Юрьева Л.Н.
КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ
К оглавлению
– Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные,
не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет.
Ф. Ларошфуко
Проблема профилактики и терапии кризисных состояний является одной из наиболее
актуальных для современной психиатрии. Традиционно этот вопрос рассматривается
с позиций теории стресса Г. Селье. Гораздо меньше внимания уделяется вопросам
возрастных кризисов личности и практически не затрагиваются экзистенциальные
проблемы человека А между тем, говоря о кризисных состояниях и их профилактике
нельзя не затронуть вопрос взаимоотношения “Я”, “МОЕ” и “СМЕРТЬ”, ибо без
рассмотрения этих взаимоотношений нельзя понять генез посттравматических стрессовых
расстройств, суицидального поведения и других невротических, связанных со стрессом
и соматоформных расстройств.
Описание психологических особенностей человека в различные
периоды его жизни — задача крайне сложная и многогранная. В этой главе акцент
будет сделан на проблемах, характерных для определенных периодов жизни человека,
которые часто лежат в основе тревоги, страхов, и других расстройств, потенцирующих
развитие кризисных состояний, а также на возрастной динамике формирования страха
смерти.
Проблему осмысления истоков возникновения личностного кризиса и ее возрастную
динамику исследовали многие авторы. Эрик Эриксон, создатель эго–теории личности,
выделил 8 стадий психосоциального развития личности. Он считал, что каждая из
них сопровождается “кризисом — поворотным моментом в жизни
индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической
зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии”.
Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными
последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными
качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь
за собой развитие психических и поведенческих расстройств (E.N.Erikson , 1968).
Таблица 2. Стадии психосоциального развития (по Эриксону)
N |
Стадия |
Возраст
|
Психосоциальный
кризис |
Сильные
стороны |
1. |
Орально–сенсорная |
Рождение–1
год |
Базальное
доверие – базальное недоверие |
Надежда |
2. |
Мышечно–анальная |
1–3
года |
Автономия
– стыд и сомнения |
Сила
воли |
3. |
Локомоторно–генитальная |
3–6
лет |
Инициативность
– вина |
Цель |
4. |
Латентная |
6–12
лет |
Трудолюбие
– неполноценность |
Компетентность |
5. |
Подростковая |
12–19
лет |
Эго
– идентичность – ролевое смешение |
Верность |
6. |
Ранняя
зрелость |
20–25
лет |
Интимность
– изоляция |
Любовь |
7. |
Средняя
зрелость |
26–64
года |
Продуктивность–
застой |
Забота |
8. |
Поздняя
зрелость |
65
лет –смерть |
Эго–интеграция
– отчаяние |
Мудрость |
На первой стадии психосоциального развития
(рождение — 1 год) уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный
недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка. Материнская депривация
лежит в основе “базального недоверия”, которое в дальнейшем потенцирует развитие
страха, подозрительности, аффективных расстройств.
На второй стадии психосоциального развития (1 – 3 года) психологический
кризис сопровождается появлением чувства стыда и сомнения, что в дальнейшем потенцирует
формирование неуверенности в себе, тревожной мнительности, страхов, обсессивно–компульсивного
симптомокомплекса.
На третьей стадии психосоциального развития (3 – 6
лет) психологический кризис сопровождается формированием чувства вины, покинутости
и никчемности, что впоследствии может стать причиной зависимого поведения, импотенции
или фригидности, расстройств личности .
Cоздатель концепции родовой травмы О.Rank (1952) говорил о
том, что тревога сопровождает человека с момента его рождения и обусловлена страхом
смерти, связанным с переживанием отрыва плода от матери во время рождения. R.
J.Kastenbaum (1981) отмечал, что даже очень маленькие дети испытывают душевный
дискомфорт, связанный со смертью и часто родители даже не подозревают об этом.
Иного мнения придерживался R. Furman (1964), который настаивал на том, что только
в возрасте 2–3 лет может возникнуть понятие о смерти, так как в этот период
появляются элементы символического мышления и примитивный уровень оценок реальности.
M. H. Nagy (1948), изучив сочинения и рисунки почти 4 тысяч детей Будапешта,
а также проведя индивидуальные психотерапевтические и диагностические беседы с
каждым из них, выявила, что дети до 5 лет рассматривают смерть не как финал,
а как сон или отъезд. Жизнь и смерть для этих детей не исключали друг друга. В
последующих исследованиях она выявила особенность, поразившую ее: дети говорили
о смерти как о разделении, о некоем рубеже. Исследования М.С.McIntire (1972),
проведенные четверть века спустя, подтвердили выявленную особенность: только
20% 5–6 летних детей думают, что их умершие животные оживут и только 30% детей
этого возраста предполагают наличие сознания у умерших животных. Аналогичные результаты
были получены и другими исследователями (J.E.Alexander, 1965; T.B.Hagglund, 1967;
J.Hinton,1967; S.Wolff, 1973).
B.M.Miller (1971) отмечает, что для ребенка дошкольного возраста
понятие “смерть” отождествляется с потерей матери и это часто является причиной
их неосознанных страхов и тревоги. Страх смерти родителей у психически здоровых
дошкольников наблюдался у 53% мальчиков и у 61% девочек. Страх своей смерти отмечался
у 47% мальчиков и 70% девочек (А.И.Захаров, 1988). Суициды у детей до 5 лет —
единичны, однако в последнее десятилетие наметилась тенденция к их росту.
Как правило, воспоминания о тяжелом заболевании, грозящем смертельным исходом
в этом возрасте, остаются у ребенка на всю жизнь и играют значительную роль в
его дальнейшей судьбе. Так, один из “великих отступников” венской психоаналитической
школы, психиатр, психолог и психотерапевт Альфред Адлер (1870 – 1937), создатель
индивидуальной психологии писал о том, что в возрасте 5 лет он чуть не умер и
в дальнейшем его решение стать врачом, т.е. человеком, борющимся со смертью, было
обусловлено именно этими воспоминаниями. Кроме того, пережитое событие нашло свое
отражение и в его научном мировоззрении. В невозможности контролировать время
наступления смерти или предотвратить ее он видел глубинную основу комплекса неполноценности.
Дети с чрезмерными страхами и тревогой, связанной с разлукой
со значимыми близкими, сопровождающимися неадекватными страхами одиночества
и расставания, ночными кошмарами, социальной аутизацией и рецидивирующими сомато–вегетативными
дисфункциями, нуждаются в консультации и лечении психиатра. В МКБ–10 такое состояние
классифицируется как “Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте”
(F 93.0).
Дети школьного возраста , или 4 стадии по Э .Эриксону
(6–12 лет) приобретают в школе знания и навыки межличностного общения, определяющие
их личную значимость и достоинство. Кризис этого возрастного периода сопровождается
появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей
с успеваемостью ребенка. В дальнейшем эти дети могут утратить уверенность в себе,
способность эффективно трудиться и поддерживать человеческие контакты.
Психологические исследования показали, что дети этого возраста интересуются
проблемой смерти и уже достаточно подготовлены к разговору о ней. В словарный
текст было включено слово “мертвый”, и это слово было адекватно воспринято подавляющим
большинством детей. Лишь 2 из 91 ребенка умышленно обошли его. Однако, если дети
5,5 – 7,5 лет считали смерть маловероятной лично для себя, то в возрасте 7,5 –
8,5 лет они признают ее возможность и для себя лично, хотя возраст предполагаемого
ее наступления варьировал в пределах от “через несколько лет до 300 лет”.
G.P.Koocher (1971) исследовал представления неверующих детей 6–15 лет
касающееся их предполагаемого состоянии после смерти. Разброс ответов на вопрос,
“что случится, когда ты умрешь?”, распределился следующим образом: 52% ответили,
что их “закопают”, 21% , что они “попадут на небо”, “буду жить и после смерти”,
“подвергнусь Божьей каре”, 19% “организуют похороны”, 7% посчитали, что они
“заснут”, 4% — “перевоплотятся”, 3% — “кремируют”. Вера в личное или всеобщее
бессмертие души после смерти была выявлена у 65% верующих детей 8 – 12 лет (M.C.McIntire,
1972 ).
У детей младшего школьного возраста резко возрастает распространенность
страха смерти родителей (у 98% мальчиков и 97% психически здоровых девочек 9
лет), который наблюдается уже практически у всех 15 летних мальчиков и 12 летних
девочек. Что касается страха своей собственной смерти, то в школьном возрасте
он встречается довольно часто (до 50%), хотя реже у девочек (Д.Н.Исаев, 1992).
У младших школьников (в основном после 9 лет) уже наблюдается суицидальная
активность, которая чаще всего обусловлена не серьезными психическими заболеваниями,
а ситуационными реакциями, источником которых являются, как правило, внутрисемейные
конфликты.
Подростковый период (12 – 18 лет), или пятая стадия психосоциального
развития, традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций
и для возникновения кризисных состояний. Э. Эриксон выделяет этот возрастной
период как очень важный в психосоциальном развитии и считает патогномоничным
для него развитие кризиса идентичности, или ролевое смещение, которое
проявляется в трех основных сферах поведения:
· проблема выбора карьеры;
· выбор референтной группы и членство в ней
(реакция группирования со сверстниками по А.Е. Личко);
· употребление алкоголя и наркотиков, которое
может временно ослабить эмоциональные стрессы и позволяет испытать чувство временного
преодоления недостаточной идентичности (E.N.Erikson,1963).
Доминирующими вопросами этого возраста являются: “Кто Я?”, “Как Я впишусь
в мир взрослых?”, “Куда Я иду?” Подростки пытаются выстроить собственную систему
ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением, ниспровергая их ценности.
Классическим примером является движение хиппи.
Представление о смерти у подростков, как об универсальном и неизбежном конце
человеческой жизни приближается к таковому у взрослых. Ж. Пиаже писал, что именно
с момента постижения идеи смерти ребенок становится агностиком, то есть у него
появляется присущий взрослому способ мировосприятия. Хотя, признавая интеллектуально
“смерть для других”, они фактически на эмоциональном уровне отрицают ее для себя.
У подростков преобладает романтическое отношение к смерти. Часто они трактуют
ее как иной способ существования.
Именно на подростковый возраст приходится пик суицидов, пик
экспериментов с нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активности.
Причем подростки, в анамнезе которых неоднократно отмечались мысли о самоубийстве,
отвергали мысли о его смертельном исходе. Среди 13–16 летних 20% верили в сохранение
сознания после смерти, 60% — в существование души и только 20% — в смерть как
прекращение физической и духовной жизни.
Для этого возраста характерны мысли о суициде, как о мести за обиду, ссоры,
нотации со стороны учителей и родителей. Преобладают мысли типа: “Вот я умру назло
вам и посмотрю, как вы будете страдать и сожалеть о том, что были несправедливы
ко мне”.
Исследуя механизмы психологической защиты при тревоге, потенцируемой мыслями
о смерти, E.M.Pattison (1978) установил, что они, как правило, идентичны таковым
у взрослых из их ближайшего окружения: чаще отмечаются интеллектуальные, зрелые
механизмы защиты, хотя в ряде случаев были отмечены и невротические формы защиты.
А.Maurer (1966) провел анкетирование 700 старшеклассников и на вопрос “Что
тебе приходит на ум, когда ты думаешь о смерти?” выявил следующие ответы: осознание,
отвергание, любопытство, презрение и отчаяние. Как уже отмечалось ранее, страх
собственной смерти и смерти родителей наблюдается у подавляющего большинства подростков.
В молодости (или ранней зрелости по Э. Эриксону — 20–25
лет) молодые люди ориентированы на получение профессии и создание семьи. Главной
проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность
собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой
для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной
изоляции. Если кризис успешно преодолен, то у молодых людей формируется способность
любить, альтруизм, нравственное чувство.
По миновании подросткового возраста, мысли о смерти все реже
посещают молодых людей, и они очень редко задумываются о ней. 90% студентов сказали,
что они редко думают о собственной кончине, в личностном отношении она для них
мало значима (J.Hinton,1972).
Неожиданными оказались мысли современной отечественной молодежи о смерти.
По данным С.Б. Борисова (1995), исследовавшего студенток педагогического института
Подмосковья, 70% респондентов в той или иной форме признают бытие души после
физической смерти, из них 40 % верят в реинкарнацию, т.е. переселение души в другое
тело. Однозначно отвергают бытие души после смерти всего 9% интервьюируемых.
Еще несколько десятилетий тому назад считалось, что в
зрелом возрасте у человека нет значимых проблем, связанных с развитием
личности, а зрелость считалась временем достижений. Однако работы Левинсона “Сезоны
человеческой жизни”, Нейгартена “Осознание зрелого возраста”, Ошерсона “Печаль
о потерянном “Я” в середине жизни”, а также изменения в структуре заболеваемости
и смертности в этот возрастной период заставили исследователей по иному посмотреть
на психологию зрелости и назвать этот период “кризисом зрелости”.
В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения
и самоактуализации (по A. Maslow). Наступает время подведения первых итогов сделанного
в жизни. Э. Эриксон считает, что для этой стадии развития личности характерна
также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает
безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными
проблемами).
В эту пору жизни возрастает частота депрессий, суицидов, неврозов, зависимых
форм поведения. Смерть сверстников побуждает к размышлениям о конечности собственной
жизни. По данным различных психологических и социологических исследований, тема
смерти актуальна для 30%–70% лиц этого возраста. Неверующие сорокалетние понимают
смерть как конец жизни, ее финал, однако даже они считают себя “чуть–чуть бессмертнее
других”. Для этого периода также характерно чувство разочарования в профессиональной
карьере и семейной жизни. Это обусловлено тем, что как правило, если ко времени
наступления зрелости не реализованы поставленные цели , то они уже мало достижимы.
А если реализованы?
Человек вступает во вторую половину жизни и его предыдущий жизненный опыт
не всегда пригоден для решения проблем этого времени.
Проблеме 40–летних К.Г. Юнг посвятил свой доклад “Жизненный рубеж”(1984),
в котором он ратовал за создание “высших школ для сорокалетних, которые готовили
бы их к будущей жизни”, ибо человек не может прожить вторую половину жизни по
той же программе, что и первую. В качестве сравнения психологических изменений,
происходящих в различные периоды жизни в душе человека, он приводит сравнение
с движением солнца, имея в виду солнце, “одушевленное человеческим чувством и
наделенное сиюминутным человеческим сознанием. Утром оно появляется из ночного
моря бессознательного, освещая широкий, пестрый мир, и чем выше оно поднимается
на небосводе, тем дальше распространяет свои лучи. В этом расширении сферы своего
влияния, связанном с восходом, солнце будет видеть свое предназначение и усматривать
свою высшую цель в том, чтобы подняться как можно выше.
С этим убеждением солнце достигает непредвиденной полуденной высоты —
непредвиденной, потому что из–за своего однократного индивидуального существования
оно не могло знать заранее собственного кульминационного пункта. В двенадцать
часов дня начинается закат. Он представляет собой инверсию всех ценностей и идеалов
утра. Солнце становится непоследовательным. Оно как бы убирает свои лучи. Свет
и тепло убывают вплоть до полного угасания”.
Пожилые люди (стадия поздней зрелости по Э. Эриксону).
Исследованиями геронтологов установлено, что физическое и психическое старение
зависит от личностных особенностей человека и от того, как он прожил свою жизнь.
Г. Руффин (1967) условно выделяет три вида старости: “счастливую”, “несчастливую”
и “психопатологическую”. Ю.И. Полищук (1994) исследовал методом случайной выборки
75 человек в возрасте от 73 до 92 лет. По данным полученных исследований в этой
группе преобладали лица, чье состояние квалифицировалось как “несчастливая старость”
— 71%; 21% составили лица с так называемой “психопатологической старостью” и
8% переживали “счастливую старость”.
“Счастливая” старость наступает у гармоничных личностей с сильным уравновешенным
типом высшей нервной деятельности, занимающихся длительное время интеллектуальным
трудом и не оставивших этого занятия и после выхода на пенсию. Психологическое
состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью
к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью и философским отношением
к смерти. Э. Эриксон (1968, 1982) считал, что “только у того, кто каким–то образом
заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был
вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать
плоды предшествующих стадий”. Он полагал, что только в старости приходит настоящая
зрелость и называл этот период “поздней зрелостью”. “Мудрость старости отдает
себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении
жизни в одном историческом периоде. Мудрость — это осознание безусловного значения
самой жизни перед лицом самой смерти”. Многие выдающиеся личности создали свои
лучшие произведения в старости.
Тициан написал “Битву при Леранто”, когда ему было 98 лет и создал свои
лучшие произведения после 80 лет. Микеланджело завершал свою скульптурную композицию
в храме Святого Петра в Риме на девятом десятке жизни. Великий естествоиспытатель
Гумбольт до 90 лет работал над своим трудом “Космос”, Гете создал бессмертного
Фауста в 80 лет, в этом же возрасте Верди написал “Фальстафа”. В 71 год Галилео
Галилей открыл вращение Земли вокруг Солнца. Книга “Происхождение человека и половой
отбор” была написана Дарвиным, когда ему было за 60 лет.
Творческие личности, дожившие до глубокой
старости.
Горгий (ок. 483–375 до н.э.), др.–греч.
ритор, софист 108
Шевроль Мишель Эжен (1786–1889),
франц. химик 102
Аббот Чарльз Грили (1871–1973),
амер. астрофизик 101
Гарсия Мануэль Патрисио (1805–1906),
исп. певец и педагог 101
Людкевич Станислав
Филиппович (1879–1979), украинский композитор 100
Дружинин Николай Михайлович (1886–
1986), сов. историк 100
Фонтенель Бернар Ле Бовье де (1657–
1757), франц. философ 99
Менендес Пидаль Рамон (1869–1968),исп.
филолог и историк 99
Галле Иоганн Готфрид (1812–1910),
нем. астроном 98
Рокфеллер Джон Дэвидсон (1839–1937),
америк. промышленник 98
Шагал Марк (1887–1985), франц. живописец
97
Яблочкина Александра Александровна
(1866–1964), русская советская актриса 97
Коненков Сергей Тимофеевич (1874–1971),
рус. сов. скульптор 97
Рассел Бертран (1872–1970), англ.
философ 97
Рубинштейн Артур (1886– 982), польск–амер.
пианист 96
Флеминг Джон Амброз (1849– 945),
англ. физик 95
Сперанский Георгий Нестерович (1673–1969),
рус. сов. педиатр 95
Страдивари Антонио (1643– 1737),
итал. скрипичный мастер 94
Шоу Джордж Бернард ( 1856– 1950),
англ. писатель 94
Петипа Мариус (1818– 1910) , франц.,
балетмейстер и педагог 92
Пикассо Пабло (1881– 1973), исп.
художник 92
Бенуа Александр Николаевич (1870–
1960), рус. живописец 90
“Несчастливая старость” чаще возникает у личностей с чертами
тревожной мнительности, сензитивности, наличием соматических заболеваний. Для
этих лиц характерна утрата смысла жизни, чувство одиночества, беспомощности и
постоянные размышления о смерти, как об “избавлении от страданий”.У них часты
суицидальные мысли, возможны суицидальные действия и обращение к методам эвтаназии.
Иллюстрацией может служить старость всемирно известного психотерапевта З.
Фрейда, прожившего 83 года.
В последние десятилетия своей жизни З. Фрейд пересмотрел многие постулаты
созданной им теории психоанализа и выдвинул ставшую основополагающей в его поздних
работах гипотезу о том, что основой психических процессов является дихотомия
двух могущественных сил: инстинкта любви (Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса).
Большинство последователей и учеников не поддержали его новых взглядов о фундаментальной
роли Танатоса в жизни человека и объяснили поворот в мировоззрении Учителя интеллектуальным
увяданием и заострившимися личностными чертами. З. Фрейд испытывал острое чувство
одиночества и непонятости.
Ситуация усугубилась и изменившейся политической обстановкой: в 1933 году
к власти в Германии пришел фашизм, идеологи которого не признали учение Фрейда.
Его книги сжигались в Германии, а через несколько лет в печах концентрационного
лагеря были умерщвлены и 4 его сестры. Незадолго до смерти Фрейда, в 1938 году,
фашисты оккупировали Австрию, конфисковав его издательство и библиотеку, имущество
и паспорт. Фрейд стал узником гетто. И только благодаря выкупу в 100 тысяч шиллингов,
который заплатила за него его пациентка и последовательница принцесса Мария Бонапарт,
его семья смогла эмигрировать в Англию.
Смертельно больной раком, потерявший своих родных и учеников, Фрейд потерял
и Родину. В Англии, несмотря на восторженный прием, его состояние ухудшалось.
23 сентября 1939 года по его просьбе лечащий врач сделал ему 2 укола, которые
и прервали его жизнь.
“Психопатологическая старость” проявляется возрастно–органическими
нарушениями, депрессией, ипохондрией психопатоподобными, неврозоподобными, психоорганическими
расстройствами, старческим слабоумием. Очень часто у таких пациентов выражен страх
оказаться в доме для престарелых.
Исследования 1000 жителей Чикаго выявили актуальность темы
смерти практически для всех
лиц пожилого возраста, хотя вопросы финансов, политики и т.п. были для них не
менее значимыми. Люди этого возраста философски относятся к смерти и склонны
воспринимать ее на эмоциональном уровне скорее как продолжительный сон, чем как
источник страданий. Социологические исследования выявили, что у 70% лиц пожилого
возраста мысли о смерти касались подготовки к ней (28% — составили завещание;
25% — уже подготовили некоторые похоронные принадлежности и половина уже обговорила
свою смерть с ближайшими наследниками(J.Hinton,1972).
Эти данные, полученные при социологическом опросе пожилых людей США контрастируют
с результатами подобных исследований жителей Великобритании, где большинство исследуемых
избегали этой темы и на вопросы отвечали следующим образом: “Я пытаюсь как можно
меньше думать о смерти и умирании”, “Я стараюсь переключаться на другие темы”
и т.п.
В переживаниях, связанных со смертью, достаточно определенно проявляется
не только возрастная, но и половая дифференциация.
K.W.Back (1974), исследуя возрастную и половую динамику переживания времени
методом Р. Кнаппа, предъявлял исследуемым наряду с “метафорами времени” и “метафоры
смерти”. В результате исследования он пришел к выводу, что мужчины относятся к
смерти с большим неприятием, чем женщины: эта тема вызывает у них ассоциации,
проникнутые страхом и отвращением. У женщин описан “комплекс Арлекина”, при
котором смерть представляется загадочной и в чем–то даже привлекательной.
Иная картина психологического отношения к смерти была получена спустя 20
лет.
Национальное агентство по развитию науки и космических исследований Франции
изучало проблему танатологии по материалам социологического исследования более
20 тысяч французов. Полученные данные были опубликованы в одном из номеров “Regards
sur I’actualite” (1993) — официальном издании Французского государственного центра
документации, публикующего статистические материалы и отчеты по важнейшим для
страны проблемам .
Полученные результаты свидетельствовали о том, что мысли о смерти особенно
актуальны для лиц 35 – 44 лет и во всех возрастных группах женщины чаще задумываются
о конечности жизни, что наглядно отражено в таблице 3.
Таблица3.Распределение частоты встречаемости мыслей о смерти по возрасту
и полу (в %).
|
Возраст,
годы |
Пол |
18–24 |
25–34 |
35–44 |
55–69 |
Мужчины |
18 |
14 |
30 |
21 |
Женщины |
22 |
29 |
35 |
41 |
У женщин мысли о смерти чаще всего сопровождаются страхом и
беспокойством, мужчины относятся к этой проблеме более взвешенно и рационально,
а в трети случаев и вовсе безразлично. Отношение к смерти у мужчин и женщин отражено
в таблице 4.
Таблица 4. Распределение мыслей об отношении
к смерти по полу (в%).
Пол
|
Страх,
беспокойство |
Спокойствие |
Безразличие |
Удовлетворение |
Мужчины |
38 |
21 |
30 |
2 |
Женщины |
59 |
19 |
12 |
1 |
Исследуемые, отнесшиеся к проблеме смерти с безразличием или
спокойствием, объясняли это тем, что, по их мнению, есть более страшные состояния,
чем смерть (табл. 5)
Таблица5.
|
Мужчины |
Женщины |
Жить в
одиночестве |
16% |
18% |
Быть беспомощным,
зависимым |
47% |
48% |
Быть брошенным
любимым человеком |
17% |
10% |
Потерять
близких |
33% |
44% |
Страдать
от неизлечимой болезни |
44% |
47% |
Безусловно, мысли о смерти рождали осознаваемый и неосознаваемый
страх. Поэтому наиболее универсальным желанием у всех тестируемых был быстрый
уход из жизни. 90% опрошенных отвечали, что хотели бы умереть во сне, избежав
страданий.
В заключении следует отметить, что разрабатывая профилактические и реабилитационные
программы для лиц с невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами,
наряду с клинико–психопатологическими особенностями пациентов необходимо учитывать,
что в каждом возрастном периоде жизни человека возможны кризисные состояния,
в основе которых лежат специфические для данной возрастной группы психологические
проблемы и фрустрированные потребности.
Помимо этого, развитие личностного кризиса детерминировано
культуральными, социально–экономическими, религиозными факторами, а также сопряжено
с половой принадлежностью индивида, его семейными традициями и личностным опытом.
Особо следует отметить, что для продуктивной психокоррекционной работы с этими
пациентами (в особенности с суицидентами, лицами с посттравматическим стрессовым
расстройством) необходимы специфические знания в области танатологии (ее психолого–психиатрический
аспект). Очень часто острые и/или хронические стрессы потенцируют и усугубляют
развитие возрастного кризиса личности и приводят к драматическим последствиям,
профилактика которых является одной из главных задач психиатрии. |