|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава V
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ
2. РОДСТВЕННИКИ
СЕСТРА
Горгония
была старшей сестрой Григория. О ее образовании
и молодости ничего не известно. Она была женой некоего
Алипия, имела детей и внуков.1
Горгония приняла Крещение незадолго до смерти, убедив
креститься и своего мужа.2
Последний ненамного пережил ее.3
Похвальное Слово Горгонии
стоит в одном ряду с сочинениями IV века, посвященными
добродетельным женщинам, такими как "Жизнь Макрины"
Григория Нисского и "Жизнь Олимпиады" Иоанна Златоуста.4
Григорий Богослов изображает свою сестру как идеальную
женщину, "образец всякого добра".5
Прежде всего, она является образцом целомудрия в
браке:
|
Она отличалась целомудрием
и настолько превзошла всех женщин своего времени,-
не говоря уже о тех, которые прославились
целомудрием в древности,- что, если существуют
два образа жизни - брак и безбрачие, из которых
одно выше и богоподобнее, но труднее и опаснее,
другое же ниже, но безопаснее, то она, избежав
неудобств того и другого, свела воедино то,
что в обоих есть лучшего, т.е. высоту (девства)
и безопасность (супружества). Она стала целомудренной
без гордости, смешав с браком благо безбрачия
и показав, что ни одно, ни другое не соединяют
нас всецело и не разделяют ни с Богом, ни
с миром.6
|
|
Одной
из добродетелей Горгонии была скромность: она не
смеялась, а лишь улыбалась, она умела подчинять
язык разуму, она не пользовалась косметикой (знакомый
мотив!).7
Другие добродетели Горгонии - благоразумие (fronēsis)
и благочестие (eusebia): она обладала проницательным
умом, давала советы родственникам и соседям, умела
хорошо говорить, но предпочитала молчать, любила
храм Божий, уважала священников и своего "наставника
в благочестии", принимала у себя в доме клириков,
была терпеливой в страданиях, милосердной к бедным,
великодушной.8
Несмотря на замужество, она вела аскетический образ
жизни: пренебрегала телом, одеждой и пищей, проводила
ночи в псалмопении, проливала слезы в молитве.9
Однажды Горгония упала
с колесницы, которая двигалась с большой скоростью:
в результате падения у нее было множество переломов
и ран. Врачи не могли ничего сделать для ее исцеления,10
молитвы близких и всех прихожан, казалось, были
бессильны. Тогда Горгония обращается за исцелением
к Самому Христу:
|
Отвергнув все прочее, она
прибегает к Врачу всех: дожидается глубокой
ночи и... припадает к жертвеннику с верой,
громким голосом зовя Того, Кого чествуют на
нем, называя Его всеми именами и вспоминая
о всех когда-либо происшедших чудесах Его...
Наконец, решается она на некую благочестивую
и прекрасную дерзость (anaischyntian), подражает
женщине, которая прикосновением к краю одежды
Христа иссушила кровотечение.11
Что же она делает? Приклонив голову к жертвеннику
с таким же воплем и столь же обильными слезами,
как та, что некогда омыла ноги Христа,12
обещает не отойти, пока не получит исцеления.
Потом, поскольку рука собрала нечто из вместообразных
честного Тела и Крови,13
она смешала это со своими слезами и, помазав
тело этим самодельным лекарством,-14
о чудо!- тотчас отходит, почувствовав исцеление
и легкость в теле, душе и разуме, получив
то, на что надеялась, в награду за надежду
и крепостью души приобретя крепость тела.15
|
|
Горгония
является примером того, как женщина, живущая в миру,
состоящая в супружестве, более того - некрещеная,
может быть истинной христианкой и "философом".16
Вся жизнь Горгонии была подготовкой к Крещению:
|
Итак, для нее готово было
благо очищения и совершенства, которое все
мы получили от Бога как общий дар и основание
второй жизни.17
Лучше сказать, вся жизнь ее была очищением
и совершенствованием; и хотя дар возрождения
получила она от Духа, безопасность этого дара
была обеспечена прежней жизнью. И дерзну сказать,
что для нее почти одной само таинство было
печатью, а не дарованием.18
|
|
Мысль
о том, что вся жизнь человека должна вести его к
Крещению, нам уже знакома: мы встречали ее, когда
рассматривали Похвальное Слово Григория своему отцу.
Впрочем, там речь шла о человеке, который жил вне
Церкви, но получил христианскую веру и Крещение
как награду за свою личную высокую нравственность.
Здесь же речь идет о женщине, которая была членом
Церкви, но, по обычаю того времени, откладывала
Крещение. Согласно Григорию, она достигла вершин
духовного совершенства, еще будучи оглашенной: Крещение
было лишь завершением того пути к обожению, по которому
она шла всю жизнь.
Григорий пережил свою
сестру и брата примерно на двадцать лет, родителей
- лет на пятнадцать. В одном из поздних стихотворений
Григорий напишет:
|
Первым стал Кесарий, общая
скорбь, потом Горгония,
Затем любезный родитель, немного позже и мать.
О, скорбная рука и горькие буквы Григория!
Напишу ведь и свою смерть - последнюю из всех.19
|
|
Между
Григорием-старшим, Нонной, Кесарием, Горгонией и
Григорием-младшим было много общего: их объединяла
преданность христианской вере, любовь к молитве,
высокая нравственность, стремление к духовному совершенству.
Все они были впоследствии причислены Восточной Церковью
к лику святых - вероятнее всего, именно из-за того,
что Григорий Богослов увековечил их в своих Похвальных
Словах. В эпитафии "На общую гробницу своей семьи"
Григорий так напишет о себе и своих родственниках:
|
Двух знаменитых Григориев,
родителя и сына,
Покрываю я, один камень: два равных светила,
Двух иереев. Другой же камень заключил благородную
Нонну с великим сыном ее Кесарием.
Так разделили они и гробы, и сыновей. Но один
путь
Был у всех - ввысь; одна любовь - к жизни
небесной!20
|
|
1
Сл.8,8,26-27; SC 405,260 = 1.179. ^
|
2
Сл.8,20,7-14; 290 = 1.187. ^
|
3
См. PG 38,22 = 2.327. ^
|
4
См. Calvet-Sebasti. SC 405,61-82. ^
|
5
Сл.8,8,31; 262 = 1.179. ^
|
6
Сл.8,8,1-12; 258-260 = 1.179. ^
|
7
Сл.8,10,1-25; 264-266 = 1.180-181. ^
|
8
Сл.8,11,1-13,1; 266-272 = 1.181-182. ^
|
9
Сл.8,13,23-14,22; 274-278 = 1.183. ^
|
10
Григорий сначала утверждает, что Горгония
"не захотела иметь другого врача, кроме Того,
Кто подверг ее (несчастью).., потому что стыдилась
взора и прикосновения мужчин" (Сл.8,15,20-22;
280 = 1.184). Однако чуть ниже он говорит,
что ей не помогало "искусство врачей, которые,
вместе и по отдельности, исследовали ее болезнь"
(Сл.8,17,7-9; 284 = 1.185). Первое утверждение
следует считать "общим местом", типичным для
житийной литературы; второе, очевидно, соответствует
происходившему на самом деле. Пример того,
как действительность приобретает иконные черты,
когда становится предметом жития или Похвального
Слова. ^
|
11
Ср. Мф.9:20-22. ^
|
12
Ср. Лк.7:37-38; Мф.26:7. ^
|
13
Термин "вместообразные" (antitypa) употреблялся
в раннехристианской Церкви для обозначения
Святых Даров. Запасные Дары для причащения
больных находились на жертвеннике. ^
|
14
Необычный способ употребления Святых Даров
не для причащения, а для помазания, возможно,
связан с тем, что во время описываемого события
Горгония была еще оглашенной и потому не могла
причащаться. Поскольку этот эпизод предшествует
рассказу о Крещении Горгонии, такое предположение
вполне оправдано. ^
|
15
Сл.8,18,3-22; 284-286 = 1.185-186. ^
|
16
Ср. упоминание "философии" и "философов" в
Сл.8,6,7; 256 = 1.178; Сл.8,13,12-13; 272
= 1.182; Сл.8,16,10-12; 282 = 1.185. ^
|
17
Т.е. жизни во Христе. ^
|
18
Сл.20,1-7; 290 = 1.186-187. ^
|
19
PG 37,1445-1446 = 2.335. ^
|
20
PG 37,1446 = 2.335. ^
|
|
|
|