Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

 

АВРОМ ШМУЛЕВИЧ 

ХРИСТИАНСТВУЮЩИЕ

 

Он же о субботниках.

Авром Шмулевич , May 04,2000, текст из интернета (открытое письмо)

Речь идёт о движении так. наз. еврейских христиан или мессианских евреев. С точки зрения догматики это американские протестанты, так,руководитель самой активной на территории СНГ организации "Евреи за Иисуса" М.Розен -баптистский пастор. Иудеохристиане этого толка не используют вообще какие-либо христианские символы:Иисус у них - Ешуа га-Машиах, крещение - духовное обрезание или микве-брит, церковь - это мессианская синагога и т.п.Они утверждают(в пропаганде, направленной на ассимилированных евреев), что их учение - самый настоящий нормативный иудаизм и есть, а в пропаганде, направленной на неевреев - что они представляют аутентичное христианство, сохранившееся в неизменном виде со времён Иисуса. Руководство секты состоит из крещёных евреев, однако на территории СНГ галахических евреев в их общинах лишь около 20%, в США - ок.40%. Движение ведёт очень агрессивную пропаганду. Стоит отметить два интересных момента: 1) огромные суммы, которыми они распологают и 2) как известно РПЦ активно борется с протестантскими сектами, ведущими пропаганду в России. однако, несмотря на то, что большую часть прихожан "Мессианских синагог" составляет потенциальная паства РПЦ, русские, никакой борьбы с ними не ведется, ни в один список "Тоталитарных сект" (куда они попадают согласно всем критериям) иудео-христиане не входят.Возможно, впрочем, что вторая странность является производной от первой. 

В 8 томе Краткой Еврейской энциклопедии, Иерусалим, 1999г. кол.952 - 961. я опубликовал статью "Христианствующие", посвященную истории этого движения. 

ХРИСТИАНСТВУЮЩИЕ, группы евреев в 18-20 вв., последователи учений,  сочетающих основные догматы христианства с элементами иудаизма. К деятельности А. относятся и попытки создания специфически еврейских этнических церквей внутри существующих христианских  конфессий. Нек-рые X. претендуют на преемственную связь с "иудеохристианами первых веков н.э.  На протяжении веков различные христ. конфессии пытались (как с помощью насилия, так и методами про-паганды) обратить евреев в свою веру. Новообращенный должен был полностью воспринять новую религию, и всякие проявления евр. религ. или этнической самобытности преследовалось или не одобрялось.  К X. можно причислить Я.*Франка, к-рый после сво-его официального перехода в католицизм в 1759 фактиче-ски создал новое синкретическое учение (франкисты на-зывали его "эдомитской религией"). Оно совмещало в се-бе внешнюю христ. форму с саббатианскими идеями (см. "Саббатай Цви). В 1760 Я.Франк был арестован по насто-янию "церкви католической, обвинен в ереси и заключен в крепость. Франкизм продолжал существовать в течение длительного времени как среди евреев, так и среди хри-стиан (потомков крещеных евреев-франкистов), однако влияние его на более поздние группы X. было ничтожно.  В ср. века крестившиеся евреи (кроме *марранов, см. также "крещение насильственное), как правило, полно-стью ассимилировались, пытаясь стереть само воспоми-нание о своем евр. происхождении. Евр. происхождение новообращенных подчеркивалось только в случае, если они. подобно Шломо Ха-Леви (1351—1435; после крещения Пабло де Санта-Мария, изв. также как Павел Бургос-ский), Авнер из Бургоса (Испания; 1270-1346; после крещения Альфонс Бургосский) или Иосеф Пфефферкорн (1469 — после 1521; после крещения — Иоганн) — стано-вились церковными экспертами по еврейским делам. В этом случае они, как правило, выступали с обвинениями и нападками на евреев, склоняя церковные власти к при-менению репрессивных мер против своих бывших едино-верцев (см. "Отступничество).  Новое время. Движение X. в совр. смысле зародилось в Англии в кон. 18 — нач. 19 вв. На его возникновение влияли нек-рые особенности англ. религ. жизни: сравни-тельная веротерпимость англ. "протестантизма, то обстоя-тельство, что на Британских о-вах действовало одновре-менно несколько протестант, церквей; глубокий интерес к изучению Библии. Решающим фактором, однако, явля-лось следующее: с сер. 17 в. среди англ. теологов, так же как среди широких слоев общества, распространилось убеждение в том, что слова Библии об избранности наро-да Израиля и его грядущем возвращении в Сион надо по-нимать буквально и они по-прежнему относятся к евре-ям, а не к христ. церкви как "новому Израилю". Таким образом, царство Божие на земле наступит лишь тогда, когда евреи проникнутся верой в мессианскую миссию Иисуса и Господь соберет Свой избранный народ на Свя-той земле, где будет восстановлено Израильское царство во главе с Мессией из дома Давида — вновь пришедшим на землю "Иисусом Христом (ср. "Протестантизм; "Сио-низм, кол. 876).  

В результате в Англии, а затем и в США возникли многочисл. общества, ставящие целью пропаганду христианства (в его протестант, варианте) исключительно среди евреев и создание в целях взаимной поддержки и облегчения вхождения прозелитов в новую среду объеди-нений евреев-христиан.  Под влиянием подобных идей, а также идеи нацио-нального пробуждения народов, получившей распростра-нение в 19 в., нек-рые христиане евр. происхождения  пришли к мысли о необходимости существования евреев как отдельной нации и в рамках христианства и о созда-нии собственно евр. церковного объединения. Сначала такое объединение мыслилось в составе уже существую-щих христ. конфессий, а начиная с кон. 19 в., благодаря деятельности 0.*Рабиновича (см. "Новый Израиль), поя-вилась идея создания евр. церковной орг-ции.  Начало движения X. связано с именем уроженца земли Франкония в Германии Дж.С.Х.Ф.Фрея (1771-1837), до крещения носившего имя Йосеф Шмуэль Леви. В 1798 он принял крещение в лютеранской церкви, затем перешел в небольшую протестант, орг-цию — Церковь объединен-ных братьев. В 1800 Фрей поступил в Германскую мисси-онерскую семинарию (не связанную с к.-л. определенной протестант, конфессией). В 1801 он предложил свои услу-ги Лондонскому миссионерскому об-ву (осн. в 1795), к-рое безуспешно пыталось проповедовать христианство лондонским евреям. До 1807 ему удалось обратить лишь трех евреев, в т.ч. свою будущую жену (урожд. Ханну Кохен). В открытую им в 1807 школу записалось всего 12 евр. детей. После того, как предложения Фрея о рефор-мировании миссионерской деятельности были отвергнуты руководством Лондонского об-ва, Фрей вместе с небо-льшой группой последователей организовал Лондонское об-во посещения и исцеления больных и страждущих и просвещения невежественных, особенно из еврейской на-ции, и был избран его президентом (1808). Первоначаль-но оно действовало в рамках Лондонского миссионерско-го об-ва, связ. с диссентерами, но в 1809 было преобразо-вано в независимое Лондонское об-во распространения христианства среди евреев, к-рое было открыто для пред-ставителей всех протестант, конфессий.  В 1813 в рамках Об-ва произошло первое объединение крещеных евреев в отдельную церковную орг-цию — "Бней Аврахам" ("Сыны Авраама"). Фрей был избран ее президентом. Были введены нек-рые элементы иудаизма:  днем молитвенных собраний, кроме христ. воскресенья, являлся также вечер пятницы. Когда в 1815 Об-во рас-пространения христианства среди евреев стало испыты-вать серьезные финансовые трудности и оказалось на гра-ни банкротства, филантроп и религ. деятель — англича-нин Льюис Вей (1773-1840) — взялся выплатить его дол-ги. Через неск. месяцев Об-во стало действовать исклю-чительно в рамках англиканской церкви, все не принад-лежащие к ней сотрудники (кроме Фрея) были уволены. Члены орг-ции "Бней Аврахам" перешли в англиканскую церковь. В 1816 Фрей, обвиненный в сексуальных домо-гательствах по отношению к прихожанкам, покинул Анг-лию, чтобы избежать скандала.  В 1835 орг-ция "Бней Аврахам" изменила название на "Епископальная еврейская часовня Об-ва Авраама". В качестве благотворительной орг-ции Об-во распростране-ния христианства просуществовало ок. 25 лет.  На протяжении 19 в. руководство и основной штат Лондонского об-ва распространения христианства и ана-логичных миссионерских орг-ции, возникших после него в англоязычных странах, составляли неевреи. Эти орг-ции относились отрицательно к идеям к.-л. евр. обособленно-сти в рамках христианства, полагая, что после крещения евреи должны растворяться в среде христиан-неевреев. Создание специфически евр. об-в для них было лишь во-просом тактики, облегчающей обращение.  Однако многие сотрудники этих орг-ций из числа кре-  955  ХРИСТИАНСТВУЮЩИЕ 956 


 щеных евреев выражали поддержку идеям X. К их числу принадлежал знаменитый путешественник по странам Востока Дж.Вольф (1795-1862), одним из побудительных мотивов странствий к-рого был поиск пропавших *колен израилевых. Идею объединения X. высказывали также нек-рые мисснонеры-неевреи.  В 1882 Г.А.Штерн (1820-85), нем. еврей, крестивший-ся в 1840, к-рый был ранее миссионером в Турции, Ира-ке и Эфиопии (среди *эфиопских евреев), основал в Лон-доне Еврейский христианский молитвенный союз, ста-вивший своей целью поддержку связей между крещеными евреями путем общей моолитвы. Днем такой молитвы была избрана суббота.  Число членов Союза возросло с 143 в 1883 до 600 в 1890; его отделения были созданы в Германии, Норвегии, Румынии, России, Эрец-Исраэль и США. К нач. 20 в. орг-ция прекратила свое существование. Однако этот со-юз, так же как и "Бней Аврахам", являлся лишь орг-цией взаимопомощи для людей, порвавших связи с прежним окружением. Он не ставил целью создание независимого еврейско-христ. конфессионального объединения.  Важный этап в развитии движения X. связан с дея-тельностью двух протестант, священников евр. происхож-дения: С.Шварца и Р.Х.Хешела. В 1865 они организовали в Лондоне Еврейско-христианский союз, задачей к-рого было объединение христиан евр. происхождения. Первый печатный орган X. — "Войс оф Израэль" издавался Р.Х.Хешелом в 1845, а в 1866 С.Шварц начал издавать журнал "Скеттерд нейшн". В 1866 Еврейско-христиан-ский союз был преобразован в Еврейско-христианский альянс. В его учредит, документах подчеркивалось, что члены новой орг-ции, став христианами, остались тем не менее евреями, что они "помнят о земле своих отцов и поддерживают чувство [еврейского] патриотизма". Члены альянса принадлежали к разным протестантским конфес-сиям.  Видную роль в движении X. сыграла деятельность И.Э.Залкинсона (1820-83), уроженца Белоруссии, при-нявшего в Лондоне христианство (1849) и ставшего пре-свитерианским пастором и миссионером среди евреев Ве-ны. Несмотря на крещение, Залкинсон считал себя евре-ем. Он был страстно привязан к языку иврит, на к-рый переводил произведения англ. поэтов, в т.ч. У.Шекспира и Дж.Мильтона. Иврит, по его мнению, должен был за-менить латинский язык в качестве священного языка христ. церкви. Залкинсон перевел на иврит Новый завет (1883, изд. посмертно).  В 1893 в евр. р-не Лондона Ист-Энд протестантские миссионеры евр. происхождения Д. Барон и С.А.Шонбер-гер основали миссионерское об-во Еврейско-христиан-ское свидетельство Израилю. Они были первыми, кто пы-тался проповедовать евреям христианство как евр. учение, утверждая, что их цель — "показать как неевреям, так и евреям, что Христос и Израиль неразделимы".  В Сев. Америке, куда с кон. 19 в. переместился центр X., интерес к проблеме обращения евреев в христианство был связан с идеями милленаризма (вера в тысячелетнее царство Бога на земле), бытовавшими в Америке еще с колониальных времен. В 1816 амер. религ. писательница Ханна Адаме под влиянием автобиографии С.Фрея орга-низовала в 1816 Бостонское женское общество распро-странения христианства среди евреев. Прибывший в США С.Фрей был с энтузиазмом встречен местными  протестантами (не знавшими о причинах, заставивших его покинуть Лондон). В дек. 1816 в Нью-Йорке на соб-рании представителей всех протестант, конфессий было образовано Американское общество евангелизации евре-ев. Спустя полгода главным (и единственным) миссионе-ром об-ва был назначен С.Фрей.  Общество просуществовало до 1955 как миссионерская орг-ция, б-ство руководителей к-рой составляли неевреи.  Следующий этап в развитии движения X. связан с дея-тельностью Дж.Леви (1855-1936), родившегося в Англии и принявшего крещение в епископальной церкви в США (1887). В качестве священника и миссионера епископальной церкви в США и Англии он проповедовал, что евреи, принявшие христианство, могут продолжать следовать обычаям и традициям иудаизма. Б-ство миссионеров и священников евр. происхождения резко выступили про-тив этих взглядов, видя в них проявление старой "ереси иудействующих". Тем не менее в 1901 по инициативе ДжЛеви в Бостоне группой его единомышленников был основан Мессианский союз и принято решение о созда-нии более широкой орг-ции.  В 1903 в г. Маунтин-Лейк Парк (шт. Мэриленд) была созвана Первая конференция еврейских христиан в США. Ее председателями были пасторы евр. происхождения А.Р.Калделл и Л.Мейер (1862—1913). В своем вступит. слове А.Р.Калделл утверждал, что, становясь христиана-ми, евреи не теряют своей нац. принадлежности. Однов-ременно участники конференции подчеркивали, что не стремятся к созданию к.-л. особой евр. конфессии. Соз-данная ими орг-ция оставалась в рамках фундаменталист. течения в амер. протестантизме.  Лишь через 12 лет, в 1915, в Нью-Йорке был образо-ван Еврейско-христианский альянс Америки, ставивший целью "установление связи между тысячами евреев, веру-ющих в Иисуса и разбросанных по Северной Америке". Альянс намеревался распространить свою деятельность и на Южную Америку. Его председателем был избран Ш.Рохолд (1876-1931). Орг-ция избегала использовать в качестве символа изображение креста. Однако предложе-ния Дж.Леви о введении в богослужение элементов, заим-ствованных из иудаизма, и о возможности соблюдения членами альянса предписаний евр. религии были отверг-нуты подавляющим б-ством гойосов. Для основной части движения X. было характерно также резко отрицат. отно-шение к Талмуду и ортодокс, иудаизму. Во многом благо-даря усилиям Дж.Леви, в Лондоне в 1921 состоялась меж-дународная конференция евреев-христиан, на к-рой деле-гатами из 18 стран был образован Международный еврей-ско-христианский альянс. Его председателем был избран Л.Левинсон (1881-1936), родившийся в Цфате в евр. се-мье. Он поддерживал движение политического сионизма и идеи образования отд. евр. конгрегации в рамках церк-ви.  На конференции в Лондоне рассматривался вопрос о возможности приема в члены Альянса католиков и право-славных евр. происхождения и было решено, что в орг-цию войдут только протестанты. В принятой конферен-цией программе Альянса говорилось, что одной из его це-лей является поддержка евреев-христиан, желающих при-нять участие в сионист, движении и добиться для них в нем равных прав в рамках декларации Бальфура.  До нач. 2-й мировой войны отделения Альянса, кроме ранее существовавших в США, Канаде и Великобрита-  957 ХРИСТИАН СТВУЮЩИЕ  
нии, были созданы еще в 18 странах. В 1935 его миссио-неры начали действовать в Аргентине, в 1960-х — в Уруг-вае. В 1960 был организован Аргентинский еврейско-хри-стианский альянс.  К 1991 отделения Международного еврейско-христи-анского альянса существовали в Великобритании, США, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, а также в странах Юж. Америки и Европы.  Хотя первая орг-ция, включавшая в свое название сло-ва "еврейская христианская церковь", возникла еще в 1885 в Нью-Йорке, а в дальнейшем число таких орг-ций увеличилось, все они представляли собой лишь миссио-нерские об-ва, ставившие целью обращение евреев в разл. протестант, конфессии. В 1934 в Чикаго пастором евр. происхождения Д.Бронштейном была создана Первая ев-рейско-христианская пресвитерианская церковь Чикаго.  Первая независимая от др. церквей Американская ев-рейско-христианская церковь была основана в 1960 в г. Цинциннати (шт. Огайо) крещеным евреем М.Черновым. Число ее прихожан не превышало 50, из них лишь поло-вину составляли евреи. Впоследствии подобные церкви возникли в Майами, Филадельфии, Вашингтоне и нек-рых др. городах. Известную роль в привлечении амер. ев-реев к идеям X. и в развитии в 1960-х гг. "мессианского" направления X. сыграла трилогия Ш.*Аша о возникнове-нии христианства. Нек-рые евр. критики обвиняли писа-теля в склонности к христианству, однако Ш.Аш отверг эти обвинения. 

В 1960 в г. Феникс (шт. Аризона) евангелистом евр. происхождения Л.Капланом была основана первая радио-и телестанция, пропагандирующая идеи X., — "Еврейский голос". В сер. 1980-х гг. в США имелось 70 отделе-ний этой станции.  С кон. 1960-х гг. среди X. в США все большую попу-лярность приобретают идеи включения в христ. практику элементов, заимствованных из талмудич. иудаизма. Сто-ронники этих идей (к-рые проповедовал еще МЛеви в нач. 20 в.) вместо прежнего самоназвания "еврейские христиане" используют термины "мессианские евреи" и "мессианский иудаизм". От прежних течений X. "месси-анский иудаизм" отличается своим радикализмом и аг-рессивным стилем пропаганды. Церкви его сторонников стали именоваться "синагогами", крещение называется "микве-брит" (см. *Микве; "Обрезание), или "церемония духовного обрезания"; Иисус именуется Иешуа Ха-Маши-ах (см. *Мессия); отмечаются евр. праздники *Рош ха-Шана, *Ханукка; проводится *седер Песах в христианизи-рованном варианте (ср. "Пасха; *Песах); днем молитв, со-браний вместо воскресенья стала суббота; богослужение ведется на иврите, используются *таллиты, *тфиллин и даже *Сефер-Тора, а кроме того евр. символы — маген-Давид, *шофар, *менора; крест и др. христ. символы не употребляются вовсе. Руководители общин этого направ-ления X. называют себя раввинами. В пропаганде для привлечения новых последователей избегается всякое упоминание о христианстве и христ. догматах. Обращаясь к ассимилированным евреям, имеющим слабое представ-ление о евр. религии, X. этого направления пытаются со-здать впечатление, что они являются представителями нормативного иудаизма.  Организационно это направление X. окончательно оформилось к сер. 1970-х гг. В нач. 1960-х гг. Манни Бротман, выпускница евр. отделения одного из центров  протестант, фундаментализма "Муди Байбл инститьют" в Чикаго, организовала группу по изучению Евангелия под назв. "Шалом" и молодежное отделение Американского еврейско-христианского альянса. В 1975 члены этого от-деления получили б-ство в руководстве Альянса, к-рый стал называться Мессианский еврейский альянс Америки (Messianic Jewish alliance of America). Нек-рые из его прежних членов, не согласные с новой политикой, поки-нули орг-цию.  Существуют еще две орг-ции, объединяющие последо-вателей "мессианского иудаизма" в США и Канаде: Мес-сианское еврейское движение (The Messianic Jewish movement) и Союз еврейских мессианских организаций (Union of Messianic Jewish congregations).

Одной из самых активных обшин "мессианских евре-ев" является группа "Евреи за Иисуса", осн. в 1970 в Ка-лифорнии М.Розеном. Др. ведущей орг-цией этого напра-вления является община "Бней Иешуа" ("Сыны Иисуса") с центром в шт. Нью-Йорк.  Для противодействия деятельности X. евр. общинами США была создана орг-ция "Евреи за иудаизм", руково-дителем к-рой является М.Пауэре. В 1986 по инициативе раввина движения *Хабад Ш.Аркуша подобная орг-ция под назв. "Операция 'Иудаизм'" была создана и в Лон-доне.  В кон. 1990-х гг. в США существовало ок. 100 обшин X., из них ок. 80-90 принадлежало к "мессианскому" на-правлению, а остальные — к традиционному течению "евреев-христиан", не использующих символику иудаиз-ма.  Б-ство руководителей протестант, церквей, а также миссионерских орг-ций выступили против "мессианского иудаизма". "Мессианские евреи" отвергают эти обвине-ния, подчеркивая свою верность гл. догматам христианст-ва (в протестантском истолковании).  С нач. 1990-х гг. разные орг-ции X., в осн. "мессиан-ского" направления, развернули деятельность на террито-рии бывшего Сов. Союза. Наибольшую активность про-являет орг-ция "Евреи за Иисуса", к-рая опирается на баптист, церковь. Первое отделение орг-ции в Сов. Союзе было основано в 1991 в Одессе. С 1993 центр находится в Москве. "Мессианские" общины действуют во мн. горо-дах СНГ, в т.ч. в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Львове, Днепропетровске, Запорожье, Кирово-граде, Чернигове, Минске, Воронеже, Баку. Отделения орг-ции имеются также в Литве и Латвии. Миссионеры проводят активную работу как среди евреев, так и среди неевреев. Широко распространяется христ. лит-ра. Регу-лярно, начиная с 1993, в неск. крупных городах СНГ про-водятся музыкальные фестивали "мессианских евреев", организуются разл. курсы, занятия для детей, молодеж-ные лагеря. В Москве и Санкт-Петербурге действуют колледжи, в к-рых готовят миссионеров. Подготовка рус-скоязычных миссионеров для работы в СНГ проводится и в США.  Среди прихожан "мессианских" общин в СНГ число евреев составляет ок. 20%. Несмотря на то, что в нач. 20 в. по внешней обрядности X. были намного ближе к тра-диционному христианству, б-ство членов их общин соста-вляли евреи. Среди совр. последователей "мессианского иудаизма" в США евреи составляют ок. 40%, в СНГ — ок. 20%, в Израиле — ок. 60% (см. также ниже). Большая часть молодежи разл. общин X. присоединяется к обыч-  959  ХРИСТИАНСТВУЮЩИЕ 960  


ным протестант, конфессиям. Лидеры X. считают евреем всякого, кто заявляет о своем евр. происхождении (неза-висимо от того, кто из его предков был евреем), а также всякого, кто входит в их общину и становится т.обр. евреем "духовно" (независимо от своего происхождения).  В Эрец-Исраэль первое объединение X. было создано в 1931; в 1933 оно приняло назв. Еврейско-христианский альянс Палестины и Ближнего Востока. 
Всего в период брит. мандата в Эрец-Исраэль было ок. 200 христиан евр. происхождения, среди них сотрудники брит. администра-ции и иностранных миссий.  Перед окончанием срока мандата практически все X. эвакуировались в Англию.  В 1958 община X. была официально зарегистрирована в Иерусалиме.  В 1970 финские протестанты основали в 15 км от Ие-русалима мошав Яд Ха-шмона. В 1979 там поселились также евреи-Х.; в кон. 1990-х гг. там проживало неск. де-сятков человек; мошав является одним из центров X. в Израиле.  В сер. 1990-х гг. в Израиле насчитывалось ок. 40 об-щин X., б-ство — "мессианского" направления. Число X. в Израиле — ок. 2-3 тыс. Действует неск. колледжей, в к-рые приезжают X. из др. стран. Разл. орг-ции X. ведут миссионерскую работу; издается неск. периодич. изданий, в т.ч. на рус. языке.  Оценка численности X. представляет сложность, т.к. статистика, как правило, не проводит различия между X. и просто крещеными евреями, а данные, приводимые орг-циями X. и миссионерами, часто преувеличены.  В 1935 Американский еврейско-христианский альянс насчитывал 200 членов; перед началом 2-й мировой вой-ны — ок. 2 тыс., а в 1961 — менее 1 тыс. Число членов Международного альянса в 1961 составляло ок. 1—2 тыс.  В нач. 1990-х гг. число евреев — членов движения X. в США, где сосредоточено их б-ство, составляло ок. 20 тыс. чел.  Вне рамок протестантизма попытки создания особых евр. религ. объединений христиан практически не пред-принимались. В католической церкви (см. •Церковь като-лическая) в новейшее время имеются отд. представители духовенства (иногда занимающие видное место в церков-ной иерархии, см., напр., Ж.М.*Люстиже), к-рые демон-стративно пытаются сочетать верность католич. церкви с евр. национальным самосознанием; они считают себя ев-реями и настаивают на том, чтобы их признавали еврея-ми и в соответствии с законами гос-ва Израиль. 

Наиболее известный пример — католич. священник Д.Руфайзен ("Отец Даниэль", см. *3акон о возвращении, кол. 526). В православной церкви лишь сторонник экуменич. движе-ния священник А.Мень высказывал идею создания авто-кефальной евр. церкви св. Якова. Эта идея, однако, не получила поддержки в церковных кругах (см. •Правосла-вие, кол. 741).  X. в России. Православная церковь до нач. 19 в. не ве-ла какой-либо целенаправленной пропаганды христианст-ва среди евреев. Любое проявление новообращенными интереса к положениям своей прежней религии воспри-нималось с подозрением и каралось. Так, в 1786 в тюрьме Соловецкого монастыря содержался крещеный еврей Па-вел Федоров, к-рого заключили туда, т.к. церковные вла-сти опасались, что он может вернуться к вере отцов.  Положение изменилось в царствование Александра I.  В марте 1817 был опубликован (на рус., нем. и польском яз.) указ об учреждении Комитета опекунства израиль-ских христиан. В указе говорилось о том, что новообра-щенные, "отделяясь от своих собратий христианскою ре-лигией, лишают себя всякого с ними сообщества и не только теряют право на их помощь, но и подвергают себя разным с их стороны гонениям". Поэтому для облегчения участи крестившихся и для того, чтобы побудить других последовать их примеру, учреждались Общество израильских христиан и Комитет опекунства израильских христи-ан, призванный организовать это общество и направлять его деятельность. В Общество должны были войти при-нявшие христианство евреи, причем из всех действовав-ших в России христианских конфессий. Каждая религ. группа могла иметь свою церковь и пастыря. Обществу предоставлялось выборное самоуправление, его члены должны были избрать из своей среды двух "начальников" и четырех "заседателей", действовавших под контролем петербургского Комитета опекунства. Практически речь шла о создании принципиально новой орг-ции, к-рая объединяла бы все христиан, конфессии, но состояла ис-ключительно из крещеных евреев.  В члены Общества принимались и евреи — иностран-ные подданные. "Израильские христиане" должны были селиться на специально выделенных им землях. Земля на-ходилась в общинном владении, членам Общества разре-шалось "заводить на ней всякого рода селения, местечки и города", посторонние имели право селиться в них лишь по решению общины. Новообращенным разрешалось за-ниматься земледелием, ремеслами, торговлей (на террито-рии всей империи), основывать промышленные предпри-ятия. Они освобождались от местных налогов и повинно-стей. Члены общества и их дети полностью освобожда-лись и от военной службы. Контроль над деятельностью Общества был возложен на петербургский Комитет опе-кунства израильских христиан, было указано, что "ника-кое местное начальство там, где Общество водворится, не будет иметь никакой власти над оным и вмешиваться в дела его". Комитет должен был предоставлять отчет о своих действиях и расходах непосредственно императору. В его состав входили деятели Российского библейского об-ва, основанного в 1813 в цвлях распространения христ. учения среди народов империи и реорганизации религ. жизни. Председатель Российского библ. об-ва, министр духовных дел и народного просвещения и обер-прокурор Синода князь А.Н.Голицын, ведавший и всеми еврейски-ми делами, стал также руководителем Комитета опекунст-ва изр. христиан. В столице самих "израильских христи-ан" представлял особый выборный агент.  В 1818 Комитет опекунства изр. христиан начал свою работу. Чтобы подыскать подходящие для поселения зем-ли, в Новороссийский край был командирован надво-рный советник Г.Мизко. Впоследствии он был назначен попечителем Общества с постоянным пребыванием в г. Екатеринославе (см. •Днепропетровск). Решено было вы-делить крещеным евреям 26 тыс. десятин земли (земли эти были конфискованы как "излишние" у мариуполь-ских греков). Из-за многочисленных протестов прежних владельцев земли перешли в распоряжение Комитета лишь в 1821. В целях пропаганды христианства среди ев-реев и разъяснения задач Общества изр. христиан Коми-тет издавал книги (был выпушен, в частности, молитвен-ник на языке идиш). Среди изданий Об-ва — один из  осн. катехизисов "израильских христиан" (ВЛевенвальд, "Вероисповедание израильского христианина". СПБ., 1832; (параллельный текст на рус. и идиш).  Евр. население, несмотря на беспрецедентные льготы, не откликнулось на призыв Комитета. Число подавших заявление о вступлении в Общество изр. христиан было очень невелико, значительную часть составляли, по-види-мому, неевреи, стремившиеся ради получения льгот вы-дать себя за крещеных евреев.  В 1824 деятельность Комитета была приостановлена;  Общество изр. христиан было упразднено в 1833. Неудача деятельности Общества побудила Николая I перейти к политике, направленной на разрушение изнутри основ евр. религ. жизни.  В нач. 1880-х гг., особенно после "погромов 1881 на юге России, несколько представителей ассимилированной евр. интеллигенции обратились к идеям X. В 1880 Я.*Гордин создал "Духовно-библейское братство", просущество-вавшее ок. 10 лет (см. также В.*Португалов). В нач. 1880-х гг. в Одессе возникла группа X. •"Новый Израиль". Число членов обеих групп не превышало неск. десятков человек.  О миссионерской деятельности Русской православной церкви и обращению к христианству нек-рых евреев в пе-риод упадка коммунистич. системы см. •Православие, кол. 739-741. 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова