Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Игумен Иларион (Алфеев)

Жизнь
и учение
св. Григория Богослова


К оглавлению


Глава II
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВЕ

5. ПРАЗДНИК КАК ТАИНСТВО
ПРАЗДНИК ВОДЫ И ДУХА

     О празднике как таинстве речь идет и в Слове 39-м, которое посвящено празднованию Крещения Господня и является непосредственным продолжением рождественского Слова. Григорий говорит здесь о смысле термина "таинство" (греч. mysthērion, от myō - покрывать, скрывать), который со времен ранней античности означал инициацию, посвящение. В древнегреческой религии существовали различные мистерии, которые сопровождали всю жизнь человека от рождения до смерти: они получали название как по имени богов, которым были посвящены ("мистерии Митры"), так и по названию места, где их совершали ("элевсинские мистерии"). В позднем неоплатонизме таинства-мистерии воспринимались как отдельные этапы теургии - постепенного введения человека в личное соприкосновение с миром богов-демонов. Юлиан Отступник в начале 60-х годов IV в. пытался возродить мистерии на государственном уровне и сам принял несколько посвящений; в 70-х годах император Валент хотел запретить элевсинские мистерии, однако ему пришлось отказаться от своего намерения, так как язычество в империи было еще сильно.1
     Для константинопольских слушателей Григория на рубеже 70-х и 80-х годов тема языческих мистерии оставалась вполне актуальной, и Григорий считал необходимым провести четкую границу между этими мистериями и христианскими таинствами. Между ними нет ничего общего, утверждает Григорий в начале Слова:

 

Опять Иисус мой, и опять таинство - таинство не обманчивое и безобразное, таинство не языческого заблуждения и пьянства (methē).., но таинство высокое и божественное, подающее нам высшее сияние. Ибо святой день Светов, которого мы достигли и который празднуем сегодня, принимает начало от крещения моего Христа, истинного Света, Который просвещяет всякого человека, грядущего в мир;2 этот день совершает мое очищение и помогает тому свету, который получили мы от Христа свыше, но по причине греха помрачили и смешали его (с тьмой)... Тайноводствуют ли к чему-либо подобному эллины? Для меня всякий их обряд и таинство есть сумасшествие, темное изобретение демонов и произведение ума, находящегося в их власти... Наши праздники - не рождения и сокрытия Зевса, критского тирана, не крики, рукоплескания и пляски вооруженных куретов..,3 не свирели и корибанты,4 не те обряды, которые в честь Реи, матери богов, совершаются посвящающими и посвящаемыми... У нас не девица какая-нибудь похищается, не Деметра блуждает или вводит к себе каких-нибудь келеев, триптолемов и драконов, и то действует, то страждет.5 Ибо стыжусь говорить при свете дня об их ночных обрядах и срам их превращать в мистерию. Знает это Элевсин и зрители того, что предается молчанию и достойно молчания.6

 

     Подчеркнув демонический характер языческих мистерий, Григорий говорит затем о божественном и освящающем характере христианских таинств-праздников. В этих таинствах присутствует сам Христос, Который освящает и очищает участвующего в них человека. По образу Крещения Христова совершается крещение людей, и праздник Крещения Господня становится праздником всех крещеных во Христа:

 

Мы уже отпраздновали достойным образом Рождество... Ныне же другое деяние Христово и другое таинство... Христос просвещается - озаримся и мы с Ним! Христос погружается в воду - сойдем и мы с Ним, чтобы с ним выйти!.. Приходит Иисус, освящающий, может быть, и самого Крестителя, но во всяком случае - всего ветхого Адама, чтобы похоронить его в воде... Восходит Иисус из воды и возносит с Собою мир, и видит разверзающиеся небеса,7 которые Адам закрыл для себя и своих потомков...8

 

     Григорий излагает далее учение о "крещении покаяния", традиционное для Александрийской школы со времен Оригена. По словам Григория, существует пять крещений: первое - прообразовательное - которым был крещен Моисей в водах Чермного моря;9 второе - несовершенное - крещение Иоанново; третье - совешенное - крещение Иисусово "водою и духом"; четвертое - крещение мученической кровью; пятое - крещение слезами, покаяние.10 Григорий считает, что нет непростительных грехов: всякий грех, даже отречение от Бога, может быть заглажен слезами покаяния. Он полемизирует с Новатом, не принимавшим в общение лиц, отрекшихся от Христа во время гонения:11 ригоризм Новата он называет "человеконенавистничеством".12 Для тех, кто отвергает возможность "крещения слезами", уготовано "крещение огнем", то есть адские мучения.13
     Земная жизнь дана человеку для покаяния и очищения. Цели очищения человека служит и каждый церковный праздник, как говорит Григорий в конце 39-го Слова:

 

Мы же почтим сегодня Крещение Христово и будем достойно праздновать, не чревом наслаждаясь, но духовно веселясь. Как же нам наслаждаться? Омойтесь, очиститесь! Если вы багряны от греха, но не совсем кровавого цвета, убелитесь, как снег; если вы красны и "мужи крови", то достигните хотя бы белизны волны.14 Будьте совершенно чистыми и еще более очищайтесь, ибо ничему так не радуется Бог, как исправлению и спасению человека: для этого - всякое слово и всякое таинство.15

 

     


     1 См. Лауенштайн. Мистерии, 52. ^

     2 Ин.1:9. ^

     3 Куреты - семнадцатилетние юноши, танцевавшие с оружием в руках во время элевсинских мистерий: см. Лауенштайн. Мистерии, 140-144. ^

     4 Корибанты ("танцоры") - куреты. ^

     5 Триптолем и Келей - имена посвященных Деметры, упоминаемые в 5-м Гомеровском гимне, который исполнялся во время элевсинских мистерий. По сюжету этого гимна, девица Персефона была похищена Плутоном и увезена в Гадес (ад). Ее мать Деметра, приняв облик старухи, блуждала в поисках дочери среди людей. Четыре дочери царя Келея, встретив скорбящую Деметру у колодца, ввели ее в дом Метаниры, где она стала воспитательницей Демофонта. Деметра хотела наделить младенца вечной молодостью, для чего погружала его в огонь, однако Метанира помешала ей. Разгневанная Деметра в течение года не позволяла семенам на полях взойти, после чего испуганные боги умолили Плутона отпустить Персефону. Для примирения с Деметрой они послали Рею, после разговора с которой гнев Деметры против богов угас. Свой гнев против людей Деметра смирила, установив священные обряды (teletai) или оргии (orgiai). Первым мистом Деметры, получившим подробное наставление о порядке совершения мистерий в Элевсине, становится Триптолем. См. Лауэнштайн. Мистерии, 223-225. ^

     6 Сл.39,1,1-12; 3,3-4,14; SC 358,150-154 = 1.532-534. ^

     7 Мр.1:10. ^

     8 Сл.39,14,1-13; 15,1-3; 16,1-4; SC 358,178-184 = 1.539-541. ^

     9 Ср. 1 Кор.10:2. ^

     10 Сл.39,17,1-26; 186-188 = 1.541-542. ^

     11 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. ^

     12 Сл.39,19,9; 192 = 1.543. ^

     13 Сл.39,19,18-23; 194 = 1.543. ^

     14 Ср. Ис.1:16-18. ^

     15 Сл.39,20,1-9; SC 358,194 = 1.543-544. ^

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова