|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава V
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ
Рассмотрением
темы обожения можно было бы закончить анализ богословия и
мистицизма св. Григория.
Есть, однако, еще один пласт
в его богословском творчестве, который заслуживает отдельного
исследования: это Слова, посвященные тем, кого он счел необходимым
увековечить - древним святым, родителям, родственникам, друзьям,
врагам. У Григория был особый дар - изображать людей при помощи
слов. Он написал несколько ярких словесных портретов как своих
современников, так и святых предшествующего периода.
Мы сознательно оставили рассмотрение
этих портретов до настоящего момента, так как их значение
становится понятным только в свете всей системы богословских
взглядов Григория. Среди сочинений Григория нет простых жизнеописаний,
нет и чего-либо подобного житиям святых. Создавая образ того
или иного человека, Григорий вкладывал в него те богословские
и нравственные идеи, которые ему самому были дороги; портрет
человека становился своего рода иллюстрацией к этим идеям,
доказательством того, что они - не абстракция, но реальность,
воплощенная в жизни конкретного индивидуума. Каждый из героев
Григория - прежде всего олицетворение той или иной богословской
концепции, развитию которой подчинен весь сюжет. Афанасий,
например,- образец истинного епископа, борца за православие,
исповедника никейской веры; Кесарий - образец государственного
деятеля; Горгония - образец женщины-христианки; Ирон - образец
христианского философа. Напротив, Юлиан олицетворяет идею
отступничества и предательства, а Максим-циник являет собой
образ лже-философа. От словесной иконы (Афанасий, Киприан)
до карикатуры (Юлиан, Максим) - таков спектр портретного дарования
Григория Богослова.
В настоящей главе мы рассмотрим
похвальные, приветственные и надгробные Слова св. Григория.
Будут рассмотрены также его обличительные сочинения. Мы завершим
книгу подробным анализом Надгробного Слова Василию Великому,
в котором сконцентрированы все главные богословские и нравственные
идеи Григория Богослова.
1. СВЯТЫЕ
МАККАВЕИ
Сюжетом Слова
15-го1
стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых совершается
в Восточной Церкви 1 августа. Слово произнесено, вероятно,
1 августа 362 г.,2
когда Григорий только начинал свое священническое служение,
а у власти в Восточно-Римской империи находился император-отступник
Юлиан. За полтора месяца до этого, 17 июня 362 г., он опубликовал
свой знаменитый Эдикт об учителях, запрещавший христианским
профессорам преподавание в университетах. Возможно, Слово
15-е является прямой реакцией на начатую Юлианом кампанию
по дискредитации христианства и дискриминации христиан.
О мучениках Маккавеях говорится
в греческой Библии, а именно во 2-й Книге Маккавейской, однако
Григорию было известно и отдельное сочинение Иосифа Флавия,
посвященное Маккавеям.3
События, о которых идет речь в Книге Маккавейской и у Иосифа
Флавия, относятся к периоду гонений сирийского царя Антиоха
IV Епифана (176-164 до Р.Х.), который проводил политику интенсивной
эллинизации Иудеи, сопровождавшуюся принуждением евреев к
участию в языческих жертвоприношениях, нарушению субботы и
других "законов отеческих".4
За отказ принять язычество тысячи евреев были казнены Антиохом.
Одной из его жертв стал пожилой
книжник Елеазар со своей женой и семью детьми, которые за
отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким мучениям
и смерти.5
Сначала был умерщвлен отец, потом его семь сыновей, которых
мать увещала мужественно встретить смерть; после всех скончалась
мать. Перед лицом смерти все - и отец, и мать, и сыновья -
твердо исповедали веру в единого Бога, в загробное воздаяние
и воскресение мертвых. Так один из сыновей, умирая, говорил
исполнителю казни: "Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни,
но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни
вечной". Другой, протянув руки для отсечения, говорил: "От
неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него
надеюсь опять получить их". Еще один из сыновей говорил: "Умирающему
от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять
оживит".6
Рассказ о мучениках свидетельствует не только о мужестве иудеев,
которые были готовы умереть за свои отеческие традиции, но
и о том, что вера в воскресение мертвых была широко распространена
в еврейском народе задолго до пришествия Христа.
Начиная Слово, посвященное Маккавеям,
Григорий говорит о том, что немногие христиане чествуют этих
мучеников, так как они пострадали до Христа. По мнению Григория,
однако, все ветхозаветные праведники достигали совершенства
не иначе, как через веру во Христа:
|
...Ибо есть некое мистическое и сокровенное
учение,- весьма убедительное для меня и для многих боголюбивых
людей,- согласно которому никто из достигавших совершенства
прежде пришествия Христа не мог достичь этого без веры
во Христа. Ибо Слово, хотя явно открылось лишь в известные
последние времена, было и прежде известно тем, кто чист
разумом, как это явствует из (примера) многих, прославленных
до Христа.7
|
|
Григорий ссылается
на традиционное для восточной патристики учение о врожденном
Логосе, которому причастен весь род человеческий, в том числе
и те, кто жили до Христа.8
В соответствии с этим учением, все доброе и великое, что совершалось
в дохристианском и языческом мире, тем или иным образом причастно
Христу: ветхозаветные пророки действовали благодаря вдохновению,
полученному от Божественного Логоса; древнегреческие философы,
праведники еврейского народа - все те, кто жил "согласно Логосу",
были христианами до Христа.9
Следовательно, и Маккавеев нельзя унижать за то, что пострадали
до крестной смерти Христа: они пострадали "согласно Кресту"
(kata ton stauron), а потому и заслуживают почитания со стороны
христиан.10
В библейском рассказе о мучениках
Маккавеях одним из главных персонажей является мать, которая
не только стала свидетельницей смерти своих семи сыновей,
но и сама вдохновляла их на мученический подвиг, говоря каждому
из них: "Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала
вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак,
Творец мира, Который образовал природу человека и устроил
происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью,
так как вы теперь не щадите самих себя за его законы".11
Слова матери являют глубокую и благоговейную веру в таинство
сотворения человека единым Богом и в воскресение мертвых.
Благодаря этой вере она не пощадила ни своей жизни, ни жизни
сыновей. Григорий сравнивает ее подвиг с подвигом Авраама,
который был готов, из послушания Богу, принести в жертву своего
сына Исаака:12
|
Мать.., мужественная и благородная,
любящая и своих детей, и Бога, переносит в сердце своем
сверхъестественные страдания. Не жалеет она стадающих
детей, напротив, она боится, что они не
пострадают. Она не столько скорбит об отшедших, сколько
желает, чтобы присоединились к ним оставшиеся... О,
мужественная душа в женском теле! О, чудная и великодушная
жертва (epidōsis)! О, жертва (thysia) Авраамова
и, если не дерзко сказать - большая Авраамовой!
Ибо он одного, хотя и единородного, приносит с готовностью..,
она же посвятила Богу целый народ сыновей, превзойдя
и матерей, и священников числом жертв... Она указывала
на сосцы, напоминала о питании молоком, приводила в
пример свою седину и старость для большей убедительности
увещаний - и это не для того, чтобы спасти детей от
смерти, но чтобы побудить их к страданиям...13
|
|
Описывая смерть
Елеазара, семи сыновей и матери, Григорий влагает в уста своих
героев продолжительные речи, темой которых служит исповедание
единого Бога, готовность умереть за Него, радость от сознания
важности и спасительности мученического подвига. Речи семи
сыновей сведены Григорием в одно твердое исповедание веры,
произнесенное перед лицом мучителя:
|
Антиох и все стоящие здесь! У нас
один царь - Бог, от Которого мы получили бытие и к Которому
возвратимся... Одна у нас безопасность - в соблюдении
заповедей... Одно богатство - те (блага), на которые
надеемся; и ничто для нас не страшно, кроме того, чтобы
бояться чего-либо больше Бога... Наша родина - вышний
Иерусалим, которого никакой Антиох не возьмет в осаду
и не сможет взять... Наш храм - великолепнейшее небо,
а праздник наш - ликование ангелов. У нас одно великое
и величайшее таинство - Бог, на Которого указывают и
все здешние таинства.14
|
|
Читая эти
строки, нельзя не увидеть, что Григорий как бы проецирует
ситуацию в Иудее времен Антиоха Епифана на ситуацию в Византийской
империи времен Юлиана Отступника. И там и здесь - нечестивый
царь, который принуждает подданных отречься от веры в единого
Бога и принять язычество. И там и здесь - граждане, лояльные
своему царю во всем, кроме того, что касается веры: когда
есть выбор между царем земным и Царем небесным, они предпочитают
последнего. В Слове 15-м много тем, которые прозвучат в Словах
4-м и 5-м - обличительных на царя Юлиана.15
Описав подвиг мучеников Маккавеев,
Григорий подводит слушателя к своей главной идее: мученичество
не есть лишь пример героизма отдельного человека или группы
лиц; оно может быть вдохновляющим, очистительным и спасительным
для целого народа. За полтора столетия до Григория Ориген
писал: "Крещение исповедничества не точно ли так же служит
во спасение и очищение многим, как крещение Спасителя сделалось
очистительным средством для мира?"16
Иными словами, мученичество и исповедничество сопоставимо
с искупительным подвигом Христа. Именно на подвиге исповедников
веры и строится Церковь, именно кровью мучеников сохраняется
и возрастает истинная вера:
|
Терпению (Маккавеев) удивлялась вся
Иудея: она радовалась и торжествовала, будто сама была
увенчана. Ибо предстояла ей борьба, труднейшая из всех
видов борьбы, перед которыми когда-либо стоял город
(Иерусалим) - или видеть в тот день попрание отеческого
закона, или прославиться. Ибо (судьба) народа еврейского
находилась как бы на острие меча и зависела от подвига
(Маккавеев)... Будем подражать им - и священники, и
матери, и дети... Ибо желаю, чтобы во все времена и
при всех обстоятельствах были подвижники всякого рода
и возраста...17
|
|
Итак, судьба
целого народа при Антохе Епифане зависела от твердости каждого
человека и всего народа в соблюдении "отеческих законов":
именно благодаря таким людям, как Елеазар, его жена и сыновья,
вера была сохранена. Точно так же во времена Юлиана будущее
христианства зависело от того, насколько твердым окажется
народ и каждый отдельный христианин в исповедании веры во
Христа. Так же во времена императора-арианина Валента (164-178)
от твердости защитников никейской веры зависела судьба Церкви
- выстоит ли она под натиском арианства или, покорившись светским
властям, встанет на сторону еретиков. В этой ситуации каждый
христианин должен был найти в себе мужество стать, если понадобиться,
исповедником и мучеником - свидетелем истинной веры.
В различные эпохи, в разных
странах государство становилось враждебным Церкви, и Церковь
превращалась в общину гонимых, обездоленных и отверженных.
В такие времена от Церкви, ее руководителей и рядовых членов
требовалось особое мужество. Миллионы людей в течение всей
истории Церкви - начиная с апостолов Христа и кончая мучениками
наших дней - отдавали свою жизнь за веру, тем самым становясь
сотрудниками Христа в Его искупительном деле. Эти люди, кровью
которых сохранилась Церковь, остаются в памяти верующих, и
имена их окружены благоговейным почитанием.
Но почитания достойны и те люди,
которые, не будучи христианами, отдавали жизнь за свой народ,
за свою веру, за "законы отеческие". Многие народы в какие-то
моменты оказывались на острие меча, и судьба их часто зависела
от героев духа, которые жертвовали своей жизнью ради блага
других и вдохновляли тысячи людей на подвиг. Именно эти герои
духа, а не "народные массы", нередко становятся главной движущей
силой истории.
1
В рус. пер. 16-го. ^
|
2
Ср. Bernardi. SC 309,13. ^
|
3
"О Маккавеях, или о самовластном разуме". О мучениках
Маккавеях говорит также Ориген в Увещании к мученичеству
23-26. ^
|
4
См. 2 Мак.6:1-11. ^
|
5
Вкушение свинины было запрещено законом Моисеевым (Лев.11:7). ^
|
6
2 Мак.7:9-14. ^
|
7
Сл.16,1; PG 35,912-913 = 1.245. ^
|
8
Это учение развито, в частности, Иустином Философом
в его 1-й Апологии. Ср. раздел "Ученость и философия"
в гл. II нашей книги. ^
|
9
Ср. Иустин. Апология I,46. ^
|
10
Григорий. Сл.16,2; 913 = 1.245. ^
|
11
2 Мак.7:22-23. ^
|
12
См. Быт.22:1-13. ^
|
13
Сл.15,4; 916-917 = 1.246. ^
|
14
Сл.15,5; 920 = 1.247-248. ^
|
15
Слова 4-5 написаны после смерти Юлиана, то есть позже
Слова 15-е, если верить предположению, что последнее
произнесено 1 августа 362 г. ^
|
16
Увещание к мученичеству 30. ^
|
17
Сл.15,12; 932-933 = 1.253-254. ^
|
|
|
|