|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава II
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВЕ
5. ПРАЗДНИК КАК ТАИНСТВО
ЖИЗНЬ КАК ПРАЗДНИК
В
Слове 41-м, посвященном празднику Пятидесятницы,
Григорий обращается к ветхозаветной концепции
"юбилея" - года оставления. По закону Моисееву,
каждый седьмой год считался годом покоя, когда
не разрешалось засевать поля и собирать виноград;
каждый пятидесятый год объявлялся юбилейным
- годом праздника, когда люди возвращались
в свои владения, должникам прощали долги,
а рабов отпускали на свободу.1
Назначение юбилейного года, особым образом
посвященного Богу, состояло не только в том,
чтобы дать людям отдых, но и в том, чтобы,
насколько возможно, исправить неравенство
и несправедливость, существующие в человеческом
обществе. Юбилей был годом подведения итогов,
когда люди давали отчет Богу и друг другу
в том, как они строят свою жизнь, и перестраивали
ее в большем соответствии с заповедями Божиими.
Юбилей, таким образом, становился прообразом
жизни людей в будущем веке, где нет социального
неравенства, рабов и господ, заимодавцев и
должников:
|
Число семь почитают
чада народа еврейского на основании
закона Моисеева... Почитание это у них
простирается не только на дни, но и
на годы. Что касается дней, то евреи
постоянно чтут субботу.., что же касается
лет, то каждый седьмой год у них - год
оставления. И не только седмицы, но
и седмицы седмиц чтут они - так же в
отношени и дней и лет. Итак, седмицы
дней рождают Пятидесятницу, которую
они называют святым днем, а седмицы
лет - год, называемый у них юбилеем,
когда отдыхает земля, рабы получают
свободу, а земельные владения возвращаются
прежним хозяевам. Ибо не только начатки
плодов и первородных, но и начатки дней
и лет посвящает Богу этот народ. Так
почитаемое число семь привело и к чествованию
Пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное
на себя, дает пятьдесят без одного дня,
который занят нами у будущего века,
будучи одновременно восьмым и первым,
лучше же сказать - единым и нескончаемым.2
|
|
В
христианской традиции Пятидесятница есть праздник
Святого Духа - Утешителя, Который приходит
на смену Христу, вознесшемуся на небо. Дела
Христовы на земле окончились, и для Христа
как человека с момента его погребения наступила
суббота покоя. Для нас же после Воскресения
Христова наступила эра юбилея - нескончаемый
пятидесятый год, начинающийся на земле и перетекающий
в вечность. Эра юбилея характеризуется прежде
всего активным обновляющим действием Святого
Духа. Под воздействием благодати Духа люди
кардинальным образом меняются, превращаясь
из пастухов в пророки, их рыбаков в апостолы:
|
Пятидесятницу празднуем
и Духа пришествие, наступление обещанного
срока, исполнение надежды. И как велико,
и как досточтимо таинство! Оканчиваются
телесные дела Христовы, лучше же сказать,
дела Его пришествия в теле... Начинаются
же действия Духа... Этот Дух - ибо Он
премудр и человеколюбив - возьмет ли
пастуха овец, делает его псалмопевцем,
отгоняющим злых духов, и провозглашает
царем Израильским,3
возьмет ли пастуха коз, соделывает пророком:4
вспомни Давида и Амоса! Берет ли мальчика
одаренного, делает его судьей старейшин,
невзирая на возраст:5
свидетельствует об этом Даниил, победивший
львов во рву. Найдет ли рыбаков, уловляет
их для Христа, а они весь мир обнимают
сетью слова: возьми Петра, Андрея и
"сынов громовых", прогремевших духовными
громами. Найдет ли мытарей, приобретает
в ученики и делает купцами душ: об этом
говорит Матфей - вчера мытарь, а сегодня
евангелист. Найдет ли пламенных гонителей,
изменяет ревность и делает Павлов Савлами,
обращая их к благочестию настолько же,
насколько прежде были они обращены к
злу.6
|
|
Пятидесятница
есть день, в который Святым Духом созидается
Церковь как общество людей, вступивших в новые
отношения с Богом и обновленные взаимоотношения
друг с другом. Действие Святого Духа в момент
первой христианской Пятидесятницы выразилось
в том, что апостолы начали говорить на иных
языках, так что каждый из пришедших в Иерусалим
иностранцев "слышал их говорящим его наречием".7
Действительно ли апостолы говорили на иных
языках, или каждый из слушателей воспринимал
их речь как свой родной язык?- спрашивает
Григорий. Если принять последнее толкование,
то получится, что чудо произошло не с апостолами,
но со слушателями; поэтому Григорий склоняется
к первому толкованию.8
Чудо Пятидесятницы
состоит в том, что люди, разделенные по национальному,
языковому и расовому признаку, действием Святого
Духа приводятся в единство. Разделение людей
на нации и рассеяние народов произошло, согласно
Библии, в результате вавилонского столпотворения9
и было наказанием за грех безбожного строительства,
за попытку достичь неба земными средствами.
Строительство вавилонской башни навсегда осталось
символом построения социальной системы без
Бога: единодушие людей в безбожном предприятии
неизбежно ведет к разделению между ними и
к разрушению самого предприятия. Задачей Церкви
всегда было преодоление всяких разделений,
существующих на человеческом уровне, и достижение
единства при помощи благодати Духа. Именно
поэтому Церкви чужд всякого рода национализм;
именно поэтому Григорий так восхищался кинической
идеей человека как гражданина мира. Сопоставляя
вавилонское столпотворение с Пятидесятницей,
Григорий говорит:
|
Конечно, достойно
хвалы и древнее разделение языков, когда
злостно и безбожно единогласные строили
башню, на что и сейчас дерзают некоторые;
ибо разделение языков разрушило и единомыслие,
и само предприятие. Но гораздо большей
хвалы заслуживает чудо, совершающееся
ныне. Ибо разделение, излившееся на
многих от единого Духа, опять приводит
всех в согласие.10
|
|
Григорий
завершает проповедь словами о том, что, хотя
торжественное богослужение подходит к концу,
праздник никогда не должен кончаться:
|
Нам уже пора распускать
собрание, ибо достаточно сказано; торжество
же пусть никогда не прекратиться, но
будем праздновать - ныне телесно, а
в скором времени вполне духовно, когда
и причины праздника узнаем чище и яснее
в самом Слове и Боге и Господе нашем
Иисусе Христе - истинном празднике и
веселии спасаемых...11
|
|
Вся
жизнь христианина, по мысли Григория, должна
стать непрестанным праздником, непрекращающейся
Пятидесятницей, юбилейным годом, начинающимся
в момент крещения и не имеющим конца. Земная
жизнь может стать для христианина нескончаемым
празднеством приобщения к Богу через Церковь
и таинства. Годичный круг церковных праздников,
так же как и таинства Церкви, способствует
постепенному переходу человека из времени
в вечность, постепенному отрешению от земного
и приобщению к небесному. Но настоящий праздник
и истинное таинство наступит только там -
за пределом времени, где человек встретится
с Богом лицом к лицу. Истинный праздник есть
сам Господь Иисус Христос, которого в непрестанном
ликовании созерцают верующие в Царствии Божием.
1
См. Лев.25. ^
|
2
Сл.41,2,4-35; SC 358,314-318 = 1.576. ^
|
3
Ср. 1 Цар.16:12-23. ^
|
4
Ср. Ам.7:14. ^
|
5
Ср. Дан.13:45-60. ^
|
6
Сл.41,5,1-7; 14,14-28; 324, 346 = 1.578,
584. ^
|
7
См. Деян.2:1-6. ^
|
8
Сл.41,15,1-20; 348-350 = 1.584-585. ^
|
9
См. Быт.11:6-8. ^
|
10
Сл.41,16,1-7; 350 = 1.585. Мысль Григория
легла в основу кондака праздника Пятидесятницы:
"Егда снизшед, языки слия, разделяше
языки Вышний: егда же огненныя языки
раздаяше, в соединение вся призва, и
согласно славим Всесвятаго Духа". ^
|
11
Сл.41,18,2-10; 352-354 = 1.586. ^
|
|
|
|