
выборы, в результате которых к власти пришла нацистская партия (ведь у Запада не было возможности не допустить
выборов в свободной Германии), или ошибку сделали, когда Гитлер, находясь несколько месяцев у власти, объявил,
что отменяет будущие выборы, что больше демократия не нужна? Именно в этот момент Западу следовало бы изменить
свое отношение – заявить, что он возвращается к Версальским соглашениям, отказывается от более мягкого режима
контрибуций – в общем, перекрывает кислород Германии. Но нет – все стали состязаться в том, кто станет лучшим
другом Гитлера, чтобы, не дай Бог, он не бросился на них, а скорее бы напал на других. Именно в этом и была
главная ошибка. То есть ошибка была не в допущении свободных выборов в свободной стране, а в том, что попытка
отобрать демократию не встретила сопротивления.
– Приходит на ум Россия. Ведь и у нас демократически избранные власти сворачивают демократию. А Запад молчит.
Почему?
– Сложный вопрос. С одной стороны, есть все свидетельства того, что в последние два-три года в России имеются
серьезные отступления от демократических принципов. Президент активно ставит под контроль СМИ – по крайней мере
те, которые рискуют критиковать его лично. Конечно, могут сказать, что все еще есть много относительно свободных
медиа. Но тенденция очевидна. Предпринимаются также попытки подорвать позиции потенциальных соперников и конкурентов
– вспоминается дело Ходорковского…
В то же время – и это с другой стороны – я вижу и успехи. Ведь несложно занять позицию: как была в России диктатура,
так и сегодня она есть... Меня многие подталкивают именно к такой трактовке – сказать, что все одно и то же,
как был ГУЛАГ, так и остался. Но это даже не некорректно – это ошибочно.
Ведь что было раньше? Было общество страха. Оно разрушено. Тот вирус свободы, который КГБ пытался запихнуть
обратно в головы диссидентов, вышел в мир и уже 15 лет «портит» людей. Они окончательно «испорчены» свободой.
То есть для того, чтобы восстановить контроль и страх, которые были прежде, нужно опять убить миллионы людей.
Но это невозможно – и я уверен, что это и не входит в намерения нынешнего российского руководства. Поэтому возврата
к прошлому быть не может. Однако в любом процессе бывают подъемы и откаты – и сейчас мы являемся свидетелями
одного из таких откатов.
Мне очень жалко, что происходит именно так. При моих первых встречах с Путиным мне казалось, что это образованный
и современный человек, который понимает, как работает Запад, который понимает, что путь к величию России лежит
через восприятие западных ценностей и через консолидацию с Западом. У меня были на него большие надежды. Но
– и в этом можно обвинять его самого, или его окружение, или Америку, которая недостаточно внимательно отнеслась
к первым шагам ей навстречу, – сегодня он безусловно ограничивает свободы. И я полагаю, что свободный мир должен
решительно реагировать на это.
– Мы в основном говорим о принципах демократии, давайте перейдем к тактике. Новомодные теории экспорта демократии
довели американцев до Ирака. Европейцы же пытаются, скажем так, соблазнять турок – вы, мол, измените то или
другое, а мы, возможно, откроем перед вами двери ЕС. Итак, две тактики: европейская – привлечения и американская
– насаждения. Какая более перспективна?
– Можно ли навязать демократию? Нельзя ее навязать. Нельзя человека заставить захотеть быть свободным. Но очень
легко можно навязать человеку диктатуру: под лозунгом ли невмешательства в дела соответствующей страны, под
предлогом ли того, что каждый народ имеет такого правителя, которого заслуживает. Главной задачей объявляется
сделать этого правителя нам дружественным. В результате мы навязываем диктатуру, создавая чувство безысходности
и брошенности внутри самой управляемой диктатором страны. А разговоры о том, что мы не можем навязать демократию,
как раз и оправдывают фактическое навязывание диктатуры, якобы для обеспечения бoльшей безопасности и стабильности
самих западных стран. Это ложная стабильность.
– В своей книге вы говорите о том, что государства, явным образом нарушающие права человека, не должны включаться
в сообщество наций. Как будет проходить отбор? Как должно строиться взаимодействие между «избранными» и «недопущенными»?
– Я ставлю этот вопрос жестко. Считаю, что необходимо постоянно и четко связывать вопросы правоспособности
государств с соблюдением ими прав человека. Например, если демократическая страна заключает долгосрочное соглашение
с другой, обладающей гораздо более сложной в отношении соблюдения прав человека историей, то в договор должны
быть внесены соответствующие ссылки и условия. И в случае изменения политического курса договоры могут пересматриваться.
Нечто подобное должно использоваться всякий раз, когда западным демократиям приходится иметь дело с не вполне,
скажем так, демократическими режимами.
С международными организациями дело обстоит проще. Ведь что такое международная организация? Это добровольное
сообщество. А ООН как организована? Все страны, как только они признаются независимыми, автоматически включаются
в ООН, становятся ее членами. Я не говорю, что ООН следует отменять, но я настаиваю на том, что необходимо отдавать
себе отчет в крайней ограниченности ее функций. В то же время жизненно необходимо организовать сообщество стран,
которые проходят town square test, и постараться добиться того, чтобы это сообщество стало для остальных стран
подлинным магнитом.
Ведь сейчас что получается? Ни одна из первой десятки стран, обвиняемых в наиболее жестоком нарушении прав
человека, не становится предметом разбирательства в структурах ООН. Потому что более половины стран мира – несвободные
страны. Они и своему-то народу не дают высказаться! Как же можно ожидать, что руководители таких государств
решатся наказывать себе подобных?
Я утверждаю: необходима организация, в которой только те страны, которые дают своему народу право голоса, сами
получают такое право. Решения такой организации будут направлены на обеспечение большей свободы для всех жителей
планеты.
– А возможно ли создать новую структуру на базе ООН или же предпочтительнее начать ее строительство с нуля?
– Было бы очень хорошо, если бы такая реформа стала возможной. Но вы и сами понимаете, что большинство стран
ее не хотят. По крайней мере диктаторские режимы, которым прекрасно живется в нынешних условиях, ее не допустят.
Я не вижу методов, какими это можно было бы реализовать. И получается нелепейшая ситуация: в то время как свободный
мир, по существу, содержит ООН, эта самая организация если и не открыто управляется диктаторскими режимами,
то по крайней мере адаптируется к их идеологии.
– В мире масса несвободных стран. И очевидно, что после приключений в Афганистане и Ираке американцы вряд ли
бросятся их освобождать. Да и европейцы после провалов на референдумах вряд ли полны решимости расширять ЕС
до Владивостока. Как Запад может в таких условиях поддерживать демократические движения в несвободных странах?
Следует ли давать понять народам этих стран, какими благами они смогут воспользоваться в случае, если инициируют
демократические преобразования?
– Мне кажется, что любой человек, который может выбирать между обществом страха и обществом свободы, выберет
свободное общество. При диктаторских режимах, как я уже говорил, большинство людей постепенно становятся двоемыслящими
– то есть они не верят в официальную идеологию, но и выхода тоже не видят. И есть небольшая кучка диссидентов,
которые говорят то, что думают, и готовы платить за это. В интересах свободного мира – обеспечивать переход
как можно большего числа двоемыслящих в стан диссидентов. Но для этого либо сам режим должен дряхлеть, и тогда
переход в лагерь оппозиции начинает открывать определенные перспективы, либо Запад должен активнее оказывать
диссидентам всяческую поддержку.
Более того, убежден, что самая правильная позиция – отказ от поддержки властей, нарушающих права человека.
Практика показывает, что войска приходится посылать лишь против тех диктаторских режимов, которых первоначально
поддерживают – и причем весьма активно – сами западные страны. Ведь диктаторские режимы по своей природе очень
слабы, так как держатся на рабстве. И я часто привожу слова Андрея Альмарика, говорившего, что если часовой
вынужден двадцать четыре часа в сутки держать ружье на изготовку, то когда-то он устанет, опустит ружье, и заключенный
убежит. Именно поэтому и он, и Андрей Сахаров, и многие другие диссиденты с уверенностью предсказывали скорое
падение коммунизма еще тогда, когда на Западе политики готовились иметь дело с СССР десятки лет. Мы же изнутри
видели, каким рыхлым был этот режим, как быстро росло число двоемыслящих. В такой ситуации государство просто
обречено надорваться – если, конечно, оно не получает значимой помощи или поддержки извне. Именно ее пытались
обеспечить советские руководители в период разрядки, и именно ей мы пытались противостоять, требуя у Запада
увязывать экономические отношения с СССР с положением дел с правами человека в Советском Союзе. И не надо агрессий
– надо просто четко заявить: если вы хотите, чтобы западные державы были вашими друзьями, вы должны предоставить
больше свободы своему народу.
При этом в отношениях с такими странами нужно четко давать понять их руководителям, что свободный мир находится
на стороне диссидентов. Когда я встречался недавно с президентом Джорджем Бушем, который захотел обсудить со
мной проблемы, поднимавшиеся в моей книге, то на его просьбу дать совет, наилучшим образом отражающий рекомендации,
к которым я пришел, я сказал: «Господин президент, обращайтесь к диссидентам, к свободомыслящим людям в авторитарных
странах, а не к диктаторам. Дайте вольнодумцам понять, что вы на их стороне, а не на стороне их угнетателей».
Такое выражение солидарности имеет огромное значение. Я прекрасно помню, как усиливала нашу веру в скорый конец
режима позиция Рональда Рейгана. Как поляки на глазах менялись после обращений Иоанна Павла II. И я очень рад,
что в последние месяцы президент Буш все чаще обращается в своих выступлениях к диссидентам, все чаще встречается
с ними. Вне всякого сомнения, его позиция повлияла на события в Ливане, в Египте, возможно, отчасти и на Украине.
Повторю еще раз: тоталитарные режимы дряхлеют. Число верящих в их сомнительные идеологии сокращается. Количество
двоемыслящих растет. И если свободный мир определит свою позицию, изменения смогут происходить гораздо быстрее.
Чтобы не бояться диктатур, нужно дружить не с правительствами, а с народами. Правительства меняются, а народы
непреходящи. И чем лучше и свободнее они живут, тем более мирной и совершенной будет наша планета.
Иерусалим
ЩАРАНСКИЙ НАТАН (АНАТОЛИЙ БОРИСОВИЧ)
Советский правозащитник, советский диссидент, известный политический деятель Израиля.
Родился 20 января 1948 г. в семье журналиста. После окончания средней школы в 1966 г. Анатолий был принят на
учебу в Московский физико-технический институт. Летом 1972 г. окончил институт, затем работал в Московском институте
нефти и газа.
После отказа в 1973 г. в выезде в Израиль, мотивированного властями соображениями секретности, Щаранский стал
одним из лидеров движения советских евреев-отказников. Щаранский уделял внимание не только делам евреев-отказников.
Он занимался проблемами немцев, желающих выехать в ФРГ, свободно владея украинским языком, переводил воззвания
украинских диссидентов, переводил пресс-конференции академика Сахарова для англоязычных журналистов, помогал
христианам-пятидесятникам, занимался другими правозащитными проблемами широкого спектра.
Позднее Щаранский напишет: «...выражение солидарности с теми, кто страдает рядом и вместе с тобой, было для
меня продолжением той естественной внутренней свободы, которую я ощутил, став сионистом». В мае 1976 г. профессор
Ю. Орлов объявил о создании Группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений (Хельсинкской группы), целью
которой было наблюдение за соблюдением прав человека в СССР. Создание этой группы было закреплено Хельсинкской
Декларацией, подписанной несколькими правозащитниками, в числе которых был и Анатолий Щаранский, принимавший
активное участие в выработке документа. Он предложил создать постоянно действующий семинар по теме: «Состояние
прав человека в России».
Логическим концом правозащитной деятельности Щаранского в СССР стал его арест 15 марта 1977 г. Ему было предъявлено
обвинение в измене Родине в форме шпионажа и оказании помощи в проведении враждебной деятельности против СССР,
а также в антисоветской пропаганде и агитации. Эти обвинения грозили Щаранскому расстрелом. С момента ареста
(март 1977 г.) и до суда (июль 1978 г.) Щаранский находился в Лефортовской тюрьме в Москве. Во время суда Щаранский
отверг все обвинения в свой адрес и показал их абсурдность. 14 июля 1978 г. он был приговорен к 13 годам лишения
свободы.
В результате политических перемен в СССР и под давлением международной общественности в феврале 1986 г. Щаранский
был освобожден и сразу же депортирован из СССР. Жена Щаранского - Наталья (Авиталь), с которой незадолго до
ареста он сочетался еврейским религиозным браком, все девять лет его заключения вела активную кампанию за его
освобождение.
На Западе Щаранский не прекратил свою деятельность в защиту свободы эмиграции. В декабре 1987 г., накануне советско-американской
встречи в верхах, он организовал в Вашингтоне крупнейший марш протеста. В 1989 г. президент США Р. Рейган наградил
его медалью Свободы. В Израиле Щаранский создал Сионистский форум - общественную организацию, занимавшуюся проблемами
абсорбции (обустройство, вживание) репатриантов из Советского Союза. В июле 1995 г. он объявил о создании нового
политического движения выходцев из бывшего СССР – «Исраэль ба-Алия» (в переводе на русский – «Израиль за алию»,
или же «Израиль на подъеме»). На парламентских выборах в мае 1996 г. партия Щаранского получила 7 мест в Кнессете
и вошла в правительственную коалицию, а сам он стал министром промышленности и торговли Израиля. Депутат Кнессета
15-го созыва от партии «Исраэль ба-алия». В правительстве Эхуда Барака с июля 1999 года министр внутренних дел.
Покинул Кабинет министров в знак протеста против переговоров о статусе Иерусалима. Натан Щаранский заявляет,
что не пойдет на компромисс по вопросу о статусе Иерусалима.
В настоящее время Натан Щаранский является депутатом Кнессета, лидером Партии «Исраэль ба-Алия», которая объединяет
в своих рядах главным образом выходцев из бывшего СССР и отстаивает их интересы. В то же время Щаранский является
сопредседателем российско-израильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
|