|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава III
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
5. ХРИСТОС
ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ
Учение
Григория об искуплении неразрывно
связано с его анти-арианской и анти-аполлинарианской
полемикой. Как и другие богословские
идеи Григория, оно также неотделимо
от учения об обожении, вокруг которого
построена вся богословская система
Григория.
Термин
"искупление" (lytrōsis), встречающийся
в Библии, буквально означает "выкуп",
то есть деньги, вносимые за освобождение
раба. С понятием "искупления" в Ветхом
Завете связано прежде всего освобождение
Богом народа израильского из египетского
рабства, а также из вавилонского плена;1
"Искупитель" - одно из имен Ягве в
Ветхом Завете, в частности у пророка
Исаии.2
В Новом Завете понятие "искупления"
указывает на спасение и оправдание
человечества Иисусом Христом, пролившим
Кровь и умершим на кресте ради искупления
всех.3
Буквальный
смысл глагола lytroō ("искупить")
заставлял раннехристианских богословов
задумываться о том, кому именно Христос
заплатил выкуп за человечество. Этот
вопрос занимал многих предшественников
и современников Григория. Ориген,
в частности, утверждал, что в момент
крестной смерти Спасителя Его дух
был предан в руки Отца, а душа отдана
диаволу в качестве выкупа за людей:
"Кому Искупитель дал душу Свою во
искупление многих? Не Богу, а... диаволу...
В качестве выкупа за нас отдана душа
Сына Божия, а не дух Его, ибо Он уже
прежде предал его Отцу со словами:
Отче, в руки Твои предаю дух Мой;4
также и не тело, потому что об этом
мы ничего не находим в Писании".5
По учению Григория Нисского, человек
в результате грехопадения оказался
в рабстве у диавола; для того, чтобы
искупить его, необходимо было заплатить
диаволу компенсацию, выкуп; в качестве
выкупа предложен был человек Иисус
Христос; диавол принял Его в обмен
на человечество, однако под "приманкой"
человеческой природы Христа скрывалось
Божество, Которое диавол не сумел
удержать: так Бог "обманул" диавола.6
Василий Великий придерживался сходного
взгляда относительно права диавола
на компенсацию, однако теория его
была несколько иной: "выкуп", необходимый
для избавления человечества от рабства
диаволу, не мог ограничиваться простым
человеком, поскольку равный не может
выкупить равного и человек не может
искупить сам себя; нужно было нечто
большее, чем человек, а именно Тот,
Кто превосходит человеческую природу
- Богочеловек Христос; пролив кровь
за грехи людей, Он заплатил выкуп
одновременно диаволу и Богу.7
По словам Кирилла Иерусалимского,
Сын Божий, став искуплением за грехи
людей, избавил человечество от гнева
Божия.8
Григорий
Богослов подверг уничтожающей критике
теорию выкупа, принесенного диаволу.
Диавол не достоин никакого выкупа,-
считает Григорий: говорить о смерти
Сына Божия как жертве диаволу оскорбительно.
Но нельзя говорить и о том, что Сын
Божий принес Себя в выкуп Отцу и что
Отец мог желать смерти Своего собственного
Сына:
|
Ибо для кого
и ради кого пролита кровь, (излиянная)
за нас - великая и преславная
кровь Бога, Архиерея и Жертвы?
Мы были подчинены лукавому,
проданные (в рабство) греху
и в обмен на зло получившие
наслаждение. Если же выкуп бывает
не кому-либо другому, кроме
держащего (нас в своей власти),
то спрашиваю: кому и по какой
причине принесен этот выкуп?
Если лукавому, то - долой оскробление!
Не только от Бога, но
и самого Бога получает разбойник
в качестве выкупа, и столь безмерную
плату берет за свою тиранию,
что за такую плату справедливо
было пощадить нас. Если же Отцу,
то, во-первых, как? Ведь не
у Него были мы в плену! А во-вторых,
по какой причине кровь Единородного
будет приятна Отцу, Который
даже Исаака не принял, приносимого
его отцом, но заменил жертвоприношение,
дав овна вместо разумной жертвы?9
|
|
Семь
столетий спустя на латинском западе
возникнет теория искупления, согласно
которой смерть Христа была удовлетворением
оскорбленного правосудия Бога Отца.
Поскольку Бог справедлив, а грехопадением
человека Он был оскорблен, Его справедливость
требует сатисфакции: Сын Божий приносит
Себя в жертву Отцу и Своей кровью
умиряет разгневанного Бога.10
Эта теория будет отвергнута христианским
Востоком на поместных Соборах 1156-57
гг. в Константинополе, где восторжествует
учение о том, что искупительная жертва
Сына Божия была принесена Богу Троице:
Христос как человек приносит Себя
в жертву Богу и как Бог принимает
жертву.11
Это учение было продолжением теории
искупления Григория Богослова, который,
отвергая идею выкупа, принесенного
диаволу, а также идею удовлетворения
правосудия Отца, говорил, тем не менее,
о Христе, приносящем Самого Себя в
жертву Богу:
|
Спрашиваю,
для кого пролита кровь Бога?
Если для лукавого, то - прочь!
- кровь Христа отдана злодею!
Если же для Бога, то как? Не
другой ли владел нами?
А выкуп всегда дается владельцу.
Истинно то, что Он Сам Себя
приносит Богу,
Чтобы Самому похитить нас у
владевшего нами
И чтобы взамен падшего принят
был Христос...
Так мыслим. Но уважаем и образы.12
|
|
Как
мы видим, Григорий не отказывается
от традиционной терминологии "выкупа",
однако воспринимает ее лишь как "образ",
помогающий лучше понять таинство спасительного
подвига Богочеловека: Христос назван
"избавлением" (apolytrōsis) как
давший себя в "искупление" (lytron
- выкуп) и в очистительную жертву
за вселенную.13
Григорий также не отказывается говорить
об Отце, Который принимает жертву:
однако принимает не потому, чтобы
имел нужду в такой жертве, а из снисхождения
и ради того, чтобы человек освятился
человеческой природой воплотившегося
Бога.14
Иными словами, крестная жертва Спасителя
была нужна не Богу Отцу, но нам, и
была она следствием любви, а не гнева
Отца: "так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего единородного,
дабы всякий, верующий в Него, не погиб,
но имел жизнь вечную".15
В соответствии
с евангельским образом Христа, посланного
Отцом по любви к людям, Григорий в
своей трактовке догмата искупления
делает акцент на любви Божией, которая
была главной причиной Боговоплощения.
Единородный Сын Божий был послан Отцом
в мир для того, чтобы уврачевать поврежденную
грехом человеческую природу. Грех
вошел в жизнь человека после грехопадения:
наказанием за грех стала смерть. Но
и само это наказание было проявлением
любви Божией, и в самой смерти содержалось
скрытое благодеяние, так как она преграждала
путь к распространению греха. В течение
долгих веков Бог вразумлял человечество
различными способами, однако грех
продолжал распространяться. Тогда
понадобилось более сильное "лекарство",
которым и стало Воплощение Бога Слова:
|
О новое смешение
(ō tēs kainēs
mixeōs)! О странное растворение
(ō tēs paradoxou kraseōs)!
Существующий получает бытие
и Несозданный создается, и Невместимый
вмещается через посредство умной
души, посредничествующей между
Божеством и грубостью плоти!
Обогащающий нищает - нищает
до моей плоти, чтобы я обогатился
Его Божеством. И Полный истощается
- ибо лишается ненадолго Своей
славы, чтобы я причастился полноты
Его. Что за богатство благости?
Что это за таинство по отношению
ко мне? Я был причастен образу,
но не сохранил его; Он причащается
моей плоти, чтобы и образ спасти
и плоть сделать бессмертной.
Он вступает с нами во второе
общение, которое гораздо необычайнее
(paradoxoteran) первого, поскольку
тогда даровал нам лучшее, а
теперь принимает от нас худшее!..16
|
|
Итак,
Боговоплощение стало поворотным пунктом
в судьбе человечества: по своему значению
оно превосходит даже сотворение человека.
Из всех сотериологических теорий Григорию,
как кажется, наиболее близко учение
св. Иринея Лионского о "рекапитуляции",
согласно которому существует параллелизм
между жизнью Адама и земной жизнью
Иисуса Христа как "второго Адама",17
причем каждому событию из жизни Христа
соответствует аналогичное событие
из жизни Адама. Основная идея Иринея
заключается в том, что всякая ошибка
Адама была исправлена Христом, всякий
грех уврачеван и исцелен. Христос
прошел последовательно через все этапы
человеческой жизни для того, чтобы
на каждом этапе уврачевать грех. Благодаря
этому все человечество "соединяется
под главою Христом":18
Искупитель собирает воедино и включает
в Себя всех потомков Адама, становясь
главой нового, искупленного человечества.19
Развивая
ту же идею, Григорий говорит об искупительном
подвиге "второго Адама", Который "расплатился"
за каждый долг Адама в отдельности:
|
...Все сошлось
воедино ради всех и ради единого
праотца: душа - за (душу), ослушавшуюся
(Бога); плоть - за (плоть),
покорившуюся душе и осужденную
вместе с ней; Христос, Который
сильнее и выше греха, за Адама,
попавшего (под власть) греха.
Ради этого новое пришло на смену
ветхому и через страдание (Христа)
воззван (ко спасению) пострадавший
(Адам); и за каждый наш (долг)
воздано особо Тем, Кто превыше
нас, и человеколюбивое снисхождение
(oikonomia) к падшему через
неспослушание стало новым таинством.
Ради этого рождение и Дева,
ради этого ясли и Вифлеем: рождение
вместо сотворения, Дева вместо
женщины, Вифлеем вместо Эдема,
ясли вместо рая, малое и видимое
вместо великого и сокровенного...
Ради этого дерево вместо дерева
и руки вместо руки:
вместо дерзко простертой - мужественно
распростертые,20
вместо своевольной - пригвожденные
(ко кресту), вместо извергшей
Адама (из рая) - соединяющие
воедино концы света. Ради этого
высота за падение, желчь за
вкушение, терновый венец за
обладание злом, смерть за смерть,
тьма ради света, погребение
за возвращение в землю, и воскресение
(Христа) ради воскресения (Адама).21
|
|
Таким
образом смерть Спасителя на кресте
стала воссозданием всецелого Адама,
всего человечества. Григорий подчеркивает
универсальный характер крестной жертвы
Спасителя: Он стал "всем для всех,
чтобы спасти всех";22
принесенная Им жертва очищает не малую
часть вселенной и не на малое время,
но весь мир и навечно.23
Все человечество соединено под единой
Главой-Христом:
|
Распростерши
святое тело (соответственно)
концам света, Он собрал воедино
со всех концов
Всех смертных, соединил их в
единого человека
И положил в недрах единого Божества,
Очистив кровью Агнца всякую
нечистоту,
Преграждавшую смертным путь
от земли к небу.24
|
|
Искупительный
подвиг Спасителя имеет прямое отношение
к каждому человеку. Христос умирает
не за абстрактные массы, не за отвлеченного
и собирательного "Адама", но за всякого
человека, за каждого конкретного Адама
начиная с самого Григория. Христос,-
говорит он,- "принял образ раба, вкусил
смерть и вторично встретил жизнь,
будучи Богом, чтобы избавить меня
от рабства и от уз смерти".25
Григорий рассматривает все события,
связанные со страданиями и смертью
Христа, как имеющие непосредственное
отношение к его собственному спасению:
"Привожу тебе (на память) Христа и
Христово истощание ради нас, страдания
Бесстрастного, крест и гвозди, которыми
я разрешен от греха, и вознесение...
и образы моего спасения..."26
Боговоплощение
для Григория - величайшее таинство,
неподвластный человеческому разуму
парадокс, чудо соединения несоединимого
- Бога и человека. Спасение Адама,
происходящее в результате Боговоплощения,
есть тоже таинство:
|
Обновляются
природы, и Бог делается человеком.
Восшедший на небо небес на
востоке собственной славы
и светлости27
прославляется на западе нашей
бедности и нашего смирения,
и Сын Божий принимает то, чтобы
быть и называться сыном человеческим,
не изменяя того, чем Он был,-
ибо это неизменяемо,- но восприняв
то, чем не был,- ибо Он человеколюбив...
Ради этого несмешиваемое смешивается
- не только Бог с рождением,
ум с плотью, вневременное с
временем и неограничиваемое
с мерой, но и рождение с девством,
бесчестие с тем, что превыше
всякой чести, бесстрастное со
страданием, бессмертное с тленным.
Ибо поскольку умудрившийся во
зле (tēs kakias ho sophistēs)28
надеялся быть непобедимым, обманув
нас надеждой на обожение, то
сам обманывается препятствием
плоти (sarkos problēmati),
чтобы, приступив к Адаму, встретить
Бога. И таким образом новый
Адам спас ветхого, и разрешено
осуждение плоти, когда смерть
была умерщвлена плотью.29
|
|
В
этом тексте нельзя не узнать отголоска
теории искупления Григория Нисского,
согласно которому диавол попался на
"приманку" плоти, под которой не сумел
увидеть Бога. Григорий Богослов использует
похожий образ,30
однако, в отличие от Григория Нисского,
не развивает на его основе сотериологическую
теорию, которая пыталась бы объяснить
тайну искупления. Выкуп действительно
был принесен, диавол действительно
обманулся, человек действительно спасен
воплотившимся Богом; но дальше этих
утверждений Григорий Богослов идти
не хочет: "большее пусть почтено будет
молчанием".31
Мы опять убеждаемся в том, насколько
осторожным богословом был Григорий,
с каким благоговением подбирал он
каждое слово, когда речь шла о догматических
истинах, о "таинствах" христианской
веры, выходящих за пределы разума
и слова. Пространным рассуждениям
и теологуменам Григорий Богослов предпочитал
прославление чудес Божиих языком хвалебного
гимна, предельно лаконичным и предельно
ярким, максимально сдержанным и в
то же время вдохновенным и восторженным.
Не случайно его проза нередко звучит,
как высокая поэзия, и многие его выражения
целиком вошли в богослужебную гимнографию
Православной Церкви.
Таинство
Боговоплощения - не объект для построения
богословских теорий: оно больше подходит
для молитвенного созерцания. Искупление
человечества умершим на кресте и воскресшим
Христом есть величайшее чудо, которое
следует не столько обсуждать, сколько
воспевать:
|
Нам, чтобы
ожить, необходим был Бог воплотившийся
и умерщвленный. Мы умерли с
Ним, чтобы очиститься, с Ним
воскресли, потому что с Ним
умерли, с Ним прославились,
потому что с Ним воскресли.
Много было в то время чудес
- Бог распинаемый, солнце помрачающееся
и снова возгорающееся.., завеса
разрываемая, кровь и вода, излившиеся
из ребра.., земля колеблющаяся,
камни разрушающиеся ради Камня,
мертвецы восставшие.., знамения
при погребении и после погребения,
которые воспоет ли кто по достоинству?
Но ничто из этого не сравнимо
с таинством моего спасения!
Немногие капли крови воссозидают
весь мир.., собирая и связывая
нас воедино.32
|
|
1
Ср. Пс.73:2; Мих.6:4 и др. ^
|
2
Ср. Ис.41:14; 43:14; 47:4; 48:17;
49:26; 59:29; 63:16 (все ссылки
относятся к тексту так называемого
"Второисаии"). ^
|
3
Ср. Мф.20:28; Мр.10:45; Рим.3:24;
Гал.3:13; 4:5; Еф.1:7; 1 Тим.2:6;
Евр.9:12,15; Откр.5:9 и др. ^
|
4
Лк.23,46. ^
|
5
На Мф. 16,8 (GCS 40,498). ^
|
6
Большое Огласительное Слово
22-24. ^
|
7
Беседы на Пс.7,2 и 48,3. О выкупе,
принесенном Богу, см. также
Беседу на Пс.28,5. ^
|
8
Огласительное слово 13,2. ^
|
9
Сл.45,22; PG 36,653 = 1.675-676. ^
|
10
Изложенная теория сатисфакции
принадлежит Ансельму Кентерберийскому. ^
|
11
Соборы 1156-57 гг. были созваны
в связи с ересью Сотириха Пантевгена,
излагавшего теорию искупления
в терминологии, близкой к учению
Ансельма. Отцы Собора, в частности
св. Николай Мефонский, в своем
учении об искуплении основывались
на молитве из Литургий свв.
Василия Великого и св. Иоанна
Златоуста, обращенной ко Христу:
"Ты бо еси Приносяй и Приносимый".
См. об этом Павел (Черемухин).
Собор; Angelou. Nicholas;
Meyendorff. Christ, 197-200. ^
|
12
PG 37,470 = 2.1313-132. ^
|
13
Сл.30,20,44-46=1.442. ^
|
14
Сл.45,22; PG 36,653 = 1.676. ^
|
15
Ин.3:16. ^
|
16
Сл.38,13,28-40; SC 358,134 =
1.529. ^
|
17
Против ересей 5,16,3. ^
|
18
Ср. Еф.1:10. ^
|
19
Против ересей 3,22,3-4. ^
|
20
Т.е. вместо руки Адама, дерзко
простершейся к запретному плоду,
руки Христа, распростертые
на Кресте. ^
|
21
Сл.2,23,8-25,9; SC 247,120-122
= 1.32-33. PG 37,534-535 = 2.136-137. ^
|
22
Сл.37,1,7-8; SC 318,270 = 1.510.
Ср. 1 Кор.9:22. ^
|
23
Сл.45,13; PG 36,640 = 1.669. ^
|
24
PG 37,535 = 2.137. ^
|
25
PG 37,1355 = 2.67. ^
|
26
Сл.17,12; PG 35,980 = 1.261. ^
|
27
Ср. Пс.67:34 (по LXX). ^
|
28
Т.е. диавол. ^
|
29
Сл.39,13,8-27; SC 358,176-178
= 1.539. ^
|
30
Ср. PG 37,460 = 2.36: Христос
явился, "прикрывшись отовсюду
завесой.., ибо нужно было, чтобы
змий, почитающий себя мудрым,
приблизившись к Адаму, неожиданно
вместо него встретил Бога и
о крепость Его сокрушил свою
злобу..." ^
|
31
Сл.45,22; PG 36,653 = 1.676. ^
|
32
Сл.45,28-29; 661-664 = 1.680. ^
|
|
|
|