Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Николай Афанасьев

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

К оглавлению

Примечания

1 Строматы. IV. 8. 66.

2 О видимой и невидимой церкви см. мой очерк: Две идеи вселенской церкви // Путь. 1934. Окт.-дек. №45. С. 16-29.

3 Pecuniam tuam adsidente Cristo spectantibus angelis et martyribus praesentis super mensam dominicem sparge (De aleatoribus // TU. Bd. V. Heft I. S.29).

4 'Αγγελικών δυνάμεων έφισταμένων τοις άθροίματι τών πιστενόντων καί αύτοΰ τοΰ Κυρίου καί Σωτήρος ημών δυνάμεως ήδη δε καί πνευμάτων άγίων, οΐμαι δε ότι καί προκεκοιμημένων, σαφές δε, ότι καί τώ βίω περιόντων, εί καί τό πώς ουκ εύχερές είπείν (Origenes. De oratione. 31).

5 См. Дидахи. 15.

6 Ср. 1 Кор 15:1; Рим 16:16.

7 R. Sohm'y главным образом принадлежит заслуга, что он в категорической форме отверг существование в апостольское время идеи местной общины (Ortsgemeinde). "Die Idee der Ortsgemeinde, überhaupt die einer engeren Gemeinde im heutigen Sinn des Wortes, ist für die Organisation der Kirche (der Christenheit) gar nicht vorhanden... Nur die έκκλεσία ist vorhanden" (Kirchenrecht. Bd. I. S. 21, 22). ["Идеи местной общины, вообще какой-либо узкой общины в сегодняшнем смысле слова для церковной (христианской) организации вовсе не существует... Существует только έκκλεσία".] Ср.: Harnack A. Die Lehre der zwölf Apostel. S. 137; Weizsäcker K.H., von. Das apostolische Zeitalter... P. 622; Batiffol. P. L'Eglise naissante... P. 90, 91. Гидулянов П.В. Митрополиты... С. 8.

8 Lagrange M.J. Evangile selon St. Mathieu. P. 356, 357.

9 Ср.: Афанасьев H.H. Провинциальные собрания... С. 26-46.

10 Πάσης τής κατά τήν οίκουμένην καθολικής έκκλησίας (Послание Смирнской церкви о смерти Поликарпа // Евсевий. Церк. ист. IV. 15. 15); также: τής άγίας καθολικής έκκλησίας (Там же. IV. 15. 3).

11 Augustinus. Epist. 52. 1 // PL 23. 194.

12 Кирилл Иерусалимский. Оглашения таиноводственные. 18. 23 // PG 23. 1044.

13 Еф. 3.2.

14 Lebreton J., Zeiller J. Eglise primitive. P. 398.

15 Еф. Надписание.

16 Смирн. 8. 2.

17 Филад. 5. 4.

18 Смирн. 8. 2.

19 Посл. Климента. 42.

20 Об этом см. мою статью: Das allgemeine Priestertum in der orthodoxen Kirche // Eine heilige Kirche. 1935. N 17.

21 Посл. Климента. 44.

22 Дидахи. 13.3.

23 Там же. 10.7.

24 Там же. 11. 7.

25 Правда, в эфиопском тексте стоит: "всякий пророк, говорящий в духе, да будет испытан и судим".

26 Дидахи. 15. 2.

27 Магн. 6.

28 Филад. 8.

29 Тралл. 8.

30 Магн. 3.

31 Тралл. 12.

32 Еф. 4.

33 Смирн. 8.

34 Там же.

35 Полик. 5.

36 <Посл. Климента. 47.>

37 1 Апол. 1.67.

38 Филад. 4.

39 Смирн. 4.

40 Там же.

41 Там же. 5.

42 Тралл. 10.

43 Смирн. 7.

44 Возможно, что иудействующие в эпоху Игнатия или представляли собой разновидность докетизма, или вполне были даже тождественны с докетами.

45 Магн. 4.

46 Смирн. 8.

47 Sohm R. Bd. I. S. 192.

48 Еф. 4.

49 Магн. 6.

50 Тралл. 12.

51 Филад. 6.

52 Еф. 5.

53 Смирн. 7.

54 Смирн. 8.

55 Филад. 3.

56 Смирн. 9.

57 Полик. 5.

58 Еф. 5.

59 Там же. 20.

60 Филад. 4.

61 Смирн. 8.

62 Еф 4:11: "И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями".

63 Посл. Климента. 44.

64 Там же.

65 Магн. 7.

66 Еф. 13.

67 Смирн. 7.

68 Дидахи. 16.

69 Филад. 7.

70 Смирн. 8.

71 Рим. Надписание.

72 О докетах Игнатий Богоносец писал: "...они удаляются от Евхаристии и молитвы... им надлежало бы держаться Любви (συνέφερεν δέ αύτοίς άγαπάν), чтобы воскреснуть" (Смирн. 7). Здесь άγαπάν означает Евхаристию и церковную общину, в которой свершается Евхаристия. Другие примеры употребления άγάπη в смысле общины: "Приветствует вас Любовь (άγάπη - община) смирнян и ефесян" (Тралл. 13); "Приветствует вас Любовь братьев в Троаде (ή άγάπη τών άδελφών)", т.е. община братьев в Троаде (Филад. 11).

73 Эпитафия Аверкия.

74 Сведения о так называемом Антиохийском апостольском соборе не имеют никакой исторической ценности. Можно считать вполне установленным, что существование этого собора является апокрифом. См. Hefele K.J. Leclerq J. Histoire des Conciles. Т. I. Part. II. Appendice II: Le concile apostolique d'Antioche. P. 1071 et seq.

75 Покровский А.И. Соборы древней церкви... С. 113-117; Hefele K.J. Leclerq J. Histoire des Conciles. T.I. Part. I. P. 151-152; Harnack A. Geschichte der altchristlichen Litteratur... Teil. I. Bd. II. S. 114 et seq.

76 Sohm R. Kirchenrecht. Bd. I. S. 281.

77 Посл. Климента. 44.

78 См. Lebreton J., Zeiller J. Eglise primitive. Р. 377 et seq.

79 Alexandriae a Marco Evangelista usque ad Heraclam et Dionysium episcopos, presbyteri semper unum ex se electum in excelsiori gradu collocatum, episcopum nominabat: quomodo si exercitus imperatorem faciat, aut diaconi eligant de se, quem industrium noverint, et archidiaconum vocent (Epist. 146 ad Evangelum // PL 22. 1194). ["В Александрии со времени евангелиста Марка и до епископов Геракла и Дионисия священники всегда, избрав из своей среды одного и поставив его на возвышенное место, называли епископом: как в том случае, когда войско провозглашает императора или диаконы выбирают из своей среды и называют архидиаконом того, чье усердие им известно".]

80 Brooks E.W. The ordination of the early bishops of Alexandria. P. 612, 613.

81 Eutychii Alexandrini patriarchae annales // PG 111. 982.

82 Butler E.C. The Lausiac History of Palladius. P. 218. Ср.: Dictionnaire d'Archeologie Chretienne et de liturgie. Т. I. Col. 1205.

83 Gore Ch. The Ministry in the early Church. P. 134 et seq.

84 Lebreton J., Zeiller J. Eglise primitive. T. I. P. 377: "Aussi bien la periode, de duree imprecise, ou a Rome aussi, la distinction entre l'eveque et le college presbyteral serait demeuree moins explicite qu'elle ne le fit plus tard". ["В Риме также некоторое время различие между епископом и коллегией пресвитеров могло оставаться не столь заметным, как впоследствии".]

85 Sohm R. Kirchenrecht. Bd. I. S. 284-285.

86 Египет совершенно исключается, так как не только во II, но даже в III веке в Египте был только один епископ - в Александрии.

87 Посл. Климента. 47.

88 Batiffol Р. L'Eglise naissante et le Catholicisme. Р. 155.

89 Посл. Климента. 44.

90 Там же. 42.

91 Филад. 7.

92 Послание Поликарпа к филиппийцам. 11.

93 Там же. Надписание.

94 Там же. 11.

95 Полик. 1. Другие цитаты см.: Lightfoot J.B. The Christian Ministry. Р. 333. Ср. Мышцин В. Устройство христианской церкви... С. 326.

96 Послание Поликарпа к филиппийцам. Надписание.

97 Sohm R. Kirchenrecht. Bd. I. S. 150.

98 Послание Поликарпа к филиппийцам. 3.

99 Там же. 2.

100 Там же. 11-12.

101 Там же. 3.

102 "Послания Игнатия, присланные им к нам и другие, сколько их есть у нас, мы отправили к вам, согласно вашему требованию" (Там же. 13).

103 Zahn Т. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. Bd. II. S. 5-8.

104 Пастырь. Видения. 3. 1.

105 Пастырь. Заповеди. 11. 12.

106 Там же. Видения. 3. 5.

107 См. выше.

108 1 Апол. 67.

109 Пастырь. Заповеди. 4. 3.

110 Под Γραπτή разумеют диакониссу. См. Patrum apostolicorum opera. S. 28-29.

111 Пастырь. Видения. 2. 4.

112 Евсевий. Церк. ист. V. 16. 10 (Перевод СПбДА. СПб., 1858). Греч.: "τών γάρ κατά τήν Άσίαν πιστών πολλάκις καί πολλαχη τής 'Ασίας είς τοΰτο συνελθόντων καί τούς προσφάτους λόγους έξετασάντων καί βεβήλους άποφηνάντων καί άποδοκιμασάντων τήν αϊρεσιν, ούτω δή τής τε έκκλησίας έξεώσθησαν καί τής κοινωνίας εϊρχθησαν".

113 Там же. V. 16. 19.

114 Harnack Α. Geschichte der altchristlichen Litteratur... Teil II: Die Chronologie. Bd. I. S. 364-365.

115 Lebreton J., Zeiller J. Eglise primitive. Р. 398: "En fait les premiers conciles ou synodes dont l'histoire nous fait mention apparaissent dans la seconde moitie du II siecl. Ils furent provoques par l'heresie montaniste [Действительно, первые в истории соборы или "синоды", о которых мы встречаем упоминания, происходили во второй половине II века. Они были вызваны монтанистской ересью.]". Далее следует известная нам выписка из Евсевия.

116 Покровский А.И. Соборы древней церкви... С. 97 сл.

117 Евсевий. Церк. ист. V. 16. 4-5.

118 Евсевий. Церк. ист. V. 19. 2.

119 Там же. IV. 23; Hefele K.J. Leclerq J. Histoire des Conciles. T. I. Part I. P. 133.

120 Евсевий. Церк. ист. V. 1.

121 Там же. V. 3.4.

122 Les condamnations solennelles n'etaient-elles pas l'echo des condamnations synodales portees en Asie Mineure? (Hefele K.J. Leclerq J. Ibid.)

123 Евсевий. Церк. ист. V. 3. 4.

124 Евсевий. Церк. ист. V. 24.

125 Евсевий. Церк. ист. V. 25.

126 Schmidt С. Studien zu den Pseudoclementinum. S. 110.

127 Caspar E. Geschichte des Papstums. S. 75.

128 Respice super N, servum tuum, tribue virtutem tuam et spiritum efficacem, quem tribuisti sanctis apostolis... Tribue etiam illi, о Domine, episcopatum et spiritum elementem et potestatem ad remittenda peccata... (Achelis H. Die ältesten Quellen des orientalischen Kirchenrechtes... S. 44, 46).

129 Funk F.X. Lehrbuch der Kirchengeschichte.

130 De pudicitia. 20.

131 Ibid. 32.

132 Deus unus est et Christus unus et una ecclesia et cathedra una super Petrum Domini voce fundata. Aliud altare constitui aut sacerdotium novum fieri praeter unum altare et unum sacerdotium non potest (Ep. 43. 5).

133 Ep. 36(30). 12.

134 Sohm R. Kirchenrecht. S. 218.

135 Ер. 67(68).

136 Любопытно отметить почти полное совпадение взглядов Киприана со взглядами автора "De aleatoribus". См. Sohm R. Kirchenrecht. S. 219.

137 Audio etiam edictum esse propositum et quidem peremptorium. Pontifex scilicet maximus, quod est episcopus episcoporum, edicit: ego et moechiae et fornicationis delicta poenitentia functis dimitto (Tertullianus. De pudicitia. 1).

138 Batiffol Р. L'Eglise naissante... Р. 350.

139 De monogamia. 12; ср. De pudicitia. 1. 15.

140 Le pamphlet de Tertullien n'en est plus significatif. S'il s'émeut, en effet, de l'édit de l'évêque de Rome, n'est-ce pas la preuve qu'un semblable édit est de nature à retentir dans toutes les églises (Batiffol P. Op. cit. P. 348).

141 Aguntur praeterea per Graecias illa certis in locis concilia ex universis ecclesiis per quae et altiora quaeque in commune tractantur, et ipsa repraesentatio totius nominis christiani magna veneratione celebratur (Tertullianus. De jejunio. 13).

142 Евсевий. Церк. ист. V. 19. 3-4.

143 Harnack Α. Geschichte der altchristlichen Litteratur... Teil I. Bd. II. S. 504.

144 Quod quidem et Agrippinus bonae memoriae vir, cum ceteris coepiscopis suis qui illo tempore in provincia Africa et Numidia ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato concilii communis examine firmavit (Cyprianus. De baptismate haereticorum. Ad Quintum. 2).

145 Apud nos autem non nova aut repentina res est, ut baptizandos censeamus eos, qui ab haereticis ad ecclesiam veniunt, quando multi jam anni sint et longa aetas ex quo sub Agrippino bonae memoriae viro convenientes in unum episcopi plurimi hoc statuerint (Ibid. Ad Jubaianum. 3).

146 Augustinus. De unico baptismo 13. 22.

147 Harnack A. Die Mission und Ausbreitung... Bd. II. Р. 240; Hefele K.J. Leclercq J. Histoire des Conciles. T. I. Part I. Р. 156; Benson E.W. Cyprian... P. 336.

148 Harnack Α. Geschichte der altchristlichen Litteratur... T. I. Bd. 2. S. 688.

149 Tertullianus. De pudicitia. 21. ["Церковь будет прощать грехи; но Церковь Духа через человека духовного, а не Церковь как собрание епископов: ибо право и власть принадлежат Господину, а не слуге, Самому Богу, а не священнику".]

150 Покровский А.И. Соборы древней церкви... С. 274. Прим. 3.

151 Евсевий. Церк. ист. VII. 7. 5.

152 Cyprianus. Ep. 75. 7. Покровский А.И. Соборы древней церкви... С. 272.

153 Photii patriarchii Bibliotheca. Codex 118; Cyprianus. Reliquiae sacrae editio altera. III. 494.

154 Евсевий. Церк. ист. VI. 33. 1-3. Ср.: Покровский А.И. Соборы древней церкви... С. 329.

155 Евсевий. Церк. ист. VI. 37.

156 Ер. 67 (68). 5.

157 Ер. 56 (53). 1.

158 Ер. 58 (56).

159 Ер. 67 (68). 5.

160 Quod et apud vos factum videmus in Sabini collegae nostri ordinatione, ut de universae fraternitatis suffragio et de episcoporum qui in praesentia convenerant, quique de eo ad vos litteras fecerant judicio episcopatus ei diferretur et manus ei in locum Basilidis imponeretur (Ibid.).

161 ...Episcopo Cornelio in catholica ecclesia de Dei judicio et cleri ac plebis suffragio ordinato (Ibid. 2.).

162 Venio jam nunc, frater carissime, ad personam Cornelii collegae nostri: ut Cornelium nobiscum verius noveris, non de malignorum et detrahentium mendacio, sed de Dei judicio qui episcopum eum fecit; et coepiscoporum testimonio, quorum numerus universus per totum mundum concordi una- nimitate consensit (Ep. 55 (52). 8).

163 ...Et factus est episcopus a plurimis collegis nostris, qui tunc in urbe Roma aderant, qui ad nos litteras honorificas et laudabiles et testimonio suae praedicationis illustres de ejus ordinatione miserunt. Factus est autem Cornelius episcopus de Dei et Christi ejus judicio, de clericorum paene omnium testimonio, de plebis quae tunc adfuit suffragio, et de sacerdotium antiquorum et bonorum virorum collegio: cum nemo ante se factus esset, cum Fabiani locus, id est locus Petrui et gradus cathedrae sacerdotalis vacaret. Quo occupato de Dei voluntate, at que omnium nostrum consensione firmato, quisqis jam episcopus fieri voluerit, foris fiat necesse est, nec habeat ecclesiasticam ordinationem, qui ecclesiae non tenent unitatem (Ibid.).

164 Ер. 67 (68). 4.

165 Convenissent... episcopi plurimi ex provincia Africa, Numidia, Mauritania cum presbyteris et diaconibus (Sententiae episcoporum // PL 3. 1052 A).

166 Евсевий. Церк. ист. V. 16. 10.

167 Quoniam latus fusa est nostra provincia habet etiam Numidiam et Mauritaniam sibi cohaerentes (Ep. 48 (45). 3).

168 Вопреки Покровскому. С. 613.

169 Monceaux Р. Histoire litteraire de l'Afrique chretienne... Т. II. Р. 61.

170 Sententiae episcoporum. (Не показывают ли слова Киприана, что в Риме отношения <складывались> иначе?)

171 Ер. 75 (75).

172 Omni igitur actu ad me periato placuit contrahi presbyterium (adfuerint etiam episcopi quinque, qui et hodie praesentes fuerunt), ut firmato concilio, quid circa personam eorum observari deberet.consensu omnium statueretur (Ep. 49 (46). 2).

173 Quod erat consequens, omnis hic actus populo fuerat insinuandus, ut et ipsos viderent in ecclesia constituos,quos errantes et palabundos jam diu viderant et dolebant (Ibid.).

174 Ер. 14 (6). 4.

175 Ibid.

176 Ер. 19 (14). 2.

177 Ibid.

178 Ср. Ер. 15 (11). 1, к исповедникам и мученикам: "Когда окончится гонение и мы, соединившись с клиром, станем снова собираться вместе..."

179 Ер. 20 (25). 3.

180 Ер. 34 (33). 3.

181 Ер. 31 (26). 6.

182 Ер. 17 (12). 1.

183 Ibid. 3.

184 Ер. 43 (40). 7.

185 Ер. 55 (52). 6.

186 Ер. 45 (42). 4.

187 Ер. 48 (45). 2.

188 Ер. 55 (52). 6.

189 Legimus litteras tuas, frater carissime, quibus significasti de Victore, quondam presbytero, quod ei antequam poenitentiam plenam egisset, et Domino Deo, in quem deliquerat, satis fecisset, temere Therapius, collega noster, immaturo tempore et praepropera festinatione pacem dederit. Quae res nos satis movit, recessum esse a decreti nostri auctoritate, ut ante legitimum et plenum tempus satisfactionis et sine petitu et conscientia plebis, nulla infirmitate urgente ac necessitate cogente, pax ei concederetur (Ep. 64 (59). 1).

190 Ep. 45 (42). 2.

191 Sed et per provinciam nostram haec eadem collegis singules in notitiam perferentes, ab his quoque fratres nostros cum litteris dirigendos esse mandavimus (Ibid. 1).

192 Cyprianus. Ер. 64 (59).

193 Harnack - 253 г.; Покровский - май 252 г. (Соборы древней церкви... С. 538-539).

194 Cum simul in concilio essemus, fratres carissimi, legimus litteras vestras quas ad nos fecistis de iis qui apud haereticos et schismaticos baptizati videntur (Cyprianus Ep. 70 (70). 1).

195 De qua re quid nuper in concilio plurimi coepiscopi cum copresbyteris aderant censuerimus ut scires ejusdem epistolae exemplum tibi misi (Ep. 71 (71). 1).

196 Et nunc quoque cum in unum convenissemus tarn provinciae Africae quam Numidiae episcopi numero septuaginta et unus (Ep. 73 (73). 1).

197 Ер. 55 (52). 6.

198 Евсевий. Церк. ист. VI. 43. 1-2.

199 Там же. 21-22.

200 Свидетельство Иеронима в 66-й главе книги "О знаменитых мужах" не дает ничего нового и всецело зависит от Евсевия.

201 Там же. 6.

202 Ер. 55 (52). 24.

203 Ер. 19 (14). 2.

204 Ер. 64 (59). 11.

205 Ibid. 1.

206 Ер. 59 (55). 14.

207 Ер. 55 (52).

208 Ер. 59 (55). 14.

209 Ibid.

210 ...Post ista adhuc insuper pseudoepiscopo sibi ab haereticis constituto, navigare audent, et ad Petri Cathedram atque ad Ecclesiam princi palem, unde unitas sacerdotalis exorta est, a schismaticis et profanis litteras ferre, nec cogitare eos esse Romanos, quorum fides (Ibid.).

211 Ер. 67 (68). В этом письме, написанном от имени собора, дан полный список имен епископов. Однако сравнение этих имен с именами, приведенными в "Sententiae episcoporum", легко вскрывает, что большинство кафедр принадлежало Проконсульской Африке. Я опускаю этот анализ и отсылаю читателя к Покровскому (Соборы древней Церкви... Приложение 3. С. 767).

212 Cyprianus. Ер. 70 (70).

213 Idem. Ер. 69 (76).

214 Quod quidem et Agrippinus.bonae memoriae vir, cum caeteris coepiscopis suis qui illo in tempore in provincia Africa et Numidia Ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato consilii communis examine firmavit (Ep. 71 (71). 4).

215 Ep. 72 (72).

216 Sententiae episcoporum.

217 Покровский А.И. Соборы древней церкви... С. 576.

218 Ер. 72 (72).

219 Ibid. 3.

220 Наес ad conscientiam tuam frater chiarissime, et pro honore communi et pro simplici dilectione pertulimus, credentes etiam tibi pro religionis tuae et fidei veritate piacere, quae et religiosa pariter et vera sunt (Ibid.).

221 Ibid.

222 Cyprianus. Ер. 75 (75).

223 Cyprianus. Ер. 74 (74). 2.

224 См. Ер. 72. 3; Sententiae episcoporum.

225 Ер. 35 (29). 1.

226 Cyprianus. Ер. 75 (75). 4.

227 Tantus est numerus Prophetarum, ut multi plex et divina sapientia per multos distribuantur (Ibid.).

228 Церк. ист. VII.

229 Новацианская схизма вызвала потрясения не только на Западе, но и на Востоке. Судя по одной очень короткой заметке Евсевия, ряд епископов примкнул к Новациану (Церк. ист. VII. 4). Из другой заметки следует, что в Антиохии возник раскол, так как часть антиохийских общин поддерживала новациан (Ibid. VI. 46).

230 Надо думать, что этот собор состоялся <в 264 г.> Harnack вслед за Mansi считает, что этот собор был избирательным (смерть Фабия и <Димитриана>) (Покровский А.И. Соборы древней церкви... С. 533).

231 Евсевий. Церк. ист. VII. 30. 2.

232 Перевод Руфина прибавляет перед этим наименованием "presbyteri" (VII. 30).

233 Незначительное количество антиохийских пресвитеров, названных в послании, объясняется, по-видимому, тем, что большинство клира осталось верным Павлу Самосатскому. Из 16 имен 5 принадлежит епископам, среди 11 остальных, вероятно, <не> больше двух - пресвитерам.

234 Pape Р. Die Synodes von Antiochien. S. 264-269.

235 Евсевий. Церк. ист. IV. 23. С. 362-363; Покровский А.И. Соборы древней церкви... С. 223.



I См.: Церковь Духа Святого. Paris, 1971. С. 186 сл. - М.А.

II См.: L'Eglise du Dieu dans le Christ [3-я глава неоконченной второй части книги "Церковь Духа Святого": "Les Limites de ["Eglise"] // Pensée Orthodoxe. 1968. № 13 (написано по-русски в 1950). - М.А.

III Грациан (Gratianus) - болонский монах XII в., основоположник канонического права. Автор аналитического канонического свода "Concordantia discordantium canonum", после позднейших многочисленных дополнений получившего название "Decretum Gratiani".

IV Впоследствии о. Н. Афанасьев изменил свой взгляд на роль пророка. См.: Церковь Духа Святого. - М.А.

V См.: Покровский А.И. С. 473: "Учение об общецерковной рецепции собора (точнее, о церковной общине метрополя, как органе такой рецепции) является одной из наиболее плодотворных и наименее спорных идей, пущенных в научный оборот этим оригинальным и крупным канонистом <...> Именем "рецепции" Sohm, говоря кратко, обозначает согласие общины с тем решением, какое выносит собор епископов, общецерковное одобрение этого решения и полное подчинение ему, то есть, переводя на язык Киприана, - рецепция обозначает собой тот самый concensus епископов с клиром и верным народом, о котором, как безусловно необходимом условии правильности и твердости соборных решений, так часто упоминается в его корреспонденции". Общине верных принадлежит право после соборного испытания определить, действительно ли решение епископов (как истолкователей воли Божией и "продолжателей" апостолов и пророков) соответствует воле Божией и, согласно этому, принять или не принять это решение к исполнению и руководству. "Церковь, или екклесия, - говорит Сом, - в силу своего идеала и своей сущности, - это христианство, народ Божий и царство Божие, тело Христово на земле" (Sohm. Kirchenrecht. Bd. I. S. 2). В этой связи см. также: Zizioulas J. The theological problem of 'Reception' // Centro pro Unione Bulletin. 1984. Ν 26. Р. 3-6). Ср. между прочим "согласие в любви" как богословскую категорию у A.C. Хомякова.

VI См. греч. текст: Ήσαν δέ έν 'Αντιόχεία κατά τήν ούσαν έκκλησίαν - "Были же в Антиохии, в местной церкви" и т.д.

VII Характерная черта мышления о. Николая: сразу, почти интуитивно, ухватывать важные узлы традиции. Позже, в "Церкви Духа Святого" этот стих и это "έν ώ" станет одним из ключевых мест, свидетельствующих об "имманентности" служения управления в церкви церковному обществу (см.: Церковь Духа Святого. С. 61, 66, 98).

VIII Здесь автор, очевидно, пользуется греческим текстом оригинала. Ср. перевод еп. Кассиана: "...я, отсутствуя телом, но присутствуя духом, уже решил, как бы находясь у вас, о том, кто это совершил: во имя Господа нашего

Иисуса Христа, когда будете собраны вы (συναχτέντων ύμών), и мой дух с вами, и будет вместе с нами сила Господа нашего Иисуса, предать такого человека сатане на сокрушение плоти, чтобы дух спасен был в День Господень".

IX Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Вып. 1-4. М., 1994. С. 17. Определение V от 4 (14), 7 (20), 9 (22) февраля 1918 г. Ст. 1.

X "Универсальная" церковь в понимании о. Николая Афанасьева есть некое абстрагирование от отдельных церковных общин, остающееся при этом на эмпирическом уровне и не возвышающееся до идеи Церкви мистической (см.: Церковь Духа Святого. С. 90, 96). Формулирование "универсальных" и "империалистических" тенденций в истории церкви и обоснование важности, в этой связи, сознания кафолического ее характера см. в статье: Две идеи вселенской церкви. С. 16-29.

XI Учение о видимой и невидимой церкви было позднее критически осмыслено о. Н. Афанасьевым в книге "Церковь Духа Святого" (С. 286-288). - М.А.

XII Подробное изложение и критику идеи церкви как результата механического соединения ее "частей", лежащей в основании "универсалистского" понимания церкви см. в статье "Две идеи вселенской церкви".

XIII Здесь намечено критическое отношение к разделению Церкви на земную и небесную, позднее отчетливо негативное. См., например: Церковь Духа Святого. С. 286-288. Отсюда и кавычки в качестве акцента сомнительности.

XIV С этого момента Афанасьев возвращается к исторической трактовке вопроса об "Апостольском соборе". Я думаю, что в других трудах Афанасьева этот вопрос не обсуждается. - MA

XV См., напр.: Успенский Ф.И. История Византийской империи. М., 1999. Т. I. С. 145-147.

XVI В рукописи заглавие части "Соборность и собор". От термина "соборность" о. Николай впоследствии отказался. Однако, здесь он имеет особое значение, непосредственно связанное с идеей собранности, собрания (т.е. Евхаристического собрания). Идея, или, точнее, термин соборности переходит в цикл идей Евхаристической экклезиологии. - MA.

XVII Впоследствии заглавие главы VI "Церкви Духа Святого" (1-я версия). - MA.

XVIII Мф 16:18.

XIX Κοινά (τό κοινόν) - собрания провинциальных национально-религиозных объединений (или сами эти объединения), связанных с культом римского императора.

XX Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Вып. 1-4. Μ., 1994. С. 3. Определение по общим положениям 4 ноября 1917 г. Ст. 1. Критика постановлений Московского собора вновь проделана в "Церкви Духа Святого", с. 68-71 (особенно в издании "Служение мирян в Церкви").

XXI Ср. о. Н. Афанасьев. Кафолическая Церковь // Православная мысль. 1957. № 11. (глава IV 2-й части "Церкви Духа Святого" - "Границы Церкви"). - МЛ.

XXII В дальнейшем автор в значительной степени излагает идеи, высказанные в его статье: Две идеи вселенской Церкви // Путь. 1934. № 45. -МЛ

XXIII Ср. работы о. Николая Афанасьева "Две идеи вселенской церкви" и "Церковь Духа Святого".

XXIV Этот вопрос является основной темой труда автора "Церкви Духа Святого". В настоящем труде Афанасьев еще только медленно приближается к своей евхаристической экклезиологии, на основании которой он блестяще и углубленно объяснит происхождение епископата. См., в частности, гл. VII: "Епископ". - МЛ.

XXV От этого круга идей автор впоследствии совершенно отказался. Ср.: Церковь Духа Святого. С. 147-156. Однако чрезвычайно интересно видеть по этим строкам, как медленно и строго развивалась мысль о. Николая и создавалось его "топологическое" объяснение возникновения епископата. - МЛ.

XXVI "Fermentum" - лат. "закваска", "начатки". Существовавшее в Римской церкви учение о том, что все евхаристические собрания данной церкви, помимо главного, есть лишь его пространственное расширение. См.: Церковь Духа Святого. С. 263-264; а также: Cabrol F. Fermentum et Sacra // Dictionnaire d'Archeologie Chrétienne et de Liturgie. T. V. Col. 1371-1374.

XXVII Ср.: Церковь Духа Святого. С. 104-108.

XXVIII См. работу о. Николая Афанасьева "Власть Любви". L'Eglise qui preside dans l'Amour. - Μ.A

XXIX Соборы 2-й половины II в., собиравшиеся в связи с ересью "нового пророчества" фригийского пророка Монтана, отвергавшего, в частности, церковную иерархию. См.: Покровский А.И. С. 97-166.

XXX "Praedestinatus", или "Praedestinatorum haeresis" (ересь о предопределении) - компилятивный трактат неизвестного автора, направленный против учения блж. Августина о предопределении. Большинство ученых приписывают трактат Арнобию Младшему, он датируется около 435 г. Критическое издание текста: Gori F. (ed.), Arnobius Iunior. Praedestinatus // Corpus Christianorum. Series Latina. N 25. В. Brepols, 2001. Литература: Gori F. (ed.). Il Praedestinatus di Arnobio il Giovane. L'eresiologia contro l'Agostinismo // Studia Ephemeridis Augustinianum. N 65. Roma, 1999.

"Libellus synodicus" - памятник предположительно IX века, приписываемый Паппу.

XXXI Ряд собраний или соборов во II веке, связанных со спорами о дне празднования Пасхи.

XXXII "В состоянии, требующем обсуждения" (лат.).

XXXIII В рукописи "в достаточной форме".

XXXIV В примечании, относящемся к утраченному фрагменту рукописи, указана литература. Сохраняем ее, так как она имеет отношение к этому абзацу. Duchesne L. Origines du culte chrétien. Paris, 1903; Lightfoot J.B. The Christian Ministry (Appendix: The Epistles to the Philippians); Gore Ch. On the ordination of early bishops of Alexandria; Zanders L. Etudes sur Saint Jerome; Batiffol P. Etudes d'histoire et de théologie positive.

XXXV Речь идёт не об "Апостольских правилах" (Κανόνες τών άγίων άποστόλων), а о "Церковных канонах св. апостолов" (Κανόνες έκκλησιαστικοί τών άγίων άποστόλων), компилятивном памятнике, складывавшемся на потяжении II-III веков и в некоторых частях тесно примыкающем к "Дидахи". "Церковные каноны" поныне входят в состав действующего права Коптской и Эфиопской церквей. Издания: Funk F.X. Canones Apostolorum Ecclesiastici ас Reliquae Doctrinae de Duabus Viis Expositiones Veteres. Tübingen, 1887; Tidner E. Didascaliae Apostolorum Canonum Ecclesiasticorum Traditionis Apostolicae Versiones Latinae // TU. 1963. Bd. 75. P. 107-113.

XXXVI В современной науке "Церковные каноны" с большой степенью определённости датируются концом III века. В отличие от Афанасьева позднейшие исследователи считают местом работы неизвестного компилятора Египет. См.: Clavis Patrum Graecorum. Т. Ι. Turnhout. 1983. Р. 229-231 (Ν 1739); Quasten J. Patrology. Т. II. Utrecht, 1953. Р. 119 sq.

XXXVII Другой вариант этой фразы: "Впервые в истории Рим продиктовал свое решение христианскому миру..."

XXXVIII С именем Поликарпа, епископа Смирнского, дошло Послание к филиппийцам (не путать с одноименным посланием Игнатия Антиохийского) и "Мученичество Поликарпа", фрагменты которого цитирует Евсевий. Из 14 глав Послания Поликарпа 9 сохранились по-гречески, остальные - в древнем латинском переводе. Изд. см. в библиографии на Игнатия Антиохийского.

XXXIX В рукописи неточная цитата по-немецки из "Texte und Untersuchungen": "Diesen Clemens weihe ich euch zum Bischof und vertraue ihm meine Kathedra an und verleihe ihm die Gewalt, zu binden und zu losen". Приводим перевод оригинала.

XL Речь апостола Петра, когда, узнав о приближении смерти, он назначает своим преемником Климента, известна по двум памятникам: "Деяниям Петра" Псевдоклимента (Epitoma de gestis Petri praemetaphrastica. 146) и Посланию Иакову (Epistula ad Jacobum. 2), приписываемому Клименту. Проповедь в Антиохии и Кесарии упомянута только в "Деяниях Петра".

XLI "Каноны св. Ипполита", собрание правил главным образом литургического и дисциплинарного характера, составлены на греческом языке между 336 и 340 гг. (G. Coquin). Памятник зависит от "Апостольского предания" - сочинения, которое, как и "Каноны", долгое время ошибочно приписывалось св. Ипполиту Римскому. Из работ см.: Schwartz E. Über die Pseudoapostolischen Kirchenordnungen. Strassbourg, 1910; Connolly R.H. The So-called Egyptian Church Order and Deriver Documents // Texts and Studies. N 8. 4. Cambridge, 1916. Критические издания: Achelis, Η. Die ältesten Quellen des orientalischen Kirchenrechtes. I. Die Canones Hippolyti // TU. Bd. VI. Heft 4. Leipzig: 1891; Coquin R.G. Canones Hippolyti // Patrologia Orientalis N 31. 2. Paris, 1966.

XLII "Родственной Петру" (лат.), т.е. ведущей от него свое начало. См. Тертуллиан. De pudicitia. 21: "Не заключаешь ли ты, из того, что Господь говорит Петру: "на сем камне Я создам Церковь Мою, тебе дам ключи Царства Небесного" или: "что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах", что власть вязать и решить отведена и тебе, - она принадлежит всей Церкви, которая (вся, а не только Римская. - Ред.) ведет свое начало от Петра..."

XLIII "Приговор всеобщего мнения" (лат.).

XLIV "Благодать истины" (лат.).

XLV "Власть решить и вязать" (лат.).

XLVI "Все позволено епископам" (лат.).

XLVII Далее у автора следует незаконченная фраза: "Одновременно это указывает, что формально грань между первичной формой собора и ее вторичной формой..."

XLVIII Рус. пер. см. в издании: Лоллий (Юрьевский), архиеп. Александрия и Египет. СПб., 2001.

XLIX Административное деление древней церкви освещалось в следующих доступных автору работах: Покровский А.И. Соборы древней церкви... С. 217- 220, 270, 278; Гидулянов П.В. Митрополиты в первые три века христианства... С. 39-59; Harnack A. Die Mission und Ausbreitung...; Моммзен Т. Провинции от времени Цезаря до времен Диоклетиана // Он же. Римская история. Пер. с нем. Т. V. М., 1885; Lübeck К. Reichseinteilung und kirchliche Hierarchie des Orients bis zum Ausgang des vierten Jahrhunderts. Münster, 1901. Далеко не всегда можно говорить о столкновении двух указанных точек зрения, все исследователи в большей или меньшей степени сходятся на том, что в рассматриваемую эпоху старое римское провинциальное деление уже не отвечало этническому и церковные округа нередко предвосхищали образование новых провинций.

L По словам А.И. Покровского (с. 552): "город Leon-Astorga лежал в северо-западной части Испании и вырос, как полагает Моммзен, из места стоянки римского гарнизона - legio septima - Römische Geschichte, V, р. 59".

LI "Апостольское предание" (Traditio apostolica), памятник, приписываемый Ипполиту Римскому, созданный, вероятно, в Риме ок. 220 г. и имевший широкое распространение на всем христианском Востоке. Созданный первоначально на греческом языке, памятник известен только в восточных переводах (так называемый "Устав Египетской церкви"). "Апостольское предание" послужило основой восьмой книги "Апостольских установлений" (главы 3-22).

LII Наиболее авторитетным (на русском языке) источником по систематизации и датировке соборов до сих пор является А.И. Покровский.

LIII "Мнения 87 епископов о необходимости крещения еретиков (Sententiae episcoporum LXXXVII de haereticis baptizandis)". Хорошие издания: T.C. Cypriani opera omnia / Ed. G. Hartel. CSEL. Pars III. Appendix: Sententiae episcoporum. Wien, 1871; Routh M.J. Reliquiae Sacrae editio altera. Vol. I-IV. Oxonii, 1846. См. также: PL. 1052-1078.

LIV Предложение исправлено нами. В машинописи так: "Из письма этого последнего к папе Стефану видно, что последний примыкал к практике Африканской церкви". Но указанное письмо Фирмилиана Кесарийского обращено к Киприану, и Стефан выставлен в нем как непримиримый противник африканской практики и "враг Церкви" (см. также: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4 т. Т. II. М., 1994. С. 386).

LV Письмо, строго говоря, не от клира, а от исповедников: "от пресвитеров Максима и Моисея, дьяконов Никострата и Руфина и прочих исповедников".

LVI Виктор, епископ Римский в 189-199 гг. (не путать с Виктором, отлученным пресвитером, дело которого обсуждалось на соборе 251 г.). Между 190-192 гг. собирается ряд соборов (в Риме, Александрии, Палестине, Осроине, Понте, Коринфе и Галлии) в связи со спорами о дне празднования Пасхи. Малоазийскую практику против римской защищал Поликрат Ефесский. См. об этом: Болотов В.В. Из эпохи споров о Пасхе в конце I в. // Христианское чтение. 1900. № 1. С. 450-454; или его же: Лекции... Т. II. С. 429-430.

LVII См., напр.: А.И. Покровский. С. 511-512.

LVIII Новата и Новациана путает Евсевий (Церк. ист. VI. 43). Ср. примечание С.Л. Кравца на с. 428 русского переиздания: "Пресвитера Римской Церкви, высказавшегося против прощения вероотступников и вызвавшего раскол, звали Новацианом. Однако ошибка Евсевия объясняется не только сходством имен. Новат также является фигурой исторической. Будучи пресвитером Карфагенской Церкви, он в 248 г. воспротивился поставлению Киприана во епископа Карфагенского. Во дни дециевых гонений и после них он, как и Новациан, спекулировал на вопросе о принятии вероотступников в общение. Точка зрения сторонников Новата была прямо противоположна мнению сторонников Новациана: если первые считали, что все отступники, получившие письменное прощение кого-либо из мучеников или исповедников, должны быть приняты вновь в общение, то вторые утверждали, что никто из отступивших не может быть прощен и принят в общение. Позиция Церкви и иерархии, выраженная прежде всего св. Киприаном, епископом Карфагенским, и Корнилием, епископом Римским, была далека от крайностей и требовала внимательного рассмотрения каждого конкретного случая. Крайности же, как известно, сходятся: Новат и Новациан были хорошо знакомы, более того, Новациан выступил против Корнилия по наущению Новата. Оба раскольника претендовали на епископские кафедры, и тот и другой, хоть и по-разному, использовали в своекорыстных целях жизненно важный для Церкви вопрос".

LIX На этом страница обрывается. Написано только: "Моя статья..." Очевидно ссылка на статью "Две идеи вселенской Церкви".

Впоследствии учение Киприана развито во многих статьях отца Николая. - МЛ.

LX см. прим. к стр. 146.

LXI Малхион, антиохийский пресвитер, глава риторской школы, единственный из присутствовавших на соборе, кто оказался способен меряться силами в диалектике с Павлом Самосатским. См.: Болотов В.В. Лекции... Т. II. С. 333.

LXII После этой страницы написано "Глава V", но ничего не следует.

LXIII Афанасьева М. Как сложилась "Церковь Духа Святого". С. V.

LXIV Библиография включает оригинальные работы о. Николая на русском и иностранных языках и переводы, однако не претендует на полноту в указании переводов, особенно появившихся после 1989 г.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова