|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава IV
МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
3. ОБОЖЕНИЕ
В богословской
и мистической системе Григория идея обожения занимает
абсолютно центральное место: она - cantus firmus
всего корпуса его сочинений, от Слова 1-го, произнесенного
на заре его богословской деятельности, до Слова 45-го,
написанного им на закате жизни. При рассмотрении темы
обожения у Григория Богослова мы выделим три аспекта:
христологический, сотериологический и эсхатологический.
В соответствии с этим тема обожения будет сначала рассмотрена
в контексте учения Григория о Боговоплощении; затем
- в контексте его учения о спасении человека через Церковь
и таинства, через следование нормам христианской нравственности
и аскетический образ жизни; наконец, мы укажем на то,
как идея обожения повлияла на эсхатологическое видение
Григория.
ОБОЖЕНИЕ ВО ХРИСТЕ
Терминология
"обожения", используемая в сочинениях восточно-христианских
Отцов Церкви, заимствована главным образом
из греческой философской традиции, однако
само учение об обожении имеет библейское происхождение.
Представление о людях как "богах",1
учение об образе и подобии Божием в человеке,2
темы усыновления Богу,3
причастности человека Божественному естеству4
и Божественному бессмертию5
- все это легло в основу святоотеческого учения
об обожении.
Учение об обожении
человека воплотившимся Богом содержится уже
у Иринея Лионского, по словам которого Сын
Божий "сделался тем, что и мы, дабы нас сделать
тем, что и Он".6
"...Для того Слово Божие сделалось человеком
и Сын Божий - Сыном Человеческим,- говорит
Ириней,- чтобы человек, соединившись с Сыном
Божиим и получив усыновление, сделался сыном
Божиим".7
Иными словами, благодаря Боговоплощению человек
становится тем же по "усыновлению", чем Сын
Божий является по природе. Тема обожения во
Христе получила дальнейшее развитие в трудах
Климента Александрийского и Оригена. Терминология
обожения употреблялась и в среде никейцев
IV века, в частности, у Афанасия Александрийского,
которому удалось выразить учение об обожении
в еще более лаконичной форме, чем это делал
Ириней: "(Слово) вочеловечилось, чтобы мы
обожились".8
Однако именно
у Григория Богослова тема обожения становится
центральной и именно после него она станет
сердцевиной всей религиозной жизни христианского
Востока и идеей, вокруг которой будут вращаться
основные вопросы догматики, этики и мистики.9
Как отмечает ученый, "ни один христианский
богослов до Григория не употреблял термин
"обожение" (theōsis) столь часто и последовательно,
как это делал он; и в терминологическом, и
в концептуальном смысле он шел далеко впереди
своих предшественников в постоянном обращении
к теме обожения".10
Уже в его первом публичном выступлении темы
образа Божия, уподобления Христу, усыновления
Богу и обожения человека во Христе становятся
основополагающими:
|
...Отдадим Образу
сотворенное по образу, познаем свое
достоинство, почтим Первообраз, уразумеем
силу таинства11
и то, за кого Христос умер. Станем,
как Христос, ибо и Он стал, как мы:
станем богами благодаря Ему, ибо и Он
- человек ради нас. Он воспринял худшее,
чтобы дать нам лучшее; обнищал, чтобы
мы обогатились Его нищетой; принял образ
раба, чтобы мы получили свободу; снисшел,
чтобы мы вознеслись; был искушен, чтобы
мы победили; был обесславлен, чтобы
мы прославились; умер, чтобы мы были
спасены... Пусть человек все отдаст,
все принесет в дар Тому, Кто отдал себя
в выкуп и в обмен: никакой дар не сравнится
с тем, чтобы человек отдал Ему самого
себя познавшим силу таинства и сделавшегося
для Христа всем, чем Он сделался ради
нас.12
|
|
Целью
Боговоплощения,- говорит Григорий в Слове
2-м,- было "сделать (человека) богом и причастником
высшего блаженства".13
Своими страданиями Христос обожил человека,
смешав человеческий образ с небесным.14
Закваска обожения сделала человеческую плоть
"новым смешением", а ум, приняв в себя эту
закваску, "смешался с Богом, обожившись через
Божество".15
Формулы Иринея
и Афанасия возникают в сочинениях Григория
в разных модификациях: "Будучи Богом, Ты стал
человеком, смешавшись со смертными; Богом
был Ты от начала, человеком же стал впоследствии,
чтобы сделать меня богом после того, как Ты
стал человеком";16
"(Христос) сделал меня богом через Свою человеческую
(природу)";17
"(Слово) было Богом, но стало человеком, как
мы, чтобы, смешавшись с земными, соединить
с нами Бога";18
"Как человек, (Слово) ходатайствует о моем
спасении.., пока не сделает меня богом силою
Своего вочеловечения";19
"Поскольку человек не стал богом, сам Бог
стал человеком.., чтобы посредством воспринятого
воссоздать дарованное, уничтожить осуждение
всецелого греха и через Умертвившего умертвить
умертвителя".20
В "Словах о
богословии" Григорий делает существенное уточнение
к формуле Афанасия: человек становится богом
"настолько же, насколько" Бог стал человеком.21
Таким образом, устанавливается прямая связь
не только между Воплощением Бога и обожением
человека, но и той мерой, в какую Бог
стал человеком и человек становится богом.
Григорий делает это уточнение в противовес
ереси Аполлинария: если Бог не стал всецелым
человеком, то и человек не может всецело
стать богом. В одном из стихотворений, направленных
против Аполлинария, Григорий идет еще дальше
и ставит Боговоплощение в прямую зависимость
от обожения человека: "Бог настолько (стал)
человеком, насколько меня делает из человека
Богом".22
Вера в полноту человеческой природы во Христе,
таким образом, предполагает веру в обожение
всецелого человека, состоящего из ума, души
и тела; и наоборот, идея обожения предполагает
веру во Христа как полноценного человека с
умом, душой и телом.
Учение об участии
тела в обожении является одним из основных
отличий христианской идеи обожения от ее неоплатонического
двойника - идеи Плотина о стремлении человека
к тому, чтобы стать богом.23
В философии Плотина обожение тела невозможно:
материя всегда остается злой и враждебной
всему божественному.24
Григорий, напротив, утверждает, что во Христе
плоть обожена Духом: воплотившийся Бог "един
из двух противоположных - плоти и духа, из
которых один обоживает, другая обожена".25
Таким же образом и тело каждого человека,
достигшего обожения во Христе, становится
преображенным и обоженным:
|
Дорогой узкой и трудной,
через тесные
И не для многих проходимые врата, в
торжественном сопровождении
Христос приводит к Богу меня - бога,
из земли сотворенного,
А не рожденного, меня, который из смертного
стал бессмертным.
Вместе с великим образом Божиим26
Он привлекает и тело, помощника моего,
Подобно тому, как камень-магнит притягивает
черное железо.27
|
|
1
Ср. Пс.81:6; Ин.10:34. ^
|
2
Ср. Быт.1:26-27; Рим.8:29; 1 Кор.15:49;
2 Кор.3:18 и др. ^
|
3
Ср. Ин.1:12; Гал.3:26; 4:5 и др. ^
|
4
Ср. 2 Пет.1:4. ^
|
5
Ср. 1 Кор.15:53. ^
|
6
Против ересей 5 (предисл.). ^
|
7
Против ересей 4,19,1. ^
|
8
Афанасий. Слово о Воплощении
Бога Слова 54. ^
|
9
Ср. Попов. Идея обожения, 213.
Об обожении см. Gross. Divinisation;
Lot-Borodine. Déification;
Mantzaridis. Deification; Nellas.
Deification; Russell. Deification. ^
|
10
Winslow. Dynamics, 179. ^
|
11
В данном случае под "таинством" понимается
праздник Пасхи. ^
|
12
Сл.1,4,9-5,12; SC 247,76-78 = 1.18. ^
|
13
Сл.2,22,14-15; SC 247,120 = 1.32. ^
|
14
PG 37,1313 = 2.94. ^
|
15
Письмо 101 (1-е Кледонию); SC 208,56
= 2.12. ^
|
16
PG 37,971 = 2.52. ^
|
17
PG 37,762 = 2.43. ^
|
18
PG 37,471 = 2.130. ^
|
19
Сл.30,14,8-11; SC 250,256 = 1.438. ^
|
20
PG 37,465 = 2.130. ^
|
21
Сл.29,19,9-10; SC 250,218 = 1.426. Ср.
толкование преп. Маскима Исповедника:
Амбигва; PG 91,1040 A-D. ^
|
22
PG 37,471 = 2.130. ^
|
23
Энн.1,2.6: "Стремление (человека) -
не (только) быть вне греха, но и быть
богом". ^
|
24
Ср. Deck. Nature, 79. ^
|
25
Сл.45,9; PG 36,633 = 1.667. ^
|
26
Т.е. душой. ^
|
27
PG 37,1004-1005 = 2.62-63. ^
|
|
|
|