Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
Помощь

НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВ

Его сочинения по алфавиту (жирным выделены книги):

Una Sancta.

Апостол Петр и римский епископ, 1955.

Вступление в Церковь. 1952.

Две идеи вселенской Церкви. 1934.

Значение мирян в Церкви, 1955. Первые три главы книги "Церковь Духа Святого".

Неизменное и временное в церковных канонах. 1937.

О церковном воспитании, 1930.

Проблема истории в христианстве.

Стацио орбис (О границах Церкви), 1962.

Таинства и тайнодействия. 1951.

Трапеза Господня.

Учение о коллегиальности. 1965.

Христианство и социальный вопрос. 1932.

Церковные соборы и их происхождение. 1940.

Церковь Духа Святого.

 

О нем:

Александров. Заметки о критике «евхаристической экклесиологии» Николая Афанасьева. 2007.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

АФАНАСЬЕВ Николай Николаевич, протопр. (1893-1966), рус. правосл. богослов-экклезиолог. Род. в Одессе, в семье юриста. Учился на мед., а затем на математич. ф-тах Новороссийского ун-та. В 1915 учился в Сергиевском артиллер. уч-ще и проходил военную службу. В 1920 уехал в Белград, где поступил на богосл. ф-т Белградского ун-та. Некоторое время увлекался *теософией. Утверждению в Православии помогла встреча с *Булгаковым. Начиная с 1930 А. преподавал канонич. право и греч. яз. в Правосл. богосл. ин-те в Париже. В 1940 рукоположен во иереи митр. Евлогием. Основные работы А. посвящены уяснению природы Церкви, ее иерархии и роли мирян в Церкви.

К вопросам экзегетики прямое отношение имеет докторская дисс. «Церковь Духа Святого» (Париж, 1971). Она рассматривает библ. свидетельства о становлении церк. иерархии, о видах церк. служения в первохристианстве, начиная от апостолов и семи дьяконов. Осн. мысль автора в том, что власть в Церкви имеет не юридический характер, а есть служение любви. «Господствовать или повелевать стадом Божиим означает пользоваться властью, не имеющей оснований в любви... Признание в Церкви иной власти, кроме власти любви, означало бы или умаление или даже отрицание благодати, т.к. оно означало бы умаление или отрицание общей для всех харизмы любви, без которой не может быть служения» (с. 302-03). Хотя в осн. тезисах А. чувствуется влияние протестанта *Зома, они построены на прочном основании святоотеч. традиции и общецерк. *Предания Священного. Анализ первоистоков иерархич. служения является уникальным в правосл. экклезиологии. Согласно А., возвышение роли епископа связано с его призванием возглавлять Евхаристич. собрание Церкви.

u Народ святой, ПМ, вып. 6, 1948; Трапеза Господня, Париж, 1952; Апостол Петр и римский епископ, ПМ, вып. 10, 1955.

l А ф а н а с ь е в а М., Как сложилась «Церковь Духа Святого», в кн.: Церковь Духа Святого, Париж, 1971; е е ж е, Nicolas Afanassieff, «Contacts», 1965, № 66; R o u s s e a u O., «Irenikon», 1967, № 2.


Родился 4 сентября в Одессе, Поступил на математический факультет университета. Участвовал в Первой мировой войне. Покинул Россию в 1920 году. В 1925 году окончил богословский факультет Белградского университета. Преподавал в Скополье (1925-30). С 1930 года - профессор канонического права в Православном богословском институте в Париже. Рукоположен в 1940 году. С 1941 по 1947 год - настоятель русского прихода в Тунисе. Доктор богословия (1950). Умер в Париже 12 декабря. 

Его работы: 

Авторитет государства и вселенские соборы (на сербском языке). Скополье, 1927, 67 стр. 

Трапеза Господня. П., 1952, 93 стр. 

Значение мирян в жизни Церкви. П., 1955, 78 стр. 

Церковь Духа Святого. П., 1971, 332 стр. (Книга содержит краткий биографический очерк и библиографию). 

Una Sancta 

По книге Н.Зернова. Русское религиозное возрождение XX века. YMCA-PRESS. 11, rue de la Montagne Sainte-Genevieve, 75005 Paris, 1991.


Труды:

Отдельные издания:

Авторитет государства и вселенские соборы (на сербском языке). Скополье, 1927, 67 стр.

Трапеза Господня. П., 1952, 93 стр. (репринт., Рига, 1992).

Вступление в Церковь. Париж, 1952. (2-е доп. изд., М., 1993).

Служение мирян в Церкви. П., 1955, 78 стр. (репринт., М., 1995).

Вступление в клир. Париж, 1968. (репринт., Киев)

Церковь Духа Святого. Париж, 1971. (репринт., Рига, 1994).

Статьи:

Каноны и каноническое сознание. - Путь, (1933).

Две идеи вселенской Церкви. - Путь, N45 (1934).

Неизменное и временное в церковных канонах. - сб. Живое Предание, Париж, 1937. (репринт., М., 1997).

Народ Святой. - Православная мысль (Труды Православного Богословского Института в Париже), вып.6 (1948).

Границы Церкви. - Православная мысль, вып.7 (1949).

Таинства и тайнодействия. - Православная мысль, вып.8 , (1951).

Неудавшийся церковный округ. - Православная мысль, вып.9 (1953).

Апостол Петр и римский епископ. - Православная мысль, вып.10 (1955).

Кафолическая Церковь. - Православная мысль, вып. 11 (1957).

Ей, гряди, Господи Иисусе! - Вестник РСХД, N82 (1966).

«Мир» в Священном Писании. - Вестник РСХД, N86 (1967).

Народ святой, ПМ, вып. 6, 1948

Апостол Петр и римский епископ, ПМ, вып. 10, 1955.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова