Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Игумен Иларион (Алфеев)

Жизнь
и учение
св. Григория Богослова


К оглавлению


Глава IV
МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

ОЧИЩЕНИЕ И ОЗАРЕНИЕ

     Для Григория тема Божественного света была не просто предметом богословского интереса: она была связана с его мистической жизнью. Подобно многим другим христианским мистикам, Григорий обладал опытом видения Божественного света. Мы уже приводили тексты, в которых Григорий говорит о своем первом соприкосновении со светом Святой Троицы, о том, как в детстве он "восходил к сияющему престолу" и как сияние Божие было у него всегда перед глазами.1 Подобным же опытом обладал его отец, Григорий Назианзин-старший. Григорий-младший, рассказывая о крещении своего отца, упоминает о том, как последнего по выходе из купели осиял свет, который видели присутствовавшие при таинстве.2 Не случайно в восприятии Григория таинство Крещения было связано в первую очередь с идеей просвещения (fōtismos) Божественным светом.
     Тема просвещения, в свою очередь, неотделима в его богословии от темы очищения-катарсиса.3 Интерес к этой теме Григорий унаследовал от античной философии, где "очищение" - одно из ключевых понятий.4 По Платону, очищение состоит в том, "чтобы как можно тщательнее отрешать душу от тела, приучать ее собираться из всех его частей, сосредотачиваться самой по себе и жить, насколько возможно.., наедине с собою, освободившись от тела, как от оков".5 Идея отрешения души от тела была, как мы увидим, близка Григорию, хотя он и не ограничивался ею в своем учении об очищении.
     Вообще необходимо отметить, что Григорий, говоря об очищении и озарении, о созерцании Божественного света и соединении с Богом, а также о других феноменах духовной и мистической жизни человека, широко пользуется языком греческой философии, в частности, неполатонической терминологией.6 В этом он близок Григорию Нисскому, для которого язык неоплатонической философии служил средством выражения мистического опыта и раскрытия сердцевинных богословских тем.7 Платоническая терминология была введена в христианское богословие Климентом и Оригеном: от Оригена эту терминологию восприняли великие Каппадокийцы. Мы не говорим здесь о тождестве мистического опыта в христианской и неоплатонической традициях: это отдельная тема, заслуживающая специальных исследований. Мы лишь обращаем внимание читателя на особенность языка Григория Богослова, наложившую яркий отпечаток на весь строй его мистического богословия.
     Развивая тему очищения-катарсиса, Григорий говорит о нем как основной характеристике "философского" образа жизни:8 "Истинная и первая мудрость", по его словам, есть "жизнь похвальная, очищенная или очищаемая для чистейшего и светлейшего Бога, Который требует от нас только одной жертвы - очищения".9 Очищение есть путь интеллектуального восхождения от плотского к духовному, от земли к Богу, от материального мрака к нематериальному свету; это платоновский путь отрешения и освобождения от тела. Очищение есть вершина философии:

 

Кто сумел с помощью разума и созерцания, отвергнув материю и это плотское облако или покрывало - не важно, как его назвать - кто смог соединиться с Богом и смешаться с абсолютно несмешиваемым светом, насколько это возможно человеческой природе, тот блажен по причине как здешнего восхождения, так и тамошнего обожения, которое дарует истинная философия и то, чтобы стать выше материальной двойственности через единство, умопредставляемое в Троице.10

 

     Чтобы понять этот текст, нужно вспомнить, что в неоплатонической философии пусть к совершенству мыслится как движение от сложности к простоте, от двойственности к единству. Плотин, в частности, утверждает, что созерцание Единого возможно только в том случае, когда человек сам станет из многого единым.11 Созерцание Единого, по Плотину, есть растворение созерцающего в Едином, слияние с ним: "...В момент созерцания исчезает всякая двойственность, и созерцающий настолько отождествляется с созерцаемым, что, собственно, не созерцает его, а сливается с ним воедино..."12 Вершиной мистического восхождения человека является, согласно Плотину, экстаз, то есть "превращение в нечто простое, прилив силы, стремление к единению, напряжение ума для слияния с тем, что желательно видеть во святилище, а в конце всего - полное успокоение".13 "Умственное созерцание" у Плотина отождествляется с видением света, изливающегося от Первоначала.14 Можно, конечно, указать на различия между плотиновским экстазом как растворением в имперсональном Едином и мистическим созерцанием Григория как встречей с персональным Божеством-Троицей; тем не менее нельзя не увидеть поразительного сходства в языке и терминологии между двумя авторами.
     По учению Григория, для созерцания чистейшего света необходимо прежде всего очищение ума:

 

Бог есть свет, и свет высочайший; и всякий другой свет есть лишь некая слабая его струя и отблеск, достигающий земли, хотя бы и казался весьма блистательным. Но видишь, что он попирает мрак наш и положил тьму покровом Своим,15 поставив ее между Собою и нами, как и Моисей в ветхозаветные времена полагал покрывало между собою и грубым Израилем,16 чтобы нелегко было омраченной природе видеть сокровенную Красоту, которой немногие достойны, чтобы легко получаемое не было с такой же легкостью отвергнуто из-за того, что столь легко приобретено, но чтобы один свет общался со Светом, всегда влекущим ввысь посредством стремления (efesews),17 и чтобы только очищенный ум приближался к Чистейшему, и чтобы одно открывалось сейчас, а другое потом, как награда за добродетель и за стремление еще здесь к тому (свету), или скорее за уподобление (Ему).18

 

     В этом тексте под "мраком" подразумевается грубость плоти, помрачающая ум и препятствующая ему возвыситься до созерцания Бога.19 Григорий унаследовал от платонической традиции идею о том, что телесная оболочка человека препятствует созерцанию. Разница между Григорием и неоплатониками заключается в том, что как мы уже отмечали, Григорию было чуждо презрительное отношение к телу как таковому и, если он говорил о теле как препятствии к духовной жизни, речь шла о падшей греховной плоти человека. У неоплатоников этого различия не было, так как не было учения о грехопадении.
     Стоит также обратить внимание на то, что в цитированном тексте Бог назван "сокровенной Красотой" и что созерцание Его описывается как общение "света" со "Светом". В этом можно опять увидеть отголосок плотиновской мистики. Плотин называет Творца абсолютной Красотой, началом и источником всякой красоты.20 Свет Того, Кто прежде и превыше всего, есть источник красоты всего существующего,- утверждает философ.21 Достигнув состояния единения, человек узревает этот верховный свет, созерцая который, он видит Бога и самого себя в Боге как простой и чистый свет.22 Таким образом, человек не только созерцает свет и соединяется с ним, но и сам превращается в свет.
     Подобно Плотину, Григорий говорит о том, как человек превращается в свет: "Насколько приближается кто-либо к Царю, настолько становится он светом".23 Человек призван "сделаться светом", то есть настолько преобразиться и очиститься, чтобы приобрести свойства Божественного света:

 

Сделаемся светом, как учеников назвал великий Свет, когда сказал: вы - свет мира.24 Сделаемся светилами в мире, содержа слово жизни,25 то есть животворную силу для других. Будем держаться за Бога, будем держаться за первый и чистейший свет. Пойдем к сиянию Его, доколе еще ноги наши не спотыкаются на горах мрачных и воинственных.26 Пока день, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, так как это дела ночи.27 Очистим всякий член, братья, освятим всякое чувство; да не будет в нас ничего несовершенного, ничего от первого рождения, не оставим ничего непросвещенного. Просветимся оком, чтобы смотреть правильно... Просветимся слухом, просветимся языком... Исцелимся в обонянии... Очистим осязание, вкус, гортань... Хорошо иметь голову очищенную... Хорошо иметь освященные и очищенные плечи... Хорошо иметь освященные руки и ноги... Есть и очищение чрева... Нахожу, что даже сердце и внутренности удостоены чести (в Писании)... А чресла? А нервы? Не оставим и их без внимания: пусть и их коснется очищение... Пренесем же себя целиком, станем разумным всесожжением, словесной жертвой... Отдадим себя целиком, чтобы и воспринять обратно целиком, потому что чисто воспринять себя - значит отдаться Богу и священнодействовать собственное спасение.28

 

     Итак, для того, чтобы сделаться светом, человек должен всецело очиститься: все его существо, включая ум, душу и тело со всеми его членами, должно очиститься, освятиться и преобразиться. На этот раз Григорий вырывается из области неоплатонической терминологии, привлекая обширный библейский материал для подтверждения своих мыслей. Вместо платонической идеи освобождения от тела он выдвигает идею очищения тела как необходимого условия для приобщения к Божественному свету.29 Не только усилие разума, но и различные действия на телесном уровне - аскетические подвиги, добрые дела, исполнение заповедей - способствуют мистическому озарению:

 

Где страх, там соблюдение заповедей, а где соблюдение заповедей, там очищение плоти - этого облака, помрачающего душу и не позволяющего ей чисто видеть Божественный луч; где же очищение, там озарение, а озарение есть исполнение желания в тех, кто стремится к самым великим, или к Самому Великому или к Тому, Что превосходит все великое.30

 

     Человек, очистивший свою плоть, получает доступ к видению Божественного "луча" и озарению Божественным светом. Однако, как подчеркивает Григорий в Слове 40-м, не всякий свет является Божественным. Как есть двоякий огонь, так есть и двоякий свет. Один свет ведет человека к Богу, другой же "обманчив, любопытен и противоположен истинному свету: он выдает себя за истинный свет, чтобы обольстить своим внешним видом". Этот свет есть тьма, выдающая себя за полдень; это ночь, которую растленные сластолюбием принимают за день. Нам же надлежит "просветиться светом знания", восходя от деятельности к созерцанию, чтобы научиться отличать истинный свет от ложного.31 Речь здесь идет о феномене, который был хорошо известен многим мистическим писателям. Еще апостол Павел говорил о том, что сатана может принимать вид ангела света,32 а последующая христианская традиция разработала учение о том, что диавол способен имитировать некоторые действия Божии, в том числе явления света.33
     Тема созерцания Божественного света нередко рассматривается Григорием в эсхатологической перспективе.34 Он подчеркивает, что в настоящей жизни до нас достигает лишь "некое слабое излияние" и "малый отблеск" великого света.35 Сияние истины здесь является "умеренным",36 и мы лишь в малой мере принимаем "один луч" единого Божества, тогда как в будущем веке люди озаряются Троицей "чище и яснее".37 Продолжая тему апостола Павла, который говорил, что "теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу",38 Григорий говорит о "тамошнем свете", достижение которого является целью христианской жизни:

 

...Да предстоишь ты великому Царю, наполняясь тамошним светом, от которого и мы приняв малую струю, насколько это может явиться в зеркалах и загадках, да обретем, наконец, сам Источник блага, чистым умом созерцая чистую Истину, и да обретем за здешние труды ради добра ту награду, которая (заключается в том), чтобы там насладиться совершеннейшим причастием и созерцанием Блага. Это и составляет цель нашего тайноводства, как возвещают об этом богословские книги и сами богословы.39

 

     Созерцание Божественного света бывает для человека опытом частичного соприкосновения с Божеством. Увидев в воде солнечный блик, нельзя думать, что видишь солнце во всей полноте,- говорит Григорий в одной из своих поэм. Один человек видит больше лучей, другой меньше; однако все люди ниже величия Божия. Бога покрывает свет, и перед Ним находится тьма. Кто рассечет тьму, тот озаряется "второй преградой высшего света"; проникнуть же сквозь обе преграды весьма нелегко.40 Тем не менее сохраняется надежда на то, что, человек, посвятивший себя духовной жизни, достигнет в будущем веке чистого созерцания Божественного света:

 

Я отдам мысль Божественному Духу, отыскивая следы
Сокровенных красот и всегда восходя к свету,
Положу в основание жизни Божественные заповеди,
Чтобы, и помощником, и спутником, и проводником
Имея Христа, с легкими надеждами вознестись отсюда,
Получить жизнь чистую и непрекращающуюся,
И видеть не слабые лишь отображения истины,
Словно в зеркале или в воде,
Но чистыми очами созерцать саму истину (atrekiēn),
В которой первое и последнее есть Троица, Божество единочестное,
Единый свет в трех равнобожественных сияниях.41

 


     1 См. раздел 1-й главы I нашей книги. ^

     2 Сл.18,13; PG 35,1001 = 1.269. ^

     3 См. Moreschini. SC 358,62-70. Ср. Špidlik. Grégoire, 75-83. ^

     4 Об "очищении" у Платона и Плотина см. Louth. Origins, 7-10; 44-47. ^

     5 Федр 67с. ^

     6 О влиянии Платона на Григория см. Gottwald. De Grigorio; Pinault. Platonisme. ^

     7 О влиянии платонизма на мистическое богословие Григория Нисского см. Daniélou. Platonisme. ^

     8 О том, что включает в себя понятие "философии" у Григория см. соответствующий раздел главы II нашей книги. ^

     9 Сл.16,1; PG 35,936 = 1.232. ^

     10 Сл.21,2,1-8; SC 270,112-114 = 1.306. См. пространный комментарий преп. Максима Исповедника на этот текст: Амбигва; PG 91,1105 C-1205 C (см. особенно 1193 C-1194 C: о переходе за пределы материальной диады). ^

     11 Энн.6,9,3. ^

     12 Энн.6,9,11. ^

     13 Энн.6,9,11. Ср. Григорий. Сл.21,1,25-26; SC 270,112 = 1.306: "(Бог) есть предел желаемого и успокоение от всякого созерцания". ^

     14 Энн.5,5,7-8. ^

     15 Ср. Пс.17:10-12 (по LXX). ^

     16 Ср. Исх.34:33. ^

     17 В философии Плотина этот термин обозначал стремление к единению с высшим Благом. ^

     18 Сл.32,15,1-13; SC 318,116 = 1.470-471. ^

     19 Ср. схолию Илии Критского в PG 36,854 CD. ^

     20 Энн.6,7,32-33. ^

     21 Энн.6,7,31. ^

     22 Энн.6,9,10. ^

     23 PG 37,446 = 2.31. ^

     24 Мф.5:14. ^

     25 Фил.2:15-16. ^

     26 Иерем.13:16. ^

     27 Рим.13:12-13. ^

     28 Сл.40,38,1-40,26; SC 358,284-292 = 1.568-570. ^

     29 Идея очищения тела не является новой: она была известна античной медицине и религии (ср. Платон. Кратил 405ab: "...Обряды очищения и очистительные жертвы, как это принято и у врачей, и у прорицателей.., имеют одну цель: чтобы человек стал чист душой и телом"). ^

     30 Сл.39,8,13-18; SC 358,164 = 1.536. ^

     31 Сл.40,37,1-17; SC 358,282-284 = 1.568. ^

     32 2 Кор.11:14. ^

     33 См. Блаженный Диадох. Слово подвижническое, 40: "Что ум наш, когда начнет в нем ощутительно действовать Божественный свет, становится весь светлым, так что сам обильно видит этот пребывающий в нем свет, в этом не следует сомневаться... Но бывает, что нечто подобное призрачно является в уме, по злому действию диавола, то как свет, то как огонь..." ^

     34 Подробнее об этом см. Mossay. Mort, 110ff. ^

     35 Сл.28,17,9-11; SC 250,136 = 1.402. ^

     36 Сл.38,11,24-25; SC 358,126 = 1.527. ^

     37 Сл.39,20,12-15; SC 358,196 = 1.544. ^

     38 1 Кор.13:12. ^

     39 Сл.7,17,13-21; SC 405,222 = 1.170. О созерцании света как цели существования души говорит Плотин в Энн.5,3,17. ^

     40 PG 37,749 = 2.196. ^

     41 PG 37,1511-1512 = 2.271. ^

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова