|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава III
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
2. УЧЕНИЕ О БОГЕ
НЕПОСТИЖИМОСТЬ БОГА
Историческим
контекстом учения Григория о непостижимости
Бога являлась полемика с евномианством, в которую
во второй половине IV века были вовлечены многие
богословы, в том числе Великие Каппадокийцы.
Евномий считал, что сущность Божия постижима
для человека: "О сущности Своей Бог знает ничуть
не больше, чем мы; нельзя сказать, что она ведома
Ему более, а нам менее".1
"Я знаю Бога так, как Бог знает Самого Себя",-
говорил Евномий.2
Учение Евномия есть рационализация христианства,
в котором не остается места для чуда, не остается
ничего таинственного, превышающего возможности
человеческого ума.3
"Религия в пределах только разума", которую
искали европейские рационалисты в XIX в.,4
уже была создана за пятнадцать столетий до них.
Такое умонастроение
представляло собой полную противоположность
тому, во что верил и чему учил Григорий Богослов,
воспринимавший христианство прежде всего как
таинство. Путь богослова, как мы только что
видели, рассматривается им как путь мистического
восхождения на Синай; однако этот путь ведет
лишь к созерцанию Бога "сзади", то есть не к
познанию сущности Божией, но к некоему откровению
о Боге через посредство воплотившегося Слова
и тварного мира:
|
Что случилось со мной,
о друзья, посвященные и вместе со мной
любящие истину? Я бежал, чтобы постичь
Бога, я уже таким образом восходил на
гору и вступал в облако, удалившись от
материи и всего материального, собравшись
внутрь себя, насколько возможно. Но когда
взглянул, увидел только Бога сзади,
да и то я был покрыт скалой,5
то есть воплотившимся ради нас Словом.
Склонившись немного, увидел я не первую
и несмешиваемую Природу, познаваемую Ею
Самой, то есть Троицей; увидел не то,
что пребывает внутри первой завесы и покрывается
херувимами,6
но только то, что находится с краю и доступно
для нас. А это, насколько мне известно,
есть то величие, или, как называет его
божественный Давид, великолепие,7
(которое узревается) в созданных Им и
управляемых Им тварях.8
|
|
Человек
не может познать Бога так, как Бог знает Сам
Себя: он может лишь узнавать о Боге через Христа
и через рассмотрение видимого мира. Сущность
Божия недосягаема для человеческого разума.
В этом утверждении - фундаментальное расхождение
между теориями богопознания Григория и Евномия.
Для первого богопознание есть путь за пределы
постижимого человеческим разумом, для второго
- движение в пределах дискурсивного мышления.
Мы помним, что Григорий был борцом со всякого
рода обскурантизмом на христианской почве, был
защитником разума, образования, учености; однако
он хорошо осознавал ограниченность разума и
его неспособность охватить божественную реальность.
Разум может привести человека к признанию существования
Бога, но никоим образом не может проникнуть
в сущность Божию. Рассуждая об этом, Григорий
полемизирует не только в Евномием, но и с самим
"богословом" эллинской античности Платоном,
цитируя его знаменитое изречение, на которое
и до Григория ссылались многие христианские
авторы:9
|
"Постичь Бога трудно,
а изречь невозможно", как философствовал
некто из эллинских богословов...10
Я же говорю: изречь невозможно, а постичь
еще более невозможно. Ведь постигнутое
может быть и словом изъяснено - если не
вполне, то хотя бы приблизительно - тому,
у кого уши не окончательно повреждены
и разум не вовсе притупился. Но такую
реальность объять разумом совершенно невозможно
и недостижимо не только для закосневших
в лени и склоненных к земле, но и для
весьма возвышенных и боголюбивых. Не знаю,
возможно ли это природам высшим и духовным,
которые благодаря своей близости к Богу
и тому, что озаряются всецелым светом,
может быть, видят Его, если не вполне,
то более совершенно и определенно, чем
мы...11
Это естество невместимое и непостижимое.
Непостижимым же называю не то, что Бог
существует, но то, что Он из Себя
представляет. Ибо не тщетна проповедь
наша, не суетна вера наша,12
и не о том учим мы, (что Бог не существует):
не пытайся усмотреть в нашей искренности
зачатки атеизма или клеветы (на Бога)
и не превозносись над нами как сознающимися
в собственном неведении.13
|
|
Согласно
Евномию, атеизм начинается с утверждения о непостижимости
Бога; согласно Григорию, напротив, утверждение
о том, что Бог постижим в Своей сущности, есть
верх безбожия и богохульства. Христианский богослов
смиренно признает, что имеет дело с тайной,
превышающей возможности разумного постижения,
вопреки рационалисту, претендующему на то, что
знает Бога не хуже, чем Он Сам знает Себя.
Говоря о сущности
Божией, Григорий начинает с целого ряда апофатических
высказываний, в которых отрицается телесная
природа Божества. Бог не есть тело, ибо Он бесконечен,
беспределен, неосязаем, невидим; в Нем нет разделения,
нет борьбы, нет сложности; Он все Собой пронизывает
и все наполняет, ни с чем не смешиваясь. Бог
не есть какое-нибудь "нематериальное" или "пятое"
тело,14
носимое по кругу; Он не есть ангельское тело.15
Итак, Бог бестелесен. Но термин "бестелесное"
не объемлет сущность Божию, так же как слова
"нерожденное", "безначальное", "неизменное",
"нетленное" и все остальное, что говорится о
Боге и Его свойствах.16
Эти и подобные апофатические выражения лишь
указывают на то, чем Бог не является, но не
могут объяснить, что есть Бог в Своей
сущности.
Нигде или где-либо
существует Бог? Если сказать, что "нигде", могут
спросить, существует ли Он вообще. Если же "где-либо",
то значит, Бог ограничен местом, тогда как Он
- вне всяких категорий места. Где существовал
Он прежде сотворения мира? На этот вопрос также
нельзя ответить, ибо если Божество постигнуто
разумом, Оно уже становится ограниченным.17
Итак, "Божество непостижимо для человеческой
мысли, и невозможно представить Его целиком
таким, какое Оно есть".18
Но почему Бог
остается непостижимым? Не по зависти,- отвечает
Григорий,- "ибо зависть далека от божественной
Природы, бесстрастной, единой благой и господственной,
особенно зависть к тварям, которые более всего
драгоценны для Нее, ибо что для Слова может
быть выше словесных созданий".19
Причину непостижимости Божией мы не знаем, однако
знаем, что между нами и Богом стоит наша "телесная
тьма", как некогда между Израилем и Египтом.20
О нашей телесности как преграде между нами и
Богом иносказательно говорится в Псалме: "И
мрак сделал покровом Своим";21
прозреть сквозь этот мрак способны немногие.22
Иными словами, пока человек находится в материальном
теле, он не может постичь Божественную сущность,
так как материальность остается преградой между
ним и Богом.
Путь богопознания
сравнивается с бегом за собственной тенью, которую
невозможно обогнать. Сущность Божества всегда
ускользает от человеческого языка и разума,
как бы они не пытались описать или представить
Бога. Вращаясь в замкнутом круге телесности,
невозможно выйти на тот уровень, на котором
происходит подлинное богопознание. Вместе с
тем, богопознание в этой жизни возможно не иначе,
как через посредство чего-либо телесного. Следовательно,
полнота богопознания невозможна для человека,
облеченного в материальное тело:
|
Нам, узникам земли,
как говорит божественный Иеремия,23
облеченным в эту грубую плоть, известно
то, что, как невозможно обогнать собственную
тень, даже тому, кто очень спешит,- ибо
она настолько же уходит вперед, насколько
бывает достигнута,- или как к видимому
не может приблизиться зрение без посредства
света и воздуха, или как природы водоплавающих
не могут жить вне воды, так невозможно
и для тех, кто находится в теле, быть
всецело причастным умосозерцаемым реальностям
без посредства чего-либо телесного. Ибо
всегда привзойдет что-нибудь наше,24
даже если ум, максимальным образом отрешившись
от видимого и став тем, чем он является
сам по себе, стремился прилепиться к тому,
что ему родственно, и к невидимому...
Так затрудняется ум наш выйти из области
телесного и общаться непосредственно с
бестелесными реальностями, пока он, оставаясь
немощным, рассматривает то, что превосходит
его силу.25
|
|
Путь
богопознания сравнивается также со схождением
в бездонные глубины: чем ниже спускается разум,
тем больше сгущается вокруг него тьма; при этом
он ничуть не приближается к цели, так как дна
не существует. Погружение в бездны Божества
не имеет конца - и это опять же связано с ограниченностью
человеческого разума и слова, которые не в силах
проникнуть в тайны сущности Божией и судеб Божиих:
|
Итак, всякая истина
и всякое слово остаются темными и неудобосозерцаемыми.
Мы как бы строим нечто большое при помощи
маленького инструмента, охотясь за знанием
существующего при помощи человеческой
мудрости и к умосозерцаемому приступая
с чувствами, или не без чувств, которые
кружат нас и сбивают с пути, и не можем
мы, обнаженным умом касаясь чистых предметов,
хотя бы в какой-то степени приблизиться
к истине и отпечатлеть в уме постигаемое.26
А слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее:
оно содержит возражения все более многочисленные
и ответы все более трудные. Ибо всякое,
даже самое незначительное, препятствие
останавливает и затрудняет движение разума
(слова) и преграждает ему путь вперед,
подобно тому, как несущихся лошадей внезапно
сдерживают уздами и неожиданным толчком
изменяют направление их бега. Так Соломон...
чем больше погружается в глубины, тем
большее чувствует головокружение и какой-то
вершиной мудрости считает то, чтобы найти,
насколько мудрость удалилась от него.27
А Павел покушается исследовать, не говорю
- природу Бога - он знает, что это совершенно
невозможно - но лишь судьбы Божии;28
и поскольку не обретает исхода или остановки
в восхождении, ведь не достигает любопытство
разума какого-либо явного предела, но
всегда остается нечто невыявленное, то
- о чудо! если бы и мне испытать то же!
- облекает слово в изумление, называет
все это богатством Божиим и глубиной,
исповедует, что судьбы Божии непостижимы,29
говоря почти то же, что Давид, когда то
называет судьбы Божии бездной
великой,30
дна которой нельзя достичь ни мерою, ни
чувством, то говорит, что дивно
для него и его природы ведение
Бога, что оно слишком высоко и
превышает его силы и возможность постижения.31
|
|
Путь
богопознания заканчивается удивлением и изумлением
перед чудом - в этом состоянии всякое дискурсивное
мышление прекращается, слово умолкает. Это состояние
не есть познание сущности Божией - оно есть
умолкание всякого человеческого знания перед
лицом Божественной беспредельности и бездонности.
Познание сущности Божией недоступно человеку,
пока он находится в теле, пока говорит на земном
языке и мыслит земными категориями.
Следует ли из
этого, что человек познает сущность Божию,
когда освободится от тела? Григорий оставляет
вопрос открытым, впрочем, сам он склоняется
к тому, чтобы дать на него положительный ответ.
Познание Бога станет возможным в состоянии обожения,
когда ум человека соединится с тем, что ему
родственно, т.е. с Божеством:
|
Бога - чем Он является
по природе и сущности - никто из людей
никогда не находил и не найдет; а найдет
ли когда-нибудь - пусть исследуют это
и философствуют об этом желающие. Я же
скажу, что найдет тогда, когда это богоподобное
и божественное в нас - я имею в виду наш
ум и разум (noun kai logon), соединится
со сродным им, и образ взойдет к Первообразу,
к Которому ныне только стремится. И именно
это, думается мне, выражено в том весьма
философском учении, что мы познаем,
подобно как сами познаны.32
А то, что ныне достигает нас, есть лишь
некое тонкое излияние, подобное малому
отблеску великого света.33
|
|
Итак,
Григорий оставляет надежду на то, что в будущем
веке, когда человек освободится от материальности
и телесности, ему станет доступно более полное
познание Бога. Разумеется, и тогда человек не
будет знать Бога в такой степени, в какой Бог
знает Сам Себя: нет полного тождества между
самопознанием Бога и богопознанием человека.
Но для человека откроется возможность познать
Бога так, как Бог знает человека:34
эта мысль апостола Павла указывает на некую
полноту и непосредственность познания Бога в
будущем веке. Когда отпадет преграда телесности,
станет возможной встреча человека с Богом лицом
к лицу. В настоящей же жизни возможно лишь приближение
к этой встрече, подобное восхождению Моисея
на Синай, где во мраке и облаке узнает он лик
Божий, но не видит Божественную сущность.
1
Цит. по: Сократ. Церк. ист. 4,7. ^
|
2
См. Григорий Нисский. Слово о Божестве
Сына и Духа (PG 46,857). В своем учении
о постижимости сущности Божией Евномий
отличался даже от Ария, который исповедовал
непостижимость Божественной сущности:
см. Афанасий Александрийский. О
Соборах 15. ^
|
3
Так, во всяком случае, считал А.Спасский:
см. Спасский. История, 361. ^
|
4
Кант, Ренан, Толстой и др. ^
|
5
Ср. Исх.33:22-23. ^
|
6
Ср. Исх.26:31-33; 36:35-36. ^
|
7
Ср. Пс.8:2. ^
|
8
Сл.28,3,1-14; SC 250,104-106 = 1.393. ^
|
9
Ср. Иустин. Апология II, 10; Афинагор.
Апология 6; Климент Александрийский.
Строматы 5,12, и др. ^
|
10
Ср. Платон. Тимей 28с: "Творца
и родителя этой вселенной нелегко отыскать,
а если мы его и найдем, о нем нельзя будет
всем рассказывать". Григорий, как видим,
цитирует Платона весьма приблизительно.
См. об этом. Pepin. Philosophie-théologie,
XIV, 251-260. ^
|
11
Вопрос о степени постижения и видения
ангелами Бога оставлен открытым. Ср. "Совершенно
ли постижим Бог для высших умов, знает
Сам Бог"; PG 37,687 = 2.178. ^
|
12
Ср. 1 Кор.15:14. ^
|
13
Сл.28,4,1-5,16; 106-110 = 1.393-394. ^
|
14
Идея "пятого тела" ("пятой сущности",
"пятого элемента") восходила к Аристотелю
и обсуждалась некоторыми философами, в
частности Феофрастом, Стратоном и Ксенархом.
На христианской почве она упоминалась
Оригеном, который отвергал ее (см. О началах
3,6,6; Против Цельса 4,60). ^
|
15
Сл.28,7,4-8,29; 112-116 = 1.395-396. ^
|
16
Сл.28,9,1-8; 116-118 = 1.396. ^
|
17
Сл.28,10,2-22; 120 = 1.397. ^
|
18
Сл.28,11,11-12; 122 = 1.398. ^
|
19
Сл.28,11,13-16; 122 = 1.398. Ср. Платон.
Федр 247a. ^
|
20
Ср. Исх.10:22. ^
|
21
Пс.17:12. ^
|
22
Сл.28,12,1-21; 124 = 1.398-399. ^
|
23
Плач 3:34. ^
|
24
Т.е. телесное. ^
|
25
Сл.28,12,23-34; 13,21-24; 124-128 = 1.399-400. ^
|
26
Как настоящий текст, так и вообще идея
Григория о том, что к истине невозможно
приобщиться, пока человек не отрешится
от всего телесного и чувственного, явно
перекликаются с рассуждениями Платона
в "Федоне" о философском поиске истины:
"Самым безукоризненным образом разрешает
задачу тот, кто подходит к каждой вещи
средствами одной лишь мысли (насколько
это возможно), не привлекая в ходе размышления
ни зрения, ни иного какого чувства в спутники
рассудку... Пока мы обладаем телом и душа
наша неотделима от этого зла, нам не овладеть
полностью предметом наших желаний. Предмет
же этот, как мы утверждаем,- истина...
И напротив, у нас есть неоспоримые доказательства,
что достигнуть чистого знания чего бы
то ни было мы не можем иначе как отрешившись
от тела и созерцая вещи сами по себе самою
по себе душою" (65e-66d). ^
|
27
Ср. Эккл.7:24. ^
|
28
Ср. Рим.11:33. ^
|
29
Ср. Рим.11:33. ^
|
30
Ср. Пс.35:7. ^
|
31
Сл.28,21,1-34; 142-144 = 1.404-405. ^
|
32
Ср. 1 Кор.13:12. ^
|
33
Сл.28,17,1-11; 134-136 = 1.402. ^
|
34
Ср. Сл.26,19,12-14; SC 284, 272 = 1.384. ^
|
|
|
|