Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Игумен Иларион (Алфеев)

Жизнь
и учение
св. Григория Богослова


Моему учителю
епископу Каллисту

СОДЕРЖАНИЕ 

Предисловие митр. Антония Блума.

Хронология. -

 1. Жизненный путь св. Григория. - Детство и юность. - Афины. Дружба с Василием. - Выбор пути. - Главные богословские течения IV века. - Священство. - Епископская хиротония. - Константинополь. Максим Циник. - Интронизация. - Вселенский собор и отстранение. - Последние годы.

2. Темы сочинений. - Ученость. - Философия античная - и христианская. - Смысл страданий. - Милосердие. - Отношение к властям, рабам, женщинам. - Брак. - Монашество. - Духовенство. - Антиклерикализм. - Праздники: Рождество. - Крещение Господне. - Крещение христиан. - Пасха. - Фомино воскресенье. - Пятидесятница.

3. Богословие. - Слово и молчание.- Как богословствовать. - Непостижимость Бога. - Имена Бога. - Троица. - Троичное богословие. - Дух Святой. - Единство Троицы. - Творение. - Бог Творец. - Тварный мир. - Человек. - Грехопадение. - Христос. - Две природы. - "Полемика с Аполлинарием Лаодикийским". - Искупление.

4. Мистика. - Бог как свет. - Очищение и озарение. - Молитва. - Боговидение. - Обожение. - Путь к обожению. - Эсхатологическая перспектива.

5. Биографии: Маккавеи.- Киприан Карфагенский. - Афанасий Александрийский. - Родители. - Кесарий. - Горгония. - император Юлиан. - о нем же. - его смерть. -.Василий Великий. - О нем же. - О нем же. - Похвала ему же.

Заключение.

Библиография.


 Об авторе.
 


 
Автор благодарит
В. М. Лурье
за ценные замечания и советы

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Я с большим вниманием и все возрастающим интересом прочел книгу о. Иеромонаха Илариона (Алфеева) о святом Григории Богослове.
     По своему подходу эта книга является редкостным вкладом не только в наше богословское познание одного из величайших святителей Православной Церкви, но и в раскрытие его личности как человека.
     Слишком часто трактаты, посвященные великим богословам, оставляют в тени их духовное постепенное возрастание "от силы в силу", и у читателя создается ложное впечатление о том, будто они на широких, могучих крыльях возлетали на высоты богопознания. На самом же деле путь каждого из них был сложен: укорененный в вопрошаниях их времени, связанный с особенными свойствами их душевного и умственного строя, он в значительной мере зависел от богоданных встреч и поисков Истины в сумерках современной им философской и богословской мысли. Не сразу находили они ответы на вопросы, рождаемые их собственными глубинными переживаниями и не только поставляемые им, как и всем их современникам, в недрах христианской общины, но и настойчиво вырастающие из блуждания мысли и прозрений их современников, и своих, и "внешних".
     Книга о. Илариона с разительной ясностью раскрывает нам внутренний путь Святого и постепенно проясняющееся видение им Истины.
     В наши дни, когда перед каждым верующим, как и пред всей Церковью, встают вопросы, рождаемые из глубин церковного сознания, а также поставленные миром в его агонии, блужданиях, но и в его отчаянном искании ответов ему доступных, понятных, должны мы, верующие, научиться вслушиваться в вопрошания наших единоверных, а также и людей, стоящих вне церковного опыта и молящих нас отвечать им на доступном им языке на вопросы, которые они имеют право ставить и на которые мы обязаны отвечать творчески и с любовью.
     Я надеюсь, что многие оценят вклад, сделанный о. Иларионом в наше понимание Путей Православного Богословия через писания Святого Григория Богослова.

Митрополит Сурожский Антоний

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова